Трифонов-Печенгский мужской монастырь. Является самой северной в мире православной обителью. Основан в 1533 году, многократно разорялся и горел. После последнего пожара (2007 г.), началось восстановление монастыря на месте его первоначального расположения, в посёлке Луостари (в переводе с финского — монастырь), Печенгского района, Мурманской области. Монастырь возводится (строительство уже почти закончено) исключительно из дерева, в соответствии со старыми русскими традициями.
Основанный в 1533 году преподобным Трифоном Печенгским Свято-Троицкий мужской монастырь — самая северная в мире православная обитель, в течение столетий являлся оплотом веры и государственности на северных рубежах России. За свою долгую историю монастырь пережил несколько жесточайших разорений. Отряд финских захватчиков Пекки Вессайнена, подданных шведского короля, в канун Рождества Христова 1590 года вероломно напал на монастырь, уничтожили всех, кто находился в обители. 116 человек приняли мученическую смерть, еще раз подтверждая незыблемость веры православной. Указом от 12 марта 1886 года № 930 Святейший Синод принял решение о возобновлении Печенгского монастыря.
Силами соловецкой братии Трифонов-Печенгский монастырь в начале 20 века при настоятеле архимандрите Ионафане достиг высокого духовного и хозяйственного уровня. Представителями безбожной власти разорение Печенгской обители началось в конце 1920 г. Между Советской Россией и Финляндией был заключён Дерпский (Тартусский) мирный договор, согласно которому Печенга присоединилась к Финляндии. Ликвидированный для Советской России монастырь более 60 лет продолжил свою жизнь на чужой территории. Валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев), до принятия схимы — игумен Иакинф, в период с октября 1921 года по октябрь 1931 года был настоятелем Трифонов-Печенгского монастыря. 30 ноября 1939 года началась советско-финляндская война, которая нанесла большой урон монастырю и братии. 20 октября 1997 года Святейший Синод утвердил Постановление о восстановлении Трифонов Печенгского монастыря и был назначен первый наместник в пос. Печенга.
В 2007 году сгорела Рождественская церковь в Печенге. В 2009 году началось строительство монастыря на историческом месте упокоения преподобного Трифона в районе посёлка Луостари. В 2012 году братия переселилась на территорию новоотстроенного монастыря.
http://trifon-luostari.cerkov.ru
Рождества Христова церковь «нижнего» Трифонов Печенгского монастыря, крестообразная в плане, колокольня в виде ротонды. Построена в пос. Печенга в 1908 г. на месте сожженного в ночь на Рождество 1589 г. шведско-финским отрядом Троицкой церкви. Освящена 15.07.1911 г. митрополитом Дмитровским Трифоном (Туркестановым). После отхода Печенгского района к Финляндии в 1920 г. в храме проходили лютеранские богослужения. По окончании Великой Отечественной войны здание использовалось военными для бытовых целей. Передана Русской Православной Церкви в 1995 г. С 1997 г. в ней размещался Трифонов Печенгский монастырь. В крипте храма под спудом — могила 116 местночтимых монахов-мучеников, погибших в 1589 г.
Храм (весь Нижний монастырь был лимитирован одним только этим зданием) полность сгорел 01.12.2007 г. Сохранившийся при пожаре антиминс был перенесен в находящееся рядом монастырское здание (2002 г. постройки; строилась как чайная для путников), где и проходили службы. 22.12.2015 г. храм освящен еп. Митрофаном во имя 116-ти преподобномучеников Печенгских. На Кольской земле не осталось ни одного храма в честь Рождества Христова.
http://lexicon.dobrohot.org/
Трифонов Печенгский мужской монастырь — самая северная в мире православная обитель. Являлся гордостью державы Российской как в XVI веке, так и в период первого возобновления на рубеже XIX-XX веков.
Основанный в 1533 году преподобным Трифоном Печенгским (1495-1583 гг.), просветителем лопарей, монастырь являлся оплотом православной веры и государственности на северных рубежах России. Пользуясь поддержкой царя Иоанна Грозного, окормляемый преподобным Трифоном и укрепляемый трудами братии, монастырь к 70-80-м годам XVI века имел исключительно крепкое хозяйство, самое крупное на Крайнем Севере. Широкая хозяйственная деятельность монастыря позволяла иметь обширную торговлю продуктами промыслов и с центральными русскими землями, и с западноевропейскими купцами. Все эти годы горел и сиял в обители, как благодатный светильник, преподобный Трифон, озаряя светом христианского подвижничества своих духовных чад. Под его опытным руководством обитель процветала как рассадник веры и благочестия, являясь источником просвещения Кольской земли.
15 (28) декабря 1583 года после многих трудов и подвигов, прожив в Лапландии более 60-ти лет, закончил свой нелегкий жизненный путь преподобный Трифон. Оставляя обитель в цветущем состоянии, он предсказал ее разорение и мученическую смерть братии, а также возобновление монастыря в будущем. Пророчество основателя обители в точности сбылось. В 1590 году шведский вооруженный отряд огнем и мечом разорил монастырь, пролив кровь 116 мучеников из числа его обитателей. Среди них особо почитаемы преподобномученики игумен Гурий, иеромонах Герман и монах Иона.
В живых остались только иноки, находившиеся в это время на различных послушаниях вне монастыря. Оплакав на пепелище рассеченные и обгоревшие останки мучеников и предав их земле, осиротевшие печенгские монахи обосновались в устье реки Колы под защитой Кольского острога. Устроенная здесь обитель стала называться Кольско-Печенгской. Она просуществовала еще более полутора веков, однако такого расцвета, как при преподобном Трифоне, она не достигала и была упразднена в 1764 году.
Пророческое возобновление обители преподобного Трифона началось в 1886 году, когда на Печенгу прибыли первые монахи Соловецкого монастыря. Мудрое и полезное управление монастырем (с 1890 по 1915 гг.) настоятеля обители архимандрита Ионафана, достойного продолжателя дела Трифона, позволило не только возродиться монастырю, но и достичь небывалого расцвета в начале XX века.
В суровых северных условиях обширное хозяйство монастыря удовлетворяло всем нуждам не только обители, но и окрестного населения. Особое внимание уделялось развитию рыболовства, оленеводства, скотоводства, огородничества, достигнув здесь поразительных результатов. К концу настоятельства отца Ионафана монастырю принадлежала земля общей площадью 12185 десятин 990 квадратных саженей (примерно 133 квадратных километра).
До революции в монастыре имелись следующие деревянные храмы:- древняя церковь во имя князей Бориса и Глеба на реке Паз, которую построил преподобный Трифон в 1565 году (сгорела в 1944 году при наступлении советских войск);- новая церковь Бориса и Глеба — построена рядом в 1874 году;- церковь Сретения Господня (1707 г.) на могиле преподобного Трифона в монастырской пустыни (ныне — поселок Луостари в 18 км от Печенги), в которой находились раки (гробницы) преподобного Трифона и мучеников иеромонаха Ионы и монаха Германа. С 1891 года она была расширена двумя приделами — правый предел был освящен в честь Успения Божией Матери в 1893 году, левый предел — во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в 1896 году (уничтожена во время военных действий в 1944 году);- церковь во имя преподобного Трифона — перестроена в 1883 году из Троицкой часовни (1808 г.) вблизи могилы 116 мучеников. В 1900 году была перенесена в колонию Баркино на вновь избранное место (ныне это северная окраина поселка Печенга; в 1998 году волюнтаристским решением командования военного округа церковь была разобрана и сожжена);- церковь Рождества Христова — построена в 1908 году на месте часовни над могилою 116 мучеников, которая была обращена в алтарь. Освящена в 1911 году. Могила 116 мучеников стала находиться в крипте храма под спудом;- церковь апостола Андрея Первозванного и святителя Николая — построена в 1912 году на берегу Печенгского залива напротив монастырского причала (в начале двадцатых годов разграблена и отдана в распоряжение пожарной части; в планы монастыря входят работы по восстановлению церкви).
Поражала воображение строительная деятельность возобновленного монастыря. Вместе с церквями было построено 84 здания, с большим искусством через горы и болота проведены шоссейные дороги, выполнены сложные работы по укрепления берегов рек и изменению направления их течения. В монастыре имелись почтовая контора, телеграф, телефон, электрическое освещение, высоко развитая сельскохозяйственная техника, пристани и прочие свидетельства цивилизации.
Многочисленные ремесленные мастерские обеспечивали самые различные потребности монастырского хозяйства. Имелись следующие ремесла: столярное, резное, плотницкое, слесарное, кузнечное, позолотное, сетное, сапожное, портное, малярное. Также имелся кирпичный завод и пять промышленных печей (для обжига известки, кирпича, гончарной посуды, для курения смолы и изготовления угля). По свидетельствам многочисленных паломников-очевидцев, обширное хозяйство монастыря велось образцово.
С возобновлением монастыря, несмотря на большую удаленность, он становится местом всеобщего паломничества, по словам современников, своеобразной «Меккой» Северного края. Несколько тысяч паломников и посетителей бывало в монастыре и на могиле преподобного Трифона ежегодно. Считали за честь посетить монастырь самые высокопоставленные лица, выдающиеся государственные и церковные деятели, художники, военные, зарубежные гости. Доставку паломников в монастырь в основном обеспечивали пароходы Товарищества Архангельско-Мурманского пароходства, заходившие в Печенгскую губу.
Судьба монастыря в советский период несколько отличалась от участи большинства монастырей России, повсеместно закрывавшихся и разорявшихся. В связи с присоединением территории Печенги к отделившейся от «республики Советов» Финляндии, монастырь продолжал существовать на территории лютеранской страны.
Вторая мировая война и грядущий приход на Печенгу советских войск заставили оставшихся печенгских монахов в июне 1944 года переехать из Печенги в Ново-Валаамский монастырь на территории Финляндии. Но и здесь монастырь обладал своеобразной автономией и сохранялся как действующий до 30 января 1984 года, когда в возрасте 110 лет скончался последний из печенгских монахов отец Акакий. Так закончился финский период в истории Печенгского монастыря.
С 1997 года началось второе возрождение монастыря. Из всех монастырских построек сохранилось лишь здание церкви Рождества Христова в Печенге, которое использовала для своих нужд одна из войсковых частей. Именно в нем после восстановления в настоящее время служат Богу, живут и трудятся братия обители преподобного Трифона, не имея возможности построить жилое помещение из-за многолетнего нерешения вопроса о выделении монастырю хотя бы небольшого участка принадлежавшей ему земли. Кроме того, сохранилась новая церковь Бориса и Глеба на границе с Норвегией, восстановленная в 1991 году, и церковь апостола Андрея Первозванного и святителя Николая, которую необходимо восстанавливать.
По материалам: http://trifon.dobrohot.org/obitel/korotko-o-monastyire.html
В 1995 году по представлению Печенгского районного краеведческого музея и отдела культуры, единственное сохранившееся здание церкви Рождества Христова было передано РПЦ. 20 октября 1997 года Святейший Синод утвердил Постановление о восстановлении Трифонов Печенгского монастыря и был назначен первый наместник в пос. Печенга. В 2007 году сгорела Рождественская церковь в Печенге. В 2009 году началось строительство монастыря на историческом месте упокоения преподобного Трифона в районе посёлка Луостари, и в 2012 году братия переселилась на территорию новоотстроенного монастыря.
http://severeparh.ru/monastyri/