ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
Поставлена в центре расположенного на высоком холме села, хорошо видна издали. Построена в 1726 г.; стены рублены из дубовых бревен без остатка и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Характерный для северо-западных районов Брянщины 17-18 вв. ярусный храм с крестообразной композицией. Основу ее образует высокий четверик с граненой купольной кровлей, увенчанный малым световым восьмериком и вытянутой луковичной главкой на стройной шейке. Он значительно возвышается над небольшим пятигранником алтаря с выпуклой кровлей и главкой и более крупными боковыми прирубами с двускатными кровлями и фронтонами на торцах. Длинная трапезная, также покрытая на два ската, заканчивается более узкой папертью с крыльцом, над которой прежде стояла ярусная колокольня (не сохр.). Боковые входы с крыльцами расположены с западной стороны рукавов креста. Декор фасадов здания (карнизы и наличники окон с двойными подзорами и пр.) связан с поздней тесовой обшивкой 19 в. Убранство алтаря со скромными карнизами, накладными рейками на углах и простым обрамлением окна, возможно, принадлежит времени создания храма. В интерьере доминирует более высокая центральная часть с восьмигранным подшивным куполом, в которую широкими проемами открыты боковые прирубы и трапезная.
Источник: Свод памятников архитектуры и монументального исскуства России. Брянская область. — М., Наука, 1997
Село занимает поверхность высокого холма. На равнинной площадке в середине села находится Никольская церковь. Вокруг нее образовывается общественный центр. Церковь является его ориентиром с дальних подходов к селу. Ее трехъярусный купольный силуэт хорошо виден от находящегося в трёх километрах соседнего села Алешеньки и является доминирующим архитектурным акцентом широкой ландшафтной панорамы.
Документальных сведений о годе постройки церкви пока не найдено. Можно предположить, что она построена в первой четверти XIX века.
Формы и характер её декоративной отделки близки, а отдельные элементы повторяют соответственные элементы построенной в конце XVIII — начале XIX века церкви в селе Радчине Трубчевского района. Можно думать, что одни и те же мастера участвовали в постройке обеих церквей.
Но объемно-пространственная композиция Любецкой церкви сильно отлична от Радчинской.
Никольская церковь в плане крещатая. Поперечная ветвь креста состоит из трёх квадратных срубов. К центральному из них с востока примыкает небольшая пятистенная апсида алтаря, а с запада — длинная трапезная с прирубленной к ней на свободном торце папертью главного входа. Боковые входы устроены в западных стенах приделов. Все входы имеют крыльца с портиками. Стены памятника бревенчатые, обшитые тёсом, фундаменты и цоколь кирпичные. Перекрытия деревянные, кровля железная.
Объёмно-пространственная композиция четко воспроизводит плановую схему и характеризуется интересной и выразительной пластикой группы объемов вокруг центрального — собственно церкви. Последний возвышен четвериком над примыкающими к нему боковыми и продольными. Четверик своим восьмилотковым куполом несет два яруса восьмериков, очень красиво его завершающих. Нижний восьмерик -световой. Он прорезан небольшими узкими окнами в четырёх гранях. Так же, как и четверик, он покрыт восьмигранной купольной крышей. Верхний восьмерик — это стройная глухая шея луковичной главы.
Особенно выразительной предстает объёмная композиция церкви с восточной стороны. Отсюда ритм купольных покрытий и восьмериков очень органично дополняется красиво примкнутой к стене четверика пятигранной аспидой с куполом и главкой (последняя утрачена).
Все части этой ярусной композиции чётко разграничиваются народными, украшенными прорезной резьбой, наложенной на профили, карнизами. Это простое, но применённое с большим художественным тактом декоративное убранство придаёт облику памятника жизнерадостную теплоту, сближаетегоархитектуру с народным жилищем, делает её понятной и близкой каждому.
Памятник ценен художественностью своего облика, связью с народным творчеством и достоин лучшего применения, чем склад магазина…
«Путешествие по Брянску»