Лух. Церковь Воскресения Христова.

Церковь представляет собой монументальный пятиглавый объем, состоящий из квадратного в плане двусветного четверика, трехчастного алтаря с полукруглыми апсидами и одноэтажного объема паперти, оформляющей, как сказано выше, храм с запада и севера. С юга к четверику примыкают два придела — прямоугольный двусветный и полукруглая абсида малого придела. Южный придел ранее был украшен изразцовым фризом; изразцы частично сохранились и на барабане придела.
Церковь выполнена из кирпича размером 30х7,5х15 см. Алтарь соединен с холодным храмом тремя арочными проемами. Все алтарные абсиды перекрыты конхами. Снаружи церковь побелена по кирпичу без штукатурки.
Храм имеет внутренние размеры 13,5х13,9 м. В центре его — два массивных крестообразных в плане столба. Центральная часть храма перекрыта небольшим куполом, соответствующим размерам наружного барабана центральной главы. Нефы перекрыты цилиндрическими сводами. По углам также небольшие купольные перекрытия.
Паперть разделена на ряд мелких отсеков, перекрытых в западной части крестовыми сводами, в северной — сложной системой цилиндрических сводов со стрельчатыми распалубками.
По материалам Величкиной Н.В., 1972 г. Источник информации — http://www.ivanovo.ru/mon?m=118

Воскресенская церковь зданием каменная, с такою же колокольней, построена около половины XVII cтолетия на средства посадского человека Максима Федоровича Попова. Ограда железная при чугунных столбах, кладбище в 2 верстах от церкви. Престолов три: во славу Воскресения Христова, св. бессребреников Космы и Дамиана и св. Николая чудотворца. Достопримечательность церкви: св. Евангелие 1680 г., 2 напрестольных креста того же времени и кадило, с положенными на них надписями, свидетельствующими о том, что они пожертвованы в храм строителем его. Местно чтимая святыня церкви — Казанская икона Божией Матери. Постоянные средства церкви – проценты с капитала общего назначения в 3360 руб.
Причт: 2 священника, диакон, 2 псаломщика. Постоянные средства его: жалование каждому священнику по 210 руб., диакону 105 руб., каждому псаломщику по 70 руб. и проценты с общего причтового капитала в 3545 руб. Причтового дохода при богослужении и треб бывает до 1720 руб. в год. Церковных помещений для причта нет, квартирных денег не выдается. В пользовании причта состоит сенокосная земля в количестве 1200 кв. сажень. План и межевая книга есть.
Прихожан муж. пола 576, жен. пола 577. Они занимаются огородничеством и развозною торговлей овощами. К приходу принадлежит 1 деревня на расстоянии 1 версты.
«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография. 1911 г.

В кон. 17 в. к южной стене первоначального объема 1680 г. был пристроен придел, к западной – галерея; в 1-й пол. 18 в. сооружена северная галерея; в нач. 19 в. у северо-западного угла – крещальня. Из трех входных порталов на фасаде современного объема остался лишь южный: два других оказались внутри галерей. Ко 2-й пол. 19 в. относится итальянское окно, пробитое в средней апсиде церкви. Силуэт здания искажен высокой трубой 20 в. над трапезной. Яркий пример храма костромской архитектурной школы 17 в. – один из наиболее выразительных памятников этого типа в области.
Объемная композиция асимметричного в плане сооружения отличается монументальностью. Большой, первоначально двусветный четверик собственно храма завершен четырехскатной кровлей и пятью крупными главами на высоких световых барабанах. Алтарная часть состоит из трех полукруглых апсид, средняя из которых значительно крупнее и выше боковых – такое построение является редкостью. Небольшой южный придел равен по высоте средней апсиде и увенчан главкой, а его апсида равновысока боковым. Галереи, опоясывающие храм с двух сторон, также одной высоты с низкими боковыми апсидами, причем западная широкая галерея трактована как трапезная с крещатыми столбами в интерьере.Пучки полуколонок закрепляют углы основного объема и поддерживают широкий декоративный карниз с рядами зубчиков, нишек и поребрика, на него опирается пояс ложных закомар. В убранстве фасадов большое значение имеют фигурные наличники окон (с наборными колонками и кокошниками разной формы) и западный перспективный портал. Карнизы северной галереи и апсид украшены бегунцом; стены северной галереи – ширинками; южный придел венчает пояс ложных закомар и фриз из цветных изразцов. Барабан его главки также выложен изразцами (цветочный букет в вазоне, розетки, цветки-шишечки, двуглавый орел в круге, изображения голубя и всадников – такой декор имеет прямые аналогии в изразцовом убранстве многих ярославских памятников).Внутреннее пространство основного объема членится двумя крещатыми столбами, от них к стенам перекинуты арки; образованные ячейки перекрыты системой коробовых и лотковых сводов со световыми проемами в центральной и угловых. На тех же осях поставлены крещатые столбы галереи-трапезной, компартименты которой перекрыты сомкнутыми сводами с лотками. В алтаре храма – коробовые своды, переходящие в конхи; в апсиде южного придела –конха с лотками. Северная галерея имеет коробовые своды с лотками в средней части. В стиле зрелого классицизма выполнены кованая решетка южного входа, чугунные литые ступени солеи и винтовая лестница в северо-западной части храма.Сохранившаяся в интерьере живопись маслом относится к 1907 г., как об этом свидетельствует запись, находящаяся на хорах. Эти росписи исполнены поверх более ранних – их разграничения слабо просматриваются. Широкий карниз с сухариками отделяет свод от стен, другой подобный карниз разделяет три стены по горизонтали, проходя под окнами верхнего света, подобными же карнизами завершены крещатые столбы.В основе расположения всех сюжетных и фигуративных изображений лежит принцип симметрии: размещение композиций на южной стене симметрично северной, на западной – подчинено центральной оси. На коробовых сводах написаны традиционные «Праздники» в духе позднеакадемических сцен с пространственно-перспективным построением. Гризайльные росписи – орнаментальные фризы на арках и обрамления сюжетных сцен на стенах – развивают барочные мотивы. Колорит сюжетной живописи построен на сопоставлении плотных, локальных, глухих тонов.
http://svodokn.ru/object/111092313?open=true

Воскресенская церковь была построена в 1680 г. на базарной площади Луха на средства посадского человека Максима Федоровича Попова. С тех пор она неоднократно перестраивался. Так, в конце XIX в. была пристроена паперть, окружающая церковь с запада и севера. В 1907 г. была подновлена живопись в храме и устроена винтовая чугунная лестница на хоры. По писцовым книгам 1625-1626 гг. в Лухе была церковь Козьмы и Демиана. Полагают, что переименование ее в Воскресенскую произошло во время постройки последней, где-то между 1626 и 1680 гг., т.к. по надписям на некоторых вещах, находившихся ранее в церкви, видно, что они предназначались в дар Воскресенскому храму. Сооружение храма расположено в центре Луха, рядом со старинными земляными укреплениями. В комплексе с Успенским собором и Троицкой церковью создается самобытный культовый ансамбль, доминирующий над остальной застройкой города.
Церковь представляет собой монументальный пятиглавый объем, состоящий из квадратного в плане двусветного четверика, трехчастного алтаря с полукруглыми апсидами и одноэтажного объема паперти, оформляющей, как сказано выше, храм с запада и севера. С юга к четверику примыкают два придела — прямоугольный двусветный и полукруглая апсида малого придела. Южный придел ранее был украшен изразцовым фризом; изразцы частично сохранились и на барабане придела. Церковь выполнена из кирпича размером 30х7,5х15 см. Алтарь соединен с холодным храмом тремя арочными проемами. Все алтарные абсиды перекрыты конхами. Снаружи церковь побелена по кирпичу без штукатурки. Храм имеет внутренние размеры 13,5х13,9 м. В центре его — два массивных крестообразных в плане столба. Центральная часть храма перекрыта небольшим куполом, соответствующим размерам наружного барабана центральной главы. Нефы перекрыты цилиндрическими сводами. По углам также небольшие купольные перекрытия. Паперть разделена на ряд мелких отсеков, перекрытых в западной части крестовыми сводами, в северной — сложной системой цилиндрических сводов со стрельчаыми распалубками. Наружный декор центральной части сооружения соответствует архитектуре петровского барокко. Однако пропорции и конструктивная система постройки характерна для средних веков (трехнефный храм, массивные луковичные главки и т.п.). Фресковая живопись сохранилась только частично в храме. В ней ярко прослеживаются элементы эклектизма.
Воскресенская церковь как памятник культовой архитектуры выявлена и поставлена на гос.учет в конце 1940-х гг., а в 1960 г. поставлена на гос. охрану республиканского (федерального) значения. Воскресенская церковь была закрыта в конце 1930-х гг. и превращена под склады местной райпотребкооперации и гаражи отделов райисполкома, которые здесь располагались до 1993 г., до момента возвращения памятника Русской Православной Церкви. Интерьеры церкви претерпели значительные изменения. Наружные фасады за исключением мелких переделок (пробивка новых дверей и окон) сохранились почти полностью. Перед войной из-за ветхости были разобраны колокольня и парадное крыльцо. Частичная реставрация проводилась в конце 1960-х и 1980-х гг., что позволило сохранить в хорошем состоянии внешний архитектурный облик памятника и его конструкции. В настоящее время ремонт Воскресенской церкви производится силами и на средства прихода.
С сайта: ivanovo.ru/Памятники архитектуры/Лух/Воскресенская церковь/Величкина Н. В./1972/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?