Лукианова пустынь опекалась государями Феодором, Иоанном и Петром Алекссевичами, другими лицами царского рода. До 2-й пол. XVII в. все постройки монастыря оставались деревянными, а в 1680-84 гг. на средства царя Федора Алексеевича была сооружена каменная трапезная церковь Богоявления с приделом Федора Стратилата, небесного покровителя царя. Начат храм прп. Корнилием в 1680 г. Освящение храма было при строителея Евагрии в 1684 г. Под храмом были сделаны «полатки» для хранения хозяйственных припасов. В особом помещении находилась ризница обители.
Из книги-буклета «Акафист, житие и молитвы преподобному Лукиану Александровскому». Свято-Лукианова мужская пустынь, 2014.
Храм Богоявления Господня — наиболее древний в Лукиановой пустыни. Его возведение началось в 1680 году по инициативе преподобного Корнилия. Двуглавый объём храма, как и вытянутая по продольной оси двухстолпная трапезная, считаются уникальными образцами русской храмовой архитектуры конца ХVII столетия. Если говорить о стиле, то трапезная и храм напоминают постройки Успенского монастыря в Александрове, сооружённого по царскому заказу.
Храм Богоявления Господня можно смело назвать примером столичной архитектуры, характерной для времени царя Фёдора Алексеевича Романова. Четверик и трапезная, возведённая каменщиками И. Константиновым и И. Семёновым, образуют единый, вытянутый в продольном направлении двухэтажный объём, заканчивающийся с востока двумя гранёными апсидами: более крупной с южной стороны и меньшей, придельной, с северной. Над восточной частью всего объёма возвышается общий для основного и придельного храмов четверик, вытянутый в поперечном направлении — он завершается двумя главками на круглых глухих барабанчиках. С запада видна шатровая колокольня с восьмигранным ярусом звона на квадратном в плане основании и двумя ярусами слухов в шатре. На колокольне установлены пять колоколов ХIХ — начала ХХ века. Перед колокольней возведено белокаменное крыльцо с четырёхгранным шатром на четырёх столбах, вызывающее ассоциации с иллюстрациями русских народных сказок. Оно пристроено позднее, и его скромный эклектичный декор с арками и висячими «гирьками» подражает моде той поры. Помещения Богоявленского храма на двух этажах просторные, тогда как придел Феодора Стратилата имеет совсем небольшой размер и мельнькую апсиду. Приделы храма и апсиды перекрыты коробовыми сводами, а апсида придела — гранёной конхой. Помещения по сторонам колокольни имеют лотковые своды.
Ныне Богоявленский храм — единственная действующая церковь в обители. От большой каменной паперти с колоннами и сводом, увенчанным крестом, крутая лестница ведёт к входу в храм. Стены лестничного пролёта расписаны в 2012 году иконописцем Н. Бердниковым. Внутри храма всё просто, отсутствует вычурность, стены не расписаны. Небольшие оконца и высокие сводчатые потолки создают приглушённое мягкое освещение даже в самые солнечные дни. В центральном приделе Богоявления Господня службы совершаются по праздникам и воскресным дням. В алтаре придела находится большая часть мощей преподобного Корнилия в латунном мощевике. На стене алтаря располагается икона Рождества Пресвятой Богородицы (список ХIХ века), хранившаяся до 1994 года у верующих деревни Исаевки. Место для братии монастыря отделено от трапезной части храма небольшим возвышением, на котором находится клирос, место игумена, и устанавливается праздничная икона. Обращает внимание расположенное здесь трёхъярусное латунное свечное паникадило на 32 свечи. В трапезной части придела на западной стороне второго столпа — большая икона Рождества Пресвятой Богородицы, написанная в 1998 году на основе информации об утраченном чудотворном образе. У южной стены трапезной части храма, справа от входа, в деревянном резном киоте хранится главный почитаемый в обители образ Рождества Пресвятой Богородицы ХIХ века, обнаруженный в Успенском монастыре в 1990-х годах. Северный придел, освящённый во имя Феодора Стратилата, используется для проведения служб в течение недели. Иконостас придела трёхъярусный, написанный в тёмно-зелёных тонах. Местные иконы — Господа Вседержителя и Божией Матери «Смоленская» (последняя сохранилась неповреждённой после почти полувекового запустения первого деревянного храма в начале ХVII века вместе с явленной иконой Рождества Пресвятой Богородицы). На северной стороне второго от входа столпа находится икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» ХVIII века. Эта часть храма используется также для проведения таинства крещения и великого освящения воды в праздник Богоявления.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №275, 2018 г.