Свято-Троицкая церковь каменная, г. Березники, быв. с. Лёнва.Построена как жилой дом на средства солепромышленников Григория, Василия и Никиты Федоровичей Шустовых. Освящена в 1688 г. Была закрыта. Вновь открыта в мае 1943 г. Действующая с 28.10.1943 г. Окончательно закрыта в 1962 г. Здание находится в аварийном состоянии.
Е. Н. Шумилов
Единственным источником, повествующим о постройке Троицкой церкви в 1688г, является надпись на каменной плите, которая была вмонтирована в стену ее паперти. «Построена и освящена сия церковь, — значится на ней, — при великих князьях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче в Усольском уезде, меж Ленвы-реки и меж Чашкина истока, у солянового варничного промыслу, у гостей Василия, Григория и Никиты Федоровых, детей Шустовых по обещанию». По этой церкви село Ленва впоследствии (1715) именовалось Троицко-Ленвинским, а то и просто Троицким.
Церковь небольшая, двухсветная, на низком сводчатом подклете. Кубовидный четверик церкви, в архитектуре которого явно проглядывают московские формы, покрыт четырехскатной кровлей, над которой выситс тонкий световой барабан небольшой главки с перехватом у основания. Стены четверика завершаются ложными закомарами – по три с каждой стороны. Под закомарами проходит красочный керамический фриз из зеленовато-голубых изразцов. Такой же фриз имеется и под карнизом крупной полукруглой апсиды, оконные проемы которой обрамлены красивыми наличниками.
С северной стороны к церкви примыкает галерея, украшенная поясом из квадратных ширинок. Трапезная покрыта цилиндрическим сводом. Два придела церкви -более поздние. К позднему времени относится и высокая колокольня со шпилем, примыкающая к трапезной. Колокольня двухярусная, выстроенная восьмериком на призматическом четверике. Четверик украшен глубокими ширинками, часть из которых имеет изразцовые вставки.
В.В. Косточкин. Книга «Чердынь. Соликамск. Усолье». Стройиздат, 1988, с.155-156.
Неподалеку от Березников, на небольшом островке, окружённым «камским морем» одиноко стоит разрушенный храм – архитектурный памятник федерального значения — церковь Святой Троицы. Эта церковь — прямое свидетельство истории освоения края и солеваренного производства, является одной из древнейших в крае и относится к XVII в.
Надпись на блоке серого камня, некогда вмонтированном в стену церковной паперти, а теперь хранящемся в экспозиции Березниковского историко-художественного музея, гласит – «Лета 7196 (1688 г.) построена и освящена сия святая церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, во дни благочестивейших великих государях царях и Великих князьях Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича… при Иоакиме патриархе Московском и всея России… в Усольском уезде меж Ленвы реки и Чашкина истока у соляного варничного промыслу гостей Василья, Григория и Никиты Федоровых Шустовых по обещанию. А соляной сей промысел заводил их человек польской породы Михаил Карпов он же и Федоров, и тот соляной промысел завелся с 7182 или от Рождества Христова 1674 г.»
В документах о строительстве храма упоминается, что «каменная одноглавая, одноэтажная трёхпрестольная церковь с каменною же колокольней» была перестроена из жилого помещения первоначальных владельцев Лёнвинских соляных промыслов московских гостей Шустовых, которых, после судебных тяжб 1678 г. со Строгановыми за Лёнвинские промыслы, выдворили с «незаконно захваченных земель».
В 1786 г. «на средства Саватия Никепелова был устроен престол в первом пределе храма». Когда устроен второй не известно. В 1846 г., по случаю строительства нового иконостаса, престола и жертвенника в здании был проведён ремонт. Тогда же настелены полы из литых чугунных плит, выполненных на Пожевском заводе. После ремонта храм был освящён вторично. В третий раз он был освящён в 1877 г. при восстановлении после пожара.
Тот пожар, случившийся в селе Лёнва 20 августа 1877 г., был одним из самых разрушительных. По рассказу очевидцев жар был таким сильным, что под действием ветра горевшие головни бросало даже в Дедюхин, где в 4-х местах загорелись дома. В самой же Лёнве сгорело 50 дворов, промысловые строения графов Строгановых, князей Голицыных и Лазарева, в том числе — 22 варницы и 15 соляных амбаров. Значительные повреждения получили колокольня и Троицкая церковь: огнём были истреблены приделы Воздвижения и Трёх Святителей, повреждены многие иконы.
После пожара храм был восстановлен. Колокольню, прежде шатровую, значительно надстроили и перекрыли куполом с изломом и шпилем. В 1902 – 1904 гг. церковь обнесли каменной оградой, на которую в 1907 г. поставили железную решётку. Такой она запомнилась многим старожилам и запечатлена на фотографиях первой половины ХХ в.
Приходское училище
Являясь центром религиозного и идеологического воспитания местного населения Свято – Троицкая церковь выполняла образовательную функцию. В нач. 50-х годов ХIХ в. при ней открылось первое учебное заведение посёлка Лёнва – церковно — приходское училище. Сведений об этом учебном заведении сохранилось не много. В 1854 г. чтению, письму и Закону Божию в нём обучалось 25 крестьянских мальчиков. Но, созданное инициативой церковнослужителей, не обладающее материальной базой училище просуществовало не долго, и было закрыто. Открыто вновь 17 марта 1868 г. распоряжением директора народных училищ И. Ф. Грацианского.
На торжестве, по случаю его открытия И. Ф. Грацианский сказал — «Радуясь беспредельно, что милосердный наш Господь Бог дарует нам возможность открыть учебное заведение в селе Лёнве, и тем предоставляется возможность готовить молодое поколение к счастливой и полезной жизни».
На этот раз училище финансировалось управлением 4-х владельцев соляных промыслов, располагавшихся в селе. Заведующим школой, как и полагалось в церковно — приходских школах, стал настоятель местной церкви о. С. Богословский. С образованием земства Лёнвинское мужское церковно-приходское училище было преобразовано в земское приходское одно – классное.
Церковно-приходское попечительство.
В 1903 г. при Лёнвинской Свято – Троицкой церкви создаётся приходское попечительство. Главной целью организации, состоящей из прихожан и возглавляемой настоятелем храма, была благотворительная помощь бедным и неимущим. Средства попечительства складывались из пожертвований прихожан, членских взносов, кружечных сборов, денег от продажи икон, образков, крестиков, религиозной литературы, организаций концертов духовной музыки.
Указывая на отличную работу попечительства, газета «Пермские епархиальные ведомости» в 1908 г. сообщала: «Лёнвинским церковно-приходским попечительством против алтаря храма на площади устроен красивый деревянный столб – крестик с оградкой. На нём укреплены с 4-х сторон иконы, а ниже вделана кружка для пожертвований. Такой же столб установили на берегу Камы. Рабочий народ, проходя мимо на работу и с работы, помолясь, опускает свою лепту на святое дело. А на вокзале местной ж/д станции «Солеварни» поставили киот с образом св. Серафима с кружкой же на святое дело…»
Часть своих средств попечительство передавало в общество Красного креста – в помощь раненым на фронтах Японской и 1-й мировой войны, другую – использовало на содержание открытой 17 марта 1905 г. богадельни названной Алексеевской (в память о наследнике престола). В богадельне постоянно проживало от 12 до 25 беспомощных калек и престарелых нищих. Дом для них предоставил местный житель М. А. Батраков, а первой попечительницей стала Анна Фёдоровна Полякова, передавшая в пользу богадельни 4 тыс. р. процентными бумагами. Силами постояльцев и прихожан на огороде при богадельни выращивали картофель, капусту и другие овощи. А на местной мельнице установили ларь, куда передавались пожертвования хлебом и мукой.
Служители храма.
Во главе церковно-приходского попечительства и церковной школы находились служители Лёнвинской церкви. Добрую память о себе оставили о. Калачников, Словцов, Остроумов и др. Кстати, священник Лёнвинской Свято-Троицкой церкви, а затем протоирей Ново-Усольской Спасо — Преображенской церкви Григорий Остроумов был отцом известного пермского краеведа, историка, общественного деятеля и журналиста Ивана Григорьевича Остроумова.
Очень много для жителей села – прихожан местной церкви сделал священник и законоучитель Лёнвинской земской школы Александр Николаевич Махетов (1868 г.р. – 1918 г. Усолье). Это он организовал при храме попечительский комитет, пригласил для ведения церковного хора оперного певца, впоследствии учителя пения Усольского двухклассного училища Александра Михайловича Ремезова, сделавшего лёнвинский церковный хор одним из лучших в округе.
За свою подвижническую деятельность о. Александр был награждён серебряным именным жетоном общества Красного Креста (1915 г.), благодарностями за сбор пожертвований для раненых воинов (1915 г.) и многими наградами.
Жизнь его оборвалась в 1918 г. Александр Махетов принял жестокую смерть от рук представителей Советской власти и был вписан в число священномучеников Пермской епархии.
Годы последних испытаний.
В 30-е г. ХХ в. Лёнвинской Свято-Троицкой церкви, как и другим культовым учреждениям, не удалось избежать закрытия. Не смотря на неоднократные изъятия ценностей, она сохраняла своё имущество и вновь открылась в годы Великой Отечественной войны. В 1953 г. настоятелем церкви Павлом Киселёвым был принят на хранение инвентарь и церковная атрибутика Дедюхинской Кладбищенской церкви, закрытой в связи с затоплением посёлка.
В перечне особенно ценных предметов числились: иконостас с позолоченными украшениями и 4-мя местными иконами, царские врата, позолоченные украшения. Находясь в зоне затопления, Свято-Троицкая церковь работала ещё почти 10 лет.
Но время не пощадило храм. В 1962 г. Комиссия исполкома констатировала аварийное состояние кирпичной кладки стен и, во избежание обрушения, рекомендовала закрытие церкви и объединение религиозного общества п. Лёнва с Орлинским. Решением Березниковского исполкома №363 от 28 ноября 1962 г. сбор людей и служителей в Лёнвинской церкви был запрещён.
Часть икон и утварь храма поступила в собрание Пермской галереи и Березниковского краеведческого музея. В фондах Пермской галереи, например, и сейчас хранится подписная и датированная 1611 годом икона «Сошествие Святого Духа» московского государева мастера, одного из авторов фресок Благовещенского собора в Сольвычегодске Стефана Арефьева; в Березниках — образ «Богоматери Цесарской» в серебряном под золотом окладе работы московского мастера Егора Антипьева (1843 г.).
К сожалению, при закрытии храма музейным работникам не удалось вывезти и спасти интереснейший храмовый архив, который, по воспоминанию старейшего краеведа города В. А. Цыпуштанова, был уничтожен и разграблен вандалами.
В 1990 г. была предпринята попытка «реанимировать» старейший в крае храм. Тогда при Березниковском краеведческом музее было учреждено общество «Наследие» им. Е.И. и Н.К. Рериха (пред. В. Б. Харисов). Совместно с Пермским отделением общества охраны памятников истории и культуры и правлением общества «Наследие» были составлены проекты по восстановлению церкви и превращению её в Рериховский культурно-просветительный центр. Но радужные планы не сбылись. «Лихие 90-е», смена руководителей города и приоритетов городского финансирования отодвинули решение вопроса о реставрации и реконструкции церкви, а обрушения части церковной колокольни и повреждения помещений палат 1992 г., сделали их просто не возможными. Памятник федерального значения — церковь Святой Троицы для многих березниковцев стал лишь опознавательным знаком того, что когда-то здесь располагалось старинное поселение солеваров — п. Лёнва.
Варнакова О. Н. сайт «Березниковский историко-художественны музей им. И.Ф.Коновалова»
Невозможно удержаться, чтобы снова не процитировать рассказ, бытующий среди местных жителей уже столько лет, что источники, скорее всего, почили в бозе, а разнообразие людских фантазий расширялось год от года: «Церковь простояла до 1992 года. Её колокольню с угла постепенно начали разбирать на кирпичи… Колокольня рухнула, обрушив центральный свод и потолок. А при обрушении колокольня погребла под собой одного из рабочих, которые разбирали здание…» Дальше рассказывается о том, что «… в милицию обращаться не стали, а преданная неблагодарными своими детьми церковь — больше похожа на огромный могильный склеп, под тяжестью которого погребён человек, чем на величественное сооружение человеческой мысли». Досталось и другим трём злодеям, разорявшим храм: один из них утонул, второй — погиб на охоте, а третий — повесился. Вот такая жуткая история. В тезисах одного из докладов учёный, один из самых ревностных хранителей истории Усолья и Березников В. А. Цыпуштанов, кстати, спасший от мародёров часть церковного убранства, писал: «… Объект, стоящий в списке памятников России по Пермской области под №1, в 1953-1955 гг. стал жертвой монстра ХХ века — Камской ГЭС, оказавшись в зоне затопления. Церковь осталась на месте уничтоженного села сиротой, но выстояла и работала до 1963 года. Вторая волна «подкатила» в связи с хрущёвским указом о закрытии церквей… Через год от уникального хранилища древности остались одни только стены…»
Несколько местных икон и чудом спасённые фрагменты царских врат сегодня находятся в коллекциях местных музеев. По мнению мзвестного российского реставратора Г. Д. Канторовича, церковь на Лёнве уникальна и могла бы занять место в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здание было перестроено в 1687-1688 гг. из жилых палат, пожертвованных солепромышленниками Шустовыми на нужды церкви. Ныне здание церкви представляет печальное зрелище. Несмотря на высокий уровень Камского водохранилища, в здание можно зайти через хорошо сохранившиеся ворота ограды. В «низкую воду» храм можно осмотреть со всех сторон. Ка бы ни мрачны были истории, местные православные планируют так или иначе восстановить Лёнвинский храм. Здание очень красиво, несмотря на всю его разруху. Здесь уже проводятся молебны, установлен временный забор.
Из путеводителя: «30 забытых туристических маршрутов. Пермский край», — Пермь: Агенство «Стиль-МГ», 2019