Малоярославец. Собор Казанской иконы Божией Матери.

Каменный собор построен в 1708 году (1740-х гг.) на месте пришедшего в ветхость деревянного храма Георгиевского собора бригадиром А.П. Радищевым, который позже был похоронен в южном приделе. Величественный храм, выстроенный в смешанном стиле, имел одну главу со световым барабаном. В следующем веке на средства петербургского купца Г.П. Целибеева по проекту губернского архитектора А.Д. Скловского была расширена трапезная (1884) и выстроена новая трехъярусная колокольня (1855). Собор трехпрестольный: главный престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, южный — в честь великомученика Георгия Победоносца и северный — в честь мученика Иоанна Воина. Из икон особо почитались древняя икона благоверного царевича Димитрия, написанная угличским мещанином И.И. Бурениным в 1685 году. Приход собора был обширным — кроме городских улиц и железнодорожной станции в него входили окрестные селения: Радищево (Немцово), Верховье, Анисимово (Онисимовка), Терентьево и Чернолокня (Черная Локня). При нем с 1899 года действовало церковно-приходское попечительство, которое занималось просветительской и благотворительной деятельностью.
В 1930 году собор был закрыт, в нем разместился Дом крестьянина. Здание храма было перестроено, могила его строителя А.П. Радищева утрачена, колокольня снесена, а колокола использованы на нужды индустриализации. С 1995 года по просьбам верующих епархия ходатайствует о возвращении храма для его восстановления и возобновления в нем богослужений. Но долгое время это не представлялось возможным по той причине, что в соборе размещался городской кинотеатр, причем в алтаре были устроены туалеты. К 600-летию города фасад собора был отштукатурен и окрашен, заново отстроена колокольня, установлен купол и крест, идет отделка внутренних помещений.

В Малоярославце – историческом городе России — каменный собор Казанской иконы Божией Матери был построен в 1708 году на месте деревянного храма, который пришел в ветхость. Средства на постройку дал бригадир Радищев, который впоследствии и был похоронен в южном приделе этого собора. Большой роскошный храм был выстроен в смешанном стиле, с преимуществом барокко. В 19 веке была расширена трапезная, выстроена трехъярусная колокольня. Собор имел три престола. Кроме основного, еще два – в честь Георгия Победоносца и Иоанна Воина. Главной святыней собора считалась древняя икона благоверного царевича Димитрия, написанная в средине 17 века. Приход собора был внушительным. Кроме города, в него входили окрестные поселения. Церковно-приходское попечительство занималось просветительской и благотворительной деятельностью.
В 1930 году Казанский собор закрыли, колокольню снесли, здание храма перестроили, и могила Радищева – его основателя — была утрачена. В соборе был кинотеатр, в алтаре были устроены туалеты. Вернули его верующим только в 2000-х годах. Требовалась большая перестройка и реставрация. Эти работы идут и сегодня.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/sobor-kazanskoy-ikoni-bozhiey-materi-17316.html

Один из наиболее пострадавших в ходе сражения 24 октября 1812 года — храм Казанской иконы Божией Матери, оказавшийся в самом эпицентре битвы. По воспоминаниям протоирея М.Я. Никольского, «…соборный храм, после монастыря, потерпел более других церквей, потому что главною ареною боя были монастырская площадь, Боровская улица и городская площадь, храм же находится на повороте с Боровской улицы на городскую площадь». Возведённый в 1742-1744 годы из кирпича «на том же погосте», что и пришедшая в негодность деревянная церковь Георгия Победоносца, в одну главу со световым барабаном, храм имел типичное строение восьмерика на четверике и соответствовал всем канонам барокко. Примечательно, что деньги на строительство пожертвовал дед автора знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» Афанасий Прокофьевич Радищев, здешний помещик и отставной бригадир. В 1746 году благодетель скончался и был погребён в Георгиевском приделе воздвигнутого им храма. Главный престол был посвящён Казанской иконе Божией Матери, левый придел, как и в Успенском соборе, — св. Иоанну Воину, особо почитаемому святому в этом городе воинской славы.
Со второй половины ХIХ века храм активно обустраивали, во многом благодаря петербургскому купцу Гавриилу Петровичу Целибееву, пожертвовавшему деньги на трёхъярусную колокольню в классическом стиле (1855), с красивыми чвсами работы английских мастеров. 1883-й стал годом перестройки трапезной по проекту популярного в Малоярославце архитектора М.Д. Скловского. В 1887 году над дверями и за алтарём появились иконы Святого Георгия Победоносца, Святого Иоанна Воина, Казанской иконы Божией Матери, Спаса Преображения и Вознесения Господня. В последний год уходящего ХIХ века стены храма украсились живописными копиями картин с изображениями ликов святых работы московского художника М.С. Шварёва. Подлинной святыней храма была весьма почитаемая в Малоярославце древняя икона Благоверного царевича Димитрия (1685) работы И.И. Буренина, мещанина из Углича, где и погиб отрок. Служители храма преподавали в городских школах, а его настоятель отец Николай (Кременский) издал книгу «Бой при Малоярославце» к столетию войны 1812 года. При соборе существовало церковноприходское попечительство, ведавшее вопросами благотворительности и просвещения. Советская власть закрыла и разорила здание церкви в 1930 году, устроив в нём Дом крестьянина. Помещения были перестроены, колокольню снесли, колокола пустили на переплавку; уничтожили даже могилу устроителя храма А.П. Радищева. Затем в соборе оборудовали городской кинотеатр, причём туалеты разместили в бывшем алтаре. Только в «нулевые»годы храм возвратили верующим, и началось его восстановление. Сегодня храм полностью восстановлен. При нём открыт духовно-просветительский центр с православной общеобразовательной школой и кадетским корпусом.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск № 228, 2017 г.

Храм Казанской иконы Божией Матери, возведенный в 1742-1744 г.г. из кирпича на том же месте, что и пришедшая в негодность деревянная церковь Георгия Победоносца, в одну главу со световым барабаном, храм имел типичное строение восьмерика на четверике и соответствовал всем канонам барокко.
В 1746 г. помещик Афанасий Прокофьевич Радищев скончался и был погребен в Георгиевском приделе, воздвигнутого им храма. Главный престол был посвящен Казанской иконе Божией Матери, левый придел, как и в Успенском соборе, — святому Иоанну Воину.
Храм сильно пострадал во время сражения 1812 г. В 1855 г. было закончено строительство высокой трехъярусной колокольни.
Советская власть закрыла и разорила здание церкви в 1930 г., устроив в нем Дом крестьянина. Помещения были перестроены, колокольню снесли, колокола пустили на переплавку, уничтожили даже могилу устроителя храма Радищева.
Затем в соборе оборудовали городской кинотеатр, туалеты разместили в бывшем алтаре. Только в 2002 г. храм вернули верующим, и началось его восстановление.
В 2008 г. начата реставрация собора в ходе которой изготовлен купол колокольни, восстановлены третий и четвертый ярусы колокольни. В рекордные сроки был восстановлен восьмерик и установлен большой синий купол с золотыми звездами. В 2011 г. начата капитальная реконструкция здания бывшего кинозала, пристроенного к храму. Проведены работы по реставрации стен, подоконников, откосов, укрепление кирпичной кладки, усиление фундаментов.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?