Львов. Онуфриевский монастырь.

Вторую церковь, которую, по преданию, создали в княжеские времена — это монастырская церковь святого Онуфрия во Львове. Львовский летописец ХVII века Бартоломей Зимарович, бургомистр Львова, повествует, что первые иноки приехали сюда по приглашению самого князя Льва Даниловича, который передал им в опеку икону Пресвятой Богородицы, написанную святым Лукой. Позже, в 1463 году монастырь обновил львовский горожанин Степан Дропан и получил королевские привилегии для него. Как утверждают монастырские хроники, следующий знаменитый ревнитель Православия и борец с Брестской унией князь Константин Константинович Острожский около 1550 года заново отстроил обитель.
Среди строений монастыря выделялась т. н. «Большая церковь» и часовня Святой Троицы, которую называли «малой церковью», пристроенная к основному объёму храма. Много раз церковь перестраивалась: после пожара 1623 года, после Казацкой осады 1655 года, после сражения с османами 1672 года. Однако наибольшим изменениям она подверглась после реконстукции 1680 года. Над её улучшением работали Ф. Кульчицкий и Ф. Трешер. В 1701 году расширили часовню Святой Троицы. В 1820 году к основному объёму пристроили пресбитерий, а по бокам две ризницы, в 1902 году по проекту Эдгара Ковача градостроитель Иван Левинский соорудил в церкви северный неф. После этих перестроек, сегодня церковь выглядит так, как будто сложена из трёх нефов, которые покрыты тремя куполами. В наружные стены храма вмуровали позже старые надгробные плиты: при главном входе — Марии и Андрея из рода Касьяна Шлюсара в 1610 году и дочери Полянского Яцка в 1622 году; с правой стороны — Елены Понентовской, дочери молдавского воеводы Янкули в 1598 году; со стороны пресбитерия плита с надгробия Михаила Левковича ХVI века.
Над боковыми входами сверху есть надписи о дате постройки обеих часовен в нефах — правой 1701-й, левой — 1902-й год. Внутри взор посетителя привлекут внимание древний образ Успения Богородицы и святого Онуфрия, а также распятие в левом нефе; старым является и деревянный амвон храма. Иконостас является копией иконостаса храма из села Краснопущи (ХVIII в.), иконы к которому писал Модест Сосенко. Возле церкви издавна были монашеские кельи. На протяжении своего существования в обители что-то строилось, восстанавливалось после случавшихся пожаров, благоукрашалась территория… Так, в 1600 году мещанка Кунцева, которая на старости лет хотела прожить в монастыре до конца своих дней, на свой средства построила «малую» келью. В 1623 году монастырь сгорел. В 1655-56 гг. проведены основные перестройки, кельи тогда выстроили из камня и кирпича. Во время османской осады 1672 года монастырь снова сгорел, восстановление завершилось только в 1683 году. Настоящий вид обитель св. Онуфрия получает во время новой реконструкции 1815-20 гг.
В старину монастырский двор имел другой вид, чем сейчас. До второй половины ХVII века здания были большей частью деревянными, покрытые дранкой. Вокруг располагался сад, а за ним под гору тянулось кладбище. После перестройки в 1655-56 гг. монастырь начал превращаться в оборонительную крепость. Старые деревья вырубили, поставили каменную башню с колокольней и с деревянным верхом. Башня служила для обороны во время осады; на ней стояли пушки и находились пищали. В 1820 году её укрепили дополнительным фундаментом, а деревянный верх переделали в каменный. Под башней находился подземный переход к храму. К сооружению вели двойные лестницы из камня, под ними с улицы была оборудована пещера св. Онуфрия. В начале ХIХ века на башне стоял сторож, который ударами в колокол повторял сигналы тревоги при пожаре, который подавал колокол на городской ратуше. Ограждения монастыря сначала были деревянными, только в 1690 году построена вокруг крепостная стена с бойницами, которая частично сохранилась на Замковой улице. За оградой шли рвы. В 1715 году монахи начали закладывать новый сад: посадили молодые деревья, различные растения и цветы. В саду, над самой стеной наверху находилась искусственная, построенная из больших камней пещера с фигурой св. Онуфрия.
Онфриевский монастырь с ХV столетия был патронатом Львовского Успенского братства, позже Ставропигии. Братство считалось собственником и опекуном обители, содержало его за свой счёт, перестраивало и ремонтировало его: даже более того — назначали игуменов. Сама обитель была небольшой. В ХVII-ХVIII вв. был только игумен и четыре-пять отцов и несколько монахов. Игумен зависел от Ставропигии. Братство иногда давало для обители сукно на одежду, продукты, а во время праздников организовывало отцам пир с пряниками и вином.
При монастыре с конца ХVI века существовал госпиталь, а точнее сказать приют для немощных и старцев. Он просуществовал до 1765 года. Располагался в небольшом здании, по одну сторону сеней находилась комната для бабушек, по другую — для дедушек. Старцы, которых здесь принимали, платили в монастырь «вступительную», и братство после смерти имело право продать их наследие. При монастыре была и маленькая бурса для бедных мальчиков, им преподавали уроки учителя-педагоги. В обители находилась древнейшая на Украине типография. Есть старинное предание, что ещё первопечатник Иван Фёдоров имел печатный станок в одной из келий монастыря. Здесь в 1574 году была напечатана первая кирилличная книга «Апостол». Здесь же, в обители, первопечатник и был похоронен. Долгое время здесь стоял его надгробный памятник с полустёртой от времени надписью: «Друкарь Москвитинъ, который своимъ тщаниемъ друкование занедболое обновил, преставися въ Львовъ… Воскресения из мертвих чаю… Друкаръ, книгъ, предтимъ невиданыхъ…» Этот памятник стоял прямо перед церковью св. Онуфрия.
В начале ХVIII века в Онуфриевском монастыре водворились ревностные насадители католицизма — монахи-базилиане. Они продолжили пользоваться монастырской типографией, созданной Иваном Фёдоровым, а вот памятник первопечатнику они с того места убрали, надгробную плиту вмуровали в пол каменного храма по правой стороне. Во время перестройки здания церкви в 1883 году ту самую плиту перенесли в часовню Св. Троицы и там снова вмуровали в пол возле престола с левой стороны. При реконструкции уже часовни, предпринятой монахами-базилианами в 1903 году, на том месте, где находилась плита, была сооружена стена, и то самое надгробие с памятника первопечатнику было вмуровано в пол, после чего следы его затерялись. Рядом с отцом был похоронен и его сын Иван, каменная плита с надгробья которого была также вмурована у входа в монастырскую башню, на парапете лестницы. Она со временем также бесследно исчезла. Сделано это было, по всей вероятности, сознательно, потому что фёдоровская плита давно стала объектом пристального внимания со стороны исследователей. К счастью, её успели обмерить, зарисовать и сфотографировать приезжавшие из России представители Императорской археологической комиссии. Была даже сделана гипсовая копия плиты.
При советской власти Онуфриевская церковь была закрыта вместе с базилианским монастырём. Однако её объявили памятником архитектуры и даже отреставрировали. В храме был открыт музей первопечатника Ивана Фёдорова, где экспонировались уникальные старопечатные книги: знаменитые фёдоровские «Апостолы» — московской и львовской печати, Острожская библия и другие раритеты. Тогда же примерно на том месте, где некогда был погребён первопечатник, была вновь положена надгробная плита, воссозданная по фотографии. Рядом с ней была воздвигнута многофигурная скульптурная композиция, изображавшая диакона Иоанна и его учеников — Петра Мстиславца и Андроника Невежу. Неброская, удачно стилизованная под старину, она хорошо вписалась в древний монастырский ансамбль и стала украшением не только монастыря, но и всего Львова.
Но вот пришла «перестройка». Повсюду вновь стали открываться храмы. Пришёл черед Онуфриевского монастыря. Православные Львова как ни просили возвратить им знаменитую в истории Галицкого Православия обитель, власти почему-то решили передать храм и строения бывшего монастыря греко-католикам, монахам униатам. Музей Ивана Фёдорова им оказался не нужен. Восстановленная в советское время надмогильная плита первопечатника была уничтожена во второй раз, исчез и памятник Ивану Фёдорову. Вся территория старинного православного кладбища, существовавшего с ХIII века, была буквально перепахана и раскопана с целью благоустройства обители. На месте православного кладбища Онуфриевского монастыря теперь разбиты живописные цветники. Там, где была могила Ивана Фёдорова — ларёк, где торгуют дешёвыми униатскими брошюрами и лубочными образками. После возрождения деятельности монастыря была проведена основательная реставрация монастырских строений, а старинная типография по-прежнему продолжает знаменитые традиции издательского прошлого.
С сайтов html www.lviv4you.com/досуг-во-Львове/архив/церковь Николая и монастырь Онуфрия-экскурсии по Львову и html www.sedmitza.ru/text/395664/К годовщине кончины Ивана Фёдорова. Печальная судьба могилы первопечатника

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?