Макарий-на-Письме. Макариево-Писемский Спасо-Преображенский женский монастырь. Церковь Спаса Преображения.

Кирпичный храм построен в 1821 старанием прихожан как зимняя церковь. Состоит из невысокого двусветного пятиглавого четверика, небольшой трапезной и трёхъярусной колокольни, с классицистическим декором. В трапезной были два придела: один Павла Обнорского и Макария Писемского, второй Космы и Дамиана Римских. В годы советской власти не закрывался.
Зонтиков Н.А. Макариево-Писемский Спасо-Преображенский монастырь. Кострома, 2000

Преображенская пог. Макарьева пустынь каменная, с такою же колокольнею и оградой. Построена старанием прихожан в 1821 г. Кладбище при церкви в ограде. Престолов 3: а) в ч. Преображения Господня, б) во имя преп. Павла Обнорского и Макария Писемского, в) во имя бессребреников Космы и Дамиана. Под сгоревшей в 1907 г. деревянной Преображенской церковью [пост. 1786 г.], вместо которой в 1909 г. получено разрешение устроить новую деревянную церковь, покоятся мощи преп. Макария Писемского, местночтимые. Расстояние от Костромы 80 в., от г. Буя 22 в. Ближайшие церкви: Покровская на р. Письме в 5 верстах, Воскресенская села Лужки в 8 верстах и Покровская села Рябцова в 10 верстах.
До 20-х годов XVIII в. на этом месте существовал мужской монастырь, основанный в конце XIV века учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Макарием Писемским. После упразднения монастыря, церкви были обращены в приходские. В 1995 году в Макарьевой Пустыни возобновлен монастырь — Макариево-Писемский Спасо-Преображенский женский монастырь.
В XVII в. по административно-территориальному делению монастырь входил в Костромской уезд в Шачебольский стан. По церковно-административному делению пустынь относилась к Плесской десятине. В 1620 г. упоминается церковь «преп. Дорофей на реке на Письме [монастырь] особняк». В 1629 г. «Павлова Вологоцкого монастыря вотчина, монастырек Макарьева пустыня на реке Письме, а в нем церковь Преображение Христово, да другая церковь Благовещ. Пресв. Богородицы древяны клецки, а в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церк. строенье монастырское вотчинное у монастыря двор коровей». В 1676 г. упоминается «преп. Макария, на реке на Письме монастырь особняк». В 1695 г. — церковь «Преображения Госп. в Макарьеве пустыни» в Судиславльской десятине.
http://www.old-churches.ru/bu_049.htm
В середине 80-х годов XVIII века деревянный Спасо-Преображенский храм, в подклете которого покоились под спудом святые мощи преподобного Макария, сгорел; при этом очевидцами на месте погребения святого наблюдалось настоящее чудо — над могилой старца «не только не заметили горящего дерева и углей, но даже и пепла. Напротив, всё это место, как заметили многие, было покрыто необыкновенной росой». В 1786 году над святыми мощами угодника Божия взамен сгоревшего построили новый деревянный храм в честь Преображения Господня. В конце второго десятилетия XIX века недалеко от него воздвигли и каменную церковь — также Спасо-Преображенскую, один из приделов которой посвящался преподобным Макарию Писемскому и Павлу Обнорскому. Освящение новой церкви — пятиглавого храма, выдержанного в стиле классицизма, с высокой трехъярусной колокольней — совершилось в 1821 году.
После трагических событий 1917 года сотни храмов Костромской земли были до основания разрушены или обращены в руины. Однако история погоста на Письме сложилась относительно благополучно — его каменный храм не закрывался никогда, в чем нельзя не видеть молитвенного заступления и помощи преподобного Макария. В 1929 году в Буйском районе началась коллективизация; один за другим закрывались церкви в старинных селах Писемского края — Гавриловском, Покровском, Головинском… Однако до погоста, удаленного от населенных пунктов, в тридцатые годы руки богоборцев так и не дошли, хотя определенный урон храм все же потерпел — с его звонницы сбросили колокола (пошедшие в металлолом) и разобрали окружавшую церковь каменную ограду с красивыми воротами. К началу сороковых годов погост остался единственным местом Костромской земли, где в действующем храме сохранялись мощи святого угодника Божия, доступные для поклонения верующих.
В первые послевоенные годы паломничество к святым мощам угодника Божия продолжалось. Однако в 1951 году власти наконец решили устранить такое «упущение» в своей работе. В начале августа, незадолго до престольного праздника Макариевой пустыни — Преображения Господня — уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Костромской области М. Галкин предписал руководству Буйского района прекратить доступ верующих к мощам преподобного, а также закрыть и саму церковь. 8 августа в присутствии представителей Буйского райисполкома рабочие, как докладывал сам Галкин в Москву, «изолировали подход к могиле, а также и в церковь» — то есть наглухо заколотили входы и в подклет и в сам деревянный храм. 
В конце 1993 года по инициативе епископа Костромского и Галичского Александра епархиальное собрание приняло решение о возрождении монастыря; 26 февраля 1994 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возобновление Макариево-Писемского монастыря как женской обители. На колокольне Спасо-Преображенского храма были установлены шесть колоколов (собранных из разных мест или отлитых заново); теперь их звон, как и прежде, разносится над святым местом подвига преподобного..
https://kostromka.ru/zontikov/pisemskiy/1.php

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?