Максимов Василий Максимович
«Будущий кормилец», 1869
Холст, масло 52 x 66,8 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1860–1870-е годы излюбленной темой русской живописи стала крестьянская жизнь. Особенно ярко она воплотилась в творчестве Василия Максимова. Он видел красоту в обрядах, обычаях, фольклоре. Живописец хорошо знал все стороны народной жизни и убедительно передавал в картинах атмосферу повседневности, подробности быта. «Я был рад, – писал Максимов, – решению пожить в деревне, на свободе ознакомиться с крестьянской жизнью – не сквозь чужие очки и не по детским впечатлениям, а во всей полноте моей подготовленности и любви». В его полотнах запечатлены подлинные свидетельства жизни народа, в них предстает обширная панорама будничных проявлений, полнота человеческих переживаний. Илья Репин с большой теплотой отзывался о работах своего друга Василия Максимова, отражающих «чисто русское миросозерцание». «Они скромны, не эффектны, не кричат своими красками, не вопиют своими сюжетами», – считал художник.
В центре полотна в едва освещенной холодным светом деревянной избе запечатлен крестьянский мальчик, помогающий своим пожилым родителям. Ему предстоит стать кормильцем семьи, тружеником и хлебопашцем. Светом выделены лица главных персонажей. Мастер с глубоким чувством и симпатией изображает всех участников сцены: дряхлого старика на печи, скромную старушку, мальчишку в потрепанном полушубке.
Живописец полагался на советы односельчан, которые помогали ему отыскивать персонажей. Максимов очень внимательно прописывает одежды и детали внутреннего убранства: зритель может разглядеть плетеную корзинку на полу, глиняный горшок, блюдце, чашку на деревянной скамье.
Подготовительные рисунки к этому произведению хранятся в Государственном Русском музее.
Знакомы с этим произведением?