Епископ Макарий (в миру Николай Михайлович Опоцкий) родился 16 ноября 1872 года в посаде Сольцы Порховского уезда Псковской губернии в семье чиновника министерства внутренних дел.
Окончил Белозерское духовное училище и в 1895 году — Новгородскую духовную семинарию.
6 августа 1896 года был рукоположён в сан диакона к церкви села Любынь Старорусского уезда Новгородской губернии.
2 марта 1897 года рукоположен во иерея к Иоанно-Богословской церкви села Велебицы Новгородского уезда той же губернии и назначен заведующим и законоучителем Велебицкой второклассной, одноклассной и Михалкинской школ.
Имел трёх дочерей. В 1902 году овдовел.
Окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия.
Рукоположен в сан иерея к одной из церквей г. Череповца и возведен в протоиерея.
14 сентября 1922 года хиротонисан обновленческими архиереями (старого поставления) во епископа Крестцовского, вик. Новгородской епархии.
Вскоре он стал критиковать обновленческое движение, за что 7 февраля 1923 года был уволен обновленцами на покой с запрещением в священнослужении впредь до выздоровления.
В марте 1924 года православными архиереями был назначен епископом Череповецким, где по сообщению митрополита Мануила (Лемешевского) образовал «сектантское общество под маркой «Иоаннитов». Боролся с обновленчеством.
В Череповце обновленцы развернули в 1925 г. усиленную пропаганду своих взглядов; православные ходили на их собрания, участвовали в дебатах и, случалось, переходили в обновленчество. Епископ Макарий «под страхом анафемы» запретил посещать эти собрания. Сам он на епархиальный съезд не явился, несмотря на неоднократные приглашения обновленцев, а прислал заявление, в котором, по поводу программы Собора 1925 года говорил, что православные не могут признать Собора 1923 года, не могут отказаться от патриаршества и согласиться с умалением епископской власти в пользу епархиальных управлений. Условиями соединения ставил «отречение от Собора 1923 года и признание авторитета канонов и правил», а обновленцев объявлял раскольниками, каких можно принимать только через личное покаяние.
Обновленчество в Череповце было настолько сильно, что несмотря на предупреждении епископа Макария, часть верующих, считавших себя православными, явилась на обновленческий съезд и один из них даже был избран делегатом на Собор.
25.06.1926 г. арестован в с.Богородское Череповецкого уезда Новгородской губернии. Обвинение, предъявленное ему при аресте: «организовал в селе годам к Богородском Череповецкого уезда кружок-сестричество, хранил иобвинению распространял письмо антисоветского содержания митр.Киевского и Галицкого Антония».
25.06.1926 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по обвинению в «распространении ложных слухов» приговорен к 3 годам концлагерей. В 1927 г. заключен в Соловецкий лагерь особого назначения. Находясь в заключении, впал в догматическое расхождение с учением Православной Церкви о 9-м члене Символа Веры, за что группой православных иерархов был отлучен от Церкви. 5.12.1927 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ освобожден досрочно.По освобождении, когда он возвратился в Новгородскую епархию, изменил свои неправые взгляды, покаялся в обновленчестве и оставался православным епископом. С 1928г. — заштатный епископ. В 1932г. участвовал в православной хиротонии архим.Сергия (Васильева) во епископа. Многие его почитали, приходили к нему за советами. В 1928г. епископ Макарий стал организатором церковного «Религиозно-Трудового братства». Основным уставом и целью братства являлось религиозно-нравственное совершенствование личности до христианоподобия. Его духовные чада, в основном, череповецкие крестьяне, бежавшие от коллективизации, организовали две общины, мужскую и женскую, в домах на Советской и Средней Конюшенной улицах. 7 человек занимались домом, остальные работали в различных советских учреждениях. Утро начиналось с общей молитвы, вместе трапезничали, вечером вели духовные беседы и чтения, молились. Заработанные деньги вносили в общую кассу. Кроме бытовых нужд, тратили их на материальную помощь репрессированному духовенству, ежемесячно высылали 25 рублей митрополиту Арсению (Стадницкому). Члены «Трудового братства» вели трезвый образ жизни, не посещали клубы и читальни. Общежительность объединила самых разных людей: монахинь, мирян, священнослужителей. К братству примкнули священнослужители и «антисергиевской ориентации». Вместе посещали службы в церкви Флора и Лавра, где настоятелем был о.Алексий Успенский и где часто служил епископ Макарий. «Трудовое братство» существовало несколько лет. Обновленец Соловский — «красный протоиерей», которого епископ Макарий пытался безуспешно переориентировать, написал донос, и 20 апреля 1933г. были арестованы все 22 члена братства. 19 мая 1933 г. тройкой при ПП ОГПУ по Ленинградскому военному округу епископу Макарию предъявлено обвинение: «руководитель «Трудового Братства», активная проповедь о неизбежности падения Советской власти и восстановление власти церкви». Приговорен к 5-ти годам концлагерей, считая срок с 20.04.1933г. с заменой на высылку в Северный край на тот же срок. Руководители и члены братства обвинялись в том, что «проводили систематическую контрреволюционную деятельность, используя с этой целью не только молебные сборища в общежитии «Трудового братства» и амвон церквей, но и отдельные встречи, ведя свою контрреволюционную пропаганду о неизбежном конце Советской власти, о восторжествовании церкви и т.п.». В материалах архивного дела написано, что на допросе 16 мая 1933г. епископ Макарий показал, что «действительно является создателем и руководителем «Религиозно-Трудового братства» двух общин по Советской ул. д.7 и Ср.Конюшковской, д.7… В общину по Советской ул.: Опоцкий М.Н., Пикин И.К., Пикина П., Беляев А.П., Беляева Е.С., Беляева Т., Капитонова Е.В., Афоничева Ф., Викулова, Хазова Е., Успенский А.А. В общину по Конюшковской ул. входили: Покровская-Жукова М.Ф., Горшкова Е., Горшкова З., Горшкова А., Горшкова С., Домахова, Домахова Л., Домахова А., Гришина В., Сотникова О., Варвара. Виновным себя признал, но заявил: «От учения Христова отказаться не могу»». С 20.04.1933 г.содержался в Домзакес г. Новгорода по I разряду. Оттуда был направлен на Север. Скончался 9 ноября 1941 года в Витке, похоронен на Петровском кладбище в Новгороде.
26.10.1989 г. реабилитирован Прокурором Новгородской области по 1933 году репрессий.
Использованные материалы
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.979.
2. Епископ Череповецкий Макарий (Опоцкий Николай Михайлович)/Сайт Комиссии по канонизации Череповецкой епархии: https://kanonizacia.cerkov.ru/episkop-cherepoveckij-makarij-opockij-nikolaj-mixajlovich/
3. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С.160.
4. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.4. С.247–248.
5. Петров М.Н. Крест под молотом/ Науч. ред. В.Л.Янин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород, 2000. 446с. С.190,209–211,356.