Малая Ламна. Церковь Владимирской иконы Божией Матери.

МАЛАЯ ЛАМНА. ЦЕРКОВЬ ВЛАДИМИРСКАЯ, 1-я треть 19 в.
Расположена на погосте, вне села, в окружении деревьев. Кирпичная оштукатуренная церковь построена в 1823 г. на месте старой деревянной, известной с 1628 г. Небольшой сельский храм в стиле раннего классицизма, отличающийся провинциальной упрощенностью форм. Основной объем в виде приземистого двухъярусного четверика с более узким и низким пятигранным алтарем завершен пологой четырехгранной купольной кровлей с луковичной главой на тонкой восьмигранной шейке. К квадратной трапезной, равной по ширине четверику, с запада примыкает невысокая, несколько архаизированная колокольня (два четвериковых яруса с промежуточным полуярусом). Верхний ярус звона с крупными арками венчает на манер 17 в. восьмигранный шатер со слухами и главкой (сохр. лишь шея). Перед западным и боковым входами во 2-й пол. 19 в. устроены крыльца с фигурной кровлей бочкообразного профиля на двух массивных кирпичных опорах (укороченные колонны у западного крыльца и квадратные столбы с филенчатыми гранями — у боковых). Скромный декор фасадов состоит из лопаток на углах объемов, простых антаблементов с заметным выносом карниза и рамочных профилированных наличников с прямоугольными подоконными нишками. Края граней нижнего четверика колокольни рустованы (с выпуском угла), стены полуяруса прорезаны крупными проемами, парные пилястры фланкируют арки звона. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, алтарь — коробовым с граненой конхой, трапезная — коробовым с лотком с запада и распалубками над окнами. Проход из трапезной в собственно храм смещен к северу от основной оси. Переход от звона колокольни к шатру осуществлен через тромпы; лестница к звону устроена в толще западной стены трапезной — в ее южной части, со входом снаружи.
Клеевая роспись выполнена во 2-й трети 19 в. Имеет значительные утраты. В кон. 19 в. поновлялась маслом в нижнем ярусе четверика, были добавлены композиции в алтаре и трапезной. Интересное произведение в академической манере с барочными реминисценциями. Для композиций характерны сильно поднятый горизонт, уходящие вглубь архитектурные или пейзажные фоны, динамичные развороты фигур. Преобладают светлые полупрозрачные тона; легкие чистые краски, сконцентрированные в средней части объемов, растушевываются к их границам. Изящно написаны гризайльные церковные атрибуты. Назидательный характер сюжетов традиционен для 2-й пол. 19 в. Отдельные композиции по своей иконографии тяготеют к 18 в. В своде помещена многофигурная композиция «Хвалебная песнь Новозаветной Троице». Основание свода здесь отделено гризайльным антаблементом. На боковых стенах живопись расположена в три яруса: в простенках верхних и нижних окон и между ними написаны евангельские сцены в узких рисованных рамах. Вверху на стенах изображена легкая гирлянда с пышными картушами над композициями. На западной стене крупные новозаветные композиции размещены в два яруса. Над аркой проема в трапезной написана легкая, декорированная гризайльным орнаментом, трехпролетная арка, обрамляющая композиции.
Сохранился каркас трехъярусного иконостаса 1-й пол. 19 в. в стиле классицизма. Центральная выступающая часть, третий ярус которой уменьшен по высоте и ширине, завершена фронтоном. Царские врата были фланкированы небольшими фронтонами нижнего яруса. Резной декор почти полностью утрачен.
Березин, Добронравов, 1898, с. 389-391. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 662-663

В незапамятные времена, ещё при царе Иване Грозном, на возвышенной береговой круче возник Богоявленский мужской монастырь, входивший в состав Суздальской епархии. Сегодня о его существовании напоминают лишь второе название озера — Богоявленское да каменная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери с архаичной шатровой колокольней. В патриарших окладных книгах 1628 г. село Ламна значится в поместье за жильцом Марышкиным. Тогда в селе существовала тогда церковь во имя Николая Чудотворца. В 1672 г. церковь эта передана была в ведение Суздальского архиепископа и в патриарших окладных книгах более уже не писалась. По переписным книгам 1678 г. село Ламна значится за Матвеем Павловичем Нарышкиным, в селе тогда было 5 дворов.
В 1823 г. построен в Ламне каменный храм с престолами Владимирской иконы Божьей матери и Святого Николая Чудотворца. К строительству каменного храма, равно как и к истории села Малая Ламна, возникшего из монастырской Сретенской слободки, причастны члены семейства Гончаровых — ближайших родственников жены великого Пушкина. Престолов в этом храме два: главный в честь Владимирской иконы Божией Матери, в трапезе теплой во имя Св. Николая Чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь была не богата; чего-либо замечательного по древности или ценности не имелось. В архиве хранились копии с метрических книг с 1795 г.
Причта по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось: жалованья из государственного казначейства 400 руб., от служб и требоисиравлений до 120 р. и процентов с причтового капитала (7 100 руб.) — 284 руб. Дома для членов причта устроены прихожанами.
Земли при церкви: усадебной 2 дес., под церковью и кладбищем 1950 саж. и пахотной 30 дес. 750 саж. Кроме того имелись две сенокосных дачи в пустоши «Липовицы» и при деревне Китайновой. В 1887 г. купцом Шорыгиным приложено в пользу причта 2 дес. усадебной земли. В 1889 г. пожертвовано пахотной и сенокосной земли 16 дес. 789 саж.
Приход состоял из села Малой Ламны и деревень: Крапивнова (3/4 вер. от церкви), Родионова (2 ½ вер.), Могучева (2 вер.), Высокова (1 ½ вер.) и Быкова (1 ½ вер.), в коих по клировым ведомостям в конце XIX века числилось 151 душа мужского пола и 172 женского.
В селе при храме с 1887 г. существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 14.
Храм закрыли еще в 1930-х годах и он медленно разрушается. Сохранилась колокольня храма и главка на самом храме, но кресты не сохранились. Роспись в храме практически утрачена, от постоянной смены температуры и сырости обваливается штукатурка.
http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vjazniki/i/61-1-0-3497

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?