Маковский Владимир Егорович «Варят варенье», 1876

Маковский Владимир Егорович
«Варят варенье», 1876
Холст, масло. 33 x 49 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Владимир Маковский, яркий представитель передвижников, по праву считается мастером легких жанровых зарисовок. Художник во многом продолжает традиции своих предшественников – П.А. Федотова и В.Г. Перова. «Он смотрит с добродушной иронией на маленьких людей, выставляя все смешное, т.е. человек-то, с которого художник работает, делает свое дело серьезно, а художник как-то умеет распорядиться, что зритель ясно чувствует: пустяки!» – писал о нем И.Н. Крамской. По словам Я. Минченкова, живописцу свойственна «тонкая наблюдательность мелочей жизни, вылавливание жизненных типов». Харáктерные образы его персонажей, словно забредшие в эти небольшие, камерные полотна с улиц современных ему городов и деревень, и сейчас привлекают зрителей своей непосредственностью, вызывают в них живой отклик, превращая картины в документы современной художнику эпохи.

Во второй половине ХIХ века живопись во многом сближается с литературой, что выражается в усилении сюжетного начала и внимания к психологическим характеристикам модели. Одновременно продолжает развиваться жанр реалистического пейзажа. В картине «Варят варенье» художник берет за основу незамысловатый сюжет, совмещая его с пейзажем настроения. Маковский забавно обыгрывает слишком серьезное отношение персонажей к своему делу. Причем это отношение проявляется не только в выражениях лиц портретируемых, но и в их живых, характерных позах. Жена, похоже, чем-то озадачена, зато муж излучает полную уверенность в том, что он профессионал в вопросах приготовления варенья. Действие происходит на залитом солнцем участке, в тени развесистой березы. Вокруг течет привычная дачная жизнь: распахнутые настежь двери сарая, прислоненный к стволу дерева садовый инвентарь – все говорит о том, что приготовление варенья – это приятное и редкое событие, ради которого «старички» с удовольствием оторвались от своих повседневных забот. Всполохи и блики яркого солнца на земле и на ветвях березы, нежная, трепещущая зелень на заднем плане придают картине «настроение» и отражают теплое, чуть ироничное, отношение автора к ее персонажам. Солнечный пейзаж сглаживает пафос происходящего, вызывая у зрителя улыбку. Дочь П.М. Третьякова В.П. Зилоти считала эту работу одним из самых живописных произведений В. Маковского.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?