Магазин русских изделий на Кузнецком мосту

Магазин русских изделий на Кузнецком мосту в доме князя Гагарина в Москве существовал с 1843 года.

Кузнецкий мост в Москве стал одной из главных торговых улиц в 1780-х гг. Здесь была сосредоточена торговля товарами, производимыми в европейских странах: Франции, Англии, Германии, Италии. Продавались ткани, парфюмерия, хрусталь и фарфор, оптика и инструменты, зеркала и многое другое. На Кузнецком мосту и на близлежащих улицах было также много швейных и ювелирных мастерских, парикмахерских, кондитерских и пр., содержавшихся иностранцами.

В 1840-х гг. европейской монополии на торговлю в этом месте был положен конец. Был открыт учрежденный «Обществом русских фабрикантов» «Русский магазин», где предлагался обычный для Кузнецкого моста ассортимент товаров, но исключительно русского производства. Здесь предлагали фаянс и фарфор Гарднера, хрусталь мальцовского завода из Гусь-Хрустального, ткани, тульские стальные изделия и многое другое. Все это не уступало иностранным изделиям по качеству и привлекало очень демократичной ценой. Открытию «Русского магазина» современники придавали почти государственное значение, а популярный в то время писатель Михаил Николаевич Загоскин подробно описал его в своей книге «Москва и москвичи» (1842-1850). Предваряя рассказ о самом магазине, Загоскин пишет о мечте, которая неоднократно посещала его до открытия этого места:

«сколько раз, бывало, читая на раззолоченных вывесках: «Английский магазин», «Французский магазин», «Голландский магазин», я думаю: «Да почему же у нас в Москве нет русского магазина?..»

Пройдемся же по семи торговым залам «Русского магазина» вместе с автором.

«Под руководством председателя московского отделения мануфактурного совета барона Мейендорфа составилось Общество русских фабрикантов, которые, наняв на Кузнецком мосту прежде бывший дом господина Волынского, а ныне княжны Долгорукой, открыли в нем магазин русских мануфактурных изделий. Изящная архитектура этого дома, его щеголеватая наружность, аристократическое положение посреди красивого двора, отделенного от улицы прекрасной чугунной решеткой, — все это с первого взгляда заставит вас подумать, что в этом доме живет богатый московский барин, и вы не ошибетесь: конечно, в сравнении с другими магазинами этот первый русский магазин может по своему удобству, красоте и роскоши назваться барином. По мраморной красивой лестнице, уставленной цветами, ко торые также продаются, вы взойдете в верхние сени, с большим вкусом украшенные зеркалами и колоннами под белый мрамор».

«Из этих сеней вы входите в небольшую проходную комнату; в ней продаются косметические то вары братьев Шевелкиных, стальные вещи Завьялова и табакерки, подносы, ящики и разные другие изделия фабрики господина Лукутина».

«…Об этой последней фабрике я уже говорил в первом выходе «Москвы и москвичей» и могу прибавить только одно, что господин Лукутин продолжает с прежним постоянством улучшать произведения своей фабрики и что вообще его бумажно-лаковые вещи становятся с каждым годом отчетистее, красивее и прочнее. Придуманные им лепные барельефы на табакерках и бумажные шарниеры истинно могут назваться образцовыми».

«Стальные изделия Завьялова, которые, если не оши баюсь, продаются в одном только русском магазине, заслуживают также особенного внимания. Попробуйте, хотя из любопытства, купить любой перочинный ножик его работы, и вы уверитесь на самом опыте, что этот ножик ни по наружной отделке, ни по внутреннему своему достоинству не уступит ни немецкому, ни французскому, ни даже… страшно вымолвить!.. […] Да, стальные изделия Завьялова не уступают ни в чем того же рода изделиям иностранным, не исключая даже анг лийских, и продаются несравненно их дешевле».

Во второй комнате продавалась писчая бумага фабрики Усачева, от самой дешевой до самой дорогой. Третий зал занимали хлопчатобумажные изделия фабрик Прохоровых, Титова, Битепажа, Матвеева и некоторых других. В четвертом зале были представлены шелковые ткани и русские сукна заводов Невиля, Новикова, Тугариновых, Четверикова, и других:

«Особенно замечательны великолепные парчи фабрики господ Сапожниковых. По сознанию самих иностранцев, московские парчи, бесспорно, самые лучшие в Европе».

В пятой комнате продавались шерстяные и полушерстяные изделия, шали, платки, мебельная материя и шерстяная кисея фабрики братьев Гучковых; жилетные материи и платки фабрики господи на Локтева, шерстяные и полушерстяные материи фабрики Рошефора, а также серебряные и золотые вещи фабрики господина Губкина, который

«может назваться единственным соперником господина Сазикова, приобретшего такую большую известность своими серебряными изделиями».

Шестой торговый зал магазина занимала продукция зеркального завода Мелешкина, седьмой — ковры фабрики Епанечникова, льняные и пеньковые изделия, накладное серебро и лакированные вещи фабрик Козмина, Эмме и Кондратьева.

В центре седьмого торгового зала возвышалась огромная горка

«с фарфоровыми и фаянсовыми вещами братьев Гарнер и хрусталем заводов господ Бахметьева и Мальцова. Превосходные хрусталь ные изделия сих заводов всем известны».

«…Ну вот, любезные читатели, вы прошлись со мной по всему русскому магазину. Не правда ли, что мечта моя осуществилась на первый случай весьма удовлетворительным образом? Мне помнится, я хотел, между прочим, чтоб все приказчики моего русского магазина были люди ловкие, любезные и все без исключения говорили по-французски. Кажется, и это желание не вовсе осталось без исполнения. Управляющий конторою магазина господин Быковский, умный, просвещенный и любезный молодой человек, знает иностранные языки; все приказчики весьма вежливые молодые люди, ловкие, предупредительные; не знаю, говорят ли они по-французски, но могу вас уверить, что по-русски они изъясняются как люди образованные…».

Литература:

Загоскин М. Н. Москва и москвичи: Записки Богдана Ильича
Бельского / Сост., вступит, ст. и примеч. Н. Г. Охотина. — М.: Моек, рабочий, 1988.— 623 с.— (Литературная летопись Москвы)

На последнем фото: « Застройка Кузнецкого Моста, совершенно не дошедшая до нашего времени.
В дом Гагарина, уже занятый торговыми заведениями, «Мюр и Мерилиз» ещё не въехал (для них здание будет затем перестроено дважды: в 1886 и в 1898 годах, чтобы стать таким, каким мы его видим сейчас). Радует общая культурная направленность торговли: книжный, музтовары, фотография, глобусы и что-то на треноге…»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?