Покровский собор — каменный, трехпрестольный, с колокольней, был построен в 1834 г. по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Моисея (Близнецова-Платонова). Храм строился в течение 10 лет на пожертвования частных лиц, а также за счет государственных средств, которые были выделены по Высочайшему повелению императора Николая I в связи с обращением жителей города. Всего на постройку собора было израсходовано 72 572 рубля. Собор имел три престола: главный — Покрова Божией Матери (освящен в 1834 г.) и придельные в трапезной части — во имя Всех святых и святителя Николая Чудотворца (освящены в 1826 г.).
В 1923 г. собор захватили представители церковного обновленческого раскола. В 1927 г. договор властей с обновленческой общиной «за отказом самих верующих ввиду их малочисленности» был расторгнут. В 1931 г. Лукояновский горсовет принял постановление использовать здание бывшего Покровского собора под городской Дом культуры. В 1930-е гг. по причине аварийного состояния здание собора было разобрано.
http://www.pravoslavie.ru/38539.html
Лукояновский храм Покрова Божией Матери (по воспоминаниям краеведов Л.И. Поха и Л.В. Афанасьева)
Когда в 1799 году указом Екатерины II Лукоянов был преобразован в уездный город (около 2000 жителей), в нем уже существовали 3 деревянные церкви. Они сгорели во время страшного пожара 1817 года, не оставившего в городе ни одной жилой постройки. Люди вынуждены были тогда ютиться в подпольях, погребах, шалашах. Но в первую очередь на этом пепелище они начали возводить каменный храм. В 1821 году была освящена напольная церковь Казанской Божьей Матери, которая впоследствии оказалась в черте кладбища и стала называться кладбищенской.Пока шла застройка города, уездным центром временно стало село Мадаево. Строительство велось по правилам градостроительства — одновременно с жилыми домами возводился и собор в честь Покрова Богородицы. Он строился по проекту архитектора М. П. Коринфского, окончившего в Арзамасе школу Ступина по классу архитектуры, и был освящен в 1826 году. На строительство его богатыми людьми жертвовались огромные суммы. Но несли на храм свои последние гроши и погорельцы города.Место в городе под собор было выбрано самое удобное — свободная от застроек площадь, которую назвали Соборной. В Нижегородской губернии в уездных центрах было возведено всего три таких дивных и богатых храма, как собор во имя Покрова Божьей Матери в Лукоянове. Для золочения огромных куполов, алтаря и на поделку церковной утвари пошло более пуда чистого золота. Внутри собора была сделана художественная роспись, а в центральном куполе написан Иисус Христос благословляющий. При соборе был прекрасный хор, которым руководил В.И. Туманов. Многие хористы впоследствии переехали в Нижний Новгород и Москву, работали в оперных театрах. Известно, что в честь 300-летия дома Романовых в Нижний Новгород приезжал государь, для встречи с которым был составлен сводный соборный хор. Из Лукояновского уезда в него было приглашено 39 хористов во главе с руководителем.Немало редких икон было в храме, в том числе и икона Калужской Богоматери. День ее явления, 2 сентября 1748 года (по старому стилю), всегда отмечался специальной службой. В ризнице Покровского собора хранились ценные книги, иконы, кресты, копии с важных материалов, например о нашествии Наполеона, и т. д. Среди материалов были и рассказы о начале Крымской войны 1853-1856 годов, об освобождении крестьян от помещичьей зависимости…С приходом к власти большевиков в 1918 году начались гонения на православную церковь. В страшный голод 1918-1925 годов по указанию Святейшего синода и вновь избранного Патриарха Тихона церковь добровольно отдала властям накопленные золотые, серебряные и драгоценные предметы, использовавшиеся для совершения богослужения. Размер этой «выдачи» составил 60 процентов всех накопленных храмами ценностей. Священники обратились также к своей пастве с просьбой принести и сдать в церковь имеющиеся драгоценности. Местный краевед А.И. Пох вспоминал, что его семья отдала шесть серебряных чайных ложек и один серебряный позолоченный подстаканник. Дошел черед и до колоколов и позолоченных и посеребренных крестов на куполах храмов — они были сброшены.В 1932 году Лукояновский учком во главе с председателем М.С. Кудюровым распорядился привести к зданию собора большую группу воинствующих безбожников. Они взломали чугунные плиты художественного литья, разрушили деревянные с позолотой инкрустации и бесценные культовые предметы, украшающие внутренние стены и алтарь собора. Иконы были сняты и собраны в кучу на Соборной площади, которую подожгли студенты Мордовского педтехникума. В пламя костра оказались брошены и церковные книги за исключением книг с записями о рождении, крещении, венчании и смерти, которые были переданы в распоряжение ЗАГСа. В огне погибли редчайшие реликвии, например, хоругви, с которыми лукояновское ополчение ходило под Севастополь, и шестовые иконы. Сожжены и исповедальные книги, в том числе баронессы Юлии Вревской, которая вела активную работу в Святотроицкой женской молитвенной общине, впоследствии преобразованной в Лукояновский Тихоновский монастырь.Была разрублена и сожжена даже икона Смоленской Богоматери, выполненная художником М.В. Нестеровым, заказанная по предложению писателя П.Д. Боборыкина в честь лукояновских ополченцев, воевавших в Русско-турецкой войне. Вечное поминовение этой иконы проводится в церквах 25 июля по старому стилю. Была разграблена огромная библиотека. Не только духовные, но и светские высоконравственные книги оказались выброшенными. В их числе и книги, собранные Московским Всероссийским митрополитом Макарием, полное собрание российских месяцесловов (календарей) с середины XIX века, а также Полное собрание сочинений Льва Толстого, текст проповеди об отлучении писателя от православной церкви, подписанный высшими религиозными чинами и хранившийся в ризнице собора, бронзовый макет храма Воскресения Христова, возведенного на месте убийства императора Александра II. Чудом уцелела икона в честь святителя Феодосия Угличского, святителя Черниговского, сохраненная А.И. Похом и переданная недавно в Ульяновскую церковь. Многие верующие протестовали против разрушения храма. Было написано даже обращение к правительству о сохранении этого памятника архитектуры. Но оно осталось без ответа.В Лукоянове действовали две церкви при женском Тихоновском монастыре. Одна, зимняя, имела каменное основание; второй этаж, где велась служба, был деревянным. В советское время здесь размещался Дом культуры, а в нижнем этаже — общежитие педучилища и сельхозтехникума. В наши дни на этом месте построен жилой дом педучилища. Южнее (рядом с домом Шведовых, место между современными зданиями налоговой инспекции и Сбербанка) находился величественный пятиглавый храм Тихона Задонского. Любопытно, что пожертвования на строительство Тихоновского собора были сделаны знаменитой баронессой Юлией Вревской, которая посещала, видимо, родственников в Лукоянове перед отъездом в Болгарию, куда она добровольно отправлялась работать сестрой милосердия в русской армии, помогающей болгарам в их борьбе за освобождение от засилья Османской империи. Баронесса Ю. Вревская осталась на чужбине навечно, умерев там от тифа. Памятник, поставленный ей благодарными болгарами, стоит и поныне в честь беспримерного самопожертвования героической русской женщины.Автор: С.Ф. Араев. Источник: Край наш Лукояновский. Составитель: Ф. И. Кедяркина. — Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. http://www.lukoyanov.ru/articles.php?action=read&id=1343242140