Успенский собор построен в 1912 году. Трехпрестольный Успенский храм-памятник построен на месте старой Успенской церкви, свидетельницы Отечественной войны 1812 года. Церковь, построенная в 18-м веке, сильно пострадала во время сражения. Сначала ее собирались просто перестроить, но потом прежнюю церковь разобрали и начали строительство новой по новому проекту. Работы проведены под руководством архитектора Скловского. Непосредственно строительными работами руководил инженер Б.А. Савицкий.
Постройка собора началась 14 сентября 1903 года. Но постепенно идея строительства приходской церкви переросла в создание храма-памятника, посвященного 100-летнему юбилею Отечественной войны. Сбором средств ведал специальный Комитет по строительству. В 1909 году была открыта Всероссийская подписка, по губерниям было разослано 140 тысяч подписных листов. Кроме того, с разрешения епископа Калужского и Боровского Вениамина, во всех церквах Калужской епархии 24 мая 1909 года был проведен тарелочный сбор на сооружение храма-памятника в Малоярославце. К октябрю 1910 года строительство было почти закончено. Вечером 10 октября в новом храме отслужили всенощную. 2 октября с освящения собора началось торжественное празднование 100-летнего юбилея Малоярославецкого сражения. Значение построенного собора раскрыл священник А. Дмитриевский в своем обращении к прихожанам: «Воздвигнутый на крови мучеников за родину наших предков героев-воинов, сей величественный храм -есть лучший для нас памятник, потому что в нем благодарные потомки их будут постоянно сплетать венки к подножию их могил из живых молитв своих». Действует.
В 1756 г. в городе Малоярославце был построен и освящен деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм простоял 147 лет (до 1903 г.), и пережил Отечественную войну 1812 г. В 1896 г. хотели было ремонтировать храм, но в 1903 г. решили построить новый, старый к тому времени уже разобрали. В 1909 г. был объявлен сбор средств на строительство нового храма. По проекту Савицкого были пристроены трапезная и колокольня, по проекту Меньшова выполнена отделка храма. Дубовый иконостас был заказан одному из лучших московских специалистов П.А. Сизову. Он с супругой на собственные деньги изготовил кресты на купола и дал средства на их позолоту. Были подобраны и написаны иконы. К 1912 г. строительство храма было завершено и 10-11 октября того же года храм был освящен. При храме действовал церковный хор, собранный настоятелем, о.Иоанном Дмитриевским.
В 1930-е годы храм закрыли и разграбили, впоследствии приспособили под кинотеатр. На месте иконостаса установили экран, вместо паникадила повесили большую модель самолета. Во время войны в храме было зернохранилище. Прихожане закрытого храма не пали духом, и по благословению архимандрита Ильи ходатайствовали об открытии храма. В 1947 году храм был передан прихожанам.
http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt
Малоярославец — один из крупнейших городов Калужской области. Предположительно, город-крепость был основан черниговскими или рязанскими князьями для обороны своих границ в 12-14 вв. Официально принятой датой первого упоминания о городе Малоярославце считается 1402 год. В конце 15 в. город стал крупным и богатым торговым и ремесленным центром, в котором стояло 6 деревянных церквей. Среди них был и храм Успения Пресвятой Богородицы.
Дата основания храма не известна. Впервые Успенский храм упоминается в духовной грамоте верейского князя Михаила Андреевича. Есть сведения, что в конце 16 – начале 17 вв. в храме было два престола: основной Успения Богородицы и придельный мученицы Параскевы Пятницы. В «лихолетье» начала 17 века приход храма сильно пострадал, в 1702 году почти развалившийся деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы усилиями прихожан был заменен новым. В 1756 году также на средства прихожан был возведен каменный храм с основным престолом во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Иоанна Воина, который представлял собой типичную постройку в стиле городских и сельских церквей 18 столетия.
В период Отечественной войны 1812 года храм, стоявший в эпицентре боевых действий, сильно пострадал. Главы и стены его были пробиты ядрами. Алтари храма были осквернены французами. В нем была устроена конюшня генерала Гийемино, о чем свидетельствовала надпись над входом.
После войны храм был восстановлен, но 1896 году возник вопрос о его ремонте и расширении, так как Успенский приход увеличился за счет прихожан Спасской слободы, чья деревянная церковь Спаса Преображения сгорела и жители этой слободы были приписаны к Успенскому храму. Губернским архитектором А.Д. Скловским был разработан проект перестройки храма, но осуществить этот план в 19 в. так и не удалось. К 1903 году храм совсем пришел в ветхость, было принято решение полностью его разобрать и построить на этом месте новый трёхпрестольный храм по проектору того же архитектора Скловского. Разборка старой церкви и строительство новой были поручены земскому гражданскому архитектору А. Меньшову.
Работы по постройке нового храма начались 14 сентября 1903 года, к зиме 1907 года он был покрыт и вчерне готов. Но из-за недостатка средств в 1908 году работы временно прекратились. И тогда настоятель храма священник Иван Иванович Дмитриевский обратился в городское общественное управление с предложением приурочить окончание постройки к приближающейся столетней годовщине со дня Малоярославецкого сражения и помочь «в деле достройки храма, который станет новым городским памятником столетнего юбилея исторического события». Это предложение получило поддержку, и 18 марта 1909 года последовало Высочайшее соизволение на открытие в пределах империи сбора пожертвований на строительство храма-памятника, а 17 апреля подписка была официально открыта. Был создан новый комитет по строительству под председательством уездного предводителя дворянства Б.Д. Гончарова и священника И.И. Дмитриевского, принято решение несколько изменить фасад церкви, а также пристроить колокольню и трапезную. Достраивать храм было поручено губернскому инженеру Б.А. Савицкому.
Работы были почти закончены к октябрю 1912 года. Богатое внутреннее убранство храма произвело на всех большое впечатление. Высокий дубовый иконостас художественной работы был выполнен московским мастером П.А. Сизовым. Стоимость его вместе с иконами составляла около 30 тысяч рублей. Эта сумма была пожертвована московскими купцами И.Е. и А.И. Федотовыми. За счет мастера Сизова были сооружены кресты на храме, устроен престол и жертвенник в главном алтаре, позолочены ризы на иконе Богоматери «Утоли моя печали». Общая стоимость сооружения храма-памятника составила 125 тысяч рублей. Несмотря на то, что внутренние работы не были закончены, а колокольня оставалась без колоколов, 9 октября 1912 года было принято решение освятить храм и начать в нем богослужение. 10 октября 1912 года в новом храме епископом Калужским и Боровским Тихоном была отслужена всенощная, 11 октября начались торжественные празднования столетнего юбилея Малоярославецкого сражения в Отечественной войне 1812 года.
После революции 1917 года новая власть настойчиво пыталась закрыть храм, а здание приспособить под свои нужды. В марте 1929 г. храм был закрыт, 6 октября 1930 г. протоиерей Иоанн Дмитриевский тройкой ПП ОГПУ Московской области был приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей с заменой на ссылку в Казахстан на тот же срок. После закрытия с куполов Успенского храма были сброшены кресты, выломан и увезен резной дубовый иконостас; иконы, утварь и облачения расхищены. После этого он был переоборудован под Дом культуры: в трапезной части была установлена кинобудка, на месте иконостаса экран, а на оставшуюся от главного паникадила цепь прикреплена большая модель аэроплана. Потом в храме был Дом Обороны, клуб ОСОВИАХИМа, а во время Великой Отечественной войны зернохранилище.
Прихожан закрытого храма духовно окормлял архимандрит Илия, последний наместник Свято-Никольского Черноостровского монастыря. Его духовные чада ходатайствовали об открытии храма. Стараниями бывшего старосты храма Н.С. Давыдова и его двоюродного брата И.А. Давыдова, служившего юрисконсультом Верховного Совета СССР, а также других прихожан в 1948 г. храм был передан верующим. Его состояние было удручающим: стекла выбиты, стены ободраны, колокола сброшены. Первым настоятелем храма после его открытия был назначен священник Феодор Бровкин. После него долгие годы настоятелем храма был протоиерей Василий Машков. Он полностью восстановил храм как внутри, так и снаружи.
В далёком 15 веке, когда Малоярославец назывался Ярославцем, в Пречистенской слободе, утопающей в яблоневых садах, стояла небольшая деревянная церковь, которая в завещании князя верейского, белозерского и ярославецкого Михаила Андреевича названа «Пречистой».В конце 16 — начале 17 веков на этом месте стояла церковь Успения Богородицы с престолом во имя Параскевы Пятницы. В 1705 году на средства прихожан, чьи доходы выросли в связи с перемещением городского торга в район Успенской церкви, на месте прежней был построен новый деревянный храм. На смену простой и скромной церквушке в 1756 году была выстроена каменная, с двумя престолами: холодным во имя Успения Пресвятой Богородицы и тёплым во имя Иоанна Воина. Покрытая побелкой, церковь сверкала среди маленьких деревянных домиков и зелени садов.
Трагическое зрелище представлял собою Малоярославец после знаменитого сражения с армией аполеона 12/24 октября 1812 года. Пострадала и церковь — купол был пробит ядром, престолы и двери царских врат разрушены. Осквернённая французами, которые разместили в церкви свои конюшни, она после сражения была отремонтирована и заново освящена. В 1826 году вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, посетившая Малоярославец, обратила своё внимание на церковь Успения и пожертвовала некоторую сумму для её полного восстановления. К концу 19 века церковь пришла в ветхость, дала трещины, ремонта требовали алтарь, трапезная и колокольня. Храм стал тесен для прихожан, число которых увеличилось за счёт жителей Спасской слободы, чья церковь во имя Спаса Преображения сгорела во время сражения. Её решили не ремонтировать, а перестроить по проекту губернского архитектора А.Д. Скловского. В сентябре 1900 года был организован комитет из прихожан и священников, который занимался сбором, распределением средств и контролем над строительством церкви. Через 7 лет церковь была построена, однако в ней не было ни трапезной, ни колокольни, ни дверей и внутренней отделки. Для продолжения работ требовались дополнительные средства. Настоятель храма священник И.И. Дмитриевский предложил приурочить завершение постройки к празднованию 100-летнего юбилея Малоярославецкого сражения, придав храму статус храма-памятника. Это позволило организовать всероссийский сбор средств, который прошел с Высочайшего соизволения императора Николая Второго, приславшего в Малоярославец телеграмму: «…искренне радуюсь постройке храма на месте славной битвы и сердечно благодарю всех, вносящих свою лепту на созидание исторического памятника». Кроме того, был избран особый комитет по открытию памятника, почётным председателем которого стал калужский губернатор, а впоследствии сенатор А.А. Офросимов. Работы были продолжены под руководством архитектора Б.А. Савицкого.
10 октября 1912 года впервые в новом храме калужским епископом Тихоном была отслужена всенощная, 11 октября архиерейским служением совершен чин освящения храма, литургия и благодарственный молебен. Так начались в городе торжества, посвященные 100-летнему юбилею Малоярославецкого сражения. Великолепный памятник Отечественной войне 1812 года — храм Успения Пресвятой Богородицы стал главным украшением города. Пятиглавый, с высокой колокольней, он впечатляет своей грандиозностью. В архитектуре храма в стиле модерн использованы многие приёмы древнерусского злдчества — перспективные порталы с резными архивольтами, декоративные фризы в виде поребрика, аркатурных поясков, кокошников, шипцов. Они весьма гармонично сочетаются с большими витражными окнами и элементами классической архитектуры — ордером, рустом, фризом под обратную алмазную грань. Усложняет образ сочетание стилизованного пятиглавия с ложными угловыми башнями и шатровым верхом колокольни. В просторном внутреннем пространстве храма в 1912 году возвышался изящный дубовый иконостас, выполненный в стиле 17 века московским мастером П.А. Сизовым в мастерской известного палехского иконописца Сафонова. Этот иконостас получил золотую медаль на знаменитой нижегородской выставке. Храм имеет три предела — в честь Успения Пресвятой Богородицы, мученика Иоанна Воина, во имя Преображения Господня.
В 1929 году храм был закрыт для прихожан. Первоначально в здании располагался «Дом культуры и обороны», где демонстрировались кинофильмы и проводились занятия по военной подготовке горожан, с 1936 года — зерновой склад. В 1947 году церковь вновь была передана верующим. В 1987 году принята на охрану государства.
Материал из буклета, посвящённого храму
Собор Успения Пресвятой Богородицы в Малоярославце является уникальным историческим памятником архитектуры 20-го века. Он был построен в честь столетия событий войны 1812 года на месте старой Успенской церкви, которая была свидетелем этих событий, однако окончательно обветшала. Ее разобрали, в 1903 году начали строительство новой под руководством архитектора Скловского. Постепенно становилось понятным, что необходима не просто церковь, а церковь-памятник. Чтобы собрать средства, по губерниям была объявлена Всероссийская подписка, а в церквях Калужской Епархии — тарелочный сбор.В 1910 году строительство было практически закончено. Богатейшее внутреннее убранство храма производило грандиозное впечатление. Дубовый резной иконостас был выполнен талантливейшим московским мастером П. Сизовым. Им же были сооружены кресты на храме, устроен престол и позолочены ризы на иконах. Общая сумма сооружения храма составила 125 тыс. рублей.Храм был закрыт в марте 1929 года, хотя пытались это сделать Советы намного раньше. Его приспособили под кинотеатр, много имущества просто разграбили. Во время войны отдали под зернохранилище. Кресты сбросили, иконостас выломали. Возвращен Епархии в 1990-е годы. Полностью восстановлен. Прилегающая к храму территория обустроена.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/
Воздвигнутый и освящённый в 1903-1912 годах, Успенский собор сохранил до нашего времени свой первозданный облик, будучи наследником прежней каменной церкви, выстроенной в 1756 году. Это нашло своё выражение прежде всего в структуре храма, трёх его освящённых перестолах. Главный престол устроен в честь Успения Пресвятой Богородицы, боковые приделы — во имя мученика Иоанна Воина и Преображения Господня. Последний в своё время заменил прихожанам сгоревшую в битве с французами церковь Спаса Преображения.
Внешний облик храма впечатляет: нарядный и внушительный, в бело-голубых тонах он величественно высится над главной городской площадью, по соседству с монументом в память Малоярославецкого сражения 1812 года. Удивительно, но собор визуально действительно производит впечатление здания гораздо большего, нежели его реальные размеры. Этот четырёхстолпный храм представляет собой четверик, основной объём которого имеет форму и пропорции почти правильного куба. К четверику примыкает колокольня и трапезная, которая была значительно расширена, поскольку размеров прежней уже недоставало для будущего городского собора. Городское население к тому времени в уездном Малоярославце довольно возросло, соответственно увеличилось и количество прихожан Успенского храма. Архитектурное решение Успенского собора осуществлено в достаточно свободных рамках русско-византийского направления с элементами модного в период его строительства стиля модерн. Модерн в свою очередь предполагает немало оригинальных приёмов — как заимствованных, так и характерных для древнерусского зодчества. Для Успенского собора это и перспективные входные порталы с резными архивольтами, и декоративные фризы самых различных видов — от поребрика до кокошника. Они красиво обрамляют витражные окна, создают гармоничные композиции с ордерами, рустами и другими элементами архитектуры.
Интересно разработан и сам образ храма, в котором пятиглавие сочетается с шатровым верхом колокольни и ложными угловыми башенками. Собор имеет пять глав — золотую, как символ небесной славы, и четыре синих, близких колером к бирюзе, при этом украшенных звёздами, традиционно указывающими на то, что этот храм построен в честь Пресвятой Божией Матери. Главный купол собора покоится на основательном световом барабане — не случайно в древнерусской архитектурной традиции он именуется «шеей». Прорезанные высокие оконные проёмы барабана и всего здания выполнены в единой стилистике. Остальные четыре «луковичные» главки покоятся на глухих барабанах. Колокольня выстроена в классическом стиле, имеет три яруса и шатровый верх, увенчанный небольшой главкой. Ярус звона со звонницей на штангах снабжён четырьмя фигурными арками. Благодаря своим архитектурным изыскам колокольня производит впечатление богато украшенной резной статуэтки с безупречными линиями и пропорциями, что возвышается над главным храмовым зданием. В Успенском соборе кокошники самых разных размеров и форм — килевидные, полукруглые украшают стены, шатры и барабаны глав, а также оконные наличники. Одно из важнейших достоинств собора Успения Пресвятой Богородицы — практически полностью сохранённое внутреннее убранство, каким оно было в начале ХХ века. Его строгость и одновременно величие неизменно производят впечатление на посетителя, впервые ступившего за порог этого великолепного храма.
Внутреннюю отделку Успенского собора в своё время специально разрабатывал архитектор Аркадий Аркадьевич Меньшов. Пространство внутри собора расчётливо украшено столбами и лопатками подпружных арок, поддерживающих свод и купола. Оконные проёмы также имеют форму арок; они большие, длинные и, как правило, закрыты изящными решётками, сработанными из кованого металла. Окна — важнейшая деталь внутреннего интерьера этого храма в отличие, к примеру, от Успенского собора Кирилло-Белозёрского монастыря, где узкие и щелевидные оконные проёмы порождают внутри даже днём таинственный сумрак, соответствующий строгости и лаконизму монастырской архитектуры. В Успенском же соборе Малоярославца всегда светло и празднично от потоков солнечных лучей, заливающих его внутреннее пространство.
Гордостью собора является уникальный дубовый иконостас ручной работы — высокий, изящный, богатый на высокохудожественные образы. Его создателем был Пётр Алексеевич Сизов, знаменитый московский столяр и позолотчик, мастер по иконостасам, хозяин известной «Позолотной и столярной фирмы Петра Алексеевича Сизова» в Замоскворечье. В мастерской известного палехского иконописца Сафонова он изготовил иконостас для малоярославецкого храма-памятника в старинной стилистике ХVIII веков. Его мастерство было отмечено по достоинству: на самой представительной и престижной в стране Всероссийской Нижегородской выставке это уникальное творение Сизова получило золотую медаль. Отметим также, что Пётр Сизов вместе с женой изготовили кресты для куполов Успенского собора и пожертвовали деньги, необходимые для их позолоты. Ещё в период строительства храма для иконостаса тщательно подбирались иконы и писались по специальным заказам новые самыми авторитетными российскими иконописцами начала ХХ века. Одним из них был известный палехский художник-иконописец Сафонов. Не остались в стороне и меценаты. По некоторым сведениям, почти 30 тысяч рублей, в которые был оценен иконостас — пожертвовали московские купцы И.Е. и А.И. Федотовы.
К сожалению, в советское время уникальный сизовский иконостас был вывезен из Успенского собора. Также немалая часть внутреннего оформления храма была утрачена, и впоследствии всё пришлось восстанавливать. Безбожники не пощадили даже куполов — вандалы выломали из них кресты, сбросили наземь и растащили. Местные власти учредили в здании разграбленного храма учреждение с названием «Дом культуры и обороны», очень скоро преобразованное в один из многочисленных советских клубов ОСОАВИАХИМа. В бывшей трапезной установили кинобудку, вместо иконостаса повесили экран. Приспособили даже цепь от главного паникадила, важнейшего из храмовых светильников — прикрепив к ней внушительного вида модель аэроплана. Здесь показывали популярные фильмы и организовали военную подготовку гражданского населения Малоярославца на случай войны.
В 1936 году помещение бывшего Успенского храма приспособили под склад инвентаря и продовольствия. Спустя шесть лет в здании храма фильмы и кинохронику показывали уже для немецких солдат и офицеров. После войны прихожане закрытого Успенского храма под духовным водительством наместника Свято-Никольского Черноостровского монастыря архимандрита Илии продолжили борьбу за свою святыню. Поток ходатайств, просьб и требований открыть храм во властные структуры не иссякал. Главную же лепту в это благое дело внесли двоюродные братья Давыдовы — бывший староста Успенского храма и юрисконсульт Верховного Совета СССР. И знаменательное событие свершилось: 24 октября 1947 года храм Успения Пресвятой Богородицы был наконец-то возвращён верующим. В 1987 году собор был взят под охрану государством.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №228, 2017 г.
Проектов, собственно говоря, было два. По проекту калужского губернского архитектора М.Д. Скловского в 1903-1908 гг. в Малоярославце вчерне построили новый пятиглавый 4-х столпный Успенский храм, и на этом деньги иссякли. Тогда было решено приурочить его возведение к юбилею Отечественной войны 1812 г. и под этим предлогом получить разрешение на широкий сбор пожертвований. Был создан новый строительный комитет, гражданскому инженеру Болеславу Антоновичу Савицкому заказали проект шатровой колокольни в стиле уже сооруженного храма, которая соединялась бы с ним узким переходом-трапезной. Второй этап строительных работ длился с 1909 по 1912 г. За это время возвели колокольню и отделали храм внутри. После того как в 1930-х гг. Божий храм сделали «Домом обороны», в его интерьере до нас дошло: 1) пол из метлахских плит, 2) боковые двери темного дерева, очевидно, в стиле утраченного иконостаса, 3) облицовка нижней части стен и столбов плиткой малиново-красного цвета с черными полосами сверху и снизу — в память о жертвах кровопролитных боев под Малоярославцем в октябре 1812 г.