Его высокоблагословению каргопольской Свято-Духовской церкви священнику Феодору Успенскому Хергазерскаго погоста священника Михаила Кенозерскаго.
Сим имею честь известить Вас, что деревянная в нашем Хергозерском погосте во имя св. Живоначальныя Троицы с пределом преп[одобного] о[тца] Макария, Желтоводского и Унже[н]ского чудотворца, церковь по формулярам значится построенною в 1653 году. Письменной грамоты на построение ее при церкви не имеется, равно и других записей, кроме двух деревянных крестов, хранящихся в св[ятых] олтарях издревле, из которых на одном написано: «Освятися олтарь Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви Живоначальныя Троицы Отца и Сына и св. Духа лета 7161 (1653) года месяца декабря в 16 день при благоверном царе и великом князе Алексие Михайловиче и при Патриархе Никоне3, Московском и всея Русии, и при митрополите Макарии, Великаго Новаграда и Великих Лук». На втором: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви преподобнаго и богоноснаго отца нашего Макария, Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца, 7161 (1653) году месяца июня в 13-й день на память св. мученицы Акилины и св. отца Трифиллия, епископа Лескусийскаго, при благоверном царе и великом князе Алексие Михайловиче всея России, и при Святейшем Патриархе Московском и всея Русии Никоне, и при Преосвящ[енном] митрополите Макарии, Великаго Новаграда и Великих Лук».
Св[ященник] М[ихаил] Кеноз[ерский]. Сентября 6 дня 1853 г.
Отдел письменных источников ГИМ, фонд 450 (собр. Е. В. Барсова), дело № 698 — «Сведения о приходах каргопольских»
Крупнейшим религиозным центром Лекшмозерья была Макарьевская Хергозерская мужская пустынь, основанная в 1630-е годы монахами Александро-Ошевенского монастыря Сергием и Логгином. Обитель посвящена преподобному Макарию Желтоводскому и Унженскому, устроителю Свято-Троицкого Макарьево-Желтоводского монастыря на берегу реки Волги. После разорения монастыря монголо-татарами в 1439 году, Макарий ушел в костромские земли, где основал на реке Унже новую обитель. Прожив долгую жизнь в монашестве, святой скончался в 1444 году.
О возникновении Макарьевской Хергозерской пустыни сохранились местные легенды: «Святой Макарий Унженский – нижегородского монастыря монах, и считается, что он был проходом здесь, шел на Соловки… ему эти места понравились, и по его настоянию был основан здесь монастырь». Ещё одна версия возникновения пустыни связана с чудесным явлением иконы преподобного Макария на берегу Хергозера. Пустынь располагалась на полуострове, омываемом водами Хергозера. Однако сохранились устные истории о том, что ранее пустынь находилась на острове, а перешеек, соединяющий обитель с материковой частью, имеет искусственное происхождение.
В 1653 году была построена и освящена деревянная церковь Св. Живоначальной Троицы с приделом Преподобного Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца. Через пять лет воздвигнут и освящён деревянный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом Святого Николая Чудотворца. Спустя еще два года построен третий храм во имя Трех Святителей Московских. В 1769 году числились только Троицкая церковь и Введенская с приделами во имя Николая Чудотворца, в честь московских святителей Петра, Алексея и Ионы и во имя Александра Свирского.
В 1782–1790 годах на месте сгоревшей Введенской церкви был построен теплый одноглавый каменный Введенский храм с приделом во имя Николая Чудотворца. В 1857 году деревянный Троицкий храм сгорел «со всею утварью и иконами» и в 1865–1872 годах был построен новый пятиглавый каменный собор во имя Св. Животворящей Троицы, в котором помимо главного – Троицкого – было еще два престола: справа – во имя Св. мучеников Бориса и Глеба, слева – во имя преподобного Макария Желтоводского и Унженского. С южной стороны от храма была поставлена каменная восьмиугольная колокольня высотой не более 17 метров. Южнее храмов, под большим деревянным навесом находился деревянный крест. На рубеже XIX–XX веков строения Макарьевской пустыни окружала деревянная стена с башнями. Внутри ограды монастыря были построены «холодные чуланы», сдававшиеся за плату паломникам. За монастырской оградой располагались дома священников и псаломщика.
В Хергозерской пустыни хранилась чудотворная икона Макария Желтоводского и Унженского, о чудесах которой было составлено специальное произведение – «Сказание о преславных чудесех чудотворнаго образа преподобнаго и богоноснаго отца нашего Макария Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца, в Каргопольских пределех, в Хергозерской пустыни обретающегося», в котором были описаны исцеления от болезней и события, связанные с хозяйственной жизнью населения: Макарий посылал дождь во время засухи, заповедовал больным пить целебную воду из Хергозера, лечиться растущей по его берегам травой, посылал навстречу богомольцам лошадь.
Несмотря на упразднение в 1764 году и преобразование в Хергозерский приход, пустынь и в XIX веке сохраняла статус духовно-религиозного центра. В Каргополье преподобный Макарий Унженский и Желтоводский был одним из самых почитаемых святых. Из всех окружавших обитель деревень были проложены дороги или тропинки. «Макарьев» день (25 июля) – был одним из самых значимых праздников Каргополья. В этот день в Хергозерском приходе традиционно собиралась знаменитая Макарьевская ярмарка. Паломники несли «Макарию» различные приношения, включая скот, деньги от продажи которого шли на обустройство церквей. С целью душевного и телесного очищения верующие оползали святое озеро Херго на коленях. В монастырь пригоняли домашних животных, чтобы искупать их в Хергозере. Последний подвижник Макария – «Филюшки с Почозера» (Филипп Антонович Ликотов), в середине XX века в «Макарьев день» принимал «заветы» и ходил к «дальнему Макарию».
Стараниями Николая Яковлевича Ушакова, внука священника Хергозерского прихода Дмитрия Лебедева, и отца Виктора Пантина, при поддержке Кенозерского национального парка и многих благотворителей возрождается Макарьевская обитель. Вновь проходят православные службы в Троицком храме, возрождаются традиции паломничества из Санкт-Петербурга, Архангельска, Каргополя, Няндомы. Монастырь, основанный в XVII веке, продолжает оставаться духовным центром территории.
http://www.kenozero.ru/o-parke/kulturnoe-nasledie/istoriya-kenozerya/makarevskaya-khergozerskaya-muzhskaya-pustyn/
Хергозерский приход возник в 1764 году на месте упразднённой Макарьевской пустыни, располагавшейся среди глухих лесов примерно в восьмидесяти пяти километрах от Каргополя. Пустынь была основана в тридцатых годах XVI века монахами Александро-Ошевенского монастыря Сергием и Логином. В обители находилась икона преподобного Макария Унженского и Желтоводского, почитавшаяся чудотворной.
Первые деревянные церкви обители были поставлены на мысе, омываемом водами Хергозера. К середине XVII века сложился характерный для северных монастырей деревянный храмовый комплекс. Летняя церковь во имя Живоначальной Троицы с Макарьевским («Макарьинским») приделом была построена в 1653 году на месте первоначальной. Зимняя церковь Введения Богородицы, сооружённая в 1658 году, включала приделы Николая Чудотворца, Александра Свирского и московских святителей Петра, Алексея и Ионы.
В 1764 году в связи с религиозными реформами Екатерины II Макарьевская пустынь была упразднена, а деревянные храмы переданы образованному Хергозерскому приходу. Прихожанами стали крестьяне семи деревень Порженского и Долгозерского десятка, находившихся на значительном, до четырнадцати вёрст, расстоянии от обители. В конце XVIII века к приходу приписали Георгиевскую церковь в «Порженской выставке у деревни Фёдоровской», построенную в 1782 году (1).
Несмотря на малочисленность прихожан, в конце XVIII – XIX веке «усердием богомольцев и доброхотодателей», привлечённых на Хергозеро молвой о чудесах иконы Макария Унженского, был создан каменный приходской ансамбль, заменивший древние храмы. Первой была перестроена Введенская церковь: в 1786–1790 годах вместо деревянного храма возвели каменный с приделом в честь Николая Чудотворца (2). Небольшая одностолпная церковь завершалась пятиглавием, а её алтарные апсиды покрывали килевидные деревянные рубленые бочки. Сохранилось описание перекрытия храма, сделанное в 1912 году олонецким губернским инженером А. Гиримлёвым: «Храм вышеуказанный, имеет в главной своей части форму квадрата, в средине которого выведен один средний столб кирпичный, на котором выведена средняя кирпичная главка храма, остальное пространство перекрыто цилиндрическими сводами, параллельными наружным стенам, упомянутого выше квадрата, и только угловые части выведены в виде двух в каждом углу лотков сомкнутого свода, и за шелыгою цилиндрического свода, на диагонали, составляющей пересечение двух взаимно пересекающихся цилиндрических сводов, выведены кирпичные массивные столбы для четырёх боковых главок» (3). Введенская церковь до наших дней не сохранилась.
Троицкий храм был деревянным до пожара 1857 года, во время которого погибло не только здание, но и вся утварь, иконы, книги (4). Новую пятиглавую Троицкую церковь построили по образцовому проекту из «Атласа проектов сельских церквей», альбомы которых издавались с 1838 года. На строительство храма был подряжен крестьянин Вельского уезда Вологодской губернии Пётр Давыдович Шамин. (5). К 1868 году строительство одноэтажного трёхпрестольного кирпичного храма было завершено. По сторонам от Троицкого престола находились Макарьевский и Борисоглебский приделы (6).
Продольная композиция храма состоит из основного кубического объёма, к которому с востока примыкает пониженная алтарная апсида с пристройками по сторонам, а с запада – равновысокий с апсидой прямоугольный притвор. Двухсветный бесстолпный куб храма перекрыт пологой четырёхскатной крышей и завершён деревянным пятиглавием. Главы обиты чёрным железом. Фасады разделены перспективными пилястрами на три части. Раскрепованный антаблемент с подкарнизной тягой сохранился плохо. Каменная колокольня была поставлена отдельно от храмов, на продольной оси Троицкой церкви.
Приход закрыли в тридцатые годы ХХ века. Введенский храм и колокольня были разрушены. Троицкая церковь дошла до наших дней в аварийном состоянии и была передана в оперативное управление Кенозерскому национальному парку.
В Государственном музейном объединении «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск) хранятся две иконы из Троицкого храма: «Мария Египетская, праведник Зосима, с клеймами жития» (XVII век) и выносной образ «Богоматерь Знамение, избранные святые» (конец XVII – начало XVIII века).
В 2004 году предварительные исследования Троицкой церкви проведены архитектором С.Б. Куликовым.
1. НАРК. Ф. 25, оп. 15, д. 54 / 1182, л. 36, 1854 г.2. НАРК. Ф. 25, оп. 15, д. 6 / 128, л. 27, 1819 г.3. НАРК. Ф. 2, оп. 50, д. 85 / 25, л. 7, 1912 г.4. ГААО. Ф. 1342, оп. 1, д. 186, л. 60–61, 1869 г.5. НАРК. Ф. 25, оп. 20, д. 50 / 566, л. 123.6. ГААО. Ф. 104, оп. 3, д. 445, л. 1, 1906 г.
Из книги: Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». М.: Программа «Первая публикация», 2009. С. 466.
http://www.kenozero.ru/o-parke/kulturnoe-nasledie/arkhitektura-kenozerya/kultovaya-arkhitektura/tserkov-vo-imya-svyatoy-zhivonachalnoy-troitsy-1863-g/