Унженский Макарьев Троицкий монастырь, 1 класса, в городе Макарьеве, на правом берегу реки Унжи. Основан в 1439 году Макарием Унженским (см. 25 июля). В монастыре пять каменных церквей: Троицкая, посреди монастыря, построенная в 1664-1670 году игуменом святым Митрофаном Воронежским, Макарьевская, на юго-западе от Троицкой, построенная в 1670-1674 годах, Благовещенская, на южной стороне, построенная в 1680 году, Никольская, над святыми воротами, на восточной стороне, и Успенская — на западной. Монастырь окружен каменной оградою, построенной в период 1754-1764 годы. В Троицком соборе, в богатой раке, почивают святые мощи пр. Макария. Здесь же хранится чудотворная Макарьевская икона Божией Матери — список с чудотворной иконы, чудесно явившейся в 1442 году пр. Макарию, сделанный его учениками; изображение на этой святой иконе напоминает икону Смоленскую — Одигитрию. В 1626 и 1690 годах, несмотря на бывшие в обители сильные пожары, святая икона чудесно оставалась невредимою; впоследствии она прославилась многими благодатными знамениями. Празднество в честь ее совершается в монастыре 17 сентября. В монастыре также находится древняя чтимая икона пр. Макария, которую в 1890 году разрешено переносить ежегодно с крестным ходом в город Унжу, где она остается с 15 июня по 1 июля. Недалеко от монастыря находится колодец, выкопанный пр. Макарием.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Свято-Троицкий Макариево-Унженский монастырь был основан преподобным Макарием Унженским и Желтоводским в 1439 году на правом берегу реки Унжи в 20 верстах вниз по течению от одноименного города (ныне — село Унжа Макарьевского района Костромской области). Преподобный Макарий родился в Нижнем Новгороде в 1349 году в купеческой семье. Еще в юности приняв иноческий постриг в нижегородском Вознесенском Печерском мужском монастыре, он впоследствии основал Богоявленскую обитель на северной границе Нижегородского княжества, при реке Лух, и Троицкий Желтоводский монастырь на Волге (именовавшийся так по расположенному вблизи обители озеру Желтые Воды). В 1439 году Улу Мухамед, властитель Казанского ханства (одного из «осколков» Золотой Орды), выступил в поход на Москву, захватив Нижний Новгород и разорив Троицкую обитель. Преподобный Макарий вынужден был покинуть желтоводские пределы и, уйдя на север, основал на горе в унженских лесах монастырь во Имя Святой Троицы. По молитве преподобного у подножия горы возник святой источник; в 1442 году при совершении утреннего правила святому старцу явилась чудотворная икона Божией Матери — поставленная им в келье и впоследствии названная Макарьевской. 25 июля (по старому стилю) 1444 года в возрасте 95 лет преподобный Макарий мирно преставился ко Господу. Его прославление в лике всероссийски чтимых святых состоялось в 1619 году.
Монастырь, основанный преподобным Макарием, с течением лет расширялся и благоустраивался. Особое покровительство, которое оказывали обители первый государь из дома Романовых царь Михаил Феодорович (вместе со своей матерью великой инокиней Марфой Иоанновной дважды — в 1612 и 1619 годах — совершавший сюда паломнические поездки) и его преемники, привело к тому, что в XVII веке небольшой монастырь на Унже стал одной из известнейших российских обителей и даже именовался иногда «лаврой преподобного Макария». В 1664-1670 годах здесь был возведен каменный Троицкий собор. В 1670-1674 годах над местом погребения преподобного Макария построили каменную Макарьевскую церковь, при этом состоялось обретение святых мощей унженского старца. Позднее в обители были воздвигнуты еще три каменных храма — Благовещенский (в 1680 году), Никольский над Святыми вратами (в 1685 году) и Успенский (в 1735 году). В 1675-1682 годах монастырем управлял игумен Митрофан, в 1682 году ставший первым епископом Воронежским и прославленный Церковью в лике святых. Чтимыми святынями обители являлись мощи преподобного Макария и чудотворная Макарьевская икона Божией Матери — список с образа Царицы Небесной, явившегося подвижнику в 1442 году. Эта икона чудесно сохранилась невредимой в огне пожаров 1626 и 1690 годов и прославилась многими благодатными знамениями. В 1778 году из подмонастырской слободы и находившегося рядом села Коврово был образован город, получивший название Макарьев и ставший с 1797 года центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В 1802-1880 годах в стенах обители располагалось Макарьевское Духовное училище. В 1854 году Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь был возведен в ранг первоклассного (в Костромской епархии к тому времени в первом классе числился только Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь). Во время Первой мировой войны в стенах обители располагался лазарет для раненых воинов. Гонения ХХ столетия разрушили иноческую жизнь древней макарьевской святыни.
Монастырь в 1919 году закрыли, братию выселили; однако богослужения в храмах обители продолжались — их совершали бывшие монастырские насельники, оставшиеся в городе. В 1926 году был упразднен первый из храмов обители, Никольская церковь, где разместился «клуб физкультуры», а в декабре 1929 года состоялось окончательное закрытие монастыря. При этом святые мощи преподобного Макария были кощунственно вскрыты и переданы в краеведческий музей, а в стенах обители разместились машиннотракторная станция и склады зерна; чудотворная Макарьевская икона Божией Матери бесследно исчезла.
Возрождение обители преподобного Макария началось в девяностых годах ХХ века. 14 мая 1990 года святые мощи унженского старца, сохранившиеся в запасниках краеведческого музея г. Юрьевца Ивановской области, были возвращены Костромской епархии и перенесены в Кострому, в Воскресенский собор на Нижней Дебре, а затем — в приходскую церковь г. Макарьева. 16 июля 1993 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви МакариевоУнженский монастырь возобновлен как женский. В январе 1994 года монастырские здания были полностью возвращены епархии, и уже 7 августа 1994 года — в день памяти преподобного Макария — архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил освящение первого возрожденного храма обители, Макарьевской церкви. В 1995 году в монастырь вернулась и его главная святыня, мощи преподобного Макария Унженского и Желтоводского, вновь пребывающие сейчас в Макарьевском храме. В 1999 году Костромская епархия торжественно отметила 555летие преставления ко Господу преподобного Макария; центром юбилейного празднования стал Макариево-Унженский монастырь. В послании по случаю знаменательного юбилея архиепископ Костромской и Галичский Александр указывал: «История свидетельствует, что этому месту по молитвам преподобного сопутствовало особое Божие благословение. Свято-Троицкий МакариевоУнженский монастырь стал со временем великой обителью, одной из первых по значению в России после Троице-Сергиевой Лавры… Времена воинствующего безбожия исказили облик обители. Многое здесь было предано разрушению. Но милость Божия не оставила сего святого места». 25 марта 2004 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода настоятельницей МакариевоУнженского женского монастыря назначена игумения Вера (Морева). Сейчас в обители — 10 сестер, в монастырском приюте для девочек-сирот имени святителя Митрофана Воронежского — 6 воспитанниц.
http://www.makariev.ru/0.htm
В XVII в., тогда еще село Коврово относилась к Унженской осаде Галичского уезда. В 1627 г. упоминается церковь «святых мученик Фрола и Лавра у Макария Желтоводскаго в монастыре да церковь преподобнаго отца Макария».
В марте 1716 г. «Макарьева-Унженскаго монастыря вотчины села Коврова староста Сава Савин в патр. каз. приказ писал: «По указу и по благословкеию преосв. Стефана в Галицком уезде в вотчине Макарьева монастыря Унженскаго в селе Коврове построили церковь во имя Пр. Богор. Тихвинския, да в приделе св. муч. Бориса и Глеба, и ныне та новопостроенная церковь с приделом к освящению совсем изготовлены…».
В январе 1723 г. «Макарьева-Унженскаго монастыря игумен Леонтий в синодальный казен. приказ писал: «в вотчине Макарьева-Унженскаго монастыря в селе Коврове церковь Рождества Христова, да в приделах св. муч. Флора и Лавра деревянная стала быть ветха, алтарь и приделы сгнили и кровля обветшала, и служить в той церкви нельзя, и ныне мы обещались вновь теж бревна собрать, поставить и вычинить. Прошу дабы повелено было … ту ветху церковь разобрать и вновь теж бревна и, починя, построить одну церковь во имя Рождества Христова и алтарь прирубить к той церкви новой…» В январе 1727 г. обновленная церковь была освящена.
http://www.old-churches.ru/ma_002.htm
Троицкий Макарьев Унженский монастырь основан в 1439 г. преподобным Макарием Желтоводским, пришедшим сюда, на берег Унжи, после разорения татарским ханом Угу-Магометом Желтоводского монастыря, где он был настоятелем. Монастырь расположен на южной окраине г. Макарьева на ровной площадке холма, с юга и запада ограниченного крутым склоном к пойме реки Унжи. Монастырский участок имеет форму неправильного многоугольника, вытянутого с запада на восток, и окружен оградой с четырьмя башнями и надвратной церковью Николая Чудотворца (1688 г.) над Святыми воротами в восточном прясле. В центре территории находится Троицкий собор (1670 г.). Южнее него в одну линию расположены церковь Благовещения (1680 г.) и церковь Макария (1674 г.), севернее — кельи, состоящие из трех сблокированных между собой корпусов. Западнее келий, под небольшим углом к ним размещена церковь Успения (1736 г.) с больничными палатами. Западнее монастыря, у подножия холма стоит надкладезная часовня с колодцем, вырытым, как видно из описания монастыря и жития Св. Макария, собственными его руками; народ приписывает этому источнику чудотворную силу. Колокольня Благовещенской церкви разрушилась в 2003 г. из-за неравномерной осадки грунта.
http://www.old-churches.ru/ma_000.htm
За свою долгую жизнь прп. Макарий основал три монастыря — Макариев Решемский, Свято-Троицкий Макарьев Желтоводский, Свято-Троицкий Макарьев Унженский. В последнем из них, находящемся на территории современной Костромской области, преподобный окончил свои земные дни, там же доныне покоятся и его мощи.
В город Унжу, на берег одноимённой реки, прп. Макарий пришёл уже глубоким старцем. Стоит подчеркнуть, что местные жители с любовью приняли его, и, будь на то его воля, он мог бы основать свою обитель прямо в «черте города». Но, возлюбив спокойствие пустыни, подвижник попросил унженских обывателей указать ему «место безмолвно». Горожане исполнили просьбу святого и показали ему красивое место на берегу реки Унжи в пятнадцати верстах от города. Далее всё развивалось по сценарию сколь обычному, столь всякий раз новому и удивительному: «Прииде преподобный и виде и возлюби место и крест постави и хижину малу на пребывание себе устроил». В тот же год (1439-й) в новой обители были выстроены деревянная церковь и братские кельи — как для тех иноков, кто пришёл с прп. Макарием из Желтоводского монастыря, так и для унженцев, решивших принести монашеские обеты и совершить жизненный путь под руководством преподобного. Вырыл он и колодец, вода в котором считалась целебной. В 1444 году Макарий скончался, тогда же над его могилой была построена деревянная церковь, а позже рядом появилась церковь Флора и Лавра.
Долгое время Макариево-Унженский монастырь оставался деревянным. Каменное строительство здесь началось в ХVII веке, после водворения на российском престоле царей из династии Романовых, имевших совершенно особое отношение и к прп. Макарию, и к его Унженскому монастырю (первый царь из рода Романовых, Михаил Фёдорович, бывал в Унженской обители дважды — в 1612-м и 1619-м годах). Обитель возвысилась благодаря царской милости. В 1664-70 годах в монастыре был возведён Троицкий собор, в 1670-74 годах — Макарьевская церковь, в 1680 году — Благовещенская церковь с колокольней, в 1685 году — надвратный Никольский храм. В 1754-64 годах в два приёма была построена каменная ограда с четырьмя башнями. В 1735 году, после постройки скромного Успенского храма, архитектурный ансамбль обители сложился окончательно. В это время Макарьев монастырь благоговейно величали «Лаврой преподобного Макария». Относительно благополучно пережил монастырь секуляризацию церковных земель ХVIII века, в ХIХ столетии Унженская обитель была возведена на степень первоклассных, став, таким образом, вторым по значению монастырём епархии после Ипатьевского монастыря.
В ХХ веке она разделила участь многих старинных монастырей: здесь располагались такие «важные» учреждения, как физкультурный клуб, склад зерна и машинно-тракторная станция. В 1919 году монастырь был упразднён, братия изгнана. В 1926 году закрыли первый из монастырских храмов, надвратную Никольскую церковь (с 1971 года в ней размещался краеведческий музей), а 12 декабря 1929 года состоялось закрытие и остальных храмов. После закрытия монастыря из обители исчезли многие ценности. Некоторые — как, например, чудотворная Макарьевская икона Божией Матери — бесследно. Мощи прп. Макария были вскрыты и увезены в Кострому. Они были обнаружены случайно в 1990-м году в запасниках краеведческого музея города Юрьевца Ивановской области. 14 мая 1990 года святые мощи крестным ходом перенесены в Кострому, в Воскресенский кафедральный собор на Дебре, а уже в 1992 году они прибыли в Макарьев, в городской приходской храм. Мощи прп. Макария Унженского вернулись в обитель в 1995 году (с 2007 года его глава находится в Свято-Троицком Макариево Желтоводском монастыре, что на Волге).
В 1930-х годах, за исключением небольшого участка и двух башен, была разобрана ограда (кирпич с разобранных стен использован для строительства народной бани). В кельях бывшей обители было устроено общежитие для трактористов расположившейся на территории монастыря МТС, был здесь даже и маслозавод. Позже размещался детдом, а в годы войны — эвакогоспиталь, затем зооветеринарный техникум. В конце 1950-х годов комплекс Макариево-Унженского монастыря был объявлен памятником архитектуры ХVII-ХVIII веков и взят под охрану государства.
В 1970 году специалистами Костромской реставрационной мастерской были начаты работы по реставрации монастыря, которые велись до начала 1990-х годов под руководством архитекторов Л. С. Васильева и А. П. Чернова. Была воссоздана часть утраченных монастырских стен, реставрировались и церковные здания. 16 июля 1993 года определением Священного Синода РПЦ Макарьево-Унженский монастырь был возрождён как женский, а в январе 1994 года Костромской епархии передали весь ансамбль монастырских зданий. Сегодня памятники архитектуры костромского зодчества на территории обители выглядят, прямо скажем, весьма удручающе. Обшарпанные фасады зданий и храмов, местами исчезнувшая побелка. Как ни как, прошло уже более 30 лет со времени последней реставрации. В 2001 году из-за сильного пожара, случившегося в Макарьевой обители, выгорел корпус братских келий, а в 2003 году обрушилась шатровая колокольня Благовещенского храма.
Макарьев-Унженский монастырь более 20 лет был женским (12 насельниц), а с 2016 года приобрёл статус мужского (с братиею в 7 монахов).
Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №22, ООО «Де Агостини», 2009
Первоклассный Макарьев Унженский монастырь. Время основания монастыря. Основание Макарьевского монастыря относится к первой половине XV века (1439 г.). Основателем его был преподобный отец Макарий, который в царствование великого князя Василия Иоанновича пришел на берег реки Унжи из Желтоводского монастыря на берегу Волги. Вскоре по водворении преподобного Макария на сем месте, именно 17-го сентября 1442 года, последовало чудесное явление ему иконы Божией Матери (названной, по имени его, Макарьевскою), что и утвердило его в намерении основать здесь обитель иноков.
Макариево-Унженский монастырь находится в уездном городе Макарьеве, получившем свое название от имени обители преподобного Макария; от Костромы он в 180 верстах.
Церкви и часовни. В сем монастыре 5 отдельных каменных церквей: 1) соборная холодная с одним престолом во имя Живоначальной Троицы, сооруженная в 1663 г.; 2) соборная теплая во имя преподобного Макария. Она устроена в 1670 году и освящена в 1671 г. при игумене Никите, предместнике святителя и чудотворца Митрофана, первого Епископа Воронежского, который был настоятелем сей обители в 1675-1682 годах. В 1824 году к этой церкви пристроены, на место трапезы, два придела: а) во имя Богоотец Иоакима и Анны, и б) Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил. Построение Макарьевского собора сопровождалось обретением нетленных мощей Преподобного Отца Макария, чрез 227 лет после кончины его; 3) теплая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, двухэтажная. Эта церковь начата строением в 1677 г., окончена и освящена в 1680 г. игуменом Митрофаном, впоследствии Святителем Воронежским. В трапезе этой церкви устроены и в 1833 году освящены три престола: а) во имя Святителя и Чудотворца Митрофана, б) в честь Преображения Господня и в) Преподобного Михаила Малеина. Последний придел устроен в воспоминание Царя Михаила Феодоровича, который особенно чтил память Преподобного Макария Унженского, покровительствовал сей обители и двукратно посещал оную. 4) Однопрестольная над св. воротами во имя Святителя и Чудотворца Николая. Она построена в 1685 г. при игумене Ионе, коего предместником был Святитель Митрофан. 5) Холодная в честь Успения Пресвятой Богородицы, однопрестольная. Начата строением в 1732 г. и освящена в 1735 году.
При Макарьевском монастыре имеется три часовни, из них одна каменная и две деревянных. Первая устроена в честь Макарьевской иконы Божией Матери, на месте явления ее преподобному, который, по преданию, ископал собственными руками существующий ныне в сей часовне колодезь. В эту часовню издревле бывают крестные ходы: в понедельник, среду и пяток светлой недели, 25 июля, в день памяти преподобного Макария и сверх того во дни общих крестных ходов для освящения воды.
Высочайшие посещения. Почти через два с половиною века после молитвенного пребывания здесь Царя Михаила Феодоровича, именно в 1837 году, изволил посетить обитель преподобного Макария Наследник Всероссийского престола, ныне благополучно царствующий Государь Император, Александр Николаевич.
Хозяйственное состояние. Макарьевский монастырь имеет более 165 дес. пахотной и сенокосной земли, до 50 дес. отведенной под лес, две небольшие рыбные ловли, две двухпоставные мельницы и некоторые другие угодья. С угодий, отдаваемых в аренду, монастырь получает доходу в год до 700 руб. Капиталы сего монастыря простираются: а) церковные до 7000 руб., б) монастырские и братские до 30000 руб. с лишком.
Постройки позднейшего времени.Каменных построек в сем монастыре за последнее время не производилось. Некоторые внутренние и внешние исправления церковных и монастырских зданий шли почти непрерывно. Так в 1859 г. 20 сентября освящена Преосвященнейшим Платоном церковь Успения Пресвятой Богородицы, возобновленная чрез позолоту иконостаса и производство стенного росписания. Из построек вне монастыря заслуживает внимания возобновление древней каменной часовни на месте явления Макарьевской иконы Божией Матери и колодезя, ископанного св. преподобным Макарием.
Штат Макарьевского монастыря. До 1854 года, со времени учреждения монастырских штатов в 1764 году, Макарьевский монастырь состоял в числе третьеклассных монастырей Костромской епархии. По положению Св. Синода, Высочайше утвержденному в 30 день января 1854 года (см. указ о сем Св. Синода 25 марта 1854 г. №2395), Макарьевский монастырь, вследствие ходатайства епархиального начальства, возведен на степень первоклассной обители, с оставлением при нем того же числа штатных служителей, каким пользовался он до штатов 1764 г., и с отнесением потребного на дополнительный штат его содержания на счет процентов с капитала 14015 руб., пожертвованного помещицею Екатериною Романовою. С переименованием в первый класс, настоятелям сего монастыря положено быть в сане архимандрита и носить на скрижалях мантии златошвейные изображения преподобного Макария и святителя Митрофана, и при Богослужении пользоваться правами и привилегиями настоятелей Новгородского Юрьева и Черниговского Благовещенского монастырей.
Братии в сем монастыре по 1-му классу положено: Настоятель (Архимандрит) — 1; Наместник — 1; Казначей — 1; Иеромонахов — 8; Иеродиаконов — 4; Пономарей — 2; Сторожей — 2; Монахов — 5. Ныне налицо состоит: Братии — 8; Послушников — 16, в том числе священников 3 и диаконов 3.
Самарянов В. А. Памятная книга для Костромской епархии. Кострома, 1868, с. 102-105
Основанный в 1439 году, поначалу деревянный, Макариево-Унженский монастырь располагается на вершине плато, клином выступающего параллельно реке Унже и с северной стороны ограниченного глубоким оврагом. Со второй половины XVII века, окружённый деревянными стенами, он получает каменные строения – главный, Троицкий собор, церковь Благовещения с трапезной и колокольней, церковь преподобного Макария, надвратную Николь скую церковь и протяжённый двухэтажный корпус Настоятельских и Братских келий, занявших северную часть монастырского двора. Последней в их ряду была Успенская церковь с примкнувшей с запада двухэтажной Больничной палатой. Она была построена в начале XVIII века.
Во второй половине XVIII века монастырь был обнесён высотою в 4,5 м кирпичными стенами с четырьмя гранёными, увенчанными шатрами башня ми, две из которых размещались по углам парадной, восточной стороны, остальные размещались вдоль линии, обращённой в сторону Унжи. В восточной стене устраиваются арочные ворота с луковичной главкой наверху. Стены и башни имели бутовые фундаменты.
С упразднением монастыря вначале были разобраны стены, кирпич был частично использован для строительства бани – небольшого одноэтажного здания, поставленного вдоль восточной стены, с отступом вовнутрь монастырской территории. Гражданские здания Макарьевского монастыря заселяются большими семьями макарьевской бедноты, закрытые и осквернённые храмы обращаются в склады. Исключением остался надвратный Никольский храм – в нём был устроен небольшой краеведческий музей.
Созданный как цельный высокохудожественный архитектурный ансамбль, в течение своей многовековой истории Макариево-Унженский монастырь неизбежно подвергался переделкам, хотя в общих чертах и смог сохранить свой первоначальный облик. Были утрачены позакомарное и щипцовое завершения Никольской церкви и Троицкого собора. Их сменили четырёхскатные кровли, скрывшие основания глав с кокошниками. Разрушена была северная часть трапезной палаты при Благовещенской церкви, разобрана сводчатая палатка у северного фасада Никольского храма; сам же он в начале XIX века со стороны двора получил обширную двухэтажную пристройку – трапезную. Однако наибольшие переделки, и искажения первоначальных форм, выпали на долю Настоятельcких и Братских келий, имевших пышный, из тёсаного кирпича, декор фасадов – в характере архитектуры второй половины XVII века. Во второй половине XVIII века были растёсаны их верхние окна, частично пробиты дополнительные. Все они получили наличники в формах барокко. По всей вероятности, переделки дверных и оконных проёмов в это время коснулись и нижнего этажа. Однако богатый междуэтажный карниз с поребриком на эту пору ещё был сохранён. Переделки келий не ограничивались фасадами: значительная внутренняя перепланировка была сделана в верхнем этаже.
Наиболее существенный урон художественному облику здания нанесли строительные работы эпохи Николая I. В это время были стёсаны все оконные наличники, междуэтажный карниз, фасады «оделись» штукатуркой, и древние, некогда нарядные кельи получили облик казарм. В это же время переделываются Больничные кельи при Успенской церкви. Лишившись оконных обрамлений, они оштукатуриваются и получают второй этаж.
В советский период своей истории здания монастыря, лишённые текущего ремонта, эксплуатировались на износ. Положение усугублялось и тем, что выросший за три века вокруг них культурный слой, отсутствие дренажа привели к намоканию основания стен, появлению трещин (следствие разрушения оснований) и деформациям. Наиболее наглядно это проявилось в Благовещенской церкви с колокольней и в здании Настоятельских и Братских келий. Намокание основания келий привели к катастрофическому разрушению фасадной кладки с южной стороны. Не последнюю роль в этом сыграла кирпичная стена, окружающая монастырь, основание которой служило и служит (после её неполного восстановления в 1970–80-х годах) своеобразной плотиной на пути дождевых потоков и внутренних ручьёв, пронизывающих монастырский холм, когда-то беспрепятственно изливавшихся в окружающие долины. К тому же бутовый фундамент стены при последней реставрации стен был заменён на сплошной бутобетонный.
Начало ремонтно-реставрационных работ в Макариево-Унженском монастыре падает на начало 1970-х годов. На основе натурных исследований в это время был составлен детальный проект восстановления окон в восточной части Макариевской церкви, сделан проект реставрации церкви Успения. Работы проводились силами московских студенческих отрядов, лишённых элементарного опыта в деле восстановления кирпичной кладки на памятни ках архитектуры. Практическая невозможность автору проекта реставрации осуществлять архитектурный контроль за работами (вина тогдашнего руководства Костромской реставрационной мастерской) привели к низкому качеству работ и нарушению проекта. Тем не менее, тогда была выведена из аварийного состояния Успенская церковь и заделаны зияющие провалы на месте алтарных окон церкви Макария. В те же годы восстановлен участок монастырской стены к югу от Никольской церкви, вплоть до угловой башни; отреставрирована и сама башня.
Той же Костромской реставрационной мастерской работы были продолжены до конца 70-х – начала 80-х годов. В эти годы завершено [восстановление] фасадной части Макариевского храма, отремонтированы на нём кровли, сделано медное покрытие маковиц пятиглавия, вызолочены венчающие кресты. На Троицком соборе заменена кровля, восстановлены алтарные кровли «городком», покрыты медью маковицы глав, вызолочены кресты. На церкви Благовещения восстановлен и вызолочен крест колокольни. К сожалению, по вине автора проекта реставрации были уничтожены изначальные щипцовые завершения арок звона на колокольне. Работы на церкви Благовещения не коснулись её конструктивной основы; она осталась пребывать в прежнем аварийном состоянии. Более того, степень аварийности здания увеличилась после восстановления монастырской стены, предпринятого в те годы – вследствие её водонепроницаемого фундамента, нарушившего естественный дренаж монастырской территории. Тогда же заменена кровля Никольской церкви, покрыта медью глава, вызолочен венчающий крест. Параллельно был восстановлен флюгер в виде ангела на соседней, юго-восточной башне.
С возвращением древней обители Русской Православной Церкви в начале 1990-х годов начинается интенсивное восстановление её зданий, в первую очередь, здания келий, в соответствии с их прямым, изначальным предназначением. Ввиду отсутствия средств, срочности проводимых работ, они носили чисто прагматический характер – без научного исследования и архитектурного наблюдения. Неизученной оказалась большая часть фасадов южной стороны Келий – они были поспешно оштукатурены и побелены. К счастью, осталась нетронутой правая треть южного фасада со следами древних окон и карнизов, восточный торцевой и северный фасады, которые, не противореча современным требованиям, безусловно должны быть отреставрированы в первоначальном виде, то есть с восстановлением карнизов, дверных и оконных проёмов, с их резным кирпичным декором и традиционной известковой обмазкой. Тот же принцип восстановления древних зданий, памятников русской архитектуры, должен быть распространён на все сооружения монастыря. К крупным достижениям хозяйственной жизни монастыря позднего времени принадлежит восстановление калориферной системы отопления в Макариевском храме – традиционной, экономичной и перспективной.
Предлагаемая программа ремонтно-реставрационных работ как основополагающий пункт должна содержать мероприятия по восстановлению нормального гидрогеологического режима монастырской территории, устройство водостоков сквозь основание каменной ограды, с предварительной прокладкой дренирующих каналов вдоль неё, с внутренней стороны. Для осушения нижних участков стен всех, без исключения, монастырских зданий необходимо понизить грунт вокруг них до первоначальной отметки, т.е. до верха бутовых фундаментов. Для этого по их периметру должны быть устроены приямки шириной около 2 м, с одернованными откосами и ямами поглощения у их основания. Среднее расстояние меж ними должно быть в пределах 10 м. Для определения отметок дна приямков потребуется закладка контрольных шурфов.
При окончательной корректировке плана вертикальной планировки монастырского двора необходимо соотнести отметки водовыпусков под оградой с отметками приямков вокруг зданий. Как дополни тельное средство осушения зданий и двора (особенно в восточной его половине) целесообразно использование существующего водоотводного колодца, оставшегося от бывшей бани, обращаемой сейчас в монастырскую гостиницу. Одновременно следует обследовать основания зданий с явными признаками деформации, в первую очередь, Благовещенской церкви и здания Келий в их восточной половине. Разработать и осуществить мероприятия по их инженерному укреплению, включая восстановление срезанных внутренних железных связей, дополнительных связей, инъектированию трещин.
Проект дренажной системы монастыря в то же время был разработан Л. С. Васильевым. К сожалению, невыполнение его предписаний привело в 2003 г. к полному обрушению главной доминанты монастыря – шатровой колокольни XVII в. при церкви Благовещения. Словно предвидя это, Л. С. Васильев в 1999 г. разработал проект временной звонницы для монастыря. До настоящего времени колокольня Благовещенской церкви пребывает в руинах, а звон колоколов раздаётся из временной звонницы, поставленной у западного выхода из монастыря.
Для получения полного представления о гидрогеологической структуре монастырского холма целесообразно провести соответствующие исследования (ТИЗИС). Среди первоочередных мероприятий должно быть восстановление восточной стороны монастырской ограды между Никольским храмом и северовосточной, угловой башней, также требующей реставрации. В восстанавливаемой стене предусмотрены главные монастырские ворота, в принципе повторяющие прежние, стоявшие перед фасадом гостиницы (бывшей бани), но трансформированные согласно техническим требованиям современного транспорта. В северо-восточном углу территории, вне монастырских стен, устраивается небольшой по площади хозяйственный двор монастыря, существовавший здесь и прежде. Он ограждается невысокой, высотой 3,2 м, кирпичной стеной и имеет отдельный въезд с востока.
Определяющими художественный образ монастырского комплекса являются реставрационные работы по фасадам зданий. Полной, исторически обоснованной реставрации должны подвергнуться здания Келий, впоследствии Троицкий собор, церковь Благовещения, Никольская церковь. Должна быть доведена до завершения реставрация Успенского храма, необходимо снять штукатурку с его фасадов и масляную покраску с верхнего яруса. Каменные работы следует производить с использованием кирпича, идентичного старому, на сложном – с преимущественным использованием извести – растворе, высококвалифицированными каменщиками, при непрерывном контроле архитектора. Уже сейчас следует устроить достаточно обширную гасильную яму, выбрав для неё удобное охраняемое место. Применение штукатурки на фасадах реставрируемых древних зданий недопустимо абсолютно.
Работы по благоустройству монастырской территории включают прокладку дорог и дорожек с гравийно-песчаным утрамбованным покрытием (применение асфальта исключается), устройство травяных газонов и цветников, закладку сада в западной части двора. Юго-восточный угол двора отводится под огород. К западу от Троицкого собора, в конце осевой цветочной клумбы с двумя дорожками по сторонам, предлагается поставить белый Поклонный крест. Проект его, как и детальный проект озеленения, будет выдан дополнительно. И главное условие: все работы в монастыре должны проводиться в соответствии с утверждённым проектом, с учётом замечаний архитектора. Все земляные работы контролируются службами археологии. Проект вертикальной планировки разработан совместно с департаментом строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области.
https://kostromka.ru/architecture/vasiliev/119.php