Макарьевская пустынь, урочище. Макарьевская пустынь.

Основание обители
В первой половине XVI века прп. Макарий Римлянин построил здесь церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, близ котоой вскоре образовался мужской монастырь. Преподобный был похоронен у стен Успенской церкви. Вскоре после кончины прп. Макария в обители была воздвигнута еще одна деревянная церковь — во имя прп. Савватия Соловецкого (последнее упоминание в 1628). В 1611 и 1615 годах шведы разорили обитель. В начале XVIII века она была приписана к Александро-Невской лавре.
Упразднение монастыря
В 1764 году монастырь был упразднен, Успенская церковь обращена в приходскую. В 1761 году на средства помещика В. Гурьева храм был перестроен, над захоронением прп. Макария устроили посвященный ему придел. К началу XIX века Успенская церковь, богослужения в которой совершались лишь в престольный праздник, была приписана к храму свт. Николая Чудотворца в близлежащем с. Добром. В 1840 году иждивением крестьянина с. Ижора А. Кононова на месте обветшавшего был построен новый деревянный Успенский храм с колокольней, над захоронением прп. Макария поставлена резная деревянная позолоченная рака. При ней хранились мантия и вериги, по преданию принадлежавшие преподобному. Неподалеку от монастыря, в верховьях рек Лезны и Мги, на острове, где скончался подвижник, была возобновлена часовня (построена в 1761), рядом — выкопанный преподобным колодец, вода в котором почиталась целебной. В середине XIX века к мощам прп. Макария начали стекаться паломники. В 1870-х годах близ Успенской церкви, отремонтированной в 1871-1872 годах, был устроен странноприимный дом. В 1886 году здесь предполагалось открыть дом трудолюбия для бывших заключенных и сельскохозяйственную школу для мальчиков, но начинание не было осуществлено.
В декабре 1893 года несколько тысяч петербуржцев направили прошение на имя Новгородского архиеп. Феогноста (Лебедева) о восстановлении Макариевой пустыни. 17 августа 1894 года постановлением Святейшего Синода обитель была возобновлена как «Воскресенский практически-миссионерский монастырь» для противодействия распространявшемуся сектантству. Настоятелем монастыря стал миссионер иером. Арсений из Александро-Невской лавры.
16 октября 1894 года состоялось освящение места закладки Воскресенского собора. Обитель восстанавливалась в память спасения имп. Александра III Александровича и августейшей семьи при крушении царского поезда 17 октября 1888 года у ст. Борки и спасения цесаревича Николая Александровича при нападении на него в г. Оцу (Япония). На месте сгоревшей в январе 1895 года Успенской церкви весной того же года был построен одноименный деревянный храм, в котором уже в мае состоялись первые миссионерские беседы. При монастыре действовало общество трезвости, в 1915 году преобразованное в Макариевское братство. Среди насельников монастыря были выходцы из Греции и Черногории.
После реконструкции в 1901 года в Успенском храме были устроены приделы: правый во имя апостолов Петра и Павла, левый во имя преподобных Антония Великого и Макария Римлянина. В 1903-1905 годах в монастыре построили братский и настоятельский корпуса, гостиницу, хозяйственные сооружения, на верхнем этаже настоятельского корпуса 26 сентября 1905 года была освящена домовая церковь во имя арх. Михаила. 1 февраля 1906 года вместо игум. Арсения, посланного на Афон для борьбы с имяславием, монастырь возглавил иером. Кирилл (Васильев), трудившийся в обители со дня ее возобновления. При нем в 1906 году была выстроена трехъярусная колокольня. В 1912 году Тихвинский еп. Андроник (Никольский) заложил, 10 декабря 1915 года архим. Амвросий освятил каменный храм во имя арх. Михаила, примыкавший к братскому корпусу.
На островке прп. Макария в 1900-1901 годах была построена деревянная церковь во имя Всех преподобных, в посте и подвиге просиявших, в 1914-1916 годах храм был перестроен в камне, при храме вскоре возник скит, где постоянно жили 2-3 монаха. Монастырь владел двумя подворьями. На ст. Любань в одной из комнат деревянного двухэтажного дома 9 сентября 1901 года архим. Алексий (Бельковский) освятил Крестовоздвиженскую церковь. На ст. Малая Вишера была выстроена и 16 сентября 1901 года архим. Алексием освящена деревянная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери, вскоре сгоревшая, но отстроенная и освященная вновь 7 апреля 1902 года.
В Воскресенском монастыре помимо мощей прп. Макария, почивавших под спудом в Успенском храме, почитались частица Животворящего Креста Господня, камень от Живоносного Гроба и икона Воскресения Христова, присланная в обитель в 1900 году Иерусалимским патриархом Дамианом. Святыни, а также активная миссионерская деятельность братии привлекали паломников из соседних губерний и Санкт-Петербурга. Накануне праздника Успения Божией Матери монастырь принимал многолюдный крестный ход из Петропавловского храма Любани. Крестные ходы на островок прп. Макария совершались в субботу Сырной недели, в Недели Православия, Крестопоклонную, о самарянине, в день Св. Духа, а также 8 мая и 29 июня.
Закрытие и разрушение монастыря в советский период
В апреле 1920 года постановлением межведомственной комиссии по ликвидации монастырей в Новгородском уезде здание монастырского странноприимного дома передали отделу народного образования для размещения в нем ремесленной школы и интерната. В 1922 году часть территории обители была передана совхозу, но богослужения в храмах продолжали совершаться, в корпусах жили 30-40 насельников.
4 апреля 1923 года настоятель игум. Кирилл (Васильев) был тайно хиротонисан во епископа Любанского, викария Новгородской епархии, хиротонию возглавил архиеп. Андрей (Ухтомский). Арестованный в 1924 году по обвинению в сокрытии монастырских ценностей, еп. Кирилл отбывал срок в ИТЛ в Вологодской губ. и после освобождения в 1927 году вернулся в обитель. В июле 1928 года он был пострижен в Александро-Невской лавре иосифлянским еп. Стефаном (Бехом) в схиму с именем Макарий, ушел на покой и жил в Воскресенском монастыре.
17 февраля 1932 года вся братия монастыря (ок. 40 чел.) была арестована по обвинению в контрреволюционной деятельности. Коллегия ОГПУ 22 марта 1932 года приговорила иноков к различным срокам лишения свободы, в т.ч. схиеп. Макария, его келейника иеродиак. Вукола (Николаева) и ризничего иером. Афиногена (Агапова) (+ 24 июня 1979) к трем годам ссылки. С февраля 1932 года в храмах монастыря и Крестовоздвиженской церкви на подворье в Любани службы не совершались.
21 февраля собравшиеся на общегородской митинг жители Любани постановили ликвидировать монастырское подворье и передать помещения под «культурное учреждение». Решением Леноблисполкома от 10 мая 1932 года храмы Воскресенского монастыря были закрыты, корпуса обители переданы под отделение Свирьского лагеря.
В 1935 году освободившаяся из заключения часть братии поселилась недалеко от монастыря, схиеп. Макарий нелегально жил в районе Чудово и Любани, совершал тайные постриги и священнические хиротонии. После оккупации Новгорода немецкими войсками в 1941 году, схиепископ вместе с келейником перебрался в Псково-Печерский монастырь. В ночь на 1 апреля 1944 года при бомбардировке Петсери (ныне Печоры) советской авиацией он был убит в своей келье. Около 1944 года еще пять бывших насельников Воскресенского монастыря поселились в Псково-Печерской обители, в т.ч. иером. Афиноген (Агапов), служивший с 1945 года ризничим и казначеем, с 1960 года — братским духовником, с 1968 года в сане архимандрита.
До 1941 года помещения Воскресенского монастыря занимал инвалидный дом, проживавшие в котором люди (ок. 300 чел.) в годы немецкой оккупации были расстреляны захватчиками. В 1942 году, когда линия фронта проходила у стен монастыря, фашисты устроили здесь опорный пункт. При обстреле его советской артиллерией монастырские постройки были полностью уничтожены, осенью 1943 года сгорело здание подворья в Любани. После 1945 года несколько иноков Воскресенского монастыря откопали спрятанные на территории обители святыни: Евангелие было подарено Пюхтицкому женскому монастырю, Казанская икона Божией Матери в 2005 году находилась в Казанской церкви в г. Тосно Ленинградской обл.; в историко-краеведческом музее Тосно хранятся почитаемая икона прп. Макария и несколько экспонатов, связанных с Воскресенским монастырем. Во второй половине 1950-х годов на месте алтаря Успенской церкви и раки прп. Макария верующие установили два деревянных креста.
К 2005 году территория монастыря заросла лесом. На островке прп. Макария — руины церкви Всех преподобных, над алтарной частью которой установлен деревянный крест, сохранился колодец.
Возрождение
В 2004 году пустынь посетил молодой регент Дмитрий Титов. Труднодоступность места – топкое болото в густом лесу, удаленность от населённых пунктов и разбитая дорога не остановили Дмитрия, он поселился там насовсем. С этого события и началось возрождение обители. Вскоре ему удалось увлечь идеей восстановления пустыни игумена Тихвинского Успенского монастыря архимандрита Евфимия (Шашорина), и тот постриг нового послушника в монашество с наречением имени Давид в Тихвинском монастыре, благословив на возрождение пустыни и основание там монастырского cкита, а затем представил к возведению в священный сан.
Приглашённые скитоначальником церковные археологи, произведя раскопки, обрели мощи преподобного Макария Римлянина. За сравнительно недолгое время удалось срубить деревянную церковь, установить на монастырской голгофе поклонный крест, и, организовав перевалочную базу вблизи шоссе Мга-Любань, возвести обширный братский корпус и заложить каменный храм.
11 октября 2005 года состоялись освящение и первая Божественная литургия во вновь построенном храме Успения Пресвятой Богородицы Макарьевской пустыни, которое возглавил настоятель Тихвинского Успенского монастыря игумен Евфимий (Шашорин).
https://drevo-info.ru/articles/13677869.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?