Маковский Владимир Егорович «Оправданная», 1882-1900

Маковский Владимир Егорович
«Оправданная», 1882-1900
Дерево, масло 45,2 x 55 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В Третьяковской галерее хранятся два варианта картины Владимира Маковского «Оправданная». Вторая, уменьшенная версия произведения, исполненная в более свободной, эскизной манере, была завершена только в 1900 году, спустя 18 лет после создания первой работы.

В обеих картинах запечатлен момент встречи молодой девушки со своей семьей, сразу после оглашения решения суда. Лицо героини с широко открытыми, закатанными вверх глазами, выражает сильные эмоции: бесконечную радость от освобождения и счастье встречи с родными. В сильном душевном порыве женщина крепко прижимает к себе ребенка. Мастерски выстраивая композицию, Владимир Маковский не ограничивается характеристикой главных действующих лиц. Рядом с оправданной женщиной стоят счастливые родители и молодая девушка, возможно, ее сестра. За ними в проеме двери художник помещает фигуру конвоира в черной каске, окантованной сверкающим металлическим ободком. В правой руке он держит саблю, вложенную в ножны. На дальнем плане адвокаты и присяжные заседатели покидают зал суда.

В 1870-е — начале 1880-х более ста женщин в России были осуждены за политические преступления. Демократическая часть общества возмущалась несправедливостью судебных решений, которые часто были непредсказуемыми.

Зал судебного заседания, изображенный в работе Маковского, практически точно повторяет интерьер картины Константина Савицкого «В ожидании приговора суда» (1895). Вероятно, здесь представлен один из залов Московского окружного суда. В двух произведениях совпадает целый ряд деталей: расположение дверей, место для подсудимого, деревянный стол с резными ножками, трибуна ответчика, зерцало, увенчанное двуглавым орлом; натюрморт со стеклянным графином и стаканом.

По сравнению с первым вариантом картины, художник внес в трактовку сцены некоторые изменения. Кованая, ажурная решетка, за которой еще недавно находилась оправданная, приобретает остроугольные очертания, что усиливает эффект психологической интриги, создает ощущение строгости режима заключения. В руках у старика появляется зонтик, а одежда мальчика окрашивается в более яркие, насыщенные оттенки. Задний план произведения едва намечен, лица уходящих судей практически не прописаны. Особое внимание во втором варианте привлекает парадный портрет, в котором узнаются черты императора Александра II, утвердившего суд присяжных.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?