Львов. Церковь Спаса Преображения.

Улица Краковская — тоже одна из древнейших во Львове, с 1382 г. она соединяет площади Рынок и Краковскую. Главным её украшением является самая большая во Львове церковь Преображения Господнего. Относится к УГКЦ (Украинская греко-католическая церковь). Построена в 1875-1898 годах по проекту архитектора С.Гавришкевича на месте бывшего костела и монастыря тринитариев. В 1783 г. орден был закрыт австрийской властью, а здание передано университету. Потом университет сгорел во время городского пожара, руины разобрали, и на образовавшейся площади были построены Народный дом и Преображенская церковь.
Источник: книга-путеводитель «Путешествие по Львову»

Самая большая церковь во Львове — Преображения Господнего или Преображенская — была построена в 1875-1898 гг. по проекту архитектора Сильвестра Гаврышкевича на месте бывшего костела и монастыря тринитариев. В 1783 г. орден тринитариев был упразднен австрийской властью, а их строения предназначены для университета и библиотеки. Вследствие бомбардировки Львова в 1848 г., во время «Весны народов», эти строения сгорели. Несколько лет на их месте были руины. Затем часть участка было выделено украинской общине для строительства Народного дома, а на месте сгоревшей библиотеки была сооружена Преображенская церковь. Интерьер храма украшен скульптурным декором (автор Л. Маркони). Над художественным оформлением работали известные художники (К. Устиянович, Т. Попель и др.). Запрестольную икону «Преображение Господнее» выполнил Теофил Копыстинский.
Источник: сайт www.karpaty.info

История Преображенского храма начинается еще в XVII веке и является связанная с приездом во Львов монахов тринитариев. В криптах церкви сохранились стены пивных двух камяниц, которые с большим трудом приобрели монахи тринитарии, приехав во Львов в 1685 году. По бокам церкви были еще две другие гробницы, которые также занял в 1686 году монашеский орден.

В 1698 году они получили достаточную сумму денег на строительство храма и в 1703 — 1731 годах на месте разобранных домов был построен костел Св. Троицы. Инициаторами и спонсорами строительства были Анна Вельгорська и ее сын Антон Вельгорський, который получил теологическое образование во Франции и Испании вступив в орден в 1689 году. Во время своих путешествий Антон Вельгорський проникнувся архитектурой французского классицизма XVII века, что и объясняет стиль построенной им святыни в барочном, на то время, Львове.

Объемно-пространственная композиция базилики с компактным трансептом и неглубоким прямоугольным пресвитерием была типичной для монастырских костелов. Главная нава была выше, что и давало ей верхний свет. Через условия окружения строители были вынуждены сориентировать храм со святилищем на запад, а полноценное архитектурное убранство получил только главный фасад, который был обращенный к улице Краковской.

Фасад расчленен на два яруса по вертикали и три части по горизонтали. Доминировал центральный резалит, оформленный в первом ярусе римско-дорическим портиком с четырьмя спаренными колоннами на высоких пьедесталах. Второй ярус имел плоские пилястры и заканчивался треугольным фронтоном.

Архитектура интерьера была значительно красивее. Здесь было применено оформление коринфской аркадой в барочном стиле. К главной нави примыкались двухъярусные боковые нефы. Над настоящим подбанником было неосвещенное перекрытия в форме крестообразного свода.

Во время революционных событий 1848 года, руины тринитарского комплекса были подарены Австрийским правительством в 1849 году украинскому народу Галичины для строительства народного университета и второй городской церкви.

В 1851 — 1864 годах построен Народный Дом. В 1850 году архитектор императорско-королевского Галицкого наместничества Антон Фрех сделал первый проект будущего храма. И на то время учитывалось экономность, поэтому был избран минимальные средства архитектурной выразительности. В 1872 году был утвержден второй проект храма, разработанный Сильвестром Гавришкевичем. Было решено максимально использовать все существующие стены, только к короткому пресвитерия достроить полукруглую абсиду.

Существенные изменения претерпел пространственный интерьер храма.

С введением главного купола на высоком барабане пришлось отказаться от верхнего света в нави, поскольку оно бы создавало конкуренцию световые, которое было под куполом. Чтобы еще больше подчеркнуть и сосредоточить внимание на пространстве под куполом было замуровано переход с нав в трансепт в обоих ярусах. В конце 1901 года было принято установление здесь боковых алтарей. Таким образом в храме три алтаря — главный (центральный) и два боковых. Предполагалось полностью оставить отделки стен коринфской аркадой.

Фасад храма фактически не изменился, разве то, что теперь доминирует не массивный фронтон, а стройные высокие башни.

Изменением в фасаде также является то, что введен детально проработанные формы композитного и ионического ордеров, которые отделили второй ярус от рельефной и массивной дорики в нижней части.

(16) 29 апреля 1906 года храм был освящен Преосвященным Митрополитом Галицким Андреем Шептицким, Епископом Перемишльским Константином Чеховичем и Епископом Станиславивським Григорием Хомишином.

Источник: сайт храма

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?