Усадьба «Заветное» расположена на 37-м км автодороги Окуловка-Крестцы, в полукилометре от деревни Малый Борок. Она была известна ещё со времён царствования Екатерины II и представляла собой тогда небольшой хутор в лесу. В середине XIX века этими местами владел некий переселенец, а в начале XX века – Н.Г. Доброва. В 1914 году Заветное купил русский инженер и архитектор Михаил Антонович Токарский (1868–1941/42), который предпринял основательную перестройку усадьбы, широко применив в художественных целях тонкостенный железобетон. Примечательно, что М. А. Токарский вошёл в историю технической мысли и как разработчик проекта электрической тяги на Николаевской железной дороге с устройством ГЭС на реке Мсте (1902 г.). Был он также автором проекта железной дороги Поддубье–Шериховичи, ведущей из Окуловки в Любытинский район (1918 г.), и др.
Приобретя имение Заветное, Михаил Антонович в короткий срок выстроил здесь 2 двухэтажных дома, 2 флигеля, оригинальную часовню, въездные ворота, плотину с водохранилищем на ручье Талец, водонапорную башню, оранжерею, баню, купальню, прачечную, беседки, кукольный домик и проч. Со временем появился и летний театр на 100 мест, в котором выступали петербургские артисты. В усадьбе имелись водопровод, электрогенератор, гидротаран для подъёма воды, паровое отопление, электроосвещение.
В те времена Заветное называли «маленьким Версалем». Главный деревянный дом, стоящий в центре регулярно-ландшафтного парка площадью 8,2 га, напоминал сказочный дворец. Внутри него находилась железобетонная водонапорная башня, служившая одновременно бельведером. К дому вела железобетонная двухмаршевая лестница, в парке стояли красивые беседки и били фонтаны. Один из них представлял собой усечённую пирамиду с кюветами в форме лепестков, был облицован мрамором и украшен скульптурами.
Въезд в имение украшала железобетонная арка с асимметричной четырёхгранной башней в два этажа, со стрельчатыми окнами и зубцами поверху. Над аркой проходила открытая галерея. Перед гостями распахивались кованые ворота, выполненные в романтическом стиле. Заветное было обнесено сетчатой ажурной оградой с высокими столбами, украшенными орнаментом и статуэтками, среди которых не имелось одинаковых.
В некотором отдалении от основного усадебного ансамбля, в лесу на насыпном холме, стояла миниатюрная романтическая часовня-усыпальница, сохранившаяся до наших дней. Как и остальные постройки, она была отлита по чертежам М.А. Токарского мастером из Вологодской губернии Андреем Ногтёвым с сыном.
Часовня состояла из двух башен: круглой и квадратной в плане, примыкавших друг к другу. Квадратная башня имела снизу 4 стрельчатых окна, а поверху – парапет с прорезями в виде бойниц (машикулей) и небольшую круглую полубашню. В круглой башне располагался вход в капеллу и на балюстраду. На уровне второго этажа, куда вела винтовая лестница, состоящая из 21 ступеньки, размещалось круглое окно. Завершали круглую башню машикули и низкий шатёр с крестом и полумесяцем.
Внутри в потолке капеллы имелся большой квадратный проём со вставным голубым стеклом, который одновременно служил надёжным полом смотровой площадки. Пол капеллы был выложен розовой и чёрной плиткой. Тонкие колонки с коринфскими капителями, переплетающиеся нервюры и дубовые листья образовывали стрельчатые ниши – по 3 на каждой стене. Отделанная под серый мрамор нижняя часть стен имела удлинённые базы колонок.
Наружные стены часовни были рустованные, окна – с плоским обрамлением, цоколь обработан под квадры серого гранита. Над входом висел родовой герб. Отлитая из тонкостенного железобетона до мельчайших деталей в лепке интерьера часовня не имела ни единого шва. Её следует рассматривать как вариант паркового павильона, рыцарский замок в миниатюре.
Известно, что при усадьбе Заветное действовала небольшая фабрика по химической переработке древесины и смолы. Здесь гнали скипидар, деготь, а в годы Первой мировой войны изготавливали фугасные и шрапнельные пробки. После февральской революции М. А. Токарский передал свою усадьбу вместе с фабрикой крестьянам соседней деревни Борок. Помимо имущества на полмиллиона в золотых рублях он раздал им ещё 300 тысяч рублей наличными.
Инженер помог крестьянам переналадить производство фабрики на выпуск новой продукции — нитяных катушек. Известно, что предприятие с перебоями проработало до пожара в 1920 году, а в 1925 году было выставлено на продажу. Воспротивившиеся этому рабочие купили остатки фабрики вскладчину за 3 тысячи рублей, после чего здесь стали выпускать более важную продукцию – древесный уголь, древесный спирт и уксуснокислый порошок.
Однако в 1936 году маленькую фабрику всё же ликвидировали и на сей раз навсегда. Остатки её оборудования переправили в Боровичи и Владимир. Главный дом усадьбы Заветное перешёл дачному тресту Новгорода, вся мебель была вывезена в Крестцы. Во время ВОВ дом М. А. Токарского ещё стоял – в нём жили солдаты. Впоследствии он был окончательно разобран.
В настоящее время помимо часовни в Заветном можно увидеть въездные кованые ворота без створок и железобетонный остов водонапорной башни, питавшей когда-то систему фонтанов. Сохранилась и двухмаршевая парковая лестница, ведущая от дома в партер, с круглой чашей фонтана посередине. Спустившись ниже, к берегу заросшего и заболоченного ручья, с трудом можно отыскать бетонные ступени купальни, а выше по ручью – железобетонную плотину с зарастающим ныне водохранилищем.
Всё же, несмотря на видимые разрушения, созданная в подражание Версалю или Петергофу усадьба Заветное и в наши дни представляет собой большую архитектурно-художественную и техническую ценность как один из редких образцов усадебного строительства из железобетона в России.
Известно, что в 1920 году имение Заветное с целью присоединения его к художественному фонду Петродворца было обследовано по линии «Главнауки», возможно, не без участия сына М. А. Токарского – известного исследователя древнеармянской архитектуры Николая Михайловича Токарского (1896–1977). К сожалению, эти материалы пока не найдены…
Усадьба М.А. Токарского «Заветное», «Страна Див: Энциклопедия Окуловского края». Авт. сост. Е.Н. Романова, Л.Э. Бриккер; Ред. М.С. Кукина, Е.Н. Туманова; Под общей ред. А.И. Белинского. – СПб.: Издательство «ДУМА», 2014 г.