13 сентября 1921 года Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф опубликовали «Манифест» Ордена воинствующих имажинистов. Этот любопытный документ красноречиво свидетельствует о том, что острая борьба в ту постреволюционную пору разворачивалась не только между сторонниками и противниками новой власти, но и между поэтами разных литературных направлений. За их словесными перепалками наблюдала вся страна.
В своем «Манифесте» Есенин и Мариенгоф выступают убежденными националистами, называя себя «верховными мастерами ордена имажинистов», «созревшими на почве родины своего языка без искусственного орошения западнических стремлений, одевавших российских поэтов то в романтические плащи Байрона и Гете, то в комедиантские тряпки мистических символов, то в ржавое железо урбанизма».
Во всех бедах отечественной литературы авторы манифеста винят по традиции Запад. Есенин и Мариенгоф «категорически отрицают всякое согласие с формальными достижениями Запада и не только не мыслят в какой-либо мере признания его гегемонии, но сами упорно готовят великое нашествие на старую культуру Европы».
Не обошлось и без указания на конкретных врагов истинной русской поэзии: «Первыми нашими врагами в отечестве являются доморощенные Верлены (Брюсов, Белый, Блок и др.), Маринетти (Хлебников, Крученых, Маяковский), Верхарнята (пролетарские поэты — имя им легион)».
И резюме: «Мы — буйные зачинатели эпохи Российской поэтической независимости. Только с нами Русское искусство вступает впервые в сознательный возраст».
#МосковскиеЗаписки