Макарьево. Троицкий Макариев Желтоводский монастырь.

Монастырь был основан в 1435 г. преподобным Макарием, уроженцем Нижнего Новгорода, иноком печерского нижегородского монастыря, удалившемся в здешние края, в урочище, известное тогда под именем Желтые воды, или Желтые пески. Преподобный Макарий построи кельи и деревянную церковь во имя Св. Троицы. Но в 1439г. монастырь был до основания разорен татарами Улу-Махмета, а преподобный Макарий пленен. Татары отпустили его, взяв с него обещание не возрождать православной обители. Макарий ушел из этих мест в унженские леса, где основал Макарьев Унженский монастырь, а Желтоводский моностырь с тех пор пришел в запустенье. Обитель была восстановлена спустя 190 лет. Как полагают, возродил ее монах Тетюшенского монастыря Авраамий, уроженец Мурома в 1620 г. В 1624 г. была срублена Троицкая церковь, через 2 года построена Успенская церковь. А в середине 17 столетия, с 1651 по 1667 гг., здесь был создан на редкость целостный ансамбль. В 1651 гг. была построена Успенская церковь с трапезной, а в 1658 г. — пятиглавый Троицкий собор, а в 1670 г. — надвратная церковь Михаила Архангела над святыми воротами и кельи, в 1662-1667 гг. возвели стены и башни монастыря. Автором главных монастырских дел был подмастерье Максим Апсин. Троицкий собор представлял собой торжественное и грандиозное зрелище. Его украшал резной золоченый иконостас, с потолка свисали громадные паникадила, ризы икон сверкали золотом, серебром, драгоценными камнями. Стены собора сверху донизу покрывали яркие нарядные фрески. «Впечатление роспись производила поистине ошеломляющее, — пишет М.П. Званцев, один из последних, кто видел росписи Троицкого собора. — Она была величественна, сдержанна по цвету, рисунок и цветовое решение росписи отличались высокими художественными достоинствами».
В 1930-е гг. драгоценные фрески Троицкого собора были варварски забелены. Как считают специалисты, росписи были выполнены на рубеже XVII-XVIII веков артелью костромских мастеров. Троицкий собор — единственный в Нижегородской области храм с сохранившейся древнерусской живописью. Успенская церковь с трапезной палатой поднята на высокий подклет. В свое время этот подклет служил кладовыми для «людей купецких», приезжавших на Макарьевскую ярмарку. В 1808 г. на месте старой обветшавшей Успенской церкви была построена небольшая Макарьевская церковь. В 1620-х ггг. здесь учился грамоте крестьянский парень Никита Минин, будущий знаменитый патриарх Никон. Не оставляли монастырь своими щедротами и богатые вкладчики, среди которых были знаменитые купцы-солепромышленники Строгановы и бояре Лыковы. Процветанию монастыря во многом способствовала проходившая у его стен ежегодная Макарьевская ярмарка с 1641 г. Сбор торговой пошлины передавался монастырю. «Нельзя в целом изобразить впечатлений, чувствуемых на Макарьевской ярмарке. Надобно видеть ее, чтобы составить себе понятие о бесчисленной толпе людей, находящихся в беспрерывном движении, о многих тысячах экипажей, телег, кои на пространстве нескольких верст покрывают все пространство земли», — так описывал в 1805 г. Макарьевскую ярмарку царский лейб-медик Г. Реман. В 1816 г. Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород после пожара. Это сказалось на доходах монастыря и он быстро пришел в упадок. Упразднен монастырь в 1868 г. в виду опасности от наводнений. В 1882 г. возрожден как женский. Макарьев монастырь был закрыт Советской властью в 1927 г. Была уничтожена Сретенская церковь, стоявшая у западных ворот, частично разрушены корпуса келий. Оставшиеся постройки монастыря долгое время находились в ужасающем состоянии, и только в 1960-е гг. началась их реставрация.
В 1928-1929 гг. здесь был размещен детский дом, затем монастырские помещения стали сдавать в аренду разным организациям. В годы войны в монастыре размещался эвакогоспиталь, а в 1943 г. монастырь был передан Лысковскому зооветеринарному техникуму. Только в январе 1992 года Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь был возвращен Нижегородской епархии, началось возрождение древней обители. Первой была восстановлена надвратная церковь Михаила Архангела, затем преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца, приведены в порядок монашеские кельи, восстановлены стены и башни, спасена от падения и разрушения колокольня. Огромных средств требует Троицкий собор, в котором необходимо спасать фресковую живопись.
http://www.vozglas.ru/publ/nkzss/006.shtml

Троицкий Макарьев Желтоводский монастырь, общежительный, в городе Макарьеве. Основан в 1435 году преподобным Макарием (см. 25 июля); в 1439 году разорен татарами и запустел; возобновлен в 1883 году и стал женским. Близ монастыря находилось весьма большое и глубокое озеро, известное у местных жителей под именем «Желтые воды»; оно называлось также и «Святым». Есть предание, что преподобный Макарий крестил в нем язычников и магометан, принимавших христианскую веру. Ныне это озеро составляет русло реки Волги. В XVII веке в числе послушников обители был Никон, впоследствии патриарх Всероссийский. При монастыре общежительный епархиальный приют на 25 сирот с приготовительным классом.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

История монастыря начинается с XV века и связана она в первую очередь с его основателем преподобным и богоносным отцом нашим Макарием Желтоводским, которого примерно с 16 столетия стали называть еще и Унженским чудотворцем. Судя по древним его Житиям можно предположить, что ради Христа и в поисках уединения бывший инок Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря Макарий мог поселиться в пустынном месте на озере Желтые воды, что было в нескольких верстах от Волги, на ее левобережье, примерно напротив Лысковской крепости, в конце 14 века. Сперва святой Макарий ставит храм в честь Пресвятой Троицы. Точная дата закладки церкви опять же неизвестна. Но по ряду археологических разведок можно сделать вывод, что построен храм был именно на том месте, где ныне высится нынешний собор Пресвятой Троицы. По всей вероятности сначала закладка, а потом и основание монастыря на Желтых водах стало возможно еще и потому, что в начале 1420-х годов в Лыскове был свой воевода, а Лысковская крепость на Оленьей горе подчинялась только Московскому князю. Как бы там ни было, но датой основания монастыря в честь Пресвятой Троицы на Желтых водах стал 1435 (по иным данным — 1434/6) год. В 1439 году обитель была уничтожена до основания, вся братия убита, а игумена Макария, 90-летнего старца, татары казанские взяли в плен. Однако хан Улу-Махмет, увидев избранника Божия, даровал ему свободу. Но святой старец испросил у хана 40 пленников мужчин, не считая женщин, детей и стариков. Так началось шествие под водительством св. Макария примерно в 200 (а может, и более) человек от Казани до Костромских приделов — града Унжеска через Желтые воды… на месте бывшей обители святой захоронил убиенную свою братию. На этом заканчивается история Желтоводской обители до 1620 года; но начинается основание иной Макарьевской, но уже Унженской обители. Из монастырских преданий известно, что монах Аврамий был родом муромчанин; постриг принял в монастыре при селе Большое Мурашкино; однако затем удалился в Тетюши, что неподалеку от Казани; в местный Казанский монастырь. Там он тяжко заболел, однако получил исцеление. И тогда в благодарность Богу, он ушел чуть ли не к Жигулевским горам в поисках подвигов уединения. Именно там к нему в сонном видении трижды являлся наш преподобный Макарий, говоря, чтобы Аврамий пришел на Желтые воды и возродил обитель Пресвятой Троицы.
Так, 1620-й год считается годом первого возобновления монастыря. Старец Аврамий, услышав, что на Унжу прибывает делегация во главе с первым царем из рода Романовых Михаилом Федоровичем в знак благодарности в освобождении патриарха Филарета (отца Михаила Федоровича) из польского плена — монах Аврамий поспешил к Унжескому монастырю. При этом старец Аврамий получил царское благословение на устроение Желтоводской обители, а также разрешение на владение монастырем Макарьевской ярмонки. Первая половина 17 века для монастыря была связана и с будущим патриархом Никоном. В некоторых источниках говорится, что он принял монашеский постриг именно у нас. Но это — ошибка. Будущий патриарх был около 8 лет послушником, но по настоянию своих родителей женился и принял священнический постриг. Служил около 2 лет в Лыскове, по всей вероятности, именно в храме Рождества святого великого Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя Господня (единственного на тот период храма, но уже через пару десятилетий Лысково украсилось шестью церквами). Именно из Лыскова будущий патриарх Никона вместе с семьей перебирается в Москву; ибо тогда Лысково называлось царским селом, по принадлежности государю. Макарьевский монастырь перенес единственную осаду, будучи втянутым в боевые действия 1670 года. Когда банды разбойников со своим атаманом Разиным, вовсе не несли мир и свободу русскому народу, но — грабежи, убийства, татьбу. Досталось тогда от предшественников революционеров и нашему Макарьевскому монастырю. Воры ворвались в пустой монастырь, надругались над святынями, устроили погром, и покинули обитель, записав себя в долгий список святотатцев… В это же время создается Нижегородская епархия. Первым епископом избирается монах Филарет. По всей вероятности, он был родом из Лыскова. Подвизался долгое время в нашем монастыре, где и принял монашеский постриг. Обитель на Желтых водах стала для него родной. И он, будучи уже в старости, заповедал похоронить себя именно в своей любимой обители. Но когда он умер, то нашлись ослушники и погребли тело первого Нижегородского митрополита Филарета в Нижегородском Кремле, в Спасо-Преображенском соборе. И что же сталось с останками бывшего макарьевского монаха? Они утеряны навсегда, потому что в советское время собор был уничтожен, вместе с ними и останки первого нижегородского митрополита (повезло только останкам Козьмы Минина, которые были перезахоронены в Михайловский собор Кремля). Между тем упокоение телес обрели в нашей обители архиепископы Антоний и Мефодий, также постриженники нашего монастыря. А также митрополит Афанасий. Он приехал защищать патриарха Никона, когда его низлагали патриархи Антиохийский и Константинопольский. Никона все-таки низложили, а митрополит Иконийский и Каппадокийский Афанасий впал в немилость, был посажен в тюрьму в Москве; но потом выпущен и по дороге на свою родину, остановившись в нашем монастыре, в нем и умер (по другим данным: был сослан именно к нам без права выезда за пределы не только России, но и Лысковского уезда…). В это же время в монастыре остановился, служил и немного пожил первый из двух патриархов, кто почтили монастырь. Его звали также Макарием и был он патриархом Антиохийским. Второй патриарх, кто служил неоднократно в нашем монастыре, живя при этом в Лыскове у своего же родственника князя Георгия Александровича Грузинского в начале 19 века, был Антоний II, последний католикос Грузии: после присоединения в 1801 году Грузии к России в 1811 году было упразднено патриаршество и автокефалия Грузинской Православной Церкви, она вошла в состав РПЦ.
Святой Антоний (он причислен к лику святых в 2011 году Грузинской Православной Церковью) уехал в Нижний Новгород, но часто жил в Лыскове. После его смерти останки были перезахоронены также в Свято-Преображенский собор Нижегородского Кремля. В советское время мощи его были уничтожены. В 1700 году по указу царя Петра Алексеевича все доходы от Макарьевской ярморки направляются в государственную казну. С этого времени Макарьвский Желтоводский монастырь начинает свой отсчет ко временам запустения и даже закрытия, что и произошло в 1868 году. Ибо для поддержания достойного порядка архитектурного комплекса нужны были такие же огромные деньги, как были затрачены и на его строительство. И хотя государь приезжал со своей супругой Екатериной в монастырь, однако финансовый вопрос остался прежним: государство платило дотацию монастырю. Во время (1760-е годы) упразднения многих монастырей (в Лыскове, к примеру, были закрыты оба: мужской и женский) не завидная судьба приуготовлялась и обители. После молебна в Троицком соборе, государыня преподнесла подарок монастырю: двуглавого орла — герб Российской Империи, как знак покровительства Дома Романовых над Свято-Троицким Макарьев-Желтоводским монастырем. И сей герб висел на фасаде Архангельской церкви вплоть до советской власти… Герб был конфискован ругателями и безбожниками, но слово Екатерины Великой имеет силу и поныне: монастырь как стоял, так и стоит на своем месте во всем своем благолепии!
В 1816 году при весьма странных обстоятельствах сгорает Макарьевская ярмарка. Ее переводят на то место, которое потом стало называться Макарьевской слободой Нижнего Новгорода; еще позднее ее нарекут уже Нижегородской ярморкой. А сегодня по каким-то причинам эстафета отдана ярморке посвященной Серафиму Саровскому (?!)…все на том же месте, где и была Макарьевская слобода… Финансовое положение монастыря становится плачевным до катастрофичности; ибо прежде получая дотации от государства, монахи стали заниматься арендой пустующих помещений внутри монастыря (благодаря именно этому жили неплохо многие не только макарьевцы, но и лысковцы, благодаря чему делали состояние, а затем сами становились, покупая лицензии, купцами)… Словом, монастырь начал ветшать, что называется, на глазах. В 1859 году в дни Святой Пасхи упал центральный купол Троицкого монастыря. К этому времени обитель походила на место запустения, о чем поведала очень подробно игуменья Серпуховского монастыря Митрофания, которая посетила монастырь в 1860-е годы по поручению государыни императрицы Марии Александровны, супруги государя императора Александра II. Нерадивость игумена и малочисленной на тот период братии Желтоводской обители усугублялась апатичностью и правящего архиерея Нижегородской епархии архиепископа Нектария. Это при его попустительстве случился раскол в Дивеевской обители, вплоть до того, что серафимовы сиротки перешли в Тамбовскую епархию; это по его указу хотели разобрать по камушку (!!) и Макарьевский монастырь, кирпич пустить на строительство архиерейского дома в Нижнем Новгороде, а оставшийся продать и деньги опять же на счет епархии. Благодаря именно архиепископу Нектарию обитель была упразднена в 1868 году…
Тем не менее, благодаря именно государыне императрице Марии Александровне и ее мужа Александра II, а также купечества Макарьева, Лыскова и Москвы архитектурный ансамбль монастыря не был уничтожен; он был в страшном состоянии (даже в советское время он выглядел куда лучше!), но все-таки выстоял свое лихолетье. Преподобному Макарию было не угодно перенести свое детище в иное место… И когда на престол заступил государь император Александр III, то одним из первых указов был указ о возрождении Макарьевского Желтоводского монастыря. Вот только в начале его хотели сделать обителью милосердия; для этой цели из Лыскова были переселены 15 сестер милосердия из Сретенской богадельни. Но уже в 1883 году было решено возрождать в монастыре монашество по заповедям Восточного Православия. Был приведен в должный вид Троицкий собор, в 1916 году был восстановлен главный купол Троицкого собора, рухнувшего за два года до падения Крепостного права. Восстановлен за год до падения Российской империи… Монастырь был закрыт в 1927 году; точнее уже не как монашеская община, а как трудовая артель. Новой власти не по вкусу были плоды трудов монахинь. В это время в Макарьевский уезд назначается первый и единственный епископ Макарьевский Александр (Щукин), причисленный РПЦ к лику святых в 2000 году.
Первое время владыка жил в Макарьевском монастыре; в самом городе организовал Воскресную школу, которую безбожники закрыли через год. После перенесения уездного центра в Лысково, епископ Александр переехал в Лысково и стал именоваться епископом Лысковским, служил в Вознесенском и Спасо-Преображенском соборах города. Он прошел Соловецкие лагеря, а свою жизнь закончил мученически будучи архиепископом Семипалатинским. Сестры разошлись по разным городам и весям; но большинство осталось в пределеах Лысковского района; некоторые поселились в Валках, иные в Лыскове. Макарьевский монастырь пытались превратить в приют, в годы Великой Отечественной тут был эвакогоспиталь, а потом долгие десятилетия — зооветтехникум. В начале 1990-х монастырь хотели сделать туристическим центром. Но милостию Божией, с 1991 года он начал в третий раз возрождаться именно как монастырь.
По материалам сайта «Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь» http://makaryzhelt.cerkov.ru/istoriya/

Далеко разносилась слава о Макарьеве с его знаменитой на весь мир ярмаркой, бывшей почти два века крупнейшим торгом, собиравшим товары не только со своей России, но и из Европы, Азии, Америки. Место ярмарки определялось монастырём, а торг дал ему не только известность, но и значительные богатства, на которые в ХVII веке был возведён прекрасный ансамбль, по своим архитектурно-художественным достоинствам лучший в Среднем Поволжье. В начале ХV столетия лишённый надёжных укреплений Нижний Новгород легко достался отрядам ордынцев под предводительством Улу-Махмета, возвращавшихся с большой добычей. Большинство жителей нижегородского края было угнано в неволю и только часть крестьян и ремесленников успела укрыться в заволжских непроходимых лесах от смерти или рабства.
Горечь и унижение пережил и нижегородец, получивший при пострижении в Печёрском монастыре имя Макарий. Родился он в 1349 году в Нижнем Новгороде, за Почайной, в Мироносицком приходе. В голодные годы начала ХV века, «когда глад бысть силен, на Москве оков ржи (стоил) по рублю, а на Костроме по два рубля, а в Нижнем по шти рублев», в поисках пропитания из города разошлись многие нижегородцы. У впадения в Волгу лесной реки Керженец, возле Желтоводского озера, ископал себе пещеру-кельюшку и Макарий. Вскоре к нему подселились ещё несколько странствующих монахов. Место оказалось чрезвычайно удобным: за приют, ночлег и помощь в ремонте судов проплывающие по Волге купцы оставляли богатые дары, прихватывая заодно и наработанные старцами лесные товары для продажи. Но в 1439 году монастырь был выжжен одним из отрядов Улу-Мухаммеда. Старцев перебили, а самого Макария, «яко тиха, мудра и незлюбива», отпустили с обязательством не возобновлять на Керженце монастырь. Макарий ушёл на реку Унжу и основал там другую обитель. А место у Жёлтых вод пустовало с тех пор почти двести лет. Только устные предания да «жития» Макария Унженского и Желтоводского передавались народной молвой.
Монастырь на устье Керженца возобновил в 1620 году муромчанин по происхождению Аврамий, перебравшийся в нижегородские пределы в Смутное время начала ХVII века. Вся его деятельность была наполнена чисто мирскими заботами: обогащением казны, строительством величественных (пока ещё деревянных) зданий, захватом прилегающих земель-угодий, основанием под стенами монастыря торга. Небольшой торг под стенами монастыря сначала собирался стихийно 25 июля, в день памяти Макария, а с 1641 года ярмарка была признана официально, на основе уставной грамоты на взимания пошлин с привозимых товаров. К середине лета сюда успевали подойти суда как с низовий Волги, так и из центральных районов России, и купцы, рапродав товары, могли вернуться домой до ледостава. Торг под стенами Макарьев-Желтоводского монастыря в ХVII веке действительно был значительным. С 1649 года игуменом монастыря становится Иларион, один из известных впоследствии борцов с расколом. Именно при нём была заложена и в 1654 году освящена огромная кирпичная трапезная с Успенской церковью при ней и колокольней, сохранившиеся до сих пор. Трапезная палата в жизни русских монастырей занимала особое место. Здесь собирались для молитв и общей трапезы, здесь встречали и обильно потчевали именитых гостей… Площадь трапезной более 420 квадратных метров. Своды с распалубками над дверными и оконными проёмами опираются на центральный квадратный столб, который некогда окружали со всех сторон подставы с особо ценной серебряной и позолоченной посудой. Под трапезной находились просторные сводчатые подвалы. Они сдавались внаём состоятельному купечеству для хранения непортящихся товаров от ярмарки до ярмарки. К юго-западному углу трапезной примыкает четырёхъярусная колокольня — один из интереснейших образцов шатрового зодчества ХVII века. Ярус звона её завершается кирпичным восьмигранным шатром с двумя рядами «слухов». На фоне мелкой проработки декоративного убранства трапезной и церкви объём колокольни смотрится мощным, незыблемым. Когда-то на колокольне было 12 колоколов, звон которых стлался по Волге на многие километры. Самый большой из них весил 314 пудов. Сейчас на колокольне повешены новые колокола, подаренные монастырю меценатами и благотворителями. Вслед за окончанием строительства трапезной палаты начались подготовительные работы к возведению главного монастырского каменного Троицкого собора. Как нередко практиковалось тогда, в качестве прообраза был выбран главный Успенский собор Московского Кремля, да и зодчим создателем нередко называется москвич Максим Апсин.
Троицкий собор был завершён в 1664 году. Как и в московском образце, 12 сводов Троицкого собора и мощное пятиглавие поддерживается стенами, четырьмя круглыми столбами и двумя заиконостасными пилонами. Кровля с равными по высоте закомарами придавала зданию строгую величавость и изысканную простоту. Иконостас для собора резал призванный мастер Мелетий Иванов. В своём первозданном виде собор был интереснейшим образцом древнерусского зодчества, но последующие ремонты и поновления в течение более чем трёх столетий существенно исказили архитектуру верхней части здания.
Ещё во времена строительства собора, в 1661 году, по заказу ставшего к тому времени архиепископом Рязани Илариона, изографом Симоном Ушаковым была создана подписная икона с изображением новых строений монастыря. Можно полагать, Иларион стремился таким образом подчеркнуть своё значение и рачительность в жизни известного монастыря. Анализ архитектурного фона иконы не оставляет сомнений, что С. Ушаков видел монастырский комплекс и изобразил его во всех основных элементах схожим с реально существовавшими тогда строениями. Таким образом, икона 1661 года С. Ушакова не только произведение древнерусской живописи, но и исторический источник малоизвестного периода формирования архитектурного ансамбля Макарьев-Желтоводского монастыря.
Новый этап работ начался с возведением крепостных стен. Монастырский «Строительный летописец» свидетельствует: «…ограда каменная вся совершися во 185 (1677) году, делана всего 15 лет». Крепостная ограда Макарьев-Желтоводского монастыря, состоявшая из двух изолированных друг от друга территорий, имела 13 башен, главные «святые» ворота и особое предмостное укрепление вдоль волжского берега, служившее одновременно и волноломом при высоких весенних паводках. Главная территория в плане была близка к прямоугольной. По углам стояли круглые, а по центру каждой линии стен — квадратные проезжие башни. Только обращённая к Волге стена кроме главных ворот, увенчанных Михайло-Архангельской церковью, имела по сторонам ещё две слабо выступавшие снаружи башни, соединённые с келейными корпусами. Башни четырёхъярусные. С верхнего боевого настила сделаны наклонные прорези машикулей для литья вара на головы осаждающих. Более чем девятиметровой высоты прясла стен имеют также машикули с крытого хода и «середний бой» для пищально-пушечного вооружения по образцу крепостей Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей. Строители Макария были прекрасно знакомы с передовыми системами обороны русских городов, созданными отечественными фортификаторами ХVII века. Монастырь в то время обладал значительным вооружением: 13 пушками, 9 самопалами и 263 мушкетами. Этого было вполне достаточно для защиты даже крупного средневекового города. При захвате монастыря разинцами осенью 1670 года часть вооружения была со стен снята и использовалась повстанцами в боях против правительственных войск. С запада к монастырю примыкала другая, также ограждённая каменными стенами и башнями, трапецевидная в плане территория (не сохранилась), предназначенная для размещения гарнизона охраны Макарьевской ярмарки. Внутри стоял четырёхэтажный кирпичный гарнизонный корпус, но со временем под напором льда в паводки эта часть строений оказалась разрушенной.
Во время осады Макарьев-Желтоводского монастыря разинцами в 1670 году были серьёзно повреждены стены и башни крепости. Напуганные размахом народного движения монастырские власти сразу же после «умиротворения» округи приступили к усовершенствованию систем обороны. И прежде всего в 1671-1673 годах на средства того же Илариона перестроили надвратную Михайло-Архангельскую церковь. Учитывая её особое архитектурно-художественное и градостроительное значение в ансамбле, церковь возвели более высокой, стройной, поставив центральный световой барабан на вспарушенный свод и над ним ещё один, меньших размеров барабан с главкой. Тем самым была подчеркнута доминирующая роль центральной оси со «святыми» воротами. Убранство надвратной церкви несёт в себе черты господствовавшего тогда в художественной жизни России «узорочья», ярким представителем которого называют прежде всего крестьянина-зодчего приволжского села Кадницы Павла Сидоровича Потехина, создателя церкви Троицы в Останкино в Москве. Расположенное в 40 верстах от Макарьева село стало средоточием строительной артели из 78 каменщиков. Они работали как и в других городах, так и в Макарьеве. К 1677 году были отстроены все монастырские стены, в том числе и барбакан со стороны Волги. Завершив в основном в монастыре храмовое строительство, в 1680-х годах власти развернули каменные работы по возведению жилых корпусов, поварен, ледников и квасоварни. Так, в 1682 году московские каменщики Андрей Майсаров, Иван Константинов, Василий Исаков и другие подрядились возвести в Макарьев-Желтоводском монастыре в один строительный сезон жилые кельи с поварней, ледник с погребом и квасоварню. Мастера требовали от монастырских властей, чтоб к началу работ были полностью изготовлены «к тому каменному делу всякие припасы и подвязной лес…» В конце 1680-х годов среди жителей околомонастырской слободы появились свои опытные строители. Так, в апреле 1689 года слобожанин Семён Леонтьев «со товарищи» возводит архимандричий корпус, который сохранился до сегодняшнего дня. Кроме всего сказанного, в обители ещё в 1620 году возводится деревянная часовня. С ростом же признания монастыря на месте часовни отстроили каменную церковь. Именно для неё и была написана Симоном Ушаковым упоминавшаяся уже икона, помещённая в «серебряную ризу с золотым венцом, крашенным жемчугом и драгоценными камнями», как это значилось в описи.
Со временем Макарьевская церковь обветшала. И когда в 1804-1809 годах на ярмарке по проекту выдающегося русского зодчего А. Захарова велось строительство гостиного двора, одновременно возводилось и новое здание церкви во имя Макария Желтоводского. Небольшая церковь со световым барабаном и строгими портиками римского ордера по праву может быть названа и архитектурным и историческим памятником времени расцвета знаменитой ярмарки под стенами монастыря в начале ХIХ века. 31 мая 1722 года Пётр I имел возможность лично осмотреть Макарьев-Желтоводский монастырь и ярмарочные корпуса, расспрашивал архимандрита о ярмарочных сборах, о числе прибывавших сюда ежегодно торговых людей. Он побывал и внутри Троицкого собора, восхищался его настенными росписями, выполненными лучшими русскими изографами, приказал ежегодно отмечать на особой шкале уровень весенних паводковых вод, как это уже делалось в новой российской столице. Ярмарка под стенами монастыря просуществовала до 1816 года. После пожара, который разыгрался здесь 18 августа, было решено ярмарку перенести в Нижний Новгород. Власти Макарьев-Желтоводского монастыря сразу осознали, что лишились основной статьи дохода. Их казне был нанесён сильнейший удар. И хотя умирание монастыря продолжалось ещё несколько десятилетий, оно было неизбежным и сокрушающим. Монастырь хирел с каждым годом, и монашествующие разбредались по другим, более состоятельным обителям.
К середине ХIХ столетия в сводах Троицкого собора появились угрожающие трещины. Из подпружных арок начали выпадать кирпичи. Однако власти не торопились с его ремонтом, хотя и закрыли доступ в собор. В 1859 году барабан центральной главы рухнул. Был второй день Пасхи. В соседней, Макарьевской церкви собралась толпа молящихся, когда раздался треск и сильный глухой удар. Воздушной волной распахнуло дверные створы собора и играющих возле него детей отбросило на несколько метров. Рухнувший вниз кирпич разбил в щепки древний резной иконостас и поднял тучу известковой пыли, стоявшей внутри собора несколько дней. Кроме чисто материального ущерба, монастырь пережил более ощутимый моральный урон — в народе заговорили, что в день Воскресения бог наказал нечестивцев монахов. Поток беглецов из монастыря усилился, а в начале 1868 года монастырь был закрыт вообще. Древние здания приказывалось разобрать на кирпич, и лишь то, что вырученных при продаже его средств оказалось бы меньше, чем следовало заплатить рабочим, спасло ансамбль от уничтожения.
В годы Великой Отечественной войны тут был эвакогоспиталь, а потом долгие десятилетия — зооветтехникум. С 1991 года обитель стала постепенно возрождаться с приходом сюда первых насельниц.
Материал из брошюры: «Макарьев-Желтоводский монастырь на Волге». Изд-во Внешторгиздат, 1991 г.

После революции на протяжении десяти лет монастырь пусть трудно, но ещё существовал. Насельницам приходилось жить в условиях постоянного агрессивного давления. Доходило до анекдотических акций — так, было организовано социалистическое соревнование между деревнями за увеличение сторонников закрытия обители. Закончилось всё официальной ликвидацией монастыря в 1927 году; точнее, не как монашеской общины, а как трудовой артели. Новой власти не по вкусу были плоды трудов монахинь.
«Советская» его история вполне банальна — коммунистические деятели не отличались особой изобретательностью. Монастырские здания передавались из рук в руки, постепенно ветшая и приходя в полную негодность. Сначала сюда вселился детский дом; в годы войны в стенах обители размещался эвакогоспиталь; позже монастырь передали Лысковскому зооветеринарному техникуму. С 9 сентября 1943 по 23 ноября 1988-го монастырские строения занимал упомянутый техникум. Фрески Троицкого собора были варварски забелены. В храмах держали скот и хранили корма. 30 сентября 1945 года пожар уничтожил второй этаж и крышу южных келий, в которых находилось студенческое общежитие, крышу надвратной церкви Михаила Архангела, один из куполов и стропила крыши Успенской церкви. Конечно же, ни о каком ремонте речь тогда не шла. Позже Керженская сплавная контора использовала растущие вдоль берега реки Волги со стороны главного входа в обитель старые ветлы для причала, что приводило к вырыванию с корнями деревьев, а с ними и глыб каменной кладки подпорной стены. Неблагоприятное влияние на её состояние оказывала и проездная дорога, проложенная по набережной для подвод и автомашин, а также складирование на ней тяжеловесных грузов. В результате этого подпорная стена, препятствующая размыванию берега, была почти полностью разрушена, вследствие чего создавалась прямая угроза монастырским стенам.
В конце 1950-х годов в монастыре, чей архитектурный комплекс государство взяло под охрану, начались реставрационные работы, неторопливо продолжавшиеся тридцать лет, — одновременно было устроено бетонное береговое укрепление, появившееся в 1980-е годы, не слишком характерное для общей архитектурной стилистики монастырского ансамбля, но тем не менее, свою защитную функцию до сей поры удовлетворительно исправляющее. Работы по восстановлению подпорной стены велись с 1958 по 1960-й год и в 1966 и 1967-х годах. В 1967-74 годах реставрировали монастырские башни и прясла между ними, был укреплён фундамент, восстановлены деревянные конструкции стропил и тёсовая кровля. Проведённые в советское время противоаварийные и консервационные работы позволили сохранить выдающийся историко-архитектурный памятник.
В начале 1990-х годов монастырь хотели сделать туристическим центром. Осенью 1990 года по инициативе архиепископа Нижегородского и Арзамасского Николая, Нижегородская епархия официально обратилась в областной Совет народных депутатов с просьбой о передаче ей всего комплекса Макарьевского монастыря. В 1991-м здания бывшего монастыря переданы Нижегородской епархии. В этом же году по решению Священного Синода был снова открыт Макарьевский Желтоводский женский монастырь. В 1992 году в Желтоводский монастырь, возвращённый Церкви, пришли первые инокини. В третий раз пришлось возрождать обитель. Преподобный Макарий не оставил своего монастыря — нынешнее его состояние (если не цветущее, то очень и очень «оптимистическое») является лучшим тому подтверждением.
Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №22, ООО «Де Агостини», 2009

По преданию, основателем Макарьевского Троицкого Желтоводского монастыря являлся преподобный Макарий Желтоводский и Унженский (1349-1444) — известный церковно-политический деятель, инок нижегородского Печерского монастыря. Место для новой обители было выбрано на левом пойменном берегу Волги у Желтого озера неподалеку от устья реки Керженец. Первоначальный период существования монастыря (1435 -1439 годы) был краток — его выжег отряд казанских татар.
Возрождение монастыря началось в 1620-х годах и было связано с учреждением Макарьевской ярмарки, получившей в 1641 году официальный статус и до 1700 года находившейся во владении обители. Основная часть каменных построек, дошедших до нашего времени, возводилась за сравнительно небольшой срок (с 1651-го по 1677 год), что и определило восприятие архитектурного ансамбля как единого целого. Можно предполагать, что зодчим ансамбля был «подмастерье каменных дел» Максим Апсин. Наглядное представление о том, как постепенно рос и расширялся монастырь, дают несколько сохранившихся икон XVII века, посвященных преподобному Макарию.
Архитектурной доминантой комплекса и его композиционным центром стал сооруженный в 1651-1658 годах шестистолпный с мощным, сдвинутым к востоку пятиглавием Троицкий собор (36,6х22,2 м). По мнению исследователей нижегородского зодчества (С.Л. Агафонов, Я.Л. Шаболдин), образцом для главного монастырского храма послужило новое здание Спасо-Преображенского собора, отстроенное в 1647-1651 годах в Нижегородском кремле. Несколько ранее, в 1651-1654 годах, в обители выстраиваются массивный (45,8х22,8 м) двухэтажный корпус трапезной с пятиглавой Успенской церковью. С западной стороны трапезной устраивается высокая шатровая колокольня.
В 60-х — 70-х годах XVII века монастырская территория обносится мощной каменной крепостной стеной регулярной планировки с круглыми башнями по четырем углам. С южной стороны, обращенной к реке, устраивается главный вход – Святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела (1670 год). Кроме того, пять квадратных башен располагались по периметру (811,5 м) прясел основного укрепленного участка. Внутри монастыря (с юга) выстраивается корпус келий, а в юго-западной части к началу 1690-х годов. появляется трехэтажный корпус настоятельских (архимандричьих) покоев. Там же, на основной территории, была выстроена одноглавая каменная Всехсвятская церковь (не сохранилась). Еще одна линия каменных стен прикрывала монастырь со стороны Волги, а с западной стороны комплекс получает дополнительную территорию, огороженную деревянными (позднее – каменными) стенами, включавшую каменный корпус Гостиного двора (в XIX веке перестроен в тюрьму).
В 1780-х годах, в одной из промежуточных башен (к западу от ворот) устраивается церковь Григория Пельшемского. Это нарушило конструкции башни и едва не привело к катастрофе. Последнее крупное строительство в обители было осуществлено незадолго до перевода ярмарки в Нижний Новгород. В 1808 году на месте старого придела у северной стены Троицкого собора возводится в классицистическом стиле Макарьевская церковь. С собором церковь соединена колоннадой тосканского ордера.
Ежегодное затопление низменной территории в период весенних паводков и размывание береговой линии (в результате приближения реки к южной части монастыря) негативно сказывалось на состоянии монастырского комплекса. С начала XIX века особенно заметно стал наблюдаться процесс разрушения дополнительных линий укреплений, когда при высоком паводке 1829 года обвалилась одна из угловых башен западного сектора. В 1868 году монастырь был закрыт и восстановлен лишь в 1883 году, но уже как женский. Территория монастыря сократилась до нынешних размеров (четырехугольник со сторонами около 200 м каждая), а ряд старых зданий, например, постройки хозяйственного назначения, размещавшиеся в северо-восточной части, к этому времени были утрачены. Прибрежный участок укрепляется каменной отмосткой.
В 1910-1912 годах производятся ремонтные работы в Троицком соборе, в котором еще в 1859 году обрушился центральный купол. Кроме заново поставленного барабана центральной главы, храм внутри получил дополнительную роспись. По сравнению с первоначальными фресками на стенах и сводах зала, выполненных в конце XVII – начале XVIII века, новая роспись не отличалась высоким качеством. Собор был полностью восстановлен в облике первой половины XIX века (с четырехскатной крышей и папертью).
На протяжении нескольких столетий Макарьевский монастырь оставался одним из центров религиозной и духовной жизни не только Нижегородского Поволжья, но и России. Особенная атмосфера, сложившаяся в обители во второй половине XVII – начале XVIII века, привела к появлению здесь целого ряда личностей, определявших идеологическую политику страны. Отсюда вышли будущий патриарх Никон и его противник — протопоп Аввакум Петров, будущие иерархи Русской православной церкви: Симеон – архиепископ Сибирский и Тобольский, Иларион – митрополит Суздальский, Иван Неронов – протопоп, некоторое время входивший в состав ближайшего окружения царя Алексея Михайловича, и др.
В советский период времени монастырь продолжал функционировать до 1927 года, а затем был закрыт, ансамбль бывшей обители стал приходить в упадок. Во время Великой Отечественной войны (до августа 1943 года) в бывшем монастыре размещался эвакогоспиталь, затем большинство помещений арендовалось Лысковским ветеринарным техникумом, а часть построек были отданы под хозяйственные нужды (так, здание Троицкого собора использовалось как зернохранилище). К этому времени лишь одна (северо-восточная) из четырех угловых башен находилась в исправном состоянии, стены имели угрожающие трещины осадочного происхождения, церковь Михаила Архангела была близка к полному разрушению и т.д. Ситуацию усугубил пожар, случившийся в сентябре 1944 года.
В этом же году комплекс переходит под охрану Отдела архитектуры Горьковского облисполкома, а в мае 1947 года Постановлением Совета Министров РСФСР комплекс Макарьевского монастыря был отнесен к уникальным историко-архитектурным памятникам, находящимся под охраной государства.
Серьезные восстановительные работы начались с конца 1940-х годов и были связаны с ремонтом каменного откоса, сильно пострадавшего в паводок 1948 года. Вопрос общей реставрации памятника сдерживался неясностью с постройкой Чебоксарской ГЭС. Непосредственно реставрационные работы на комплексе начались в 1957 году и продолжались свыше двадцати пяти лет. В 1980-х годах устраивается бетонное береговое укрепление, значительно исказившее восприятие архитектурного ансамбля монастыря.
В декабре 1990 года Макарьевский монастырь передается в ведение Нижегородской епархии, а в 1991 году Священным Синодом Русской православной церкви принимается решение о его возобновлении как женской обители. В 1995 г. статус архитектурного комплекса Макарьевского монастыря – объект культурного наследия (памятник истории и культуры) федерального значения – был подтвержден Указом Президента РФ (№176 от 20.02.95 г.).
Макарьевский монастырь расположен в 88 км от Нижнего Новгорода ниже по течению реки Волги на левом-низком её берегу недалеко от впадения в неё реки Керженца. Главный вход в монастырь устроен с южной стороны, с реки через святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела над ними. К северу и западу от ансамбля монастыря расположен рабочий поселок Макарьево. Связь с районным центром Лысково осуществляется паромной переправой, с Нижним Новгородом – речным транспортом, а также автомобильной дорогой через село Валки. Соседство широкого пространства акватории реки, живописного высокого противоположного берега с архитектурным ансамблем монастыря, обнесённого мощной стеной с башнями, формируют единое территориальное целое.
Исторически монастырь имел градообразующее значение. При монастыре возникла ярмарка, затем слобода, преобразованная в екатерининское время в уездный город. Градоформирующее значение монастыря на протяжении многолетней истории его градостроительного развития менялось. Наиболее важное значение монастырь как градоформирующий объект имел в период существования крупнейшей в России Макарьевской ярмарки (со второй половины XVII-го по начало XIX века). В генеральном плане застройки уездного города Макарьево кварталы в виде геометрически правильных фигур, образовывавшие есть улиц, ориентировались на Макарьевский монастырь и ярмарку. Заложенные в этом проекте принципы застройки города стали основой для всех последующих корректировок генерального плана Макарьева. После смещения ярмарочного ансамбля к северо-западу от селитебной территории ансамбли Макарьевского монастыря и торговой ярмарки стали корреспондировать друг с другом. После пожара на ярмарке в 1816 году и перевода торжища в Нижний Новгород монастырь стал обособленным градостроительным образованием, в то время как значение композиционного центра поселка было отведено объёму приходской Казанской церкви.
К настоящему времени ансамбль Макарьевского монастыря имеет значение природно-культурного пространства, комплексного и интегрального объекта культурного и природного наследия. Неразрывная связь с живописными окрестностями позволяет классифицировать архитектурный ансамбль монастыря в совокупности с природным окружением как один из ярких примеров «культурного ландшафта» Нижегородской области.
Культурный ландшафт обладает специфической структурой, основой которой являются природный, градостроительный и культурный (социальный) аспекты. Первичным элементом является природный, поскольку природные особенности определили характер планировочного развития этой территории. Исторически ландшафтная ситуация была иной. На протяжении XVIII-XIX веков основное русло Волги менялось, в связи с чем оказалась затопленной территория первоначальной монастырской слободы, прилегающая с юга, а ансамбль монастыря оказался непосредственно на берегу Волги. Положение усугубилось с поднятием уровня воды Чебоксарской ГЭС, когда было сооружено бетонное укрепление и сделана насыпь вдоль стен монастыря.
В настоящее время монастырь, окаймлённый огибающей его Волгой и дугой холмов правобережья, занимает центральное место на обширной территории. В контрасте с плоским берегом и гладью воды сооружения ансамбля приобретают особую монументальность. Основной композиционной осью в пределах исследуемой территории является русло Волги. Сооружения монастыря экспонированы на реку, при этом природа и произведения человеческого труда слиты в единую объёмно-пространственную композицию. Комплекс Макарьевского монастыря является характерным примером средневекового русского монастырского зодчества, в полной мере отражающим своеобразие и характерность подобного типа архитектурных ансамблей.
Ландшафтное окружение монастыря чрезвычайно живописно и различно по краскам и фактурам: широкое водное пространство – гладь реки – сочетается с крутым склоном правого берега, поросшим деревьями, плавная береговая линия отвечает красоте окрестных лугов. Архитектурный облик сооружений выгодно оттеняется образом природного окружения: плавность очертаний волжского берега контрастирует с суровым обликом монастырских стен, крупного центрального собора.
Градостроительный аспект культурного ландшафта представлен комплексом монастырских сооружений. Сооружения ансамбля характеризуются цельностью и единством. Прямоугольная территория обнесена мощной каменной стеной с угловыми круглыми башнями и квадратными, расположенными по середине прясел. Со стороны Волги имеется дополнительное бетонное укрепление. Речной фасад имеет симметричную композицию. Центром композиции южной сены являются Святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела и примыкающими к ней с обеих сторон жилыми корпусами и башнями. Если смотреть с реки, объём надвратной церкви сливается в одно композиционное целое с главным Троицким собором, дополняя изящным абрисом строгий и лаконичный облик главного собора. С севера к Троицкому собору примыкает небольшая Макарьевская церковь, выдержанная в формах классицистической архитектуры. К востоку от собора, продолжая композиционную ось восток-запад, расположено двухэтажной здание трапезной с Успенской церковью и шатровой колокольней.
До настоящего времени сохранились корпуса архимандричьих келий, больничный корпус, монашеские кельи и церковь Григория Пельшемского, устроенная в квадратной башне между святыми воротами и западной угловой башней. Каждая монастырская постройка вписана в просторы природного окружения, а характер архитектурного облика сооружений сопоставим с особенностями ландшафта.
Социальный аспект культурного ландшафта проявляется в его информационной насыщенности. С Макарьевским монастырём связано имя крупного государственного деятеля XVII столетия – патриарха Никона, из стен Макарьевского монастыря вышла целая плеяда церковных деятелей, определявших и вдохновлявших идеологическую политику страны и составлявших ближайшее окружение царя Алексея Михайловича, а также хорошо по тем временам образованных людей, которые оставили заметный след в жизни России в 30-40- е годы XVII века. Несомненно, развитие и процветание монастыря было связано с проводившейся ежегодно Макарьевской ярмаркой, являвшейся почти два века крупнейшим торгом, собиравшим товары не только со всей России, но и из Европы и Азии. Благодаря превращению в крупный коммерческий центр не только Русского государства, но и всей Европы, Макарьевская ярмарка приносила монастырю стабильный высокий доход, в связи с чем монастырь постепенно превратился в крупный хозяйственный центр и один из лучших архитектурных ансамблей Поволжья. Таким образом, развитие этой территории обусловлено взаимодействием природных и социо-культурных процессов.
Современное социокультурное значение монастыря определяется в первую очередь обширным рядом исторических ассоциаций, а также чрезвычайно важным значением его как крупного объекта паломнического туризма и уникального архитектурно-художественного ансамбля, постоянно привлекающего внимание туристов.
Планировочная структура бывшей монастырской территории сохранилась в основном в южной её части, где читается основная композиционная ось запад-восток и сохранены объёмно-пространственная структура территории и композиционные соотношения застроенных и незастроенных пространств). Северную часть монастырской территории в настоящее время можно считать деградировавшей. Кроме того, утрачены дополнительные укрепления — линия каменных стен, прикрывавших монастырь со стороны Волги, и каменная ограда, примыкавшей с запада территории, где располагался корпус Гостиного двора, устроена насыпь вдоль стен, охватывающих основную часть монастырской территории.
В настоящее время основная часть монастырской территории, обнесенная крепостной стеной с башнями, представляет собой в плане прямоугольник. Стены монастыря имеют амбразуры нижнего боя, машикули и бойницы для стрельбы с боевого хода. В их толще устроены арочные ниши, боевой ход покрыт деревянной кровлей. С южной стороны монастыря расположен главный вход в него, при этом входная ось акцентирована пятиглавием надвратной церкви Михаила Архангела. Основные монастырские сооружения: Троицкий собор, трапезная с Успенской церковью и колокольней, келейные корпуса сгруппированы в южной части территории, в северной находятся хозяйственные постройки. Комплекс монастырских сооружений дошёл до настоящего времени практически без утрат за исключением одноглавой каменной Всехсвятской церкви, располагавшейся в северо-западной части монастыря. Композиционным центром ансамбля монастырских построек по-прежнему является пятиглавый Троицкий собор. Целостность восприятия монастырского комплекса сохраняется до настоящего времени. Это обусловлено прежде всего композиционным единством архитектурного облика монастырских сооружений, объединённых функциональным назначением, а также гармоничным сочетанием архитектурного ансамбля с природным ландшафтом, свободным от поздней застройки. Стоит отметить, что для восприятия монастырского ансамбля сложились особые условия: монастырь прекрасно просматривается с реки, с берега к востоку и западу от монастыря, а также с противоположного берега реки и со стороны поселка. Степень сохранности облика отдельных объектов также высока. На сегодняшний день в результате полномасштабных реставрационных работ восстановлен исторический облик практически всех сооружений комплекса.
Архитектурными доминантами ансамбля являются объёмы Троицкого собора и шатровой колокольни, пристроенной к трапезной. Группа вертикалей, образуемых мощным пятиглавием крупного собора, более изящным венчанием Успенской церкви и живописным шатром колокольни, позволяет ансамблю культовых сооружений господствовать над пространством живописных окрестностей. Мотив вертикалей поддержан завершениями надвратной церкви, выразительный абрис которой корреспондирует и оттеняет величественное венчание Троицкого собора. Следует отметить чрезвычайно ответственное положение монастыря – на низком пойменном берегу, в связи с чем созданы прекрасные условия для панорамного восприятия ансамбля. Он хорошо просматривается с дальних расстояний – с противоположного высокого берега Волги, а также с фарватера, красивые виды раскрываются со стороны посёлка Макарьево благодаря наличию незастроенного пространства перед ним. Смотровыми площадками также являются участки берега к западу и востоку от монастыря.
К диссонирующим объектам в пределах зоны восприятия ансамбля следует отнести сооружения деревоперерабатывающего предприятия, расположенного к востоку от монастыря.
Планировка поселка Макарьево до настоящего времени во многом определяется ландшафтными особенностями. Часть бывшего города застроена в соответствии с принципами регулярного строительства, при этом незастроенными до сих пор остаются участки, где это невозможно в силу наличия водоёмов, оврагов, пониженного рельефа – затопляемых участков. Относительно застройки поселка следует отметить, что большая часть исторической застройки к настоящему времени утрачена, активно ведётся строительство дач, облик которых не соответствует, а подчас и активно диссонирует с образом древнего монастыря. Современной архитектурной доминантой и композиционным центром поселка по прежнему является Казанская церковь, корреспондирующая с ансамблем Макарьевского монастыря.
Макарьевский монастырь на период конца XVII столетия, когда были возведены основные сооружения, и до настоящего времени представляет собой обширный и чрезвычайно целостный архитектурный ансамбль. Он включает в себя различные типы построек, выполненные в стилистике архитектуры конца XVII века. Ансамбль является ярким примером русского средневекового монастыря на берегу реки, на протяжении многих веков имевшей исключительно важное стратегическое, экономическое, и культурное значение. Основные сооружения сгруппированы по оси, заданной руслом реки, при восприятии со стороны реки композиция монастыря симметрична и уравновешена. Речной фасад монастыря включает основные строения: Троицкий монастырь, Успенскую церковь с трапезной и колокольней, надвратную Михайло-Архангельскую церковь. Мощным основанием для них стали массивные стены с машикулями. В настоящее время в северной части территории ансамбля монастыря имеются диссонирующие включения (гаражи, сараи), нарушающие образ монастыря при восприятии его с внутренней территории.
Планировка монастырской территории и архитектурный облик основных сооружений достаточно традиционен: монастырская территория имеет прямоугольную в плане конфигурацию, обнесена мощной крепостной стеной с круглыми угловыми башнями и квадратными (проездными). С южной стороны по сторонам от Святых врат имеются ещё две слабо выступающие квадратные башни, соединённые с келейными корпусами. Входная ось акцентирована пятиглавием надвратной церкви Михаила Архангела.
Шестистолпный пятиглавый Троицкий храм с тремя апсидами является мощной доминантой, организующей прилегающую застройку. Общее объёмно-пространственное решение собора восходит к типу Успенского собора в Московском кремле. Мощные круглые в плане столбы поддерживают своды, покрытые росписями. Приземистые сильно выступающие апсиды усиливают впечатление основательности и массивности объёма храма. С Троицким собором галереей соединена классицистическая Макарьевская церковь. Фасады церкви с западной и северной сторон украшены четырёхколонными портиками, основной объём завершён широким барабаном, перекрытым мощным куполом.
К обширному двухэтажному сооружению трапезной с востока примыкает объём Успенской церкви, а с запада – шатровая колокольня. Успенская трапезная церковь представляет собой двухэтажное здание, сводчатый потолок которого опирается на мощный квадратный в плане столб. Фасады завершены килевидными закомарами, кокошники также служат основанием для стройных барабанов. С запада к трапезной пристроена шатровая четырёхъярусная колокольня, соединённая галереей – один из интереснейших примеров русского шатрового зодчества XVII века. Ярус звона завершается кирпичным восьмигранным шатром с двумя рядами слухов. Корпуса келий расположены к югу и востоку от надвратной церкви.
Архитектурный образ монастырской территории характеризуется своеобразием и определяется гармоничным единством побеленных монастырских сооружений с живописным простором окружающего ландшафта. Архитектурное и природное своеобразие участка раскрывается как в облике построек, дающих представление о русском монастырском зодчестве, так и в красоте окружающего пейзажа – низкого пойменного берега Волги с выразительной береговой линей и противоположного – крутого, поросшего лесами. Выразительный опознаваемый облик этого пространства сформировался как результат объединения всех составляющих его аспектов. Следует добавить, что образ поселка как исторического поселения к настоящему времени утрачен практически полностью, и Макарьево стремительно превращается в заурядный дачный поселок.
Ценность культурного ландшафта определяется в первую очередь его аутентичностью, показателем которой в отношении исследуемой территории являются сохранность планировки, архитектурного облика монастырского ансамбля, функциональное использование и социокультурное значение. Социокультурное значение ландшафта определяется не только исторической ценностью и в большей степени информационным разнообразием. Круг исторических ассоциаций монастырского ансамбля очень велик. На протяжении столетий существования монастырь являлся духовным и культурным центром Поволжья. С ним связаны имена многих крупных церковных деятелей России XVII в. — патриарха Никона и его противника – протопопа Аввакума Петрова, будущих иерархов Русской православной церкви: Симеона – архиепископа Сибирского и Тобольского, Илариона – митрополита Суздальского, Ивана Неронова – протопопа, некоторое время входившего в состав ближайшего окружения царя Алексея Михайловича, и др.
Комплексные историко-библиографические и натурные исследования целостного фрагмента территории позволили прийти к определённым выводам в отношении историко-культурной ценности ансамбля Макарьевского монастыря и прилегающей территории, которые в свою очередь должны стать основой для принятия специальных режимов использования земель и градостроительных регламентов.
Степень представленности природного и архитектурного своеобразия на данном участке чрезвычайно высока. Целостный комплекс монастырских сооружений, выполненный практически в единой стилистике, воспринимается в неразрывном единстве с окружающим пейзажем, что дало основания отнести исследуемый участок к категории культурного ландшафта. Он имеет объективную ценность как носитель эстетической, научной, исторической информации. Сформировавшийся к настоящему времени выразительный образ монастыря, объединивший в себе природный и архитектурный компоненты, отличается гармоничностью, целостностью и своеобразием. Всё это обуславливает необходимость выдвижения требования увеличения мощности и полноты воздействия культурного ландшафта.
Макарьевский монастырь вместе с природным окружением является фрагментом информационно и эмоционально насыщенной исторической среды с высокой степенью сохранности планировочной структуры и ландшафтных особенностей. Следует отметить также ценность архитектурного ансамбля в своей данности и наличие высокого информационного и эстетического потенциала. Монастырь активно популяризируется, включается в паломнические маршруты. Исходя из этого, следует подчеркнуть необходимость сохранения и развития его комплекса в своих характерных чертах и параметрах, а также проведения специальных охранных мероприятий.
А.Ю. Абросимова, В.В. Краснов, Макарьевский Желтоводский монастырь. Историко-культурная характеристика; РГИА. Ф.799. Оп.26. Д.176; ЦАНО. Ф.5. Оп.46, год 1837. Д.167; Татаринов Е. Макарьевский Желтоводский монастырь //Зодчий. 1902. №29; №52; Макарий, архимандрит. Памятники церковных древностей. — Н.Новгород, 1999; Агафонов С.Л., Горький. Балахна. Макарьев. — М., 1987; Агафонов С.Л., Макарьев на Волге //Памятники Отечества. — М., 1989; Шумилкин С.М., Нижегородская ярмарка. — Н.Новгород, 1996; Филатов Н.Ф., Города и посады Нижегородского Поволжья в XVII веке. — Горький, 1989; Шаболдин Я.Л., Архитектура Спасо-Преображенского собора XVII века в Нижегородском кремле //Нижегородский кремль. К 500-летию памятника архитектуры XVI века: Материалы второй областной научно-практической конференции 5-6 декабря 2001 года. — Н.Новгород, 2002; Галай Ю.Г., Макарьевский монастырь в первое послевоенное десятилетие. (К истории охраны и реставрации) //Памятники истории и архитектуры Европейской России. (Исследование, реставрация, охрана). — Н.Новгород, 1995.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?