Макарьев. Собор Тихвинской иконы Божией Матери.

При советской власти — клуб, дискотека, не ранее 2001 г. вновь передана церкви. На заложенном среднем оконном проеме в алтарной части — рисунок: Юрий Гагарин и ракета.

Тихвинский собор основан в 1906 г. Главный престол собора посвящен Тихвинской иконе Божией Матери, правый св. блг. Кн. Александру Невскому, левый Свт. Николаю. В 1939 г. храм был закрыт. С конца 50-х до 2002 г. в соборе располагался районный дом культуры и кинотеатр. В августе 2003 г. собор был передан Костромской епархии. В апреле 2004 г. на Пасхальной седмице в соборе был совершен первый после закрытия молебен. С этого же года в соборе весной и осенью стал совершаться чин благословения воинов перед призывом в армию. 9-го мая 2006 г. в соборе по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра была совершена первая Божественная Литургия. В данный момент ведутся работы по восстановлению собора. По информации с сайта: makariev.prihod.ru

Макарьевский Тихвинский собор зданием каменный, с такой же колокольней, каковой служит одна из четырех угловых башен храма, окончен постройкой в 1906 году; построен тщанием прихожан, на средства по преимуществу сторонних доброхотных дателей. Ограды нет, кладбище общее городское, в конце города, при нем особая церковь с отдельным причтом. Престолов три: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, св. Николая чудотв. и св. благоверного великого князя Александра Невского. Постоянных средств содержания собор не имеет.
Причт — протоиерей, 2 священника, диакон и 3 псаломщика. Постоянные средства его — проценты с общего причтового капитала в 627 руб. 29 коп. Причтового дохода при богослужении и треб поступает до 2318 руб. в год. Церковных помещений для причта нет, квартирных денег не выдается. Земли церковной в пользовании причта нет.
Прихожан 2309 муж. пола, 2587 жен. пола, по роду занятий приход кустарный, с отхожими промыслами. К собору приписаны, кроме 3/5 города, одна подгородная слобода и 8 деревень. При соборе школы нет, в приходской деревне земская школа.
«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г.

В 1906 году на центральной площади города Макарьева был возведен новый большой храм, освященный в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Однако, местные жители чаще именовали его не Тихвинским, а Александро-Невским – по приделу во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1906 году новый храм получил статус собора города Макарьева, а храм в честь Рождества Христова был обращен в приходскую церковь. С того времени храм на площади стали называть «новым собором», а храм Рождества Христова — «старым». С марта 2019 года храм Рождества Христова стал называться Кафедральным собором.
Посвящение главного престола собора в честь Тихвинской иконы Богоматери не случайно. Дело в том, что Тихвинская церковь в городе Макарьеве уже существовала ранее и была построена в XVIII веке в монастырском селе Коврове (сейчас Ковровская улица) рядом с ныне существующим собором Рождества Христова. Заложена она была 11 октября 1715 года в память чудесного явления преподобного Макария в Тиxвине. Святой явился в Тихвинском монастыре в 1623 году 25 июня блаженному Никите и велел объявить игумену того монастыря и братии, что если они не оставят своей порочной жизни (пьянство), то Божия Матерь накажет их пожаром обители. Никита исполнил данное ему повеление, но иноки не исправились, и Тихвинский монастырь вскоре сгорел к общему ужасу и удивлению всех, как предсказал преподобный. Монахи Макариево-Унженского монастыря пожелали создать вблизи своей обители Святую церковь в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы чтобы не забыты были Божественные чудеса Царицы Небесной и милосердие и наказания к роду человеческому, и это славное чудо явления преподобного Макария в Тихвине «да будетъ приснопоминаемо же и ведомо во стране сей Галичстей». Посоветовавшись с окрестными жителями, которые изъявили готовность принять участие в постройке деревянной церкви своими пожертвованиями и трудами, игумен Леонтий и братия монастыря исходатайствовали в Москве разрешение на постройку и получили «благословенную грамоту». Специально для этого храма «убедиша написати» икону Тихвинской Богоматери «благоговейнаго зографа» игумена Юрьевецкой Кривоезерской пустыни бывшего придворного иконописца Корнилия Уланова, который отправился в Тихвинский монастырь и сделал список с чудотворного образа. Икона торжественно была перенесена сначала в Макарьевский монастырь, а затем в село Коврово во вновь устроенную церковь. 14 февраля 1717 года последовало освящение церкви, которое совершал, по благословению местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана Яворского, игумен Леонтий при участии других священнослужителей. Икона, написанная Корнилием Улановым, впоследствии прославилась чудесами и стала многочтимой святыней Христорождественского собора и города Макарьева.
29 апреля 1758 года случился страшный пожар. От сильного ветра огонь быстро распространился и истребил почти все деревянные постройки города. Утварь и иконы из храмов и монастыря успели вынести, но обе деревянные церкви села Коврова сгорели. Новую каменную церковь Рождества Христова освятили только 12 июля 1784 года, куда и поместили Тихвинскую икону, а на месте Тихвинского храма поставили каменную часовню.
До возобновления Тихвинской церкви дело дошло после того, как город Макарьев стали отстраивать по новому плану, утверждённому в 1802 году императором Александром I. Храм на центральной площади города решили поставить в конце XIX века. Заложен он был в середине 1890-х гг. и строился «всем миром», тщанием прихожан – жителей города всех слоёв и сословий и на средства «сторонних доброхотных да?телей». Участие принимали все жители, кто финансами, кто своим ремеслом, кто своим трудом – кто чем может и на что способен. Кирпич применялся местного производства, очень высокого качества. В 1906 г. строительство закончили и храм освятили. Главный престол собора посвящен Тихвинской иконе Божией Матери, правый – святому благоверному Князю Александру Невскому, левый – Святителю Николаю. Придел в честь святого благоверного князя Александра Невского был посвящён 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Новый храм получил статус собора города Макарьева, а храм в честь Рождества Христова был обращен в приходскую церковь. С того времени храм на площади стали называть «новым собором», а храм Рождества Христова – «старым». Первым настоятелем Тихвинского собора стал протоиерей Иоанн Стафилевский.
Монументальный храм из красного кирпича в формах русского стиля был завершён пятью шатрами, один из которых служил колокольней. Шатры венчали позолоченные луковичные главки. Куполам вторила высокая крыша над западной папертью. Особую нарядность зданию придавали детали из белого камня, включённые в декоративное убранство стен. Покатые скаты кровли шатров и входной паперти были расписаны «в шашку». И внешний вид и внутреннее убранство, даже после закрытия храма до его переделки, восхищали понимающих людей. Постановка собора в центре торговой площади имела большое градостроительное значение. Величественное сооружение открывалось в перспективе всех лучевых улиц города. Столь значительное по убранству, размеру и расположению здание диктовало применение подобного стиля и формы для других городских сооружений, формируя единый архитектурный ансамбль центральной площади.
В 1918–1919 г.г. в соборе исполнял обязанности регента церковного хора С.А. Жаров – руководитель всемирно известного Донского казачьего хора, крупнейший хормейстер русского зарубежья, уроженец города Макарьева (1896-1985 г.г.).
Далее судьба этого храмового сооружения сложилась трагически. В начале 20-х годов власти передали Тихвинский (Александро-Невский) собор раскольникам-обновленцам, а в 1939 году храм был закрыт. Старые люди рассказывали, что летом 1941 года, провожая на войну солдат, в новом соборе служили молебны. Во время войны в нём устроили склад зернохранилища. В 50-х годах, когда сгорел в городе кинотеатр, храм приспособили под Дом культуры, а в начале 60 г.г. разобрали угловые башни. Разборка шатров Тихвинского собора, снос большей части гостиного двора стало существенной утратой для облика площади и всего города. Устройство сквера на месте гостиного двора и лавок исказило пространственную композицию площади.
«В собор баржами по р. Унже свозили зерно и складировали на хранение. Машины по настилу из досок, постеленных сверху лестницы, заезжали прямо в помещение. В самом начале войны с собора сняли купола и кресты. Сделано это было якобы для того, чтобы не было ориентира для воздушного налета врага, т.к. при бомбежке г. Горького самолеты иногда долетали до р. Унжи и сбрасывали бомбы за рекой. Под кинотеатр собор начали приспосабливать в 1957г. тогда и были снесены кирпичные барабаны из-под куполов и переделана внутренняя планировка» (Из воспоминаний Фыгина В.С.).
«Обнесли собор деревянным забором, и под птичий крик начали бесчинствовать. Красоту разрушили, а добра не сотворили. Людям было не до молитв. Они жили одержимые «великой» идеей разрушить старый мир. Отдельные голоса здравомыслящих людей называли пережитком прошлого» (Из статьи «Искра Божья душу спасёт» А. Алексанрова).
«Преподаватель-филолог Фаина Николаевна Жиленко долго ходила «по инстанциям», умоляя руководство области и района не рушить собор – историю, памятник. Увы! Свершилось… Я работала в вечерней школе. Помнится, учащиеся-рабочие с негодованием сообщали о том, что стены настолько добротно были сделаны, что с южной стороны опоры под лестничные клетки не входили… искры летели. А ведь предлагали люди строить в кирпичном исполнении кинотеатр на месте старого, деревянного. И средств ушло бы меньше» (Из статьи В. Дмитриевой «Наше прошлое и настоящее»).
«Фрески на стенах пришлось закрашивать неоднократно: бригада маляров за рабочий день закрашивала определенный участок а, придя на следующее утро, они обнаруживали, что роспись четко проступала через нанесенный слой побелки. Они снова закрашивали этот участок, и опять утром проступал рисунок. Тогда из г. Костромы была вызвана бригада реставраторов. Они нанесли на поверхность сначала клеевой слой, а потом уже полностью закрасили изображение» (Из воспоминаний Фыгина В.С.).
«Разбили, уничтожили красоту, растащили… Обидно, как вспомнишь эту разрушительную картину. Верующие да совестливые люди протестовали, да что толку-то … Превратили храм в подобие Дома культуры. Раньше многие горожане из принципа в него никогда не ходили, особенно верующие» (Из статьи М. Пешехонова, В. Урывского «Мужской разговор, или Непридуманные истории»).
Дом культуры в соборе размещался вплоть до 2002 года, когда святыня была возвращена в епархиальную собственность и передана приходу церкви Рождества Христова (настоятель протоиерей Алексий Огиевич). И с этого времени вновь «всем миром» (как и в годы строительства) начались работы по его восстановлению.
В апреле 2004 г. на Пасхальной седмице в соборе был совершен первый после закрытия молебен. С этого же года в соборе весной и осенью стал совершаться чин благословения воинов перед призывом в армию.
9 мая 2006 г. в соборе по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра была совершена первая Божественная Литургия.
9 июля 2006 г., в праздник Тихвинской иконы Божией Матери и в честь 100-летнего юбилея собора, его посетил Архиепископ Костромской и Галичский Александр. Был отслужен молебен и по окончании его состоялся концерт духовной музыки в исполнении Муниципального камерного хора Народного коллектива «Музыкальные акварели» под руководством И.В. Костериной.
13 ноября 2009 года в рамках Международной научной конференции «Казачий хор Сергея Жарова и его триумфальный путь в мировой музыкальной истории ХХ века» состоялось открытие памятной доски на здании собора Александра Невского города Макарьева. Текст памятной доски: «1918-1919 годах в Тихвинском Александро-Невском соборе руководил церковным хором выдающийся регент русского зарубежья руководитель Донского казачьего хора, уроженец города Макарьева С.А. Жаров 1896-1985 г/г».
В 2011 г. начались работы по восстановлению собора. Разработан и утверждён проект по реконструкции и реставрации здания собора, произведена замена оконных рам по западной стене, укрепление и ремонт барабана центрального купола, многочисленные работы по реконструкции и ремонту внутренних помещений здания. Начаты работы по восстановлению шатра и главки центрального купола, что вернёт храму доминанту по вертикали, и придаст центральному куполу первоначальный вид.
12 Ноября 2011 г.
Кафедральный собор Рождества Христова, http://makariev.prihod.ru/news/guid/11612
Самое крупное культовое сооружение архитектора И.В. Брюханова – макарьевский Александро-Невский собор, ширина которого не уступает его высоте, отчего он кажется наполовину вросшим в землю, зато как в 1907 году при его открытии, так и впоследствии, когда собор служил кинотеатром, он вмещал едва ли не все население Макарьева. Да и другие малобюджетные общественные здания того же автора, обруганные искусствоведом Георгием Крескентьевичем Лукомским (1884-1952) в его книге о Костроме как малохудожественные, стоят уже больше ста лет и, несмотря на многократную внутреннюю перепланировку, по швам не трещат и декор не роняют.
Автор: Резепин П.П. «Гражданский архитектор Иван Васильевич Брюханов (23.12.1863-04.11.1917)», Библиотека протоиерея Дмитрия Сазонова, 09 марта 2014 г., http://sazonow.ru/stati/356-grajdansky-arhitektor

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?