Николаевский купец 1-й гильдии, старообрядец. Родился в Николаевске в семье местного купца 1-й гильдии Михаила Трофимовича Мальцева.
Как старшему сыну отец дал ем университетское образование По некоторым данным, Мальцев окончил Московский университет. Говорят, что именно ему отец поручил заниматься продажей в Европе сал; которое производилось на салотопенном з-де в Балакове. Вероятно, хваткий и деловой был человек. Но его интересовал не только бизнес.
Трудно сказать, благодаря кому или чему Мальцев увлекся книгами и старинными рукописями. Возможно, это произошло еще в студенческие годы, когда он стал вхож в столичный круг творческой интеллигенции. Возможно, на него повлиял известный московский журналист В. Гиляровский, с которым их впоследствии связала довольно крепкая дружба.
Паисий Мальцев был не только талантливым купцом, но и увлечённым коллекционером документальных памятников России. Долгое время считалось, что Мальцев собирал в основном старопечатные книги и рукописи. Однако совсем недавно выяснилось, что в отделе письменных источников Государственного исторического музея Москвы есть фонд Мальцева, основу которого составляют документы времен Отечественной войны 1812 года. Кроме того, в списке «единиц хранения» — посольские грамоты XV—XVIII веков, материалы о масонстве, автографы политических деятелей и писателей, документы из семейных архивов известных дворянских фамилий Самборских, Шаховских и Кологривовых. Но самое интересное — письмо великого русского писателя Н.В. Гоголя к матери, листок с молитвой, который он брал с собой, отправляясь в Иерусалим, и домовая тетрадь семьи Гоголей.
Мальцев считался заядлым театралом и, говорят, даже вложил деньги в строительство МХАТа.
В конце XIX века после нескольких лет засухи в Самарской губернии случился страшный голод. Анисим с Паисием приютили в Балакове несколько тысяч голодающих из разных мест губернии и кормили их за свой счет до следующего урожая. Одной только баранины за зиму было израсходовано 40 тыс. пуд.
Мальцев, несмотря на то, что был старообрядцем, не пожалел денег на строительство православного деревянного храма в с. Давыдовка, а потом, когда он сгорел, выдал всю необходимую сумму на возведение нового, теперь уже каменного. Благодетеля зазывали на торжественное открытие, которое, в присутствии Николаевского епископа Преосвященного Тихона, состоялось 22 октября 1907 года. Но Мальцев не любил «рисоваться» и отказался от приглашения, хотя прислал ответ, «исполненный любви и признательности», на приветственную телеграмму священников и их прихожан.
Но этого благодарным сельчанам показалось недостаточно, и они приехали в Балаково, чтобы лично поднесли в дар Мальцеву икону Покрова Пресвятой Богородицы, написанную в полуиконописном стиле. Щедрый купец и тут не утерпел: в благодарность за внимание вручил настоятелю храма отцу Николаю тысячу руб. и пообещал дать еще денег на церковную ограду.
В балаковском краеведении очень долго считалось, что Мальцев практически не бывал в Балакове и не отличался деловитостью. Однако это заблуждение опровергается документами, найденными совсем недавно.
Да, действительно, приходилось немало разъезжать по делам. У него были забронированы номера не только в Москве, но и в Саратове, в гостинице «Европа». Однако купец и о своей малой родине не забывал и, вероятно, подолгу здесь жил. Иначе как объяснить, что он был членом комиссии по переоценке недвижимости, которая работала в Балакове в начале 90-х годов XIX века и была создана на основании заявлений иногородних жителей, жаловавшихся на то, что с них слишком много берут на содержание полиции и пожарного обоза?
После неожиданной смерти брата Анисима в феврале 1914 года ему, холостяку, пришлось взять на себя обязанности по достройке храма Святой Троицы и по поддержке внезапно осиротевшей семьи.
Где застала Паисия Мальцева Октябрьская революция, неизвестно. Рассказывали, что, как «купчина», он был арестован в Саратове и какой-то пьяный красноармеец убил его на одной из улиц во время принудительных работ.