Лух. Ансамбль Воскресенской и Успенской церквей и Троицкого собора.

ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: СОБОР УСПЕНСКИЙ И ЦЕРКВИ ВОСКРЕСЕНИЯ И ТРОИЦЫ, 2-я пол. 17 в.; 2-я пол. 18 в.; нач. 20 в. пл. Советская.
Расположен в центре, на главной площади города, к востоку от крепости. Складывался на протяжении двух с половиной столетий. В 1680 г. на средства посадского жителя Максима Федорова, «попова сына», возведена церковь Воскресения; в 18 и 19 вв. к ней пристроена обширная трапезная. Шатровая колокольня, вероятно современная храму, стоявшая к северу от него, разрушена в 1920-30-е гг. Церковь Троицы сооружена в 1754 г., Успенский собор, сменивший деревянный двуглавый храм, и отдельно стоящая колокольня — в 1775 г. Все здания кирпичные, побеленные по обмазке.
В комплексе доминирует пятиглавый храм Воскресения — поставленный на возвышении, он замыкает с юга пространство площади. Примечательно расположение храма по оси дороги, ведущей в Палех (ныне ул. Горького). Церковь Троицы и собор Успения занимают северо-западную часть площади, причем собор ориентирован по оси старой дороги, ведшей к крепости с востока (ул. Красноармейская). Оба храма стоят параллельно друг другу; их западные фасады, выходящие на одну линию, обращены к крепостным валам. Высокая шатровая колокольня, сооруженная чуть западнее, на средней оси свободного пространства между храмами, была хорошо видна с противоположной от торговых рядов стороны площади; в настоящее время обзору обеих церквей и колокольни мешают деревья, посаженные перед ними в 20 в. Незаурядный архитектурный ансамбль отличается стилистическим единством всех памятников, выдержанных в традициях древнерусского зодчества 2-й пол. 17 в.
Церковь Воскресения. В кон. 17 в. к южной стене первоначального объема 1680 г. был пристроен придел, к западной—галерея; в 1-й пол. 18 в. сооружена северная галерея; в нач. 19 в. у северозападного угла — крещальня. Из трех входных порталов на фасаде современного объема остался лишь южный: два других оказались внутри галерей. Ко 2-й пол. 19 в. относится итальянское окно, пробитое в средней апсиде церкви. Силуэт здания искажен высокой трубой 20 в. над трапезной. Яркий пример храма костромской архитектурной школы 17 в. — один из наиболее выразительных памятников этого типа в области.
Объемная композиция асимметричного в плане сооружения отличается монументальностью. Большой, первоначально двусветный четверик собственно храма завершен четырехскатной кровлей и пятью крупными главами на высоких световых барабанах. Алтарная часть состоит из трех полукруглых апсид, средняя из которых значительно крупнее и выше боковых — такое построение является редкостью. Небольшой южный придел равен по высоте средней апсиде и увенчан главкой, а его апсида равновысока боковым. Галереи, опоясывающие храм с двух сторон, также одной высоты с низкими боковыми апсидами, причем западная широкая галерея трактована как трапезная с крещатыми столбами в интерьере. Пучки полуколонок закрепляют углы основного объема и поддерживают широкий декоративный карниз с рядами зубчиков, нишек и поребрика, на него опирается пояс ложных закомар. В убранстве фасадов большое значение имеют фигурные наличники окон (с наборными колонками и кокошниками разной формы) и западный перспективный портал. Карнизы северной галереи и апсид украшены бегунцом; стены северной галереи — ширинками; южный придел венчает пояс ложных закомар и фриз из цветных изразцов. Барабан его главки также выложен изразцами (цветочный букет в вазоне, розетки, цветки-шишечки, двуглавый орел в круге, изображения голубя и всадников — такой декор имеет прямые аналогии в изразцовом убранстве многих ярославских памятников).
Внутреннее пространство основного объема членится двумя крещатыми столбами, от них к стенам перекинуты арки; образованные ячейки перекрыты системой коробовых и лотковых сводов со световыми проемами в центральной и угловых. На тех же осях поставлены крещатые столбы галереи-трапезной, компартименты которой перекрыты сомкнутыми сводами с лотками. В алтаре храма — коробовые своды, переходящие в конхи; в апсиде южного придела -конха с лотками. Северная галерея имеет коробовые своды с лотками ъ средней части. В стиле зрелого классицизма выполнены кованая решетка южного входа, чугунные литые ступени солеи и винтовая лестница в северо-западной части храма.
Сохранившаяся в интерьере живопись маслом относится к 1907 г., как об этом свидетельствует запись, находящаяся на хорах. Эти росписи исполнены поверх более ранних — их разграничения слабо просматриваются. Широкий карниз с сухариками отделяет свод от стен, другой подобный карниз разделяет три стены по горизонтали, проходя под окнами верхнего света, подобными же карнизами завершены крещатые столбы.
В основе расположения всех сюжетных и фигуративных изображений лежит принцип симметрии: размещение композиций на южной стене симметрично северной, на западной — подчинено центральной оси. На коробовых сводах написаны традиционные «Праздники» в духе позднеакадемических сцен с пространственно-перспективным построением. Гризайльные росписи — орнаментальные фризы на арках и обрамления сюжетных сцен на стенах — развивают барочные мотивы. Колорит сюжетной живописи построен на сопоставлении плотных, локальных, глухих тонов.
Церковь Троицы. Через несколько лет после сооружения храма (1754), в традициях древнерусской архитектуры, к его западной стене была пристроена большая трапезная с алтарной апсидой, частично скрывшей южный боковой фасад. В 1-й пол. 19 в. четверик получает существующее пятиглавие в стиле зрелого классицизма. В нач. 20 в. трапезная с северной и западной сторон обстраивается крытой галереей; вероятно, тогда же переделываются окна апсиды, получившие арочную форму, вследствие чего изменяется и конфигурация кокошников в их завершении. Каменная ограда с металлической решеткой разрушена. Внутренняя структура переделана при приспособлении здания под склад и ПТУ. К высокому трехсветному четверику под четырехскатной кровлей, завершенному пятиглавием, примыкают низкая алтарная апсида слабо выраженного трехлепесткового абриса и асимметрично расположенная, равновысокая апсиде одностолпная трапезная. Ее мощный квадратный столп сильно сдвинут к югу с продольной оси четверика — так, что северные фасады трапезной и четверика образуют единую линию, а на юге устроен придел-галерея. Весь объем трапезной покрыт единой трехскатной кровлей.
Стены четверика окружены вверху поясом ложных закомар, опирающихся на карниз, составленный из ступенчатых консолек-городков; на углах — огибающие лопатки. Боковые фасады расчленены тремя ярусами окон, размещенных асимметрично. Окна двух нижних ярусов крупнее и обрамлены фигурными наличниками, третий ярус состоит из небольших проемов, заглубленных в ниши. Наличники проемов первого света имеют тонкие колонки с перехватами и ступенчатую перемычку вверху, на которую опирается полуциркульный кокошник с килевидным завершением (аналогичные наличники у первоначальных окон трапезной). Наличники второго света — с колонками без муфт, поддерживающими многоступенчатое двухлопастное завершение. Карнизы трапезной (на южном фасаде) и алтаря одинаковы и состоят из четырех нависающих рядов пилы. Алтарная апсида, образованная тремя дугообразными объемами, имеет в местах сопряжений декоративные трехчетвертные колонки.
Необычно трактованы барабаны венчания четверика: каждый из них поднят на квадратный постамент и имеет развитый антаблемент, опирающийся на восемь трехчетвертных тосканских колонок, луковичные главы установлены на полусферические кровли барабанов. Четверик перекрыт сомкнутым сводом со световым проемом в шелыге, двустолпная трапезная — коробовыми сводами с распалубками над окнами, южный придел — коробовым.
Успенский собор. В 1900 г. у северного фасада храма (1775) был сооружен притвор. В советское время при приспособлении здания под пожарную часть в южной стене трапезной пробито трое ворот, в апсиде — дверь; утрачена часть наличников; главы и барабаны на притворе сняты. Стилистически памятник относится к допетровской архитектуре 2-й пол. 17 в., однако в нем также прослеживаются отдельные элементы, свойственные барокко и раннему классицизму.
Высокий объем собственно храма, доминирующий в композиции, состоит из двусветного и двухъярусного четверика и широкого восьмерика, завершенного восьмигранной, пирамидального типа кровлей со световым барабаном и небольшим барочным куполом над ним (главка утр.). Низкая удлиненная одноэтажная трапезная по высоте и ширине равна нижнему ярусу храма и составляет с ним единый объем. Равновысокая ей апсида со слабо выраженным трехлепестковым абрисом в восточной части чуть уже четверика.
Декор фасадов отличается особым изяществом, причем трактовка двух нижних ярусов аналогична деталям церкви Воскресения. Углы ярусов четверика и стены трапезной украшены пучками полуколонок с раскреповками над ними. Невысокий карниз первого яруса состоит из ряда поребрика «на плашку» и нескольких поясов полочек. Широкий карниз второго образован поребриком, двумя рядами прямоугольных нишек с зубчиками и ступенчатыми выступами полочек. Цоколь апсиды выделен пояском из двух полувалов и рядом поребрика между ними. Грани восьмерика фланкированы барочными рустованными лопатками и завершаются декоративным карнизом из ступенчатых консолек.
Оконные обрамления очень нарядны. Их наборные колонки состоят из одиночных или сдвоенных фигурных балясинок, поставленных на «карнизики» одна над другой; завершения различны: в верхнем ярусе четверика и восьмерике — двухлопастные с килем в центре; в алтаре — полуциркульные; в нижнем ярусе четверика, в трапезной и на восточном окне апсиды — в виде короны с тремя зубцами. Небольшой верхний восьмерик с окнами по сторонам света украшен полуколонками на ребрах, ступенчатым карнизом и треугольными фронтончиками над ним. Невысокий северный притвор, выдержанный в неорусском стиле, на всех трех фасадах завершен крупными киле-видньши фронтонами. Четверик храма через паруса переходит в восьмерик, завершенный восьмилотковым сомкнутым сводом с граненой конхой у восточной стены.
В своде храма и на гранях восьмерика сохранились фрагменты клеевой живописи сер. 19 в., характерной для росписей шуйско-палехского круга. В стилистике памятника своеобразно сочетаются традиции барокко и классицизма. В своде помещена многофигурная композиция «Хвалим Тебе, Господи», в простенках окон восьмерика — символические сцены на темы «Отче наш», в тромпах — изображения евангелистов. Для большинства фигурных композиций характерны сложные диагональные пространственные построения с резким противопоставлением нижней земной и верхней небесной частей изображения, энергичные движения фигур, особый тип несколько одутловатых лиц. Расположенные под окнами гризайльные композиции с символами Ветхого и Нового Заветов выполнены в нежных розово-сиреневых тонах на синем фоне. При общей их ориентации на ампир ясная структура композиций здесь сочетается с резкими ракурсами отдельных предметов, свойственными барокко.
Колокольня, отдельно стоящая перед западными фасадами церквей Успения и Троицы, построена, вероятно, одновременно с первой из них в традициях древнерусского зодчества и является одним из лучших примеров столпообразных колоколен этой части области. Ее стройный объем образован низким одноярусным четвериком-основанием, над которым возвышается высокий столп восьмерика, венчаемый ярусом арочного звона под восьмигранным шатром.
Декоративное убранство фасадов сдержанно, но выразительно; немногие пластические элементы подчеркивают монументальность мощных стен. Карниз четверика, напоминающий завершение второго яруса Успенского собора, состоит из ряда поребрика и выше — из двух поясков нишек и зубчиков (последние образованы из лекальных кирпичей каблучкового профиля). Ребра восьмерика отмечены огибающими лопатками, плоскости граней над карнизом четверика оживлены оконными проемами по сторонам света (окна с лучковыми перемычками заглублены в ниши и обрамлены двойными ленточными наличниками). На южной и юго-восточной гранях на разной высоте расположено по одному щелевидному окну для освещения лестницы. В верхней части западной грани — киот, украшенный треугольным кокошником. Грани шатра прорезаны тремя ярусами убывающих по величине слухов, причем прямоугольные проемы двух нижних ярусов дополнены наличниками с треугольными кокошниками, а верхние — круглые — обрамлены ленточными окружностями.
Первый ярус колокольни перекрыт коробовым сводом. В его восточной стене устроена внутристенная каменная лестница; на уровне восьмерика ее сменяет деревянная.
Беляев, 1863, с. 202-203; ИАК. 1909, вып. 31, с. 282; Церкви Костромской епархии… 1909, с. 218; Кудряшов, 1975, с. 4, 10, 18, 25, 26, 28. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 619-626

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?