Федеральный бюджет РФ выделил средства на восстановление Вознесенского собора в городе Лысково Нижегородской области. Восстановление старинного красивейшего собора, построенного Георгием Александровичем, князем Грузинским в ХIХ веке, станет большой радостью для всех жителей Лыскова». Есть надежда, что когда ремонтные работы в Вознесенском соборе будут завершены, во дворе храма установят скульптуру святой равноапостольной Нины, просветительнице Грузии. Гипсовый макет памятника, изготовленный лысковским скульптором Пуриховым, находится сейчас в местном музее.
Источник: сайт Нижегородской митрополии
Ансамбль Вознесенской церкви играет главную роль в формировании пространственно-планировочной структуры города Лыскова, прежде являвшегося владельческим селом. Его возведение связано с именем князя Георгия (Егора) Александровича Грузинского, которому в конце XVIII в. – первой половине XIX в. принадлежала большая часть этого крупного торгового поселения, расположенного на волжском пути. В 1808 г. в Лыскове насчитывалось 514 дворов, и проживало около 5 тысяч человек. Село успешно конкурировало с Макарьевской ярмаркой, находившейся до 1817 г. на противоположном берегу Волги у стен Макарьевского Желтоводского монастыря. Как указывал граф Н.П. Румянцев, изучавший осенью 1816 г. вопрос о переводе ярмарки в Нижний Новгород, торг велся в двух местах: в Макарьеве и Лыскове. В последнем оставались «тяжелые» товары, такие как железо, медь, чугунные изделия, сырые кожи и т.п. Кроме того, в Лыскове велась крупная торговля хлебом. Причем, все это происходило на земле, принадлежавшей князю Грузинскому, который в результате получал немалую прибыль в ущерб государственной казне. С переводом ярмарки в Нижний Новгород в 1817 г. город Макарьев окончательно теряет свое торговое и административное значение. Фактически центр Макарьевского уезда в XIX в. переместился в Лысково. Здесь находились все уездные административные учреждения за исключением одного казначейства, оставшегося в Макарьеве. Экономическое и административное положение Лыскова отразилось на его облике – оно выглядело как уездный город. «…Чистые, даже роскошно устроенные дома, заставляют вас забыть, что мы находимся в господском селении», — писал о Лыскове в начале XIX в. один из путешественников.
«Экономические примечания» к планам Генерального межевания Макарьевского уезда конца XVIII в. называют в Лыскове 8 церквей, в том числе Вознесенскую церковь с двумя приделами: Алексеевским и Ильинским. Это одна из предшественниц исследуемого памятника архитектуры. Однако установить местоположение данной церкви не представляется возможным, так как планов села Лыскова конца XVIII – начала XIX в.в. в архивах не обнаружено. Какие-либо описания храма также не найдены. По всей вероятности, именно эта церковь сгорела во время бывшего в Лыскове 24 июля 1792 г. пожара, после чего встал вопрос о ее возобновлении.
По «сочиняемому» в то время плану села, место сгоревшей Вознесенской церкви с существующим при ней погостом отводилось под улицу. Поэтому, из Нижегородской духовной консистории лысковскому благочинному был послан указ, в котором предписывалось «с прихожан означенной церкви взять сказку, желают ли они вместо помянутой сгоревшей церкви построить новую и, ежели желание объявят, а прежнее оной церкви место отходит под улицу или частное строение, то ему, благочинному, требовать, чтоб им под ту церковь отведена была в пристойном месте земля…». Указ об отводе места для строительства новой церкви был также дан Нижегородским наместническим правлением губернскому землемеру. В результате этого место под церковь было выделено, но и по прошествии двух лет ее строительство не началось. «По нерадению прихожан и самого основания еще и по днесь не положено», — жаловались в духовную консисторию в августе 1794 г. священнослужители Вознесенской церкви.
Только на следующий 1795 год началось возведение новой каменной церкви. Для строительства требовался кирпич, и князь Г.А. Грузинский добился у духовных властей разрешения на разборку стен бывшего Рождественского монастыря и ветхой Владимирской надвратной церкви. Дальнейшая история Вознесенской церкви в Лыскове прослеживается лишь по материалам общего характера: годовым отчетам о состоянии как отдельных приходов (клировым ведомостям), так и всей Нижегородской епархии, ведомостям о приходе и расходе церковных сумм и тому подобным документам духовной консистории. Речь в них, как правило, идет не о самой Вознесенской церкви, а о приходе, который после пожаров не упразднялся и продолжал значиться в официальных документах, хотя самой церкви, как таковой, не существовало. Так было, например, после 1792 г., когда причт сгоревшей Вознесенской церкви на время ее строительства оказался приписан сначала к Владимирской, а затем к Рождественской церкви. Поэтому по вышеуказанным источникам трудно судить о действительном состоянии исследуемого памятника. К тому же, часть документов Макарьевского и Княгининского духовных правлений за ряд интересующих нас лет не сохранилась.
По клировой ведомости за 1799 г. Вознесенская церковь значится еще строящейся. Сведения за 1800 г. отсутствуют. В 1801 г. церковь была уже построена, но не освящена. Служба в ней не велась и в 1803 г. Причины, по которым новопостроенная церковь оставалась длительное время неосвященной (а значит и бездействующей), неизвестны. В документах 1804-1808 г.г. среди других церквей села Лыскова значится и Вознесенская. Однако дата освящения церкви в них не названа, поэтому остается не выясненным была ли она вообще освящена тогда. Клировые ведомости Вознесенской церкви за период 1804-1813 г.г. не сохранились. Клировая ведомость 1814 г. сообщает, что «…оная Вознесенская церковь сгорела, и на месте оной строится каменная». Дата пожара не названа. Маловероятно, что речь здесь шла о первом пожаре 1792 года, но вопрос этот требует дополнительных исследований. Косвенные же данные дают возможность предположить, что второй пожар произошел около 1809 г. Таким образом, с большой долей уверенности можно утверждать, что в 1814 г. началось возведение ныне существующего ансамбля Вознесенской церкви. Закончилось оно в 1838 г. Каких-либо документов об этом строительстве, кроме записей в клировых ведомостях, не обнаружено. Неизвестными остаются также имена архитекторов и строителей. На этот счет можно делать лишь предположения. Приведем здесь мнение архитектора С.Н. Столяренко – автора проекта реставрации памятника.
«Годы, в которые возводилась Вознесенская церковь, были временем крупных архитектурно-строительных работ в России. Сам князь Георгий Грузинский был знаком с правилами архитектуры, как и многие образованные люди своего века, названного веком просвещения…». Далее С.Н. Столяренко ссылался на редкий документ, обнаруженный еще членом Нижегородской губернской ученой архивной комиссии Н. Иорданским. В нем речь шла об отравлении придворного капельмейстера Собека, свидетелями которого оказались приглашенные на обед князем Грузинским архитекторы Ф. Гаврилов и Мезенцов. Факт присутствия зодчих при дворе князя сам по себе примечателен. Однако вопрос, были ли они проектировщиками ансамбля в центре Лыскова, остается открытым. Утверждения же (причем, безапелляционные!) краеведа А.Н. Мясниковой о том, что «ансамбль был построен в честь победы русской армии над наполеоновскими войсками в войне 1812 года», что строительство производилось по проекту О. Монферрана, и «Вознесенская церковь представляет собой вариант Исаакиевского собора С.-Петербурга и Старо-Ярмарочного собора Нижнего Новгорода» — голословны и не могут приниматься всерьез. Имя же одного из мастеров, украшавших храм, стало известно благодаря случайной находке реставраторов, снявших один из уцелевших лепных модульонов большого барабана Вознесенской церкви. На его обратной стороне было вырезано имя «ДМNТРЕI» — Дмитрий.
Архитектурный облик Вознесенской церкви характерен для культовых сооружений периода позднего русского классицизма. Ее центрический объем завершен большим барабаном, на котором покоится купол с крестом. Угловые малые барабаны имеют подобные же завершения. Все барабаны – световые. Над входами в церковь, с трех ее сторон, устроены портики. Алтарь также выполнен в виде портика, но пространство между его колоннами заполнено кладкой. В архитектуре Вознесенской церкви сочетаются колонны трех ордеров: дорического (портики), ионического (малые барабаны) и коринфского (большой барабан). Карнизы имеют лепные украшения. В ведомостях страховой оценки 1910 г. указано, что церковь «внутри и снаружи оштукатурена, покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской». Наружные двери – створчатые железные, а внутренние – филенчатые, со вставленными в них стеклами.
Построенная на средства одного из богатейших помещиков Нижегородской губернии, каким был князь Г.А. Грузинский, Вознесенская церковь поражала богатством внутреннего убранства. «В лысковских церквах нет недостатка в серебряных иконах и другой церковной утвари, в соборе же (Спасо-Преображенском – А.Д.) и Вознесенской церкви есть многие вещи до того богатые и ценные, что бывают предметом удивления для тех, которые посещают Лысково и эти церкви», — сообщали в 1861 г. «Нижегородские губернские ведомости». Отмечалось также «отличнейшее состояние» иконостаса Вознесенской церкви, имевшего размеры 10 сажен в длину и 8 аршин в высоту. Известно, что в оформлении убранства интерьеров храма принимал участие уроженец города Арзамаса академик живописи А.В. Ступин, написавший для этого 13 картин. Наиболее ценной реликвией, хранившейся в Вознесенской церкви, был богато украшенный напрестольный крест XVII века из Молдавии – дар все того же князя Грузинского. Другими сведениями о внутреннем убранстве церкви мы не располагаем.
Местонахождение Вознесенской церкви было выбрано очень удачно. Поставленная на «пологом холме» рядом с усадьбой князя Грузинского, она господствовала над окружающей малоэтажной застройкой, как бы подчеркивая значения того места, где жил владелец Лыскова. «Все село лежало у его ног…». Новая Вознесенская церковь была задумана как композиционный центр архитектурного ансамбля. В него вошли также четыре Г-образных одноэтажных каменных корпуса, расположенные по углам территории, прилегающей к церкви, и две отдельно стоящие декоративные (?) круглые башни к северу от нее, граничащие с княжеской усадьбой. Вероятно, первоначально все четыре корпуса строились как торговые. Комплекс задумывался как некий противовес Макарьевской ярмарке. Однако, в связи с необходимостью возобновления службы в Вознесенском приходе, уже в 1814 г. князь Г.А. Грузинский «жертвует» один из корпусов (юго-восточный) под церковь. Она была устроена в нем на следующий 1815 г. и получила наименование Георгиевской, в честь небесного покровителя князя. Своего причта у этой церкви не было. Служили в ней священники, причисленные к Вознесенской церкви. После завершения строительства последней, Георгиевская церковь остается при ней в качестве теплого (то есть отапливаемого) храма, служба в котором велась в зимнее время. Известно, что в храме имелись росписи, выполненные вышеупомянутым академиком А.В. Ступиным.
Клировая ведомость Георгиевской церкви за 1820 г. сообщает, что «при оной церкви колоколов довольно, и оные, за невыстройкою колокольни, висят на столбах». В 1829 г. под колокольню был приспособлен юго-западный корпус. Натурные исследования, выполненные Горьковской специальной научно-реставрационной производственной мастерской, позволяют предположить, что для этого барабан круглой башенки на изломе корпуса был заменен на звонницу с арочными проемами. Вместе с тем, корпус продолжал использоваться и под торговлю. В 1909 г. он полностью перешел в ведение Вознесенской церкви, но по-прежнему сохранил свои торговые функции. В 1849 г. другой (северо-восточный) корпус был «пожертвован» князем Г.А. Грузинским под размещение Лысковского духовного училища и соответствующим образом переоборудован для ведения учебного процесса. В 1871 г. он был окончательно передан в собственность училища дочерью князя Грузинского Анной Георгиевной Толстой. Таким образом, лишь северо-западный корпус сохранил свое первоначальное предназначение как чисто торгового. Стилевое единство корпусов достигалось одинаковой обработкой их фасадов (рустовка), а также круглыми барабанами, расположенными в угловых частях построек на их изломе и являвшихся архитектурными акцентами.
Созданный князем Г.А. Грузинским ансамбль стал центром пространственной композиции урегулированной (восточной) части села, а за самой этой частью закрепилось положение центра Лыскова, ставшего фактически уездным центром (городом) еще в XIX в. Рядом с ним была сформирована прямоугольная в плане площадь больших размеров. Сам ансамбль располагался к северу от площади и отделял незастроенное пространство от участков усадебной территории. Создание площади положило начало кардинальной перепланировке села, приданию ей регулярного характера. На площадь с юга, востока и запада выходили прямые ориентированные на нее улицы. Таким образом, новые кварталы жилой застройки при урегулировании разбивались с учетом главенствующей роли, как ансамбля Вознесенской церкви, так и всей площади в целом. Такая ситуация была закреплена и в плане «на новое урегулирование села Лыскова», составленном в 1873 г.
Однако уже в конце XIX – начале XX в.в. начала проявляться тенденция к дроблению масштаба последующей застройки площади около Вознесенской церкви, на которой располагался базар. Первоначально торговля (помимо двух корпусов) велась на свободном пространстве площади к югу от ансамбля. В дальнейшем, к началу ХХ в., торг распространился и на территорию части бывшей усадьбы Грузинских – Толстых к северу от храма. Все это, вместе взятое, привело к искажению композиции архитектурного ансамбля. Церковь, корпуса, отдельные башни были обстроены многочисленными каменными и деревянными лавками и рядами. Из этой застройки интерес для нас представляет только двухэтажный магазин И.Ф. Писарева, вплотную примыкающий с запада к колокольному корпусу. Это образчик провинциальной архитектуры рубежа XIX-XX в.в. Его возведение связано с начавшимся формированием застройки четной стороны современной улицы Горького за счет пространства Базарной площади. План переустройства этой площади, составленный в 1914 г., предусматривал частичную замену деревянных торговых помещений каменными и вносил некоторую регулярность в их расположение. Однако и он не учитывал архитектурной целостности ансамбля. В частности, предполагалось построить каменные лавки между двумя корпусами (колокольным и торговым) и Вознесенской церковью. Проект этот остался неосуществленным.
Как культовые учреждения. Георгиевская и Вознесенская церкви перестали существовать в советское время. Они были закрыты, соответственно, в 1930 и 1933 г.г., в первой размещался музей, склад стройматериалов, вторую приспособили под водонапорную башню. Церковные интерьеры оказались утрачены. Если княжеская усадьба сохранилась лишь частично, то практически все строения ансамбля Вознесенской церкви дошли до наших дней. Лишь северо-западная башня и колокольный корпус находятся в руинированном состоянии.
Ансамбль в Лыскове – один из немногих ансамблей торговых площадей эпохи классицизма начала XIX в., сохранившихся на территории Нижегородской области. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 г. он был взят на государственную охрану как памятник архитектуры республиканского (по современной терминологии – федерального) значения. Вместе с тем, градостроительное значение ансамбля так и не было в полной мере оценено и в советское, и постсоветское время. Возобладала вышеуказанная тенденция, направленная на ликвидацию огромной Базарной площади. Южная часть ее застраивается комплексом пожарной части, появляется кинотеатр, разбивается небольшой парк. Все это перекрыло вид на ансамбль Вознесенской церкви с дальних точек при въезде в центр города.
Некоторое время пожарная часть была отделена от ансамбля сквером. В настоящее время он ликвидирован за счет расширения служб МЧС и появления здесь строений мясокомбината, которые вплотную подступили к зданию Георгиевской церкви. Это еще больше усугубило негативную ситуацию с восприятием памятника, особенно с юго-востока. С северной стороны ансамбля по-прежнему существуют деревянные павильоны бывшего колхозного рынка и другие строения на площади Революции, никак не вяжущиеся с ним. Что касается самих зданий ансамбля, то противоаварийные работы в Вознесенской церкви были начаты Горьковской специальной научно-реставрационной производственной мастерской еще в 1981 г. Затем был разработан проект реставрации ансамбля (автор – архитектор С.Н. Столяренко). К настоящему времени полностью отреставрирована Георгиевская церковь, в которой возобновлено богослужение, частично – здание духовного училища и торговый корпус. Реставрационные работы продолжаются на самой Вознесенской церкви. Колокольный корпус и круглые башни ждут своей очереди.
А.И. Давыдов. Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века