Малышенка. Церковь Сретения Господня.

Более 300 лет тому назад человек, подыскивая место для поселения, стоял на высоком берегу полноводного Вагая и хозяйским взором осматривал местность. В небольших озерах и реке есть рыба, глубокие, пугающие своей чернотой омуты годятся для постройки мельницы; кругом заливные луга, в лесу грибы, ягоды, дичь, недалеко пахотные поля. Место подходило для жизни и ведения хозяйства. И так здесь появилась деревня, которую назвали Малышкина (Малышенка, с.Малышенское).Деревня Малышкина Ишимского уезда Тобольской губернии упоминается в Переписной книге тобольского дворянина Алексея Струнина за 1710 г. В 1742 г. в селе Малышенском церковь уже была, и называлась она Николаевской, во имя святителя Николая Чудотворца. Эта церковь и построенные на ее месте в 1759 и 1762 гг. другие сгорели, так как были деревянными. Около 13 лет после этого Малышкина не имела своей церкви. Жителям приходилось посещать храм в деревне Медведевой, находящейся далеко от села, и было очень неудобно добираться.В мае 1776 г. выборные крестьяне Александр Плюхин, Ефим Смолин, Сергей и Василий Малышкины обратились с прошением о разрешении построить в Малышкиной деревянную церковь в честь Сретения Господня. Новая деревянная церковь была построена и освящена 21 мая 1777 г. Она получила название Сретенской. Возможно, и она сгорела, так как некоторые источники считают первой Сретенской церковью ту, которая была построена в 1797 г., т.е. последнюю действующую церковь XVIII века.Имеются данные о церкви, построенной в 1839 г. Эта церковь сохранилась до 1916 г. В этот год, в связи со строительством нового храма в селе Малышенском, епархиальное начальство разрешило населению деревни Шулындиной Малышенского прихода приобрести за 3000 рублей эту церковь. Дело в том, что деревянные здания в те времена были разборные – их можно было раскатывать по бревнам и перевозить в другие села, собирая там вновь.Ведомость о церкви во имя Сретения Господня Ишимского уезда Тобольской епархии в селе Малышенском за 1915 г. сообщает, что церковь (1839 г.) построена по плану и фасаду, выданному в 1834 г. Церковь деревянная, на каменном фундаменте, крыша покрыта железом. Снаружи церковь обшита тесом, а внутри оштукатурена. Вокруг церкви деревянная ограда. Церкви принадлежали здание церковно-приходской школы с квартирой для учащихся, дома для церковнослужителей, деревянная караулка, крытая железом, на каменном фундаменте, пятистенный амбар, дом для квартиры и просфорня. Церковь имела 198 десятин пахотной и сенокосной земли.В приход входили деревни: Одина, Русакова, Бесказобова, Свинина, Кармацкая, Медвежка, Мокрушина, Шулындина, Хмелевка, Михайловка, Святославка. Всего 694 двора. 2100 прихожан мужского пола и 2004 женского. К церкви было приписано 3 часовни: Мокрушенская во имя Предтечи Господня Иоанна, Шулындинская в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в д.Казанцева во имя святителя Николая и Архангела Михаила. В штате церкви было 2 священника, диакон и 2 псаломщика. В церковной библиотеке находилось 114 книг.В 1888 г. открылась церковно-приходская школа. В ней занимались 13 мальчиков и 3 девочки. На их содержание поступало от Усть-Ламенского уездного отделения Тобольского епархального училищного совета 390 рублей. Много лет в школе преподавала учительница Катаева Александра Серапионовна. «За усердное и внимательное отношение к учебно-воспитательному делу в церковно-приходской школе и ее благоустройству» А.С.Катаева получила в 1906 г. грамоту. Также в селе была школа Министерства народного просвещения (с 1878 г.), где одним из преподаваемых предметов был Закон Божий.Близлежащими к Малышенскому храму церквями были: Георгиевская в Дранковой, Вознесенская в с. Голышманово, Покровская в Аромашево, Пророко-Ильинская в Евсино, Петропавловская в Кармацкой.В начале XX века среди прихожан Малышенского прихода возникла благочестивая мысль вместо старого деревянного храма построить просторный каменный, поскольку село было многолюдным с зажиточным населением. Строительное отделение Тобольского губернского управления утвердило проект на постройку церкви в марте 1910 г. 16 августа 1910 г. «Тобольские епархиальные ведомости» сообщают, что разрешен сбор пожертвований в течение года на постройку храма в с. Малышенском. К строительству храма приступили в 1911 г. Каменная Сретенская церковь была построена в 1916 г.: величественное здание из красного кирпича 36 метров в длину и 16,8 метров в ширину. Церковь, гордость прихожан, являлась духовно-просветительским центром и главным украшением села. Жила Малышенка по деревенскому укладу: вставали рано, растили хлеб, торговали, ловили рыбу, косили сено, посещали храм, крестили детей, отмечали церковные праздники. На Сретение и Троицу в Малышенке проходили ярмарки, на которые съезжались торговцы и покупатели со всей округи.Октябрьская революция 1917 г. изменила мир. Последующее время для Церкви названо «черными днями русского Православия». По всей России после противоцерковных декретов прокатилась волна насилий и разгромов церквей. Эти мрачные события коснулись и Малышенки.В июле 1936 г. районные власти отказались регистрировать на должность настоятеля храма протоиерея И.Овчинникова. Председатель местного совета запретил священникам проводить службы. 11 мая 1937 г. вышло постановление Голышмановского райисполкома о закрытии Сретенской церкви и передаче ее под клуб. 10 марта 1938 г. безвинно расстрелян священник этого храма Федор Свинцов. В храме демонстрировали фильмы, веселилась молодежь. Верующие воспринимали это как дурной сон. Теплилась надежда, что службы в церкви возобновятся. Еще несколько лет по обычаю жители Малышенки отмечали престольный праздник Сретения Господня, принимая гостей из других деревень. В Рождество Христово и Пасху от дома к дому переходил бывший церковнослужитель Петр Иванович Баянов, поздравлял хозяев с праздником, пел тропари, кондаки и величания. Несмотря на опасность (могли арестовать), этот худенький, небольшого роста старичок нес слово Божие людям, продолжал свою службу Господу.Когда построили клуб, то церковь стали использовали как склад, сушили пшеницу и картофель. Прошло 16 лет со времени закрытия церкви. В Малышенке намечалось строительство МТМ, нужен был кирпич. И тогда власти решили разрушить церковь. 12 января 1953 г. по распоряжению Голышмановского райсовета комиссия из пяти человек, в которой было два техникастроителя, произвела осмотр здания бывшей церкви. Комиссия решила: «к дальнейшей эксплуатации здание не пригодно». В акте было отмечено, что от подошвы фундамента до купольных сводов имеются трещины до 5 см шириной, просматривается деформация стен и неравномерная осадка фундамента. На основании этого акта 1 марта появилось распоряжение Тюменского облисполкома, разрешающее произвести разборку церкви и пригодные материалы использовать на строительство. То же было подтверждено 30 декабря 1953 г.: Голышмановский райисполком разрешил «Евсинской МТС произвести разборку здания Малышенской церкви для строительства машинно-тракторной мастерской».В следующем году шли подготовительные работы: под фундамент одной половины церкви делали подкоп и подводили толстые деревянные стойки. В назначенный день на площади у церкви собрались люди. Рабочие набросали вокруг стоек дрова и подожгли их. Когда дрова, а следом и стойки сгорели, эта половина здания рухнула. И вздрогнула земля! И зарыдали небеса! А люди? Что чувствовали они, как реагировали на очередной вандализм? Они молчали. Кто плакал, но без слов – время было жесткое, шел 1954 год. Молодежь, находящаяся под влиянием яростной антирелигиозной пропаганды, была насильно отторгнута от Церкви и поэтому одобряла решение властей. Через некоторое время уронили и другую половину. Кирпич оказался непригодным для строительства: огромные каменные глыбы упорно сопротивлялись разрушению, ведь строили церковь добротно, на века.
Источник: www.ihtus.ru/072016/st11.shtml

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?