Лето и осень 1880 года были для Архипа Куинджи плодотворными.
Он с воодушевлением работал над своей новой картиной. И чувствовал: это будет что-то особенное.
А слухи об этой картине уже ходили между горожанами. Их любопытству не было предела.
Всем хотелось хоть одним глазком взглянуть на необычное полотно.
Так и пришлось художнику по выходным устраивать «день открытых дверей» и запускать в свою мастерскую всех желающих.
Однажды в мастерской оказался великий князь Константин Романов.
Увидев это полотно, он буквально влюбился в него и выкупил еще до начала выставки.
И вот работа подошла к концу…
Это была выставка одной картины, выставлялась только новая картина, которую Архип Куинджи назвал «Лунная ночь на Днепре».
Подготовка шла большая. Картину повесили на белую стену. Задрапировали все окна, чтобы в комнате было темно. Только луч электрического света был направлен на это полотно.
Посетители входили в зал — и замирали, пораженные увиденным: в сумраке ночи сияла, освещенная лунным светом, река.
Картина завораживала настолько, что от нее было трудно отвести взгляд. Равнодушных посетителей не было.
Наблюдая необычайное свечение красок, некоторые особенно дотошные посетители пытались обвинить художника в использовании за картиной дополнительно освещающих ее лампочек, и они даже пытались найти их.
Но их поиски были тщетными.
От посетителей отбоя не было. Чтобы избежать давки, пришлось пускать в зал небольшими группами…
Но участь этой картины была печальной.
Великий князь Константин так полюбил это полотно, что решил взять с собой в кругосветное путешествие. Высокая влажность и пропитанный солью морской воздух сделали свое дело.
Краски потемнели.
И сейчас картина Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре» выглядит уже совсем не так, как когда-то.
Лунная ночь на Днепре.
Архип Куинджи.1880 год.