Лукьянцево. Лукианова мужская пустынь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы построен и освящён в 1712 г. при игумене Аврааме в присутствии сестёр царя Фёдора, царевен Марфы и Феодосии, на том самом месте, где явился образ Царицы Небесной и где стоял первый деревянный храм. Здесь находилась явленная чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы.
Из книги-буклета «Акафист, житие и молитвы преподобному Лукиану Александровскому». Свято-Лукианова мужская пустынь, 2014 г.

Возведение нового пятиглавого каменного собора на том самом месте, где стоял первый деревянный храм Рождества Богородицы, началось в последние годы ХVII века стараниями постриженника Лукиановой пустыни, настоятеля обители с 1694 года по 1696 год, а затем — келаря Чудова монастыря, иеромонаха Иоасафа (Колдычевского). Строительство собора было поручено каменщику Шабунину «со товарищи». Освящён же храм был в 1712 году при игумене Авраамии.
Собор является наглядным примером нарышкинского барокко. В данном случае мы наблюдаем поздний вариант воплощения этого стиля в сочетании с традиционной для русской храмовой архитектуры бесстолпной композицией. Высокий трёхсветный четверик, поставленный на подклет, завершён пятью небольшими цилиндрическими барабанчиками с главами и дополнен трёхчастной алтарной апсидой, трёхлепестковой в плане. Четверик перекрыт крутым сомкнутым сводом, а апсида — трёхчастной конхой. Все фасады храма разделены лопатками на три высоких прясла, каждое завершено кокошником. Западный фасад, а также большие части северного и южного фасадов опоясаны просторной галереей. Пережив многочисленных «хозяев» обители, она в полуразрушенном состоянии сохранилась до наших дней и ждёт восстановления. В третьем уровне света находятся высокие окна, обрамлённые наличниками в стиле нарышкинского барокко с тонкими колонками и разорванными треугольными фронтонами. В окнах всех ярусов сохранились железные кованые решётки, выполненные из полос прямоугольного сечения. На окнах второго и третьего света решётки волнообразные и изготовлены из круглых в сечении прутьев. Обращают на себя внимание крупные, оригинальные S-образные анкерные затяжки, которые использовались при реставрации храма в 1851 году по всему периметру для укрепления здания. В подклетном этаже храма до закрытия монастыря находился некрополь упокоенных здесь представителей семейства дворян Собакиных, игумена Авраамия и других благотворителей обители. Склеп восстановлен в 2016 году.
В 1893 году при игумене Иерониме, настоятеле обители в 1887-1895 годы, в монастыре готовились торжественно отпраздновать предстоящее через год 300-летие явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. К этой знаменательной дате в соборе выполнили роспись на внутренних стенах. Академические по манере росписи в стиле позднего классицизма илллюстрировали жизнь Иисуса Христа. Евангельские сцены находились над окнами, по три на каждой стене. А изображения святых были помещены внизу, между окнами. Письмо считается светотеневым, пропорции у него утончённые, рисунок правильный, красочные сочетания сдержаны. Расписаны только северная, западная и южная стены четверика. На каждой из них — по три композиции, объёдинённые орнаментальными арками. На северной стене находятся композиции «Исцеление слепого», «Проповедь Иоанна Крестителя» и «Благословение детей». В простенках нижнего ряда окон помещены изображения преподобных Кирилла, Андрея и Иоанна. На западной стене — сцены «Крещение Руси св. князем Владимиром», «Богоматерь на престоле» и «Крещение княгини Ольги». Между окон нижнего ряда были написаны преподобные Савватий, Сергий и Иероним, Антоний и Феодосий, Даниил. На южной стене расположены композиции «Воскрешение дочери Иаира», «Нагорная проповедь» и «Исцеление расслабленного». Между окон — преподобные Ефрем и Евфимий. В изображениях святых преобладают голубые, светло-зелёные и розоватые насыщенные цвета. После закрытия обители, когда территорию монастыря занимал дом инвалидов, центральная часть собора использовалась для сушки белья, поэтому росписи в большей своей части сохранились до наших дней. Братия обители не теряет надежды на то, что в недалёком будущем росписи будут отреставрированы и вновь засияют своей первозданной красотой в восстановленном соборе.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №275, 2018 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?