В книге «Приходы и церкви Тульской епархии» (Тула,1895) записано: «Храм построен каменным зданием на средства купца А.К.Кочетова,тульских купцов братьев Васильевых и князя Виктора Васильевича Кугушева.29 декабря 1876г.храм был освящен.Придельный алтарь по правую сторону главного,во имя ап.Архипа,освящен 6-го августа 1878г.,по левую,во имя Чудотворца Николая,освящен 8-го сентября 1879 г.Кроме того устроены два придела в трапезной части храма:с южной стороны во имя св. праведной Елисаветы,освящен 30-го июня 1885г.,с северной,во имя мученика Виктора,в честь ангела князя Кугушева,который особенно много потрудился по части благоустройства храма.Придел этот освящен 5-го июля 1889г.Церковь в селе Малое-Скуратово начало строительства 1863г. а окончание в 1876г.
В селе Малое Скуратово Чернского района находится памятник архитектуры – церковь во имя Святого благоверного князя Александра Невского. Кирпичная церковь стоит в центре села на обширной открытой площадке. Храм в селе Малое Скуратово был построен в 1876 году во имя Святого Александра Невского в ознаменование освобождения крестьян от крепостной зависимости и потому была посвящена имени Святого соименного царю-освободителю Александру II. Церковь освящена 29 декабря 1876 года. Приделы храма были посвящены апостолу Архипу, память которого отмечается 19 февраля в день освобождения крестьян и Святому Николаю Чудотворцу в память хромового праздника села Знаменское–Девочкино, к которому причислялись крестьяне до строительства своей церкви. Храм Святого Александра Невского построен на средства чернского купца А.К. Кочетова, тульских купцов братьев Васильевых и князя В.В.Кугушева. Трапезная имела два придела: с южной стороны – во имя Святой праведной Елизаветы, с северной – во имя мученика Виктора в честь ангела князя Кугушева.
Из икон храма особо почитаема была икона Александра Невского в серебряной чеканной ризе, с накладным золотом на краях работы Сазикова. Эта икона была пожертвована императрицей Марией Александровной.В интерьере сохранились фрагменты настенной живописи. Источник газета Заря, Чернь
Малое Скуратово находится на старой Московско-Киевской большой дороге в расстоянии 85 верст от Тулы, в 17 верстах от Черни и в полуторах верстах от станции Скуратово Моск.-Курской ж. д. Местность села представляет исключительно равнину, лишенную леса и реки.
Приход с. Малого Скуратова возник в 1877 г., до этого времени Скуратово существовало как сельцо, очень древнее по времени своего первоначального существования. По преданию, сельцо было поместьем Малюты Скуратова, временщика Иоанна Грозного. Ранее 30-х гг. текущего столетия владельцем этого сельца был дворянин Дмитрий Александрович Скуратов, вероятно, потомок Малюты Скуратова. У него хранились жалованные грамоты царя Иоанна Грозного, написанные золотыми буквами в виде холста, накатанные на скалках. Грамоты эти, по словам старожила Меделенкова, были уничтожены пожаром. Так как сельцо это отдано было во владение младшему сыну Малюты, то оно и стало называться Малым Скуратовым. Сохранившееся еще название Степное Скуратово объясняется степным характером занимаемой им местности. Но почему в некоторых документах село называется Ивановским, неизвестно.
До 29 декабря 1876 г. прихожане сельца Скуратова причислены были к приходам сначала к Б. Скуратову и Спасскому Ершову, а с 1845 г. к приходу села Знаменского-Девочкина.
Неудобство сноситься со своим приходским храмом, особенно в половодье, было побуждением для жителей сельца Скуратова к постройке собственного храма. 29 декабря 1876 г. приход получил свою настоящую организацию. В состав его, кроме села, входят деревни Есина и Федуловские выселки. Всех прихожан числится муж. пола 722 и жен. пола 733 души.
Приходский храм построен во имя св. Александра Невского. Храм построен в ознаменование освобождения крестьян от крепостной зависимости, а потому, он и посвящен имени святого, соименнованного царю освободителю Александру II, а приделы его посвящены именам св. апостола Архипа, память которого бывает 19 февраля, в знаменательный день освобождения крестьян, и св. Николая Чудотворца в память храмового праздника, когда прихожане причислялись еще к приходу с. Большого Скуратова.
Храм выстроен каменным зданием на средства прихожан, при особых пожертвованиях со стороны чернского купца А. К. Кочетова, тульских купцов братьев Васильковых и князя Виктора Васильевича Кугушева. 29 декабря 1876 г. храм был освящен. Придельный алтарь по правую сторону главного, во имя ап. Архипа, освящен 6 августа 1878 г., по левую сторону во имя Чудотворца Николая, освящен 8 сентября 1879 г. Кроме того, устроены два придела в трапезной части храма: с южной стороны во имя св. праведной Елизаветы освящен 30 июня 1885 г., с северной во имя мчк. Виктора, в честь ангела князя Кугушева, который особенно много потрудился по части благоустройства храма. Придел этот освящен 5 июля 1889 г. Вся стоимость храма обошлась более 54 тысяч рублей.
Из икон храма особенного внимания заслуживает икона св. Александра Невского в серебряной, чеканной ризе, с накладным золотом на краях, работы Сазикова. Икона пожертвована ко дню освящения храма Императрицею Марией Александровной.
Причт состоит из священника и псаломщика, для помещения причта имеются церковные дома. Причт пользуется процентами с 140 руб. Земли церковной 36 десятин.
В селе с 1884 г. существует церковно-приходская школа, кроме того, в 1889 г. такая же школа открыта при станции Скуратово Моск.-Курской ж. д.
П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». — Тула, 1895 г. Чернский уезд, стр. 753.
ТОРЖЕСТВО закладки ТРЕХ-ПРЕСТОЛЬНОГО ХРАМА в признательность к Высочайшей милости ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, драгоценного ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА освободителя крестьян от крепостной зависимости
Тульской губернии, Чернского уезда в сельце Малое Скуратово 16 июля (29 июля н.ст.) 1863 год ТУЛА
Редкое чувство Благодарности и любви временно-обязанных крестьян сельца Малое Скуратово, водворенных на землях владелиц: Гг. Путята и княгини Кугушевой, Тульской губернии Чернского уезда, или закладка трех-пристольного храма в признательность к Высочайшей милости Его Императорского Величества Государя Императора Александра Николаевича. Совершенная Преосвященнейшим Никадромр, Епископом Тульским и Белевским июля 16 дня 1863 года в сельце Малое Скуратово
Приступая к подробному описанию всего церемониала закладки, находим нужным прежде всего сказать несколько слов о местности. Сельцо Малое Скуратово стоит на старой большой Киевской дороге, в 80 верстах от Тулы, в 5 верстах от Кондыревской почтовой станции, и в 17 верстах своего уезда города Черни. Крестьяне оного выдворены на землях двух владелец: Гг. Софьи Львовны Путята и княгини Елизаветы Ивановны Кугушевой. По темному приданию здесь имел некогда местопребывания известный временщик Царя Иоанна Васильевича Грозного, Малюта Скуратов, от чего будто бы и произошло и название «Малое Скуратово». Крестьяне означенного сельца, преисполненные глубокими чувствами любви и благодарности к своему Монарху за дарованную им свободу и права Манифестом 19 февраля 1861 года, и не зная чем выразить оные, положили всем обществом обеих половин соорудить у себя своими трудами и на собственный счет храм во имя Александра Невского, в честь Имени драгоценного Государя Императора, с двумя пределами: 1-м во имя Святого Апостола Архиппа, празднуемого 19 февраля, т.е. в тот радостный день, в который благоугодно было Его Императорскому Величеству подписать Манифест на свободу 23-м миллионам людей, прославляющих повсюду Его бессмертное Имя; — 2-м во имя Святителя и Чудотворца Николая, на память своей любви к супругу одной из бывших их владелиц, Действительному Статскому Советнику Николаю Васильевичу Путята.
В следствии сего, прошлого 1862 года 28 мая, в тот самый день, в который праздновалось сошествия Святого Духа на Апостолов, — они всем обществом сошлись среди улицы своего селения, в числе 796-ти человек мужчин, женщин и детей, при посторонних лицах городского сословия, бывших на этот раз в деревне и вероятно привлеченных любопытством такой большой сходки народа. При этом весь народ просил своего старшину и общественных старост, что бы они от имени общества вызвали к ним на улицу для переговора управляющего имением одной из владелец г. Путята, Чернского 2 гильдии купца, Алексия Кузьмина Кочетова, что и было исполнено. При появлении Кочетова, все крестьяне, составив из себя полуциркуль, поклонились ему почтительно и объяснив свое желание, стали убедительно просить его, чтобы он принял на себя труд быть их храмостроителем и поверенным но их делам в разных предприятиях касательно церкви. Сперва он не соглашался на это по одному словесному их заявлению; потом, по неотступной их просьбе со слезами [на глазах, решился принять этот труд, сочувствуя их святому делу и благодаря за такое их доверие и расположение, но просил только все это сделать письменно. Тогда крестьяне закричали все в один голос, чтобы подали им стол с белою скатертью и когда поставили его среди улицы, то они обступили оный крутом!, и, позвав своего волостного писаря, просили его тотчас же писать мирской приговор для постройки храма и доверенность (смотри Koпию № 1-й и 2-Й в Приложснии) на ходатайство о разрешении оной, сами же между тем составили подписку на пожертвование в первый раз, кто что мог, и таким образом крестьяне обоего пола тут же подписались на 300 рублей серебром деньгами; потом сумму эту вписали в приговор, поместив в оном кроме того, что они жертвуют от себя по 5-ти тысяч кирпича с тягла, коих считается в селении 160, что составить восемьсот тысяч, на сумму 10 тысяч рублей серебром, сверх этого всю нужную пропорции известки, песку, дикого камня и прочего лесного материала, на сумму до 1-х» тысяч рублей, а всего до 15 тысяч рублей серебром, обязуясь все прочие работы исполнить натурой с большим усердием. но первому к тому их призыву. В обеспечение же духовного причта отделяют из своего душевого надела, отведенного им по уставными грамотам, указную пропорцию земли, 36 десятин, а равно и под кладбище, словом всю» постройку приняли на собственный свой счет. Бывшее тут сторонние лица (как было выше сказано), видя их ревность и усердие в благом намерении и будучи тронуты до слезь чувством такой любви и благодарности крестьяне, просили позволения принять участие в подписке, ими подписано рублей до 30 деньгами и коло кол во 100 пуд.
После этого крестьяне, желая излить чувство своей любви и благодарности к Государю Императору, так чтобы храм. сооруженный их трудами и усердием был для потомства их священным памятником полученной свободы,—просили своего уполномоченного храмостроителя представить от них чрез кого будет следовать к Его Императорскому Величеству всеподданнейше благодарственное письмо (смотри копию №3 в Прилож). чтоб просить о Высочайшем разрешении сделать им в храме особую надпись с незабвенным для них Именем Его Высочества и 19 Февраля 1861 года дня уничтожения крепостного права, как на память дарованных им правь, так и для указания будущему своему поколению того радостного дня, в который совершилось такое событие для их предков и памяти Высочайшего Имени Царя- освободителя Александра II.
Когда все это было сделано, то крестьяне уполномочили своих общественных старост расписаться за них, а старшину просили таковые бумаги засвидетельствовать в Волостном Правлении и у г. Мирового Посредника 1-го участка. Барона Александра Антоновича Дельвига, что и было исполнено, 1-го ,июля все нужный для того бумаги были переписаны набело, а 4-го числа, на основании правил Высочайшего положения, были засвидетельствованы в Волостном Правлении и у г. Посредника, который, не однократно одобрял благочестивое намерение крестьян, поощрял их усердие своим содействием и все совершенные ими на сей предмет акты удостоверил своим подписом. Почему крестьяне из любви к нему на новый 1863-й год поднесли ему при благодарном письме (смотри копию № 4-й.- в Прилож.) от целого общества свою хлеб-соль. И так, кончивши все это по единодушному согласию, временно-обязанные крестьяне с избранным ими храмостроителем, Чернским 2-й гильдии купцом Кочетовым, послали тотчас же за священником, чтобы поднять святые иконы и отслужить молебен Господу Богу, Божией Матери и Святым их угодникам: Александру Невскому, Николаю Чудотворцу и Апостолу Архиппу,— во имя коих задумали они своими трудами соорудить у себя в селении Храм Божий.
По прибытии духовенства, в полном облачении со Святыми иконами и хоругвями, началось молебствие среди улицы, где все крестьяне, от младенца на руках матери до последних дряхлых стариков, с сокрушенным сердцем стали на колена и, со следами на глазах воссылая теплые молитвы свои к Царю Царей, молились, молились и просили искренно Бога, чтобы Он, всещедрый, помог им и удостоил воздвигнуть сей Храм, в котором они, совмещая все свое чувство христианской любви и благодарности пред всемогущим Богом, Монархом—освободителем и бывшим их владельцем, желали тем самым доказать преданность свою Престолу и отечеству, которая сохранилась бы навечно в этом священном памятнике. По окончании молитвы, подходя под крест, молившееся были окропляемы святою водою и с полной верой в Бога, любовью к Царю и надеждой на Правительство, разошлись по домам. — Таким образом совершилось начало благого их намерения в добром деле.
Еще прежде сего крестьяне обеих половин посылали к своим владельцам прошения о согласии на предпринимаемое сооружение и на выкуп части земли указной пропорции, 36 десятин, из отведенного крестьянам по уставным грамотам душевого надела прежде выкупа всей причитающейся им земли, которой они желают дать для обеспечения духовного причта. На таковое прошение Николай Васильевич Путята, письмом ко всему обществу крестьян, отвечал, что владелица, супруга его согласна на предоставление им теперь же выкупа причитающихся с её части 18 десятин земли, одобрил их благое предприятие благодарил за добрую их память о нем при этом случае. Bместе с сим, по ходатайству же крестьян, написал к Преосвященному Никандру Епископу Тульскому и Белевскому об архипастырском благословении его на богоугодное их дело.
По получении такового удовлетворительного ответа, крестьяне тот час же послали за священником и, собравши весь народ среди улицы, служили молебен с коленопреклонением о здравии бывшего их владельца и всего его семейства, а к нему послали благодарственное письмо. За тем крестьяне другой владелицы княгини Е.И. Кугушевой обязались впредь до выкупа ими всего душевого надела, вместо отвода 18 десятин, платить духовному причту, соразмерно этому количеству, нужное жалованье, на что составив мирской приговор, препроводили оный чрез г. Мирового Посредника в Губернское по крестьянским делам Присутствие.
Первого же Декабря прошлого 1862 года приготовив лошадей своему поверенному, избранному ими храмостроителем, пригласили священника отслужить путевой молебен, дабы Господь Бог внушил ему, как приступить к сему священному Делу. Напутствуя его таким образом из глубины души своей сердечною молитвою простолюдина, отправили его в губернский город Тулу для составления там с архитектором плана трех -престольной церкви и с тем именно, чтобы можно было в оной поместить училище для обучения их малолетних, желая назвать оное Александровским сельским приютом крестьянских детей в честь имени Его Императорского Величества, а также для подачи прошений в Губернское по крестьянским делам Присутствие и к Епархиальному начальству. План согласно желанию крестьян быль составлен архитектором Тульской Казенной Палаты Арсением Павловичем Пирковским, который, узнавши о таком, пылком усердии горсти временно-обязанных, крестьян сельца Малого Скуратова, согласился составить оный и принять под свое наблюдение всю постройку церкви с чертежами к ней 3-х иконостасов, всего за 50 рублей серебром, ни сколько не поставляя себе за труд бить в их селении, лишь бы только оказать им в том свое содействие и готовность быть для них полезным; крестьяне за такое доброе к ним сочувствие усердно его благодарили.
Прошения же в предпринятой ими цели 3 того же Декабря все были приняты с полным вниманием правительствующих лиц, как в Губернском Присутствии по крестьянским делам (где даже члены оного, желая сочувствовать крестьянам в развитии благой их мысли, обещали пожертвовать в храм от себя местные иконы и сосуды. Вследствие чего, поверенным их от 21 Декабря 1862 г. и было послано к одному из членов но Черненому уезду, Федору Павловичу г. Свечину, от имени общества благодарственное письмо (смотри копию №6 в Прилож.); так же Преосвященнейшим Никандром, Епископом Тульским и Белевским было принято (см. копию №7. Прилож.) c, живым участиeм, который не замедлил распоряжением своей власти Архипастыря подписать в 9 день Апреля 1863 года план и храмозданную грамоту (см. копию № 8 в Прилож.), выдав таковую с своим благословением и желанием успеха, под расписку уполномоченному от них храмостроителю.
По получении оных крестьяне, не зная тем более выразить свою радость о разрешении просимого ими, собрали тотчас своих жен и всех детей малюток, чтобы вместе с ними возвести молитвы свои к престолу Всевышнего и чтоб за такую снизпосланную им от Него милость сделать крестный ход и отслужить благодарный молебен: послали к священно – церковно — служителям за иконами, и при первом лишь появлении хоругвей, как знамени Всемогущего, все толпою бросились бежать на встречу Святых икон, и при пении притом «Милосердия двери отвези…» взошли с оными в селение; несмотря на бывший в этот день сильный дождь, все до единого били на улице, где началось пение молебна с коленопреклонением и освящение воды: при погружении же креста, когда запели тропарь: «Спаси Господи люди Твоя…», весь народ, делая земные поклоны, молился со слезами, которые в это же время с лица их омывал тихий дождь, как бы нарочно давая им чувствовать, что Бог омывает их, для новой свободной жизни; когда же запели песнь: -«Тебе Бога хвалим…», то все небо, как бы внимая сему величию и усердной молитве измокнувших детей, вдруг очистилось от тучи и солнце осветило место моления правоверующих, согревая своими лучами весь народ, за теплую их молитву к Творцу вселенной и тем самым как бы просвещая мрак неведение их простой души, в короткое время осушило всех и все.
Тогда священник взяв храмозданную грамоту, поднявши вверх для видимости всех предстоящих и молящихся, начал читать оную так громко и четко, что каждое слово внятно доходило до ушей мирных поселян; при семь чтении все стали на колена и молились, прославляя Бога и своего Царя Покровителя, а многие из них не могли удержать порыва своих чувств, плакали навзрыд как дети. Вот все, чему в этот раз были многие свидетели из посторонних лиц других сословий!—Это било 12 го Апреля 1863 года.
На другой день после молитвы, крестьяне, желая, чтобы нынешним же летом учинить и закладку храма, приступили к избранному ими храмостроителю и просили его сделать все нужные для оной приготовления и распорядиться их работами. Получивши приказание, они как муравьи принялись отрывать песок и камень; везде пошел шум, везде говор, везде кипела работа, и как море в бурное время бросает на берег своими волнами все то, что имеет на дне, так точно народ выбрасывал из земли материалы, которые час от часу]в глазах всех, проходящих и проезжающих, росли все более и более. Работающие делали все с неимоверным успехом и быстротою. Поставили кирпичный сарай, в 120 аршин длины, 12 ширины и в 7 вышиною, обрешетили оный и покрыли соломой в двое суток. Вырыли яму, для получения песку, в 12 аршин квадрата и 5 аршин глубины в один день, из коей достали оного и вывезли в течении недели 13000 чет., что приходилось им на 160 тягол по 12чет. в день на каждое. За всем тем строго исполняли все господские работы по урочному положению, и где только шло дело о церкви, они старались всеми силами. Это редкий был пример того трудолюбия и усердия, заботы и ревности, с коими они стремились созидать храм в память своей свободы. Такое их старание выше всякой похвалы. Тем более, что когда назначались господские рабочие дни, то они днем исполнили работу господскую, а ночью возили камень для бута церкви, которого приготовили таким образом более 80 кубических саженей. Уступленное же им для храма одной из владелиц каменное строение, в 35 аршин длины, 18 ширины и 4 аршина вышиною, они разобрали в один день, а на другой, по окладу 750 кирпичей на тягло, поставили к церкви 125 тысяч. Одним еловом все работы, какие только были им указаны их храмостроителем, исполняли без всякого ропота, с большим усердием, рачением и самодовольством, стараясь друг перед другом выполнить более чем было им назначено. С ранней зари до восхода солнца, они работали кирпич, а с рассветом дня занимались полевой работою, тогда как жены их, в этот промежуток, изготовляли для них глину и стаскивали на место сделанный их мужьями кирпич, не чувствуя в себе никакой усталости, ни утраты сил в здоровье; напротив того с радостным духом исполняли работы, приписывая чуду, удивлялись сами себе и называли все это веселым трудом.
Видя таким образом везде и во всем успех в своих предприятиях, и даже в том. что Правительство озаботилось ускорить временем по их прошениям, которые были поданы 3 декабря 1862 г., а 9 апреля 1863 года получились все акты для постройки храма, так что не прошло более 4-хъ месяцев, как крестьяне были уже удовлетворены в сердечном их желании; кроме одною только, что они просили место для церкви на большой старой Киевской дороге, но Строительною Коммисией не было на это разрешения, а предписано было чрез Чернский Земский Суд объявить крестьянами избрать другое удобное место, от чего они пришли было в недоумение, горько сожалея о том, что не имели у себя другого удобного места отделить под церковь. Но и тут особым Божиим Пpoмыслом было суждено пожертвовать им на этот предмет земли их храмостроителем, Чернским 2 гильдии купцом Кочетовым, из своих собственных купленных им около 16 десятин столько, сколько потребуется из оных по плану. Таким образом обрадованные крестьяне этим случаем остались довольны и в течении весеннего времени, 3-хъ месяцев, они приготовили к закладке материалу 250 тысяч кирпича, 500 четвертей известки, 30 тысяч четвертей песку. 140 сажень дров и по сделанному ими 22 мая 1863г. свидетельству в поручительстве 89 домохозяев в платеже за своего храмостроителя, при покупке им в кредит материалов для церкви, заказали, из купленного таким образом железа, 21 решетку для церковных окон, каждую в 8 пуд, из коих уже 9 были готовы к самой закладке, а в настоящее время готовы и остальные. Прежде же сего 15 апреля 1863 г. послано было от них в Губернское по крестьянским делам Присутствие объявление, (см. коп. №10-й в Прилож.), коим они просили всех членов из любви к Государю, осчастливить их своим посещением и быть при закладке храма, на которое и получили чрез г. Мирового Посредника ответь, что члены, по случаю нужных занятий и скопившихся дел, быть не могут, а за приглашения крестьян благодарят. После чего их поверенным, по неоднократному их словесному приглашению подано было 1-го июня от крестьян прошение (см. коп. № 11-й в Прилож) к Преосвященнейшему Владыке, в коем они просили его Преосвященство, удостоить их тою милостью, чтобы он первый положил камень того основания или фундамента, на котором они желали воздвигнуть храм, на память своей свободы из любви и благодарности к своему Монарху и владельцу, на что Архипастырь с удовольствием дал непреложное обещание и сделал распоряжение, чтобы за неделю вперед дать знать обществу о своем прибытии.
Получивши такое благоволение, крестьяне, при полной надежде на слово Архипастыря, тот час же заказали Тульскому резчику печатей Федорову металлическую доску, мерою в полулист бумаги, чтобы на оной вырезать следующие слова: «На сем месте, во имя Святого Благоверного и Великого Князя Александра Невского воздвигнуть храм в честь Высочайшего имени Государя Императора Александра II, усердием и трудами временно-обязанных крестьян, Чернского уезда, сельца Малого Скуратова, с двумя приделами: во имя Святого Апостола Архиппа и Святителя и Чудотворца Николая. Заложен Его Преосвященством, Преосвященнейшим Никандром Епископом Тульским и Белевским, в присутствии Чернского Уездного Предводителя Дворянства Павла Алексеевича Чижова и Гг. Мировых Посредников, при избранном ими от общества храмостроитель. Чернском купце Алексее Кочетове и душ крестьян всего селения, при стечении народа разных лиц и звания, Июля 16 дня 1863 г. «Каковая доска на случай памяти самой местности сей церкви заложена была под настоящим Престол храма. После чего все крестьяне собрались на улицу, где избрав между собой, из своего старшины, 2-хь общественных старость и 6-ти человек уполномоченных, депутацию, отправили оную) 23-го 1юля, при письме от общества и по Русскому обычаю с хлебомъ-солью, на Мировой Съезд, к своему Чернскому Уездному Предводителю Дворянства Павлу Алексеевичу Чижову. чтобы покорнейше просить его, осчастливить их своим посещением—быть при закладке и чтобы он, как попечитель крестьян, положил первый камень в залог их преданности к Монарху, и с оною же—письмо к своему Мировому Посреднику, как непосредственному их Начальнику, в котором просили, чтобы он вместе с собою пригласил на закладку и всех других Мировых Посредников, обещая о времени дать всем знать особо.
Получивши благодарный отзыв и согласие, депутация возвратилась домой; после того крестьяне просили своего поверенного отпечатать им 160 пригласительных билетов для известных им лиц, Г.г помощников и купцов и 60 билетов для Волостных старшин своего уезда, чтобы пригласить оных на закладку храма и обеденный стол. На каковой предмет составили между собою сбор разной провизии, чтобы угостить всех своих посетителей,—хотя не пышным, но скромным и вкусным обедом. Так они понимали принять своих гостей! За тем приготовив место для разбивки но плану церкви, которое согласно чертежу архитектора Пирковского было обрисовано и канавы были им назначены в 2 аршина ширины и 3 аршина глубиною, по измерению коих в общей сложности оказалось 93 сажени. Когда все было приготовлено для работы, то крестьяне на другой день утром, при восходе солнца, сошлись все на это место и каждый с своим осмейством стал отдельно; тогда все 160 тягол прежде всего, по долгу чад Православной веры Христианской, помолившись Богу на все 4 стороны, поклонились друг, другу, разделили канавы но 1-3/4 аршин, на тягло с семейством и принялись копать. Это была умилительная картина, подобную которой редко где можно было бы встретить. Какой у всех был восторг! Какая была радость! С какою быстротою дети их таскали шляпами, фартуками и кузовками землю на показанное их меcтo. Женщины, как пчелы во время хорошей взятки, носили оную на носилках, а мужья их, как кроты копались в канавах, представляя собою кучу растроганных муравьев: везде кипела работа, и живой механизм действовал знэргически, земля летела на все стороны и лишь только пар усердного их пота, составляя собою маленький туман, подымался на воздух, представляя глазам каждого здравомыслящего человека великолепное зрелище.
Так незаметно продолжалась работа трудолюбивых крестьян. То весь народ стоял на поверхности; то скрывался в половину; то были видны одни головы и, шевелясь по канавам, представляли какое-то очарование, после чего как бы привидения исчезали все, лишь только слышен был гул их разговора между собою, и видно было, как с быстротою молнии кидалась на верх земля. На все это нельзя было смотреть равнодушно, без особого чувства, и по неволи, положа руку на сердце, говорилось: «пошли им, Господи здоровье и помоги им в их труде.
Не прошло более двух часов, как все уже крестьяне выходили из вырытых ими канав, снявши шапки, крестились и, рукавом мокрой рубашки утирались лица пот, шли к своему вкусному от трудов обеду.
После обеда отдохнут, немного, отправились ставить маленькую часовню близь того места, где назначена церковь. Водрузив кpecт на часовне, украсили оную тремя иконами тех Святых угодников, во имя коих приступают к сооружению храма и в верху сделали надпись следующего содержания:
«Отче наш! иже еси на небесех, призри с высоты и виждь усердие недостойных раб Твоих, и не забуди убогих Твоих до конца. Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородица, надеющиеся на Та да непогибнем».
Православные христиане! кто любит Бога и чтит Царя, тот верно не откажет в своем пожертвовании на благолепие вновь созидаемой трехъ-престольной церкви, во имя Святого Благоверного и Великого князя Александра Невского. И в честь Высочайшего Имени драгоценного Государя Нашего Императора Александра Николаевича, на память дарованных от Него прав 19 Февраля 1801 г.,—воздвигаемой трудами сельского общества временно-обязанных крестьян сельца Малого Скуратова из благодарности к своему Монарху. Господи! услыши молитву трудящихся и жертвующих и удостой, Сердцеведце, каждого принести лепту свою Teбе и храму Святому Твоему.
Дающая рука да неоскудевает. Писано бо есть: доброхотного дателя любить Бог.
По делании часовни, крестьяне готовили лошадей для Архипастыря и сами каждый день посылали на почту узнавать,— нет-ли от него какого — либо известия. Наконец, Бог услышал молитву добрых поселян и Преосвященный Владыка, будучи проникнут духом их усердия, не желая отягощать их присылкою лошадей, отправился из Тулы прямо по епархии и, 13 числа прошлого июля 1863 г. в час по полудни, прибыл в село Селезнев Колодезь, где становясь ночлегом, дал знать о том в сельцо Малое Скуратове избранному от них храмостроителю, который о приезде Святителя в соседнее село и известил крестьян, передав им, что закладка назначена 16 числа и что завтрашний день нужно будет послать за Преосвященным, его ризницею и певчими 5 троек лошадей. Тогда все крестьяне бросились метать жеребей между собою, кому только выдет счастье ехать за Преосвященным, находившимся от них в 8 верстах.
К этому же времени на счастье крестьян, верных своему долгу и чести, прислана была, от 3 июня 1863 г. за № 285, благодарность к ним Его Величества Государя Императора (см. копию № 12 в Прилож.), с разрешением по их желанию сделать в храм особую надпись; бумага эта до самого дня закладки находилась у г. Мирового Посредника.
На другой день, в Воскресенье, 14 числа рано по утру» весь народ был уж на ногах, непомня семь себя от радости; суетилось, все бегало, везде разметали улицу, везде у каждого дома посыпали песком,—готовясь к встрече давно ожидаемого Архипастыря. Между тем лихой шестерик коней отправлен был под экипаж Преосвященного и три удалых тройки под его ризницу и певчих. При этом тотчас же крестьяне послали 60 человек верховых, с пригласительными билетами просить на закладку и обыденный столь известных им лиц всех сословий, а сами, одевшись как можно чище, забрав с собою жен и детей, вышли за версту от селения на встречу к его Преосвященству и, только что заметили первые экипажи с его синклитом, за коими летел шестерик с каретою, где был Владыка, все перекрестились и бросились густою массою бежать вперед, чтобы экипаж Преосвященного привести на ceбе в деревню, но Архипастырь не дозволил им этого.
Преосвященный Владыка. приехавши к дому их поверенного, вышел из кареты, благословил народ, с великою радостно обступивший его, и вошел в комнаты; но крестьяне, не отступно желая снова видеть Преосвященного, просили доложить ему о том. С удовольствием исполняя их желание, он вышел на крыльцо, где тотчас же от всего общества, шестью стариками из крестьян храмостроителей поднесен был его Преосвященству лоток с сотовым медом, в знак их приветствия.
Владыка, благословляя их, благодарил за усердия и, подозвав к себе одного из старцев, поцеловал его за все общество, чем народ остался очень доволен и, жалея оставить Преосвященного нехотя, медленно расходился один за другим.
После сего Архипастырь сделал свое распоряжение на 16 число так: чтобы ему служить литургию в соседнем ceле Алексеевском, находящемся от сельца Малого Скуратова в 5 верстах, откуда после сделать крестный ход, назначив таковой же еще из 2 церквей, с тем чтобы к 12 часам 16 числа все три хода сошлись вместе в Скуратове на место закладки. Между тем, не тратя времени, Преосвященный, обозрев всю местность для постройки храма и весь приготовленный материал и, видя неожиданный успех, остался очень доволен: после же обеда, просил их поверенного, Чернского 2 гильдии купца Алексея Кузьмина Кочетова, сделать ему удовольствие проехать с ним в две ближайшие церкви для обзора. Во время сей поездки, когда Преосвященный ехал по улиц; деревни, крестьяне каждого двора выходили из домов своих с семействами, становились на колена, просили Архипастырского благословения; Владыка, благословлял их па обе стороны, проезжал деревней с большим к ним вниманием; крестьяне же в это время, будучи в такой религиозной позе и на протяжении целой версты стоявши на коленах, с чувством глубокого уважения, представляли собою трогательную картину и мне кажется. что в этот раз редкий бы мог удержаться от слез, видя истинную веру православных христиан в лице каждого простодушного поселянина. Таким образом Владыка, обозрев две церкви, возвратился обратно. На другой день на кануне закладки, в 6 часов вечера, Преосвященный приказал служить всенощную в доме поверенного крестьян, куда собрался весь народ и где пение певчих трогало сердца всех предстоящих до глубины души. Во вторник 16 числа, не смотря на буднишний день, все жители деревни с ранней зари, от старого и до малого, были на улице в праздничных своих нарядах, как бы на светлое Христово Воскресение, с сердечною радостью и душевным восторгом разговаривали между собою о закладке храма, о встрече Святых икон, о службе Архиерея и о приеме гостей, бегали взад и вперед, получая разные приказания от своего поверенного на счет надлежащего порядка при закладке.
На дворе же его поверенного, против окон дома, устроили стол для 60 человек Волостных старшин, по концам коего поставили портреты Их Величеств, Государя Императора и Государыни Императрицы во весь рост, а в средине образ Александра Невского. Когда это кончили, то на месте настоящей церкви устроили для Преосвященнаго амвон на возвышенности трех ступеней, так чтобы службу его с оного весь народ мог видеть свободно и устлали оный коврами, взятыми на этот раз из приходской церкви. Вся окружность местности храма оцеплена была канатом, дабы от множества народа свободно было совершать молебствие и самую закладку, для которой приготовлены были на каждом месте престола высеченные крестообразно из белого камня чаши, для желающих класть в оные свои жертвы; чаши же эти накрывались такими же камнями и такой же формы, в которые поставлены были кресты с надписями,—во имя какого Святого должен быть заложен престол. В настоящем же месте престола была поставлена приготовленная металлическая доска, о которой было сказано выше. Таким образом все было готово, оставалось только ждать минуты торжества.
Между тем, весь народ соседних сел и деревень, будучи известен о прибытии Преосвященнаго, просил своих Гг. помещиков освободить их от работ на этот день, чтобы разделить общую радость с крестьянами сельца Малого Скуратова, за что они согласны были проработать два дня, лишь бы только быть при закладке храма, Получив на это соизволение, с восходом солнца со всех сторон потянулись вереницы крестьян в разноцветных костюмах на место закладки, куда отовсюду шел и ехал также народ разных лиц, и званий.
Улица деревни на версту длины вся была выметена и как хорошая лента извивались между двумя порядками своих домов, где у каждого, фигурой полумесяца, рассыпан был песок. В 8 часов утра, две тройки с хором певчих отправлены были в село Алексеевское, а в 9 часов к совершении литургии поехал и Преосвященный Владыка, за которым, множество пошли и усердных богомольцев; между тем народ стекался все более и более. К 10-ти часам показались кареты и коляски Гг. дворян и правительствующих лиц, которые, сочувствуя торжеству официальной закладки храма в честь Высочайшего Имени драгоценного Государя Императора, прибыли на оную все в мундирах полной формы парада, и были приглашены в дом поверенного, где все с восторгом ожидали Преосвященнаго и начала закладки. В 11 часов показался крестный ход с двух сторон: из села Селезнева Колодезя—с одной и из села Девочкина с другой, за которыми не замечая труда и усталости шли православные христиане в большом количестве и к 12 часам сельцо Малое Скуратово, от стечения народа до 4-х тысяч человек, сделалось временно каким-то портовым городом.
Пестрота разноцветных платьев всех сословий мужчин и женщин, разъезды разных экипажей по улице и группы разных богомольцев доставляли наглядный эффект, а священники в полных, блестящих облачениях лучших своих риз, идущие в порядке за крестный ходом, довершали это великолепное зрелище. Когда сошлось все духовенство, то иконы все, были размещены на приготовленных местах будущих престолов. Священники же с дьяконами и причтом своим стали в два ряда напротив амвона, пред которым на приготовленном столе блистала серебряная чаша, наполненная водою для освящения: кругом всего места обступил народ всех званий и, в ожидании 3-го крестного хода, подходил к чашам трех престолов, в кои кладя посильные жертвы от своих трудов и усердия, подходили также и к столу, на коем лежали Крест и Евангелие, поклоняясь оным приносили в жертву деньги, ладан и свечи, напоминая собою волхвов, приносящих смирну, злато и Ливан к рожденному Спасителю, а в часовни, где были иконы Угодников, в честь коих должен был закладываться храм. Крестьяне снесли 25 пуд печеного хлеба, более 1000 аршин холста и несколько разных платков и полотенец. В устроенные же кружки для доброхотных дателей положено было до 300 рублей серебром денег. И из этих жертв одна была всех замечательнее; какой-то еврей, проезжая мимо из г.Орла, видя такое стечете народа, множество священников в полном облачении и стоящих людей с образами в руках, будучи заинтересован такой неожиданной себе встречей, спросил у богомольцев: что это значить? Узнав о закладке храма в признательность Государю Императору—Освободителю христиан от крепостной зависимости, созидаемого трудами крестьян, тот час подошел к часовне и пожертвовал 75 коп. сер.. что многих удивило и более подвинуло к усердию.
Вскоре затем показался и Преосвященный, а за ним и крестный ход из церкви села Алексеевского: народ снова зашумел, снова засуетился. Какой восторг! Какая радость просияла в этот раз на лице крестьян-храмостроителей,— что наступает час закладки храма по их желанию! Владыка, благословляя всех проездом, отправился в дом, где не успел еще докушать предложенного ему чая, как третий крестный ход из села Алексеевского присоединился К первым двум ходам, а за ним подошли и все бывшие там богомольцы, желая службу Преосвященнаго видеть и при закладке.
Когда Святые иконы поставлены были на место настоящего престола, тогда Преосвященный, сопровождаемый полным парадом правительственных лиц и дворян, пошел на совершение закладки, на месте коей все духовенство, в числе 10 священников и 10 дьяконов с их причтами, встретило его с Крестом на серебренном, блюде, и Владыка, поцеловав оный, взошел на амвон, где по чиноположению его облачили. После сего Святитель, в полном голубом ярко-блестящем облачении, начал молебствие, взяв трикирии и дикирии (т. е. подсвечники-один с тремя, а другой с двумя свечами). благословил народ на все 4-ре стороны, и усыпанная камнями разных цветов митра его заблистала в воздухе как лучезарное солнце в утро Мая. В это время сделалась в народе глубокая тишина, и лишь изредка подувал ветерок колыхая кисти хоругвей. Народ приковался всем вниманием своим к лицезрению Святителя и погрузился в благоговение.
Преосвященный Никандр (имя которого останется навечно в памяти у всех тут бывших) с особой энергией духа продолжал Богослужение. С каким чувством, читал он Святое Евангелие, с какою верою говорил молитву на благословение места сего, как Святого жилища Божия, какое было его призывание всех от Бога благ и изобилии плодов земных на созидающих сей храм и всех его благотворителей, — это могли понимать одни только верующие. Мне кажется, что в этот раз невольно волновалось чувство каждого, а у многих от восторга души и радости сердца катились слезы умиления.
Когда же во время освящения воды, при троекратном погружении Владыкою креста, певчие пели: «Спаси Господи люди твоя» ., тогда сделано было три залпа из ружей и все крестьяне, ставши на колена, усердно молились за своего Царя- Освободителя. После этого Преосвященный в полном облачении, за коим шли все дворянство и Волостные старшины, сошел внутрь канавы на место закладки; взяв камни, и поднесенные ему мастером молоток и лопатку с вызолоченными рукоятками, заложил один за другим все три престола; прочитав тихо над каждым просительную молитву, положил вторые камни, водрузив в оные кресты с подписями, во имя каких Святых таковые были заложены. Потом, предложил Чернскому уездному Предводителю дворянства положить камень на этом ocновании, в залог преданности крестьян. Предводитель, взявши оный, просил Преосвященнаго благословить и окропить святою водою и тут же заложил, —далее обратился к бывшему губернскому Предводителю дворянства Василию Петровичу Минину, Мировому Посреднику Александру Антоновичу Барону Дельвигу и храмостроителю Чернскому 2-Й гильдии купцу Алексею Кочетову. которые по благословенно Архипастыря и окроплению Святою водою также положили по камню, а после того лопатка и молоток стали переходить из рук в руки крестьян — храмостроителей и бывших тут Волостных старшин, благословляя коих Пресвященный окроплял для вех камни Святою водою и сам с ними учинял закладку на всех углах церкви. Таким образом, совершив оную своими руками в полном облачении, Преосвященнейший Владыка вышел из канавы на возвышенное место в сопровождении правительственных лиц, откуда говорил к собранным крестьянам -храмостроителям оное назидательное слово, соответствующее торжеству закладки храма. По окончании Преосвященнейшим речи Г. Мировой Посредник 1 участка Барон Дельвиг вынул бумагу и при всех предстоявших тут 4 тысячах народу, выступил вперед и в исполнение Монаршей воли начал читать крестьянам сельца Малого Скуратова объявление благодарности Его Императорского Величества дозволение им сделать в храме, по сооружении оного, особую надпись, с означением Имени ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и 19 Февраля 1861 года—дня уничтожения крепостного права. Когда же Г. Посредник прочитывал бумагу, то в это время все крестьяне —храмостроители крестясь стали на колени и со слезами на глазах и благоговением выслушивали ЦАРСКУІО для НИХ МИЛОСТЬ, и таким смирением своим, многих довели до слез. По окончании чтения Г. Посредник, поздравил крестьян с такою радостью, благодарил их за сделанную этим и ему честь в его 1-мъ участке и с торжественным выражением чувства сказал им: «ну ребята—ура!» Тогда крестьяне, вставши с коленей и утерши слезы радости, все в один голос прокричали троекратное — ура. После чего Преосвященный и все дворянство возвратились на прежние места, где Владыка, ставши на амвон, закончил молебствие,—взял в руки крест, пред которым иротодиакон провозгласил многолетие, начиная от ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, Царствующего Дома до самых храмостроителей и всех православных христиан. По окончании каждого провозглашения Преосвященнейший на все 4 стороны осенял предстоящих знамением креста, а певчие пели: многая лета—и не успевали еще окончить, как весь народ уже кричал—ура! итак это шло одно за другим, до окончания всего многолетия. Toгда все стали подходить ко кресту и были окропляемы Святой водою. После сего Преосвященнейший разоблачившись пошел в дом, в сопровождении правительственных лиц и всех приглашенных на обед, благословляя на пути всех к нему подходящих. По приходе в дом, где была предложена закуска и накрыты столы для добрых гостей, поверенный крестьян покорнейше просил как Владыку, так господ и купцов садиться кушать. За устроенный же стол на дворе старшина и старосты деревни просили Волостных старшин с их уполномоченными также садиться. Когда сели и подали кушанье, то Преосвященнейший благословил трапезу. Таким образом усердные крестьяне угощали своих гостей, стоявших против открытых окон дома и кланяясь просили кушать хлеба-соли. Во время стола певчие пели в доме концерт доставляя всем утешение, а крестьяне на дворе разделяли собранный ими хлеб на закуску бывшим тут богомольцам и всех угощали вином. Когда же подано шампанское, то первый тост провозглашен был уездным Предводителем дворянства за здравие ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и ВЕСЬ АВГУСТЕЙШЫЙ Его Дом; при чем певчие запели: «Боже Царя храни,» а гости все , в числе 64.-хъ человек, встали с мест своих с бокалами в руках, в которых кипело шампанское, крестьяне же на дворе вокруг дома с благоговением стали на колена и слушали поющих гимн. Картина эта была умилительна. По окончании гимна вдруг раздалось громкое единодушное троекратное ура, которое дружно подхвачено было и всеми крестьянами; после чего провозглашены были тосты: за здравие Преосвященнейшего Никандра Епископа Тульского и Белевскаго, бывшего губернского Предводителя дворянства Василия Петровича Минина, уездного Предводителя дворянства Павла Алексеевича Чижова, Г.г. Мировых Посредников, владельца означенного имения Николая Васильевича Путята, крестьян—храмостроителей, их поверенного и всех, гостей благотворителей. Так кончилось торжество закладки храма, в признательность к ВЫСОЧАЙШЕЙ милости за уничтожение крепостного права, усердием временно — обязанных крестьян, которую по редкому их чувству христианской любви и благодарности нельзя пройти молчанием.
После обеда, уполномоченный от крестьян поверенный от всего общества благодарил Владыку и всех правительственных лиц за их сочувствие и сделанную ими честь своим посещением крестьянам сельца Малого Скуратова, от лица коих просил уездного Предводителя дворянства исходатайствовать дозволение открыть в селении, в день тезоименитства ГОСУДАРЯ ИМПКРАТОРА, 30 Августа трех—дневную ярмарку и по четвергам базары, а училище при церкви назвать АЛЕКСАНДРОВСКИМ сельским приютом крестьянских детей, на что и получено уже Высочайшее соизволение (См.коп. № 13-тый в Прилож.). В это же время были представлены при всем дворянстве к Преосвященному два 10-ти летние крестьянские мальчика, обученные безвозмездно в течении 5 месяцев женою избранного храмостроителя, воспитанницею Московского Николаевского Института, читать, писать под диктовку, Закону Божию и четырем правилам Арифметики. Его Преосвященство удостоил этих мальчиков своим вниманием, с удовольствием экзаменовал их и остался знанием их в означенных предметах очень, доволен. Когда все это было кончено, то Волостным старшиною и Сельскими старостами был поднесен Его Преосвященству благодарный от усердия общества пакет со вложением 50 рублей серебром, которых Владыка не принял, а разделив оные на две части, одну оставил крестьянам на новый храм, a другую передал в приходскую церковь, будучи благодарен их старанием и усердием; простившись со всеми и благословляя провожавший Его народ утихал. Вслед за ним разъехались и все гости, оставив в сердце каждого крестьянина память 16 июля 1863 года.
После того как проводили своих гостей, крестьяне собрались все вместе, помолясь на образ Александра Невского, честно сели за стол между двумя Царскими портретами, выпили водки за здоровье ГОСУДАРЯ и ГОСУДАРЫНИ и прокричали пред портретами Их Величеств громогласное троекратное — ура; потом за труды свои вкусно пообедали, выходя же из за стола они благодарили Бога, Царя — освободителя и доброго бывшего их владельца, а в заключении поднесли хлеб-соль, своему поверенному и благодарили его за все труды и распоряжения по закладке храма согласно их желанию. За тем, отправляясь на мирный сон, общались поднять Святые иконы и отслужить благодарственный молебен Господу Богу, за Его неизреченную к ним милость.
Таким образом, воодушевленные торжеством закладки и растроганные чувством, крестьяне, 2 го Августа, согласились между собой составить, мирской приговор (Cм. Коп. № 14 в Прилож.), чтобы во все продолжение постройки Церкви жертвовать им от себя ежегодно каждого хлеба ярового и озимого по одной копне с тягла, a 6-го числа по их обещанию был сделан крестный ход с водосвятием, отслужен благодарственный молебен с коленопреклонением. После того крестьяне искренним желанием окончить скорее начатое ими дело, весело разошлись по своим домам. С нашей же стороны осталось только пожелать, им здоровья и успеха в неусыпном их труде, и чтобы чувство их любви и благодарности к Монарху и владельцу послужило примером для подобных им их современников и осталось бы памятью для будущего их потомства.
На подлинном написано так, в точности сего свидетельствую и удостоверяю своим подписом села Девочкина Священник Николай Докторов. В точности и истине сего описания свидетельствую своим подписом села Алексеевского Священник Ипполит Сахаров. В точности и истине сего описания свидетелем был приходской диакон вышеозначенного сельца Василий Алексеев Вознесенский; в том же свидетельствую и подписуюсь Чернский 2-й гильдии купец Александр Николаев Щепотьев; в том же, как самовидец свидетельствую и подписуюсь, Чернский мещанин Василий Постников. Попечитель церкви, Чернский купец Алексий Кочетов
ПРИЛОЖЕНИЕ
Копия №1
Мирской приговор
1862 года июля первого дня, мы ниже подписавшееся домохозяева Тульской губернии, Чернского уезда, Девочкинской волости, сельца Малого Скуратово водворенные на землях Действительной Статской Советницы Софьи Львовны Путята и Титулярной Советницы Ея Сиятельства Княгини Елизаветы Ивановны Кугушевой, в числе ревизских мужеского пола 396 и женского — 400 душ или 160 тягол в одном имении, поговорив между собой единодушно согласились изъявляем наше общее усердие и желание воздвигнут в знак памяти своего освобождения 19 февраля 1861 года, у себя храм во имя Александра Невского, в честь Высочайшего Имени драгоценного нашего Государя Императора Александра Николаевича на постройку коего жертвуем от себя на первый раз триста рублей серебром, и с каждого тягла по пяти тысяч кирпича, что составит со всех 160 тягол 800 тысяч, — Сверх сего выставляем всю нужную пропорцию песку, известки и дикого камня на бут, для обеспечения же духовного причта, отделяем из причитающегося нам душевого надела земли указанную пропорцию 36 десятин, а равно и под кладбище, -словом сооружение храма, как только разрешено будет Правительством принимаем на свой счет, не утруждая ни в чем высшее начальство на каковой предмет по общему нашему согласию и избрали мы храмостроителем управляющего имениями Чернского купеческого сына Алексея Кузьмина Кочетова; как человека честного и добросовестного, которому мы все поручаем руководствоваться как постройкою означенного храма, так равно предоставляем ему полное право трёбовать от нас все нужные для оной материалы и работы натурой по его усмотрению, а на ходатайство же для вытребования плана, указания местности и в других наших предприятиях,— мы всем обществом уполномочиваем за себя особою законною доверенностью. В чем таковой приговор и заключили сельца Малого Скуратова временно-обязанные крестьяне генеральши Путята: Диментий Калинов, Михайло Ермолаев, Сергей Артамонов, Тихон Борисов, Павел Федоров, Дмитрий Прохоров, Данила Васильев, Гаврило Павлов, Василий Андреев, Филипп Алексеев, Иван Яковлев, Сергей Никитин, Сергей Федоров, Григорий Семенов, Алексей Кондратьев, Стефан Фёдотов, Иван Селиверстов, Логвин Алексеев, Стефан Михайлов, Иван Владимиров, Моисей Парменов, Гаврила Федотов, Федор Павлов, Николай Кондратьев, Филимон Евдокимов, Прохор Федоров, Тарас Данилов, Данила Иванов, Александр Михайлов, Иван Абрамов, Николай Семенов, Александр Иванов, Дмитрий Герасимов, Николай Митрофанов, Михайло Данилов, Алексей Матвеев, Алексей Антонов, Иван Ильич, Иван Иванов, Иван Антонов, Семен Петров, Семен Петров 2-й, Фрол Егоров.
Временно-обязанные крестьяне Княгини Кугушевой: Иван Данилов, Алексей Филиппов, Иван Сергеев, Филипп Григорьев, Иван Михайлов, Матвей Кирилов, Федор Константинов, Матвей Иванов, Алексий Никифоров, Давид Сергеев, Иван Аксенов, Спиридон Григорьевич, Павел Евдокимов, Никита Дмитриев, Емельян Борисов, Фома Данилов, Григорий Дементьев, Филипп Иванов, Егор Андреев, Павел Яковлев, Михайло Александров, Дмитрий Алексеев, Никита Емельянов, Матей Андреев, Терентий Антонов, Тимофей Федоров, Гаврила Ефимов. Игнат Петров Сергей Лукьянов, Борис Семенов, Иван Егоров, Андрей Васильев, Григорий Данилов, Василий Самсонов, Иван Петров, Герасим Семенов, Иван Алексеев, Андрей Гаврилов, Алексей Дементьев, Василий Егоров, Марей Петров, Максим Иванов, Семен Алексеев Иван Григорьев, Василий Ларионов, Иван Алексеев, А вместо нас неграмотных мы уполномочиваем за нас расписаться односельному нашему временно-обязанному крестьянину Генеральши Путята Тихону Борисову. На подлинном написано так: к сему приговору уполномоченный от крестьян вместо их не грамотных, по личной их просьбе и рукоданию, однасельный крестьянин Тихон Борисов руку приложил.
Сей приговор в Волостном Правлении явлен и в книгу под № 6 записан. Волостной Старшина Матфей Федоров Тараторкин, а безграмотству его прилагается Волостного правления печать.
Что приговор этот составлен с добровольного согласия всего схода домохозяев сельца Малое Скуратово, в том удостоверяю 1862 года 4-го июля, Чернский Мировой Посредник 1-го участка
Барон Александр Дельвиг
Копия №2
Милостивый Государь, Алексей Кузьмич!
Общество временно-обязанных крестьян Тульской губернии, Чернского уезда Девочкинской волости, Сельца Малого Скуратова, водворенных на землях помещиц Действительной Статской Советницы Софьи Львовны Путята и Титулярной Советницы Ея Сиятельства Княгини Елизаветы Ивановны Кугушевой, в числе 396 душ, желая соорудить у себя на собственный счет храм во имя Александра Невского—на каковой предмет на основании 24 статьи Общего Положения примечания 1-го, уполномочив Вас своим Мирским приговором и по 27 статьи того же положения, просит принять Ваше распоряжение и ходатайство как на разрешение постройки сказанного храма, вытребования для оного плана и указания местности, так равно и по другим делам, могущим встретиться касательно предприятия общества и во всем руководствоваться вновь изданными Высочайшее утвержденными правилами о даровании прав крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости и по сему делать всякие распоряжения, подавать куда следует, то есть правительственным учреждениям, и лицам прошения или копии, либо другие бумаги, заключать с лицами всех сословий и сторонними крестьянами в отношении найма для работ условия, письменные обязательства и оные подписывать, производить письменные и словесные сношения с Мировыми Посредниками и другими лицами, только ограждая сказанное достояние от нарушения право общества; в случае неисправности наемных рабочих людей можете установленным законодательством, подавать куда следует жалобы, и требовать от кого надлежит восстановления прав общественной собственности, словом вступая во все право, можете подавать во присутственные места их начальствующим лицам всякого рода прошения, объявления и другие бумаги от имени общества за Вашим рукоприкладством; в чем все общество временно-обязанных крестьян сельца Малого Скуратово Вам верит, и что Вы сему законно учините, в том спорить не будем. К сей доверенности мы уполномочиваем за нас неграмотных расписаться односельному нашему крестьянину Тихону Борисову. На подлинной написано так: за общество и за себя с почтением остаемся, готовые, к услугам Вашим общественные Старосты: Иван Александров, Волков и Филипп Филиппов Чеканин. К сей доверенности за общество и означенных Старост по неумению их грамот уполномоченный от крестьян однасельный же крестьянин Тихон Борисов Аверьянов.
Сия доверенность в Волостном Правлении явлена и в книгу под №. 7 записана. Волостной Старшина Матвей Федоров Тараторкин, a по безграмотству его прилагается Волостного Правления печать.
Сия доверенность принадлежит Чернскому купеческому сыну Алексею Кузьмину Кочетову. Что доверенность эта дана с добровольного согласия крестьян сельца Малого Скуратова, в том и удостоверяю 1862 года 4 июня. Чернский Мировой Посредник 1-го участка
Барон Александр Дельвиг
Копия №3
ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО Всемилостивый Государь, Августейший монарх!
Мы нижеподписавшиеся временно-обязанные крестьяне Тульской губернии, Чернского уезда, Девочкинской волости 1-го Мирового участка. Сельца Малого Скуратова водворенные на землях владычиц, Действительной Статской Советницы Софии Львовны Путята и Титулярной Советницы Княгини Елизаветы Ивановны Кугушевой, в числе 396 мужеска и 400 женска пола душ, желая выразить пред Тобою, возлюбленнейший ГОСУДАРЬ, нашу сердечную Тебе благодарность за дарованную нам Тобою свободу, начиная от младенца, находящегося еще при груди матери и до последнего изнеможенного старца, лежащего на одре, припадаем к Святейшим Твоим стопам и умиленно просим Тебя, Благочестивейший Государь, как сердолюбиваго Царя и отца принять от нас оную —Во изъявление коей, мы не зная чем более выразить таковую пред Тобою, ВЕЛИКІЙ ГОСУДАРЬ, в чувствах наших, то мы всем обществом положили, чтоб своими трудами и на собственный свой счет соорудить у себя в селении храм во имя Святого Благоверного и Великого князя Александра Невского, в честь Твоего ВЫСОЧАЙШАГО Имени, как драгоценного для всех нас а в оном и два придела: I во имя Святаго Апостола Архиппа, что празднуется 19 Февраля в честь того самого знаменательного дня, в который Ты, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ ГОСУДАРЪ, будучи вдохновен свыше, чувством горячей любви к своему народу и водимый десницею Всемогущего, подписал свой манифест на свободу 23-м миллионам верноподданных Тебе людей, прославляющих вместе с нами Твое бессмертное Имя. 2-й во имя Святителя и Чудотворца Николая, в честь имени любимого нами, всегда бывшего для нас добросердечного покровителя, супруга одной из наших владелец, Действительного Статского Советника Николая Васильевича Путята. Поставляя храм сей, где будут вечно возсылаться теплые молитвы недостойных раб твоих к Царю небесному о Царе земном, чтоб Он, вездесущий, сохранил в благоденствии Тебя, Августейший МОИАРХ, и весь Твой Царствующий Дом на многая лета.—И так памятник этот да будет верным залогом нашей к Тебе любви, драгоценный ГОСУДАРЬ, свидетельствующий как пред Богом, так и пред целым светом верноподданническое чувство Русского народа к своему Царю. Причем просим ТЕБЯ, БЛАГОЧЕОТИВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ, дабы дозволено нам было па окончании этого храма, как священного памятника сделать в оном особую надпись с незабвенным Твоим для нас ВЫООЧАЙШИМ ИМЕНЕМ в честь коего он будет сооружен трудами сельского общества врёменно-обязанных крестьян сельца Малого Скуратова, как на память своего освобождения 19 февраля 1861 года, и для указания в последствии нашему поколению того самого радостного дня, в который совершилось таковое событие для их предков, и памяти ВЫСОЧАЙШАГО ТВОЕГО Имени, как незабвенного ЦАРЯ-покровителя и ЦАРЯ-ОТЦА. Припадая на колена мы все всеподданнейше просим ТЕБЯ, ВЕЛИКІЙ САМОДЕРЖЕЦЪ, принять наши чувства благодарности, как верноподданнейших и всенижайших Твоих рабов временно-обязанных крестьян домохозяев.