С конца XVI столетия в письменных источниках появляется слово «Мамадыш». В одном из них пишется: «…Приехал Богдан Терехова сын Онучин в 1605 году на пустошь Мамадыш, взял с собой тутошних и окольных людей. Старожильцев отделил, отмежевал от земли,.., в вотчину архимандрита Сергия с братией в монастырский оклад…» То есть этот источник свидетельствует, что в начале XVII века коренное население Мамадыша было выселено за его пределы, земли же отданы во владение православного Свияжского Богородского монастыря, где новые жильцы превратились в монастырских крестьян. А уже 3 июля 1613 года была подписана официальная грамота «Об образовании на месте старой Мамадышской пустоши монастырского села Троицкое-Мамадыш», которое входило в Казанское воеводство, а затем вошло в состав Казанской губернии как центр Мамадышского уезда. Как видим, название Троицкое появляется еще в 1613 г., но нет пока никаких сведений о наличии в самом Мамадыше какого-то православного заведения, названного во имя Живоначальной Троицы.
По указу императрицы Екатерины II «Об образовании губерний с уездами в их составе», 28 сентября 1781 года село Мамадыш возведено в ранг уездного города Казанского наместничества, а с 1796 г. – Казанской губернии. И вот по повелению митрополита Вениамина в 1781 году в Мамадыше был заложен Троицкий Кафедральный Собор. Строительство началось на Большой Казанской улице, которая уже в период строительства храма переименовывается в Троицкую, неся это название до 1918 года. Это была центральная торговая улица город, по которой торговые ряды располагались по всей улице, а каждый год с 7 по 10 июля шумели ярмарки.
Кирпичный трехпрестольный храм строился на средства прихожан. Главный престол — во имя Живоначальной Троицы. В обширной трапезной два придела — во имя Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери. Главный объем – восьмерик на четверике с большой прямоугольной апсидой, рядом встроенная в общий архитектурный ансамбль шатровая колокольня, равная по высоте главному куполу собора. Декорирован собор был в стиле барокко. В 1811 году возле Троицкого собора была возведена часовня, к ней до 1917 года был приписан источник «Святая Чаша», в н.в. приписанный к соборному храму Ксении Римляныни.
Времена борьбы с религией не обошли стороной и Троицкий храм. Священник собора Михайлов Павел Михайлович в марте 1919 года после причиненных ему истязаний был утоплен безбожниками в полынье реки Вятки. Расстрелян был и бывший священник собора Александр Миропольский. Сам собор простоял до 1933 года и был по сути стерт с лица земли. А сама улица в 1917 году получила название «Свобода», так как по этой улице проходили все манифестации. С 1918 года улица называется Советской.
По материалам: Журавский А. Жизнеописание новых мучеников Казанских. Год 1918-й. Казань, 1995.
С сайтов http://mamadysh.info/publ/34-1-0-35 и http://mamadysh-rt.ru/rss/item/11504-ona-zhe-bolshaya-kazanskaya-ona-zhe-troitskaya-ona-zhe-sovetskaya-istoriya-odnoj-ulitsy-mamadysha.
«но нет пока никаких сведений о наличии в самом Мамадыше какого-то православного заведения, названного во имя Живоначальной Троицы».
К радости автора спешу сообщить, что первое упоминание о наличии церкви в Мамадыше находится в описи Свияжского Богородицкого монастыря, которую провели в сентябре 1614 (1613) года. Согласно последней: «Да в казанском уезде на реке Вятке, на на речке на Вошме, починок на пустоше Мамадышеве, а в нем храм Живоначальные Троицы с трапезою деревяной об одном верху, крест и яблоко обито немецким железом, на трапезе колоколница деревяная, а на колоколнице бито деревяное, круг церкви и трапезы паперти деревяные, а под церковью и под трапезою подклеты. А во храму Божия милосердия образов: дейсус в тябле над царскими дверми на одинатцати цках, стоячей, на красках, образ местной Живоначальные Троицы на празелени, образ Живоначалные Троицы, пядница, на золоте, стоит на налое. А прочее церковное строение, Божие милосердие: образы, и ризы, и сосуды, и книги, и всякой обиход посылан и посылают из сей же отписи из монастыря».
Полный текст грамоты находится здесь: «Казанский край. Словарь языка памятников первой четверти XVII века» http://www.klf.kpfu.ru/kazan/1…page=550.0.