Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь — один из древнейших на Украине. Основан он в 1013 году родоначальником русского монашества преподобным Антонием Печерским на его пути со святой горы Афон в Киев. Историки называют Лядовскую обитель странным памятником загадочного прошлого, и отмечают его духовную и культурную значимость течение более чем 1000-летней истории Православия на нашей земле.
Во время княжения Великого Равноапостольного князя Владимира — Крестителя Руси, в живописные скальные места на левобережье Днестра пришел один его сподвижник, который поддерживал княжескую власть Киева и избранный им христианский путь. Звали его Антоний, а до этого, в миру — Антипа. Именно с его именем, а также с делами насельников-иконопоклоников, которые были в византийской империи в роли гонимых паломников, и, оставаясь православными, проникали все больше на север, где и селились в пещерах, связана история Лядовского монастыря. На Святом Афоне, в монастыре Эсфигмен, молодой Антипа принял монашеский постриг с именем Антоний. В 1013 году на обратном пути к Руси, «из афонских гор в святой град Киев», Антоний почувствовал призыв «Гласа небесного» и остановился в Лядовском благодатном крае. В то время по Днестру проходил один из наиболее безопасных торговых путей.
Монах Антоний поселился в скальных пещерах, где высек себе келью, которая и сегодня носит его имя. Это место особенно почитаемо в Лядовском монастыре. Келья остается неизменной на протяжении последнего тысячелетия. По своим размерам она идентична афонской пещере, из которой и начал свое монашеское житие Преподобный Антоний. Сохранились также пещеры, костницы и пещерные храмы, высеченные в скале монахами многие столетия назад.Первый и главный пещерный храм Лядовского монастыря посвящен во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. С внешней стороны этого храма возвышается огромный монумент — неотесанная глыба известняка, которая сверху донизу покрыта многочисленными древними надписями на разных языках и разными эмблематическими изображениями, которые делались посетителями и паломниками этого монастыря. Это можно считать единственной известной нам древней монастырской летописью, сохранившейся до наших дней. Внизу под храмом и слева от него также сохранились древние крипты-костницы. Второй храм соединен с первым переходом в толще меловой скалы, и посвящен в честь Святой великомученицы Параскевы названой Пятницей. Третий храм был создан в память самого основателя этого монастыря, преподобного Антония, и находится рядом с кельей преподобного, соединяясь с ней пещерным переходом.
Предметом особого поклонения православных верующих на монастырской горе и в лядовских храмах снова стали две святыни. Первая — каменный крест для обозначения, что территория монастырская, находится под защитой Бога. Второй святыней является старинная, очень почитаемая икона Усекновения честной главы Крестителя Господня Иоанна. Она с давних времен считалась чудотворной.
А между тем в Лядово церковь жила единственным — жизнью со своими прихожанами. С 45-х годов XIX в. два лядовских священнослужителя — Григорий Янковский и Владимир Стефановский, внесли значительный вклад не только в развитие душепастырской, но и просветительско-образовательного дела в своем крае. Именно тогда Лядовский монастырь стал превращаться в заметный хозяйственный центр Подолья. Лядовскому церковному приходу принадлежало более 50 десятин земли в долине у Днестра, особую экономическую значимость приобрели знаменитые Лядовское ярмарки, которые ежегодно проводились под покровительством Лядовской обители в ее главный престольный праздник — Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.В 1938 году по Днестру проходила граница с Румынией. Под командованием генерала Карбышева здесь строилась секретная линия обороны. Один из дзотов, согласно плану, расположили у подножия монастыря. Советская власть, которая объявила прихожан врагами народа и контрабандистами, приказала взорвать монастырь. Церкви и колокольня взлетели в воздух. Сила взрыва была такой, что часть купола церкви Иоанна Предтечи люди видели в Днестре.В реке же, по свидетельству очевидцев, оказался и главный колокол Лядовского монастыря. Уничтожены были также все пристройки: двухэтажная галерея, восьмикупольная церковь — пристройка к большой и маленькой церкви, все иконостасы, колодцы. После того варварского действа часть старинных книг и икон, которые были в церквях, передали в Слободу-Яришевскую церквь, а часть, в том числе уникальные иконы, написанные на цинковых пластинах киевским художником Дудкевичем, были разворованы и безвозвратно потеряны.
Возрождение обители началось в 1998 году с приходом братии из Почаевской Лавры. Их появление стало словно знамением, воскресением почти через десять веков деяний Преподобного. Игуменом монастыря был назначен иеромонах Антоний. В 2013 году, когда будет праздноваться 1000-летие Лядовского монастыря, он может появиться возрожденным в полной своей красе.
В честь Ватопедской иконы Божьей матери в Лядовский обители в 2009 году был построен и освящен храм на третьем этаже братского корпуса.Престольные праздники Лядовского обители:11 сентября — Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна10 ноября — Святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей3 февраля — Иконы Божией Матери, именуемой «Отрада и Утешение»23 июля — Преподобного Антония ПечерскогоУбранство храмов в монастыре, иконостасы, киоты, иконы изготавливаются из долговечного материала — камня и смальты. Братия монастыря, строители, каменотесы и иконописцы освоили искусство резьбы по камню и мозаику.
Источник: Винницкая епархия Украинской Православной Церкви
Комплекс расположен на скальной террасе 90-метровой горы, возвышающейся над Днестром. К нему ведет каменистая крутая тропинка. В первой половине XVIII в. в гротах находился василианский монастырь, упраздненный в 1745 г. Ансамбль памятника состоит из трех пещерных церквей: Усекновения главы Иоанна Предтечи, Параскевы Пятницы и Антония Печерского. Церкви Иоанна Предтечи и Параскевы Пятницы размещены в двух смежных гротах (теперь значительно разрушены) со сложной в плане конфигурацией и соединены проходом. В 1848 г. к церкви Иоанна Предтечи был пристроен придел, верхний ярус которого служил колокольней. На небольшом расстоциии от этих церквей расположен грот-церковь Антония Печерского (1894 г.).
«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Строитель», 1985 г., т. 2.
Церковь монастыря пещерная. В церкви Иоанна Предтечи была икона «Обретение главы Иоанна Предтечи» — не старше 16-17 в.в. (Широцкий К. «На развалинах Бакоты». — Литературно-научный вестник, 1912 г., № 1, с. 79).
В конце 19 в. пещеры были закрыты новой приходской церковью св. Николая – двухэтажным квадратным сооружением с низким восьмигранным верхом (К.М. «Путевые очерки Подолии». – Киевская старина, 1885 г., № 3, с. 480 – 482).
По сообщениям В.Б. Антоновича, была только церковь Иоанна Предтечи неопределенного времени постройки (Антонович В.Б. «О скальных пещерах на берегу Днестра». – Труды 6-го археологического съезда, 1886 г., т. 1, с. 101).
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи высечена в скале над Днестром (когда – неизвестно). При ней высечено несколько пещер-келий. Новый иконостас 1863 г. В 1875 г. пристроен каменный 2-ярусный придел. Почитаемая икона «Усекновения главы Иоанна Предтечи» (собственно, обретение головы) — на дубовой доске 1,5х0,75 арш. (106х53 см). Древнейшие надписи на стене относятся к 17 в. («Приходы и церкви Подольской епархии». – Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета, 1901 г., т. 9).
«Усекновенский мужской монастырь»