До 1917 года монастырь существовал как мужской. В декабре 1995 года — здесь уже официально размещался женский монастырь Владимирской епархии. Из зданий целыми оставались лишь два строения — Петропавловский корпус, в котором ютились монахини, и Архимандритский корпус, отданный в аренду мурманскому Управлению народного образования под турбазу. За минувшее с тех пор время при были восстановлены и отреставрированы Петропавловский и Архимандритский корпуса, буквально поднят из пепелища Странноприимный корпус, восстановлена Архипасторская гостиница и заново построен центральный храм Преподобного Стефана Махрищского, освященный святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием. Практически заново отстроен Трапезный храм, восстановлен из руин надвратный храм Преподобного Сергия Радонежского.
Более шести столетий назад, в пятидесятые годы 14 века, была основана святая обитель преподобным Стефаном, выходцем из стен Киево-Печерского монастыря Из-за притеснения униатов, широко распространившихся в землях Киевского княжества после овладения им великим литовским князем Гедимином, преподобный Стефан был вынужден покинуть родные места и искать убежища в Москве, где он был приветливо встречен великим князем Иоанном II Иоанновичем Кротким (1353 — 1359), предложившим ему поселиться в любом московском монастыре. Но в поисках уединения преподобный Стефан пожелал поселиться в тихом и отдаленном месте в пределах Московского княжества С этой целью он отправился в северные земли княжества и остановился в лесном урочище, именуемом по реке Махрище. Выбранное место находилось в 35 километрах от Троицкой обители известного тогда всюду преподобного Сергия Радонежского Преподобный Стефан получил от Великого князя не только грамоту на пользование найденным местом, по и пожертвования на строительство монастыря Молва о благочестии преподобного распространилась среди окрестных жителей К угоднику стало притекать немалое число желающих поселиться в его пустыни ревнителей иноческой жизни Вскоре возникла необходимость сооружения первого храма, трапезной, келий, а также ограды. Общими усилиями братства все это было с успехом построено, и преподобный Стефан направился в Москву к святителю Московскому Алексию за благословением на освящение построенной им церкви в честь Святой Живоначальной Троицы. Митрополит Алексий посвятил его в сан пресвитера и поставил игуменом основанного им монастыря. В Махрищском монастыре, как и в обители преподобного Сергия, был введен общежительный устав.
Немало скорбей пришлось претерпеть преподобному Стефану и в деле устроения монастырской жизни. Крестьяне деревни Юрцово грубо восстали против преподобного, боясь, что он овладеет их землями. Это вынудило преподобного покинуть на время Махрищскую обитель, оставив управление иеромонаху Илии. Взяв с собой инока Григория, преподобный Стефан отправился на север. Миновав Вологду, близ реки Сухоны он основал около 1370 года Троицкий Авнежский монастырь.
Обитель по его молитвам и трудам пребывала тогда в цветущем состоянии. Достигнув глубокой старости и предчувствуя приближение своей кончины, преподобный Стефан собрал братию и преподал ей последнее наставление, обратив ее внимание на стяжание страха Божия, непрестанной памяти смертной и особенно любви нелицемерной, строго сохраняя монашеское общежитие. Старейшество в обители он поручил опытному в иноческой жизни и совершенному в добродетелях старцу иеромонаху Илии. Сам облекшись в схиму, вскоре предал дух Господу. Это было 14 июля 1406 года.
С кончиной в Бозе почившего игумена от тела его повеяло благоуханием, в чем братия уразумела явное свидетельство о благоприятном его предстательстве пред Богом. Погребен преподобный был у стен сооруженной им Троицкой церкви. Со временем над могилой от одного корня выросли три большие березы, в вершинах своих сросшиеся в виде шатра, осенявшего место упокоения праведника. При мощах преподобного Стефана совершилось немало исцелений больных, с верою притекающих к угоднику Божию.
В конце XV века в монастыре случился сильный пожар, который почти полностью истребил все постройки. В сгоревшем монастыре остались только несколько братии, сохранивших общежительный устав. Монастырь оказался в крайнем запустении. В 1557 году игуменом стал Варлаам, прадед которого, иеромонах Серапион, подвизался в Махрищском монастыре, помнил преподобных Сергия и Стефана и, будучи уже древним старцем, много рассказывал о них правнуку. Игуменство Варлаама было временем расцвета обители, число братии составило более 60 человек С особым усердием он собрал все сведения о жизни преподобного Стефана и чудесах, бывших от его гроба, и преподнес свой труд царю Иоанну Васильевичу Грозному, а также и митрополиту Макарию, который осгавил заметный след в церковной и культурной жизни Руси. Монументальный многотомный труд святителя Макария — Великие Макариевскис Четьи-Минеи стали выдающимся памятником духовной письменности Русской Церкви. Большое влияние святитель Макарий оказывал и на молодого царя Иоанна Грозного, называвшего его «желателем добрых дел и любви». По благословению митрополита иеромонах московского Данилова монастыря Иоасаф написал житие и службу преподобному Стефану. Не случайны, видимо, и неоднократные посещения царем Махрищского монастыря и пожертвование им 200 рублей на строительство каменной церкви Святой Троицы на месте сгоревшей При построении нового каменного храма Святой Троицы в 1557 году были обретены нетленными мощи преподобного Стефана. По открытии гроба повеяло благоуханием. На персях преподобного оказался неистлевшим кожаный пояс с тисненым изображением двунадесятых праздников. По велению митрополита Макария пояс был вложен в серебряный вызолоченный крест, от которого многие стали получать исцеления.
По благословению священноначалия мощи преподобного были оставлены под спудом (в могиле), а над ними сооружена церковь в честь преподобного Стефана, ставшая северным приделом Троицкого храма Освящен придел был в 1558 году в присутствии Иоанна Грозного и его супруги Анастасии, пожертвовавшей облачения на престол, пелены к иконам и покров на раку преподобного Стефана. Строительство же Троицкой соборной церкви продолжалось еще около десяти лет. Это был четырехстоллпный на подклети одноглавый храм с каменными галереями с запада и юга и вторым (помимо Стефановского) приделом в честь Владимирской иконы Богоматери, расположенным в дьяконнике алтаря Троицкой церкви.
После Смутного времени новый подъем Стефано-Махрищского монастыря связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина, 1731 — 1812), выдающегося богослова и проповедника, немало сделавшего для преобразования духовных школ и Московской Духовной Академии в частности. Владыка полюбил Махрищский монастырь и в летнее время две-три недели проводил в его стенах. Попечением митрополита Платона сооружена каменная ограда (1791 — 1792), над восточными воротами — церковь Преподобного Сергия Радонежского (1792), а над северными — Первоверховных апостолов Петра и Павла (1806), братские корпуса, перестроена древняя Троицкая церковь (1807 — 1808).
В XIX веке монастырь продолжает благоустраиваться строятся новые здания, к Троицкой церкви пристраивается трехъярусная колокольня, возводится конный и скотные дворы, оранжерея. В 1900 году старанием иеромонаха Алипия в монастыре устраивается детский приют для сирот и детей бедного окрестного населения и церковно-приходская школа. При монастыре имелась большая библиотека, которая пополнялась периодическими изданиями. «Русский паломник», «Кормчий», «Церковные душеполезные чтения» и другими.
В 1906 году торжественно отмечалось 500-летие со дня кончины преподобного Стефана. В центре монастыря возвышались два храма — Стефановский и близ него, с юга — Троицкий. В первом под спудом почивали мощи основателя монастыря. Храм этот неоднократно перестраивался и в начале века по проекту архитектора И.Ф Мейснера был увенчан шатром.
Троицкая церковь, сооруженная на месте разобранного храма XVI века, была освящена митрополитом Платоном 23 августа 1808 года в день Отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы В Троицком храме, прообразом которого послужил возведенный владыкой Платоном в 1763 году храм Преображения Спасо-Вифанского монастыря, было два престола: иконостасы стояли друг над другом. Внизу помещался престол в честь Иоанна Златоуста, а над ним — в честь Святой Троицы. В верхний храм вели широкие лестницы, а сам он представлял собой пристенные галереи на колоннах. Через сорок лет после завершения строительства предполагалось перестроить собор, однако святитель митрополит Московский Филарет (Дроздов) указал, что «…все переиначивать нельзя, не оставить ли из уважения к трудам старца святителя Платона внутреннее расположение, как оно им устроено, престолы при устройстве полов не переиначивать». К западному фасаду при этом ремонте была приложена двухэтажная пристройка со сводами, в которой размещались ризница и библиотека, а с севера часовня над могилой местночтимого епископа Варлаама.
В 1887 — 1890 годах по проекту «неклассного художника архитектуры» А.П. Белоярцева к Троицкой церкви была пристроена трехъярусная колокольня, ставшая вертикальной доминантой всего монастырского ансамбля.
Но всей этой, веками складывавшейся красоте оставалось быть совсем немного, незаметно подкрадывались суровые испытания. В 1922 году монастырь был закрыт, а его постройки были переданы различным организациям под хозяйственные нужды. В 1942 году были разобраны Стефановская и Троицкая церкви, щебень от которых был использован на сооружение аэродрома в д. Слободка Киржачского района. Монастырь все больше и больше терял свой вид, перестраивался, ветшал и разрушался. И уже не верилось, что когда-нибудь здесь вновь возродится иноческое служение. Но в 1993 году епископом Владимирским и Суздальским Евлогием на оскверненной территории монастыря был водружен памятный деревянный крест в честь 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, не раз бывавшего в этой обители. Вслед за этим в разрушенном корпусе, примыкавшем к храму Апостолов Петра и Павла, поселились и первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой, ставшей вскоре их настоятельницей. Махрищский монастырь, основанный вновь как скит Александровского Успенского женского монастыря, возглавляемого игуменией Иоанной, затем в 1995 году стал самостоятельным монастырем. Немало трудностей пришлось перенести, прежде чем наладилась жизнь и начались первые богослужения в храме Святых апостолов Петра и Павла. Божие благословение к этой обители проявилось в неоднократном мироточении иконы преподобного Серафима Саровского, освященной в начале ХХ века на мощах этого угодника.
Сейчас постепенно восстанавливаются из руин монастырские постройки. При постоянной заботе правящего архиерея — архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, сестры монастыря во главе с настоятельницей монахиней Елисаветой постепенно возрождают святую обитель. Входят в монашескую жизнь, стремятся найти в своей обители спасение души, быть полезными для страждущего мира.
В настоящее время в монастыре проживают 20 насельниц, несущих повседневные монастырские послушания — чтение Псалтири, клиросное, швейное, трапезное и различные хозяйственные.
…Празднование памятных дат в жизни монастырей Владимирской епархии в 2003 г. имело важное значение. Таковыми явились: 1. 650 лет Стефано-Махрищенскому монастырю. В торжествах принимал участие архиепископ Оренбургский и Бузулукский Валентин и епископ Сергиево-Посадский, викарий Московской Епархии, Феогност… В Стефано-Махрищенском монастыре существует детский приют для девочек… В 2004 г. один из женских монастырей Владимирской епархии – Стефано-Махрищенский был переведен в статус ставропигиального, находящегося под управлением Святейшего Патриарха Алексия II».
Из книги Минин С.Н. священник. Очерки по истории Владимирской епархии. (X-XX вв.). – Владимир: 2004, стр. 102-103
Махрищский Свято-Троицкий монастырь, в 30 верстах от Троице-Сергиевой лавры, на берегу реки Махры, в 12 верстах от города Александрова, в 5 верстах от железнодорожной станции Коробаново; состоит в ведении Троице-Сергиевой лавры. Основан около 1370 года пр. Стефаном (см. 14 июля). Над мощами его в храме его имени устроена в 1779 году серебряная рака. В монастыре находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. При монастыре школа с общежитием, странноприимный дом и больница для братии.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Архимандритский корпус
В самом конце XIX века напротив храма преподобного Стефана с северной стороны возводится двухэтажный настоятельский корпус. Предположительно, на этом месте находился дом, выстроенный еще в конце XVIII века для временного пребывания митрополита Платона. К 1896 году дом этот, представлявший собой двухэтажное здание с каменным нижним этажом и деревянным верхом, сильно обветшал так, что ремонт его представлялся уже невозможным. Однако по желанию строителя иеромонаха Гавриила новый настоятельский корпус при перестройке должен был сохранить прежний вид митрополичьего дома. Первый этаж здания, в котором помещались братские кельи, а также переплетная мастерская и кладовые, был каменный со сводами, верхний, как и прежде, деревянный. На втором этаже разместились настоятельские кельи.
В 1906 году при внезапно случившемся пожаре деревянный верх здания сгорел. Игумен Олимпий с разрешения Духовного собора Лавры вновь перестраивает корпус, значительно расширив его, причем вместо сгоревших деревянных келий был выстроен каменный второй этаж. В доме были устроены изразцовые печи.
После закрытия монастыря помещения архимандритского корпуса приспосабливались под нужды различных организаций. В разные годы здесь размещались: больница, детский дом, в начале 1990-х годов корпус был отдан в аренду Мурманскому Управлению народного образования под турбазу.
В апреле 1997 года здание, принадлежавшее Мурманскому пионерскому лагерю, было возвращено монастырю. К этому времени, почти год находясь без отопления, оно пришло в аварийное состояние. Силами владимирских реставраторов был произведен сложный ремонт кровли, восстановлена старинная лепнина. В 2004 году проведены геолого-геодезические работы по исследованию фундаментов, в течение следующего года завершены ремонтно-восстановительные работы. В настоящее время в бывшем архимандритском корпусе располагаются кельи насельниц.
http://www.stefmon.ru/puwo/got
Архипастырская гостиница
Небольшое здание гостиницы, построенное во второй половине XIX века, находится в восточной части монастыря и выходит задним фасадом на пруд. Главный фасад здания – западный, обращен к основным монастырским постройкам. Центральная часть западного фасада выделена полуколоннами и завершается парапетом. Перед входом устроена широкая открытая лестница с площадкой. Входная дверь и расположенные по сторонам от нее окна с полукруглым верхом. Между дверью и окнами выполнены штукатурные филенки. Эклектичный массивный декор фасадов тяжелит здание, придает ему вид купеческой респектабельности. Здание гостиницы — пример стилизации в формах древнерусской архитектуры и барокко.
В 1990-е годы гостиница использовалась под спальный корпус летнего лагеря. В 1996 году здание гостиницы было восстановлено, в настоящее время в нем располагаются настоятельские покои.
Монастырская гостиница (Приют)
Комплекс построек западной части монастыря на протяжении XIX века много раз менял свой облик. Во второй половине XIX века у западной стены монастыря было выстроено одноэтажное каменное здание, служившее, предположительно, келейным корпусом. В конце века (видимо, при строителе Олимпии) здание было надстроено деревянным верхом, в нем размещалась гостиница для паломников.
Долгое время после закрытия монастыря здание использовалось под различные нужды и со временем крайне обветшало. Деревянный верх был утрачен, и вплоть до 2002 года бывшая монастырская гостиница находилась в полуразрушенном состоянии. В связи с появлением в 2002 году в обители детского приюта возникла необходимость выделить для детей отдельный корпус, в связи с чем бывшая гостиница была разобрана до основания и на ее месте построено новое здание приюта.
В 2005-2006 гг. к зданию было пристроено правое крыло, в котором разместились спортзал, лазарет и классные комнаты.
http://www.stefmon.ru/puwo/got
Троицкий собор (в настоящее время не восстановлен)
Первый в обители деревянный храм в честь Живоначальной Троицы был построен ее основателем преподобным Стефаном Махрищским в середине XIV века. Предположительно, около 1358 г. святитель Московский Алексий благословил грамотой освящение деревянной церкви во имя Святой Живоначальной Троицы и учреждение при ней монашеской обители.
Спустя два века, при игумене Варлааме (будущем святителе Суздальском и Тарусском), на месте сгоревшего деревянного Троицкого храма был построен новый каменный. Деньги на его сооружение передал в 1557 году царь Иоанн Васильевич Грозный, облачения на престол пожертвовала царица Анастасия Романовна.
При строительстве чудесным образом были обретены мощи преподобного Стефана Махрищского. Над святыми мощами в течение 1557-1558 годов была сооружена и освящена церковь в честь преподобного Стефана, ставшая северным приделом нового, строившегося собора.
В основном строительство Троицкого собора было окончено до 1570 года, но работы продолжались и после, о чем свидетельствует значительный вклад князей Глинских в 1578 году. По окончании строительства собор представлял собой трехапсидный четырехстолпный одноглавый храм на подклете, к которому с юга и запада примыкали крытые паперти с крыльцами, а с севера – небольшой бесстолпный одноглавый четверик Стефановского придела.
Как свидетельствует опись 1642 года, на паперти храма находилось несколько колоколов: «…благовестный да четыре колокола поменьше…», здесь же упоминается о иконах из иконостаса Троицкого собора, некоторые из них сохранились до нашего времени: Воскресение Христово (Государственный Исторический Музей), XV век. Богоматерь с Младенцем Христом на престоле, архангелом Гавриилом и предстоящим в молении преподобным Сергием, XV век. (Государственный Исторический Музей), Троица Ветхозаветная — храмовый образ. Конец XV века. (Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева), Иоанн Предтеча Ангел пустыни, XVI век. (Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева). За главным иконостасом в дьяконнике располагался небольшой придел в честь Владимирской иконы Богоматери.
К 1807 году Троицкий собор сильно обветшал. Его разобрали и иждивением митрополита Платона (Левшина) выстроили новый. 23 августа 1808 года митрополит Платон освятил новый собор. Слово на освящение храма произнес молодой учитель красноречия и риторики Московской Духовной семинарии Василий Дроздов – будущий Святитель Филарет, митрополит Московский.
Главный храм обители во имя Живоначальной Троицы был сооружен по образу Преображенского храма Спасо-Вифанского монастыря. Троицкий собор был двухэтажным: в нижнем храме находился престол в честь свт. Иоанна Златоуста, в верхнем – во имя Святой Живоначальной Троицы. В верхний храм вели широкие лестницы, а сам он представлял собой круглую галерею на колоннах.
В 1848 году трудами братии и строителя иеромонаха Георгия был возобновлен пришедший в ветхость платоновский храм в честь Живоначальной Троицы.С западной стороны была разобрана «угрожающая падением» старая паперть и на ее месте, не изменяя фасада храма, сделана двухэтажная каменная пристройка со сводами, на южной стороне которой (более светлой и сухой) вверху разместилась ризная, а внизу библиотека. Заменены были иконостасы в нижней и верхней церквях.
В 1887-1890 годы при соборном храме Святой Троицы трудами игумена Амфилохия по проекту архитектора Александра Петровича Белоярцева была возведена новая трехъярусная колокольня.
Тщанием игумена Амфилохия и частично на его личные средства в Троицком соборе обновляются настенные росписи и иконостас, паперть под новой колокольней украшается изображениями Евангельских событий. Все живописные работы в монастыре выполняет с 1885 года александровский живописец Федор Дмитриевич Лавровский (1844-1927).
В ноябре 1904 года при строителе иеромонахе Олимпии было устроено водяное отопление в холодном Троицком храме. Это дало возможность служить здесь по праздникам в зимнее время. До этого богослужения совершались в теплой Стефановской церкви, ставшей к тому времени тесной.
Начало второго десятилетия 20-го века стало последним в жизни обители. В 1923 году монастырь был закрыт и разорен. В 1942 году Троицкий собор, колокольню и Стефановский храм взорвали, щебень от построек был использован на сооружение аэродрома в деревне Слободка Киржачского района.
В 1993 году на месте алтаря взорванного Троицкого собора был установлен крест. В настоящее время Троицкий собор на его прежнем месте не восстановлен. Действующий в обители храм Пресвятой Троицы — исторически приходская церковь преподобного Сергия Радонежского в Махринской подмонастырской слободе, переосвященная 15 августа 2010 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом во имя Святой Живоначальной Троицы.
http://www.stefmon.ru/puwo/trs
Странноприимный корпус монастыря
Странноприимный дом расположен в северо-западной части монастырского ансамбля. Двухэтажное здание с деревянным верхом было построено, предположительно, во второй половине XIX века. Первый этаж дома прямоугольный в плане. Бревенчатый второй этаж снаружи был обшит тесом, а изнутри оштукатурен по дранке. На второй этаж из коридора вела деревянная лестница в два марша. Поперечным коридором дом был разделен на две равные половины – северную и южную. У продольных стен северной и южной половины дома со стороны восточных помещений стояли печи, зеркалами выходящие в западные комнаты. Ныне печи утрачены.
В 1993 году дом сильно пострадал от пожара. Второй этаж здания сгорел, сохранился лишь сильно обгоревший фрагмент юго-западного угла.В 1996 году здание было отстроено практически заново. В настоящее время в странноприимном корпусе располагаются кельи насельниц, швейная и иконописная мастерские.
http://www.stefmon.ru/puwo/spc
Монастырская трапезная
Вытянутое с запада на восток одноэтажное каменное здание монастырской трапезной расположенное неподалеку от южных ворот монастыря было построено в 1873 году вместо прежнего, пришедшего в ветхость. Каменная трапезная была возведена на монастырские средства при строителе монастыря игумене Савве. Декор фасадов нового здания был выполнен в псевдорусском стиле. Основным декоративным элементом являются полуколонки и двухъярусные кокошники. Пластичный образ интерьера создает коробовый свод с распалубками. Зал трапезной с трехсторонним освещением находился в восточной части, напротив – помещение для кухни. Вход в трапезную, расположенный с севера, был оформлен парадным крыльцом, увенчанным крестом. Трапезная является интересным примером стилизации в формах древнерусского зодчества.
В 1905 году московский купец Николай Алексеевич Мышлецов пожелал устроить при монастырской трапезной алтарь в честь преподобного Серафима Саровского и установить иконостас. Строитель монастыря иеромонах Олимпий обратился в Учрежденный собор Троице-Сергиевой Лавры с просьбой об устройстве новой трапезной церкви. Однако собор ответил отказом, объяснив это тем, что существовавшие в обители пять храмов, вполне удовлетворяют потребности монашествующих и богомольцев. В этом же году здание трапезной было расширено. С западной стороны было пристроено новое помещение кухни, а существовавшая кухня объединена с трапезной в единый зал. Проект предполагаемой перестройки составлен архитектором И.Ф. Мейснером в июне 1905 года.
После закрытия монастыря в 1923 году здание трапезной использовалось под нужды различных организаций, все больше ветшало и к моменту возобновления монастыря в 1990-е годы пришло в аварийное состояние. Спустя несколько лет с момента начала восстановительных работ в обители в 1998-1999 гг. к северному фасаду здания была сделана расширенная пристройка, в трапезной произведен капитальный ремонт. В 2006 году был расписан зал трапезной. Росписи выполнены группой художников мастерской «Киноварь».
http://www.stefmon.ru/puwo/mtr
Колокольня монастыря
Архитектурный ансамбль монастыря в конце XIX века завершило возведение величественной трехъярусной колокольни. В 1847 году строитель иеромонах Георгий обратился в учрежденный собор Троице-Сергиевой Лавры с просьбой о сооружении напротив Стефановской церкви новой отдельно стоящей колокольни, во втором ярусе которой строитель хотел устроить храм в честь иконы Божией Матери «Живоносносный Источник». Древняя колокольня храма преподобного Стефана к этому времени пришла в ветхость, но собор в лице архимандрита Антония (Медведева) ответил на прошение отказом, признав ее состояние удовлетворительным, а предлагаемый проект постройки «не сообразным к старой архитектуре церковной». В этом же году была разобрана обветшавшая западная паперть Троицкого собора. На ее месте была выстроена каменная двухэтажная со сводами палатка.
В 1887 году трудами игумена Амфилохия по проекту архитектора Александра Петровича Белоярцева при Троицком соборе было начато сооружение новой трехъярусной колокольни. Пристроенная на самостоятельном фундаменте с запада от двухэтажной палатки собора, стройная колокольня с куполом и барабаном с главкой и крестом стала основной доминантой в ансамбле зданий монастыря. Три яруса колокольни, фланкированные по четырем углам пилястрами, разделялись между собой профилированными карнизами и рядом декоративных кокошников. Верхний открытый ярус звона с арочными проемами был обрамлен архивольтами и огражден металлическими коваными решетками. Средний ярус колокольни был остеклен. По свидетельству епархиального архитектора инженера Владимирского губернского управления Н.Корицкого, «колокольня прочна и материал употреблен хороший» и «несмотря на значительную высоту, в третьем слуху выдержит колокол до 800 пудов». В 1891 году в Москве, на заводе Самгина, был отлит колокол для новой колокольни весом 704 пуда.
Сохранился именной реестр благотворителей, на средства которых была совершена эта грандиозная постройка, завершившаяся в июне 1890 года. Среди них известные купцы Ф.О. Елагин, А.А. Соловьев, А.И. Осипова, крестьяне, служащие фабрики товарищества мануфактур Барановых.Тщанием игумена Амфилохия и частично на его личные средства паперть под новой колокольней украшается изображениями Евангельских событий. Росписи были выполнены александровским живописцем Федором Дмитриевичем Лавровским.
В 1942 г. Троицкий собор, колокольня и храм преподобного Стефана были взорваны, щебень от построек использовался на строительство военного аэродрома в деревне Слободка Киржачского района. В настоящее время Троицкий собор и колокольня не восстановлены.
http://www.stefmon.ru/puwo/kl