Малявин Филипп Андреевич «Крестьянка, закрывающая свиткой рот» (1894)

Малявин Филипп Андреевич
«Крестьянка, закрывающая свиткой рот» (1894)
Холст, масло, 140 х 89 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Филипп Малявин происходил из бедной крестьянской среды, не имел общего образования, но обладал самобытным художественным дарованием, которое по счастливой случайности заметил в нем скульптор Беклемишев. Благодаря его участию Малявин переехал в Петербург и в 1892 году был принят вольнослушателем в Академию художеств, где в короткий срок заработал себе репутацию талантливого и многообещающего ученика. В 1894 году, когда Академия была реформирована и преподавательский состав пополнился силами ведущих передвижников, Малявин подал прошение о зачислении в мастерскую Ильи Репина. Сокурсниками Малявина в мастерской именитого живописца были Грабарь, Сомов, Браз, Кустодиев, Остроумова-Лебедева.

Педагогическая деятельность Репина порой оценивалась противоречиво. Как подытоживают исследователи, Репин был замечательным педагогом для подготовленных, но не умел руководить неуверенными, лишь нащупывающими свой путь учениками. Темпераментный и увлекающийся, он стремился заинтересовать своих подопечных искусством и сохранить художественную индивидуальность каждого.

Полотно «Крестьянка, закрывающая свиткой рот» было исполнено Малявиным у него на родине, в селе Казанки Самарской губернии, в первый год обучения у Репина. Героями его произведений часто становились родственники и соседские крестьяне. По свидетельству живших в деревне родных живописца, моделью Малявину послужила соседка Настасья Захаровна Моргачёва. По другой версии, изображенная приходилась художнику сестрой: зять Малявина вспоминал, что повторение портрета экспонировалось в Праге в 1933 году под названием «Сестра художника».

Для своей крестьянки Малявин выбирает традиционную портретную схему, представляя ее фронтально на нейтральном фоне. Однако лицо портретируемой полускрыто краем темной кацавейки, ее внешность и эмоциональное состояние лишь угадываются: спрятана ли от нас насмешливая улыбка или девушка серьезна и сосредоточенна? Акцентируется взгляд изображенной, внимание притягивает выражение ее темно-синих глаз. Уже в ранних работах заявляет о себе колористическое мастерство Малявина. Лаконичный по цвету портрет крестьянки построен на контрастах – темный силуэт модели очерчен на фоне светлой стены (или печи). Тактильно написан черный бархат верхней одежды, сложное смешение красок создает рисунок сине-зеленой цветастой юбки. С синим цветом глаз модели рифмуется синеватый отсвет ее тени в верхнем углу. Свободный открытый мазок демонстрирует искусное владение кистью.

В 1895 году вместе с другими созданными на родине работами произведение участвовало в выставках в Петербурге и Москве. Успех Малявина был впечатляющим: две картины («Крестьянская девушка с чулком», «За книгой») приобрел для своей галереи Павел Михайлович Третьяков, а имя художника с завидной регулярностью стало появляться в прессе. «В его этюде прикрывшейся свиткой девки, с совсем живыми глазами <…> так хорошо чувствуется понятная форма лица, скулы и проч., что, право, легко верится в то, что он так же сможет писать, как и Репин, а быть может (когда-нибудь), и как Веласкес», – несколько наивное сравнение современника всё же показательно в отношении тех больших ожиданий, которые связывались с молодым студентом Академии после громкого дебюта.

Нравится ли вам это произведение?

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?