Николо-Пешношский монастырь основан в 1361 г. учеником Сергия Радонежского Мефодием у реки Яхромы, при впадении в нее речки Пешношки. Каменное строительство началось в монастыре в начале XVI в. Особенное развитие оно получило во второй половине XVII в., когда все деревянные здания были заменены каменными, продолжено возведение крепостной стены. XVIII в. характеризуется для монастыря упадком хозяйственной деятельности. В 1700 г. он был приписан к Троице-Сергиеву монастырю, в 1764 г. упразднен. Учрежденный вновь через два года, монастырь лишь к началу XIX в. получил возможность возобновить строительную активность. Работы этого времени сводятся в основном к перестройкам и искажениям древних сооружений. В 1963-1971 гг. отдельные здания ансамбля реставрированы под руководством Н.И. Иванова. Кирпичный Никольский собор документально не датирован. Постройка его, на основании анализа архитектурных и декоративных форм, может быть отнесена к первой четверти XVI в. Первоначально собор был, по-видимому, двуглавым, поскольку в южной апсиде помещался придел Леонтия Ростовского, к западному фасаду примыкала небольшая каменная паперть. В 1683- 1691 гг. паперть была расширена и охватила здание с трех сторон. Собор приобрел четыре малых, крытых черепицей главы, которые простояли до 1782 г. Облик памятника кардинально изменился в начале XIX в., когда расширенный пристройкой трапезной и новых крытых папертей собор получил классицистическую обработку с чертами псевдоготики. Было возобновлено пятиглавие, увеличены окна, порталы заменены арочными проходами, разобраны западная стена храма и стены придела. В ходе реставрационных работ 1964-1965 гг. древнему ядру памятника в основном возвращены его первоначальные формы.
Крестово-купольный, четырехстолпный, ныне одноглавый храм с повышенными подпружными арками перекрыт коробовыми сводами. Фасады разделены на три части лопатками без учета положения внутренних столбов, завершаются килевидными закомарами. В основании закомар помещается орнаментальный керамический фриз с двумя рядами иоников, который, очевидно, распространялся и на апсиды. Аналогичный фриз опоясывает верх барабана. Лаконизм наружного убранства и утяжеленные пропорции здания сообщают ему суровую монументальность. От пристроек XIX в. у собора осталась лишь низкая трехсторонняя паперть. Ее художественные формы, в том числе портики с муфтированными колоннами, массивны и тяжеловесны. Детали отличаются крупным масштабом и обобщенной трактовкой. Внутри собор оштукатурен и побелен, пол — из чугунных плит. Иконостас и убранство интерьера отсутствуют. Восьмигранная колокольня в четыре яруса сложена из кирпича с незначительными вставками белого камня. Два нижних яруса — высокий цокольный и второй, окруженный сводчатой галереей с открытой аркадой, — принадлежат зданию Богоявленской церкви «иже под колоколы» первой половины XVI в. Связанные внутристенными лестницами помещения церкви и подцерковья перекрыты купольными сводами, из которых нижний — на распалубках. Единственный западный вход в храм оформлен перспективным порталом с килевидным завершением, белокаменными «дыньками» и несложной резьбой в карнизе. От следующего яруса старой постройки, служившего колокольней, уцелело лишь основание, украшенное, как и цокольный этаж, килевидной аркатурой на консолях. Выше находятся надстроенные в 1793 г. повторяющие друг друга по форме два яруса звона, увенчанные главой на сомкнутом своде с люкарнами. В обработке этих ярусов по возможности сохранены художественные приемы XVI в. Древние части здания реставрированы во второй половине 1960-х гг.
К колокольне примыкает краснокирпичная Сергиевская церковь рубежа XIX-XX вв., поставленная над гробом Мефодия Пешношского вместо прежней каменной, 1732 г. Архитектура здания с отдельными мотивами древнерусского зодчества служит образцом художественной эклектики. Бесстолпный двусветный одноглавый храм, перекрытый в повышенной средней части глухим куполом, имеет выраженную продольно-осевую композицию, подчеркнутую сильно развитым трехчастным алтарем. Главный западный вход отмечен массивным шатровым каменным крыльцом на фигурных столбах, воспроизводящих формы XVII в. Детали внешнего убранства церкви — спаренные лопатки, развитые карнизы с кирпичным узором, архивольты наличников и т.п. — сильно гипертрофированы, профилировка упрощена до примитивности. Внутренние росписи требуют расчистки. Сретенская церковь занимает второй этаж старой монастырской трапезной первой половины XVI в., капитально перестроенной в 1812 г. с сохранением древнего подклета. Увеличенное в длину прямоугольное кирпичное здание, завершенное декоративным куполом, получило обработку в стиле классицизма. Пластически разработанные фасады украшены арочными нишами и портиками тосканского ордера на мощных пьедесталах. Шестистолпный зального типа храм перекрыт системой крестовых сводов. Живопись в интерьере и внутреннее убранство утрачены. Вновь облицованный снаружи подклет старой трапезной включает одностолпную палату и примыкающие к ней с востока помещения, соответствующие келарской и церкви. Свод палаты на распалубках переложен в XIX в. с сохранением прежней системы. Надвратная Преображенская церковь над Святыми воротами монастыря сооружена в 1689 г. В монастырской описи 1700 г. она упомянута как «строение новое». Обращенные к реке Яхроме ворота известны с 1623 г. Однопролетные, перекрытые коробовым сводом, они несут бесстолпный одноглавый четверик храма. Фасады его завершены развитым антаблементом с фризом, заполненным декоративными кокошниками. Под поздней штукатуркой местами виден прежний карниз с «бегунцом». Большинство окон переделано в XIX в. Убранство интерьера утрачено.
Новая трапезная выстроена в 1788-1793 гг., ее западное крыло — в 1815 г. Двухэтажное кирпичное здание, лишенное декоративной отделки, не имеет выраженных стилевых черт. Влияние архитектуры классицизма сказалось лишь в применении ложных окон при обработке нижнего хозяйственного этажа. Верхние окна скромно оконтурены кирпичным валиком. Фасады по традиции расчленены лопатками, отвечающими торцам поперечных стен. На второй этаж, занятый обширным, некогда расписанным трапезным залом, ведет парадная лестница с каменным крыльцом. Больница с церковью Дмитрия Ростовского выстроена из кирпича в 1811-1829 гг. на средства Д.А. Засецкого. Двухэтажный корпус стиля ампир своей симметричной объемно-плановой структурой с церковью на поперечной оси восходит к традиционной схеме монастырских больниц XVII в. Церковь, как центр композиции, выделена в самостоятельный, наиболее разработанный объем, примыкающий к восточному фасаду здания. Небольшой бесстолпный, перекрытый парусным сводом одноапсидный храм увенчан высоким куполом на глухом низком барабане. Боковые фасады с глубокими лоджиями украшены четырехколонными тосканскими портиками с фронтонами. Включенная в объем больницы западная часть церкви двухэтажная. Верхнее помещение с коробовым сводом представляет собой хоры, открытые в храмовое пространство.
Кирпичные стены с башнями сооружались отдельными участками с начала XVII по первую половину XVIII в. Наиболее древняя западная стена со следами боевых амбразур уже в XVII в. оказалась включенной в массив примкнувших к ней жилых и служебных корпусов. Долгое время свободным от застройки оставалось западное прясло северной стены, конца XVII в. Наделенное боевым ходом и зубцами, оно носит крепостной характер. Этому пряслу современны проездная Спасская и две из трех граненых башен в западной стене. Начатые между 1685 и 1700 гг., последние закончены лишь в 1734 г. Все башни были трехъярусные со сводами. Их гладкие стены завершены машикулями и в верхнем ярусе нарядно обработаны аркатурой, колонками на углах, поясом ширинок. Внешний фасад Спасской башни дополнительно украшают оконные наличники с килевидным очельем. Венчает башню восьмигранный кирпичный шатер со смотрильней. Поставленный на сомкнутый свод нижней «палатки», он первоначально был окружен открытой террасой. Граненые башни имели тесовое покрытие, па одной из них восстановленное в 1964-1965 гг. Угловая юго-западная башня конца XVIII в., в 1941 г. разрушенная снарядом, воссоздана в пределах нижнего яруса. Прочие стены и две миниатюрные, в два яруса угловые башенки построены в 1730-1734 гг. Лишенные фортификационного значения, они имеют формы обычной ограды. Стоявшая в восточном прясле проездная Красная башня с привратными помещениями, в 1810 г. частично разобранная, вошла в состав выстроенного здесь жилого корпуса.
Статья с сокращениями из «Памятники архитектуры Московской области», Москва, Стройиздат, 1999. Е.Н. Подъяпольская.
Сейчас в монастыре находится приют для душевнобольных и войти туда нельзя.
Николо-Пешношский Мефодиев монастырь, заштатный, общежительный, в 25 верстах от уездного города Дмитрова, при впадении речки Пешноши в Яхрому. Основан в 1361 году учеником пр. Сергия Радонежского пр. Мефодием, бывшим здесь первым игуменом ( см. 4 июня). В церкви пр. Сергия над почивающими здесь под спудом мощами пр. Мефодия устроена медная вызолоченная рака; пр ней хранится его игуменский посох. В монастыре хранится также деревянный потир, употреблявшийся им при совершении таинства, и находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». Эта святая икона сначала принадлежала одному из братии монастыря, а после его смерти, как живописное изображение, а не иконное-общепринятое, она была вынесена в часовню пр. Мефодия и поставлена над входом, где находилась до 1827 года. Видимая всеми, икона привлекала молитвенные взоры всех и стала проявлять благодатные знамения. Первое знамение и было проявлено одному набожному капитану, который потерял было, вследствие несправедливого обвинения, занимаемое им место, но после усердной молитвы пред этой святой иконой был безусловно оправдан. После этого события святая икона была перенесена в монастырь и к ней стали притекать многочисленные богомольцы. В страшный холерный 1848 год святая икона прославилась обильными и поразительными чудесами милости Божией. Божия Матерь на этой святой иконе (имеющей 12 вершков в вышину и 9 вершков в ширину) изображена в короне с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, тоже увенчана короной и держащим в правой руке скипетр; левая рука Его покоится на поддерживаемом левой же рукой Богоматери Державе; празднование в честь этой святой иконы совершается в монастыре 17 октября. Монастырю принадлежат часовни: в 1 версте от него — Мефодиева, куда 14 июня совершается крестный ход, и в 2 верстах — Предтечева, где пр. Мефодия посещал пр. Сергий; в эту часовню бывает крестный ход 24 июня и 17 октября. При монастыре больница и гостинный двор.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Николо-Пешношский мужской монастырь — вторая Лавра Северо-Западной Руси. Монастырь расположен в посёлке Луговой Дмитровского района Московской области. Недалеко от монастыря протекает река Яхрома. В монастыре почивают мощи преподобного Мефодия Пешношского, основателя обители, архимандрита Макария, иеромонаха Максима и блаженного монаха Ионы. Игуменом монастыря был и святой Варсонофий Казанский.
Мефодий Пешношский — один из первых учеников Преподобного Сергия Радонежского. Получив благословение на пустынножительство, он поселился в 25 верстах от Дмитрова на реке Яхроме, поставив там себе келью. Вскоре место подвигов нового отшельника стало известным, и вокруг стали селиться желающие подражать монашескому доброделанию и пустынножительству. Когда число насельников новой пустыни умножилось, встал вопрос о построении монастырского храма, но преподобный Сергий предложил Мефодию перенести монашеское общежитие на более удобное место за рекой Яхромой, на устье маленькой речки, позже названной Песношей. Приняв совет и благословение своего наставника преподобный начал сам трудиться в построении церкви и келий. Труд насельников, переносящих деревья через речку, отозвался в ее новом названии «Песноша», что значит «пеш ноша».
Произошло это в 1361 году, но преподобный по своему смирению стал игуменом основанного им монастыря лишь спустя 30 лет, в 1391 году, за год до своей кончины. Обитель же находилась под покровом свт. Николая Чудотворца. Пустынь так и называлась — «Никола на Песнуше», соборная монастырская церковь была освящена во имя святителя и чудотворца Николая. Преподобный Мефодий хотел ввести в своем монастыре строгий устав, но, снисходя к братии, был милостив к их немощам, постоянно предостерегая от ошибок и духовных падений.
В настоящее время, недалеко от монастыря, на месте, где, по преданию, находилась келия Мефодия Пешношского, установлен поклонный крест. Надпись на кресте гласит: «На месте сем в год от Рождества Христова 1361-й собеседник, сопостник и ближайший ученик великого Сергия преподобный Мефодий Пешношский обрел место молитвенного уединения и поставил свою келию». Также был расчищен святой источник, засыпанный в советское время. До настоящего времени сохранился в монастыре древнейший белокаменный собор, освященный во имя святителя Николая. Собор документально не датирован, однако весь стиль его архитектуры относится к концу XV столетия.
При жизни преподобный Мефодий часто посещал свою «ближнюю пустынь» именуемую «беседа», находящуюся в двух верстах от монастыря. Здесь он предавался уединенной молитве и именно туда, по существующему преданию, часто приходил для духовных бесед преподобный Сергий Радонежский. Известно, что «преподобный Сергий и преподобный Мефодий ископали вокруг кельи два пруда и посадили аллею из вязов, которые сохранились до настоящего времени».Впоследствии здесь поставили Предтечеву часовню с небольшим при ней колодцем, которую так и назвали — Беседная. Глава и крест устроены из глянцевого белого железа. В эту часовню направлялся крестный ход 24 июня (7 июля н.ст. — на Рождество св. Пророка и Предтечи Господня Ионанна).
14 июня 1392 года (по юлианскому календарю) преподобный Мефодий скончался, и погребен под спудом в своей обители. Даже после кончины преподобного монастырь не оскудевал богомольцами и богатыми жертвователями, чувствующими великое облегчение и Божию помощь по молитвам свт. Николая и преп. Мефодия. 25 сентября 1392 года скончался и преподобный Сергий.
К первой половине XVI столетия отстроен кирпичный двуглавый Никольский Собор крестово-купольного типа. Монастырские постройки также пополнились трапезной палатой с храмом Сретения Господа Иисуса Христа, выстроена восьмигранная колокольня с двумя нижними ярусами и аркадами, «храмом под колоколы». Впоследствии церковь под монастырской колокольней была освящена в честь святого преподобного Мефодия, игумена Пешношского.
Во время настоятельства в Николо-Пешношском монастыре игумена Варсонофия — будущего святителя и казанского чудотворца, в 1553 году царь Иван Грозный в благодарность за чудесное избавление от смерти посетил монастырь вместе со своей супругой и годовалым сыном. Здесь произошла встреча царя с бывшим епископом Коломенским Вассианом, жившим в монастыре на покое. «Посетивший его государь неожиданно спросил: «Отче, как лучше править государством?». Вассиан отвечал царю: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым па царстве и грозою для вельмож». Царь, поцеловав руку Вассиана, сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета». Следствием этой встречи царя с Вассианом стала опала Сильвестра и Адашева, а также падение правительства Избранной Рады. Вскоре царь Иван Васильевич, по духовному завещанию своего дяди князя Юрия Ивановича Дмитровского, пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости.
Когда в 1555 году в Казани открывали новую епархию, царь вспомнил о Пешношском монастыре. Вместе со святителем Гурием, первым архиепископом Казанским, был направлен в Казань и святой Варсонофий из Пешношской обители в сане архимандрита для основания там монастыря.
В 1569 году перед иконой святого Иоанна Предтечи, написанной в 1408-1427 Андреем Рублёвым, его учеником или последователем, исцелился чашник князя Андрея Курбского Роман Полянинов. В настоящее время икона находится в основной экспозиции Центрального музея древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублева/
Пешношский монастырь продолжал благоустраиваться. В XVII веке к Собору святителя Николая, представлявшего собой небольшой кирпичный крестовокупольный храм с четырьмя внутренними столпами и коробовыми сводами, пристроили небольшую западную паперть, которая охватывала храм с трех сторон.
В Смутное время обитель была захвачена польским отрядом, который вскоре выдворили из стен монастыря. К середине XVII столетия монастырь пришел в упадок, так что встал вопрос о его закрытии, и все же монастырь потихоньку начали восстанавливать.
В 1689 году построен кирпичный надвратный Преображенский храм с теплым притвором в линии западной ограды монастыря, обращенными к Яхроме. Храм сооружен над Святыми воротами (1623), представляет собой небольшой одноглавый четверик. К концу XVII в. построена церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, настоятельский, казначейский и братский корпуса. «В этой церкви под спудом сохраняется величайшая святыня Пешношской обители — святые и многоцелебные мощи основателя монастыря преподобного Мефодия. Над его могилой и была возведена эта церковь». До революции возле раки с мощами преподобного находился его посох.
В 1700 году монастырь был приписан к Троице-Сергиевому монастырю. До настоящего времени сохранилась надвратная Спасо-Преображенская церковь, построенная около 1700 года и указанная в монастырской описи 1700 года, «как строение новое». Стены и башни монастыря возводились между 1685 и 1730 годами, а окончательно возведение башен завершилось после 1734 года.
В 1732 году на месте, где преп. Мефодий положил начало своему пустынному житию, взамен прежнего храма возведён одноглавый Сергиевский храм. Южная сторона храма соединена с колокольней, северная сторона обращена к соборной Николаевской церкви.
При постройке Сергиевской церкви из монастыря была перенесена деревянная брусяная часовня, издревле стоявшая в монастыре над местом погребения преп. Мефодия. Была ли она первой на этом месте или ею заменили более древнее обветшавшее строение — данных нет. Мефодиева часовня была украшена «стенным писанием», глава и крест устроены из глянцевого белого железа. Ежегодно 14 июня (27 июня по н.ст.), в день тезоименитства преп. Мефодия, сюда направлялся крестный ход.
В 1764 году он в очередной раз был упразднен, но «…тщанием дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толчёнова Николо-Пешношский монастырь был возобновлен уже через два года, в 1766 году».
В 1788 году митрополит Московский Платон (Лёвшин) назначил настоятелем монастыря игумена Макария (Брюшков), при котором монастырь восстал из руин. Высокопреосвященный митрополит Платон так писал о Николо-Пешношской обители: «Пешноша в моей епархии вторая Лавра». Это, действительно, говорило о расцвете обители. В 1793 году тщанием дмитровского купца Ивана Толчёнова возведены еще два верхних яруса колокольни. Над колоколами устроены двухсуточные железные часы, с боем. На колокольне размещались 10 колоколов: Праздничный (968 п., 20 ф.), Полуёмный (294 п.), Будничный (141 п.), Маловечерний (75 п.). Во втором ярусе колокольни был Богоявленский храм, упраздненный в 1786 году. Взамен в 1859 году был устроен храм прп. Мефодия в первом ярусе (в XVI-XVII вв. там находился Предтеченский придел). По своей архитектуре колокольня Пешношского монастыря является копией колокольни Толгского Введенского монастыря г. Ярославля.
Для братии, которая желала особенного уединения и безмолвия, в двух верстах от монастыря устроена Пустыня, т.е. скит. В уединенном лесу, на месте, представляющем вид треугольного острова, разместились два отдельные строения, отстоящие друг от друга на расстоянии в несколько сажен и заключающие в себе по две келлии. Пустыня эта первоначально состояла из одного отделения и построена в 1793 году иеромонахами Самуилом, Дорофеем и Иосифом (были настоятелями в Голутвином монастыре, Екатерининской пустыни и Луховском монастыре). Архимандрит Макарий построил для себя особенное отделение и, поручая монастырь своим помощникам, удалялся сюда на безмолвие. В 1827 году по неосторожности живущего в скиту брата Макариевская келлия сгорела, но в 1831 году вновь построена. К концу XIX века монастырь уже практически весь был окружен каменной оградой, которую воздвигали еще в конце XVII века. Другим подвижником Пешноши стал иеромонах Максим (Погудин). Во время его духовного руководства (с 1811 по 1829 гг.) в монастыре был возведён храм Святителя Димитрия Ростовского (1813 г.), монастырская больница и корпус монашеских келий.
В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге. Благодаря иеромонаху Максиму в 1812 году были спасены архив и ризница Николо-Пешношского монастыря (ценности перевезены в Вологду). Святитель Филарет (Дроздов) — митрополит Московский предлагал иеромон. Максиму игуменский сан, но тот отказался.
В XIX столетии к собору свт. Николая была пристроена трапезная в псевдоготических формах, перестроена трапезная палата с храмом Сретения Господа Иисуса Христа. Храм находится на 2-ом этаже. Сретенский храм представлет собой шестистолпное здание с декоративным куполом в стиле классицизма. Портал трапезного храма украшен колоннами и портиками с редким тосканским ордером. В подклети трапезной сохранилась одностолпная палата по своей архитектуре идентичная трапезной палате Спасо-Андронникова монастыря и Грановитой палате Московского Кремля.
Особо почитаемым образом в это время в монастыре был образ Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». В 1780 году икону принес в монастырь бывший московский купец Алексей Григорьевич Мокеев, ставший иноком обители. Все свои средства он отдал настоятелю, а семейную реликвию, святую икону, оставил в своей келии. После его кончины образ передали настоятелю. Поскольку икона была написана маслом на холсте и не по общепринятому канону, настоятель велел поставить её над входной дверью в часовню преподобного Мефодия Пешношского, которая находилась у дороги, недалеко от обители. Все паломники, шедшие в прославленную прозорливыми старцами обитель, обязательно останавливались у часовни и молились перед стоящим над её вратами образом Божией Матери.
В 1827 году капитан Платон Осипович Шабашев, проходя мимо иконы, вдруг увидел, что от неё исходит необыкновенный свет. Вскоре он попал в трудные жизненные обстоятельства и в это время во сне увидел икону Божией Матери над Мефодиевой часовней и услышал голос: «Если хочешь избавиться от искушений, помолись перед этим образом и сделай для него серебряную ризу». Платон так и поступил, и скорби миновали его. Он пошёл к настоятелю, рассказал о случившемся и отдал ему ризу для иконы. Когда ризу стали надевать, то обнаружили, что холст натянут на доску. Холст сняли и обнаружили на доске подобный образ, но только очень древнего письма. Во времена эпидемий холеры многие, молившиеся перед Владычицей Богородицей, получали исцеление. В этом же году генеральской дочерью Елизаветой Андреевной Фаминцевой в монастырь передан киот с частицей ризы Господней и мощей разных святых, обложенный позлащенным серебром. Раз в год в монастыре совершался крестный ход с этой святыней.
У главных монастырских ворот издревле существовал колодец, сделанный еще во времена преподобного Мефодия. Над ним был устроен шатер на столбах с главою из черного листового железа и деревянным крестом. Шатер обветшал, и настоятель в 1865 году построил над колодцем новое деревянное строение в виде часовни с главою и крестом, а внутри поставили несколько св. икон (Животворящий крест, икона Божией Матери «Живоносный источник», лик Апостолов, все праздники монастыря и др.), в числе которых была икона Иверской Божьей Матери-Вратарницы по примеру Иверского монастыря Св. Горы Афонской, по уставу которой в Пешношском монастыре совершалось богослужение. Стены снаружи и внутри были обшиты склеенным в щиты тесом и окрашены масляною краской, глава и крест сделаны из глянцевого белого железа.
С 1683 по 1691 гг. Никольский собор дополнен четырьмя малыми главами, убранными в 1782 г. В 17 и 19 столетиях к собору пристраивали небольшую западную паперть, которая с трёх сторон охватывала храм и трапезную, построенную в XIX веке в псевдоготических формах. В папертях размещены приделы Феодоровской Богоматери (с 1837 г.) и Богоматери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (с 1886 г.).
У южной стены собора — могила местночтимого блаженного Ионы. Блаженный монах Иона ископал в двух верстах от монастыря, в лесу, близ Предтечевой часовни, у дороги под сосною на берегу речки Благинки пещеру, в которой проводил большую часть времени. Здесь он молился, безмолвствовал, занимался плетение лаптей, которые никогда не продавал, а раздавал безвозмездно проходящим мимо пещеры. Есть сведения, что в 1877 году на месте его подвигов была воздвигнута часовня.
С 1886 по 1890 гг. вместо каменного здания 1731-1732 гг. выстроена церковь преп. Сергия Радонежского, в которой находились мощи преп. Мефодия Пешношского. Она выложена из красного кирпича в псевдорусском стиле, имеет два входа, с западной и северной сторон.
С 1912 года подвизался в Николо-Пешношском монастыре схииеродиакон Александр (в миру Александр Ильич Жемков). В период 1918-1928 гг. монастырь продолжал действовать, хотя часть зданий была передана под филиал Музея Дмитровского края.
После революции монахи из Борисоглебского были переведены в Николо-Пешношский монастырь, который был закрыт лишь в 1928 году. Никольский собор, Сретенская, Преображенская церковь закрыты в 1920-х г. До закрытия монастыря в Соборе хранились многие чтимые иконы. В Сретенской церкви сломан купол, использована под жилье. Преображенская церковь над Святыми воротами занята цехом. Пешношские черноризцы продолжали служить до самого ареста. Прямо из церкви они были захвачены чекистами и увезены в Бутово, где и приняли мученическую смерть. Четыре из них прославлены на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года: преподобномученики Герасим (Мочалов; †1936), Иоасаф (Шахов; †1938), Николай (Салтыков; †1937) и Аристарх (Заглодин-Кокорев; †1937). Кто из них и при каких обстоятельствах смог спрятать в алтаре монастырские святыни – одному Богу известно.
Посох последнего настоятеля обители был сохранен духовенством и общиной Спасского храма села Дулово Тверской Епархии. Также были богослужебные книги, по воспоминаниям местных жителей принадлежавшие монастырским монахам, удалившимся в это безлюдное местно после разорения Пешноши большевистскими варварами. На некоторых книгах обнаружена запись: вернуть в Пешношский монастырь.
До настоящего времени Пешношская обитель сохранилась как целостный архитектурный ансамбль во многом благодаря самоотверженным действиям сотрудников Музея Дмитровского края, которые спасли ансамбль монастыря после его закрытия. Тем не менее, попытка директора музея К.А. Соловьева и сотрудников сохранить святыни монастыря, превратив его в музей в 1928–1931 годах, не увенчалась успехом. В январе 1933 года весь музей был разгромлен, а его сотрудники во главе с директором репрессированы. Соловьева все же отпустили на свободу, но музейные экспонаты, в числе которых, по всей вероятности, находилась и чудотворная икона «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» и киот с частицей Ризы Господней были свалены на мостовую перед зданием райисполкома. «Значительная часть экспонатов была испорчена, разбита и расхищена рабочими канала Москва-Волга (заключенными) после переезда Управления Дмитровлага, строящего этот канал, в помещения Дмитровского краеведческого музея, в свою очередь располагавшегося на территории Борисо-Глебского монастыря г.Дмитрова» (по воспоминаниям Валерия Ростовцева, бывшего сотрудника музея). Таким образом, бесследно исчезли Пешношская часть Ризы Господней и Пешношская Божия Матерь, именуемая «Прежде Рождества и по Рождестве Дева».
В 1960-х — начале 1970-х гг. под руководством Н. И. Иванова отреставрированы некоторые храмы, а также частично укрепления монастыря. С 1966 года территорию монастыря занимает психоневрологический интернат № 3, подчиненный Мособлсобесу. Никольский собор, отреставрированный в 1964-1965 гг. в формах XVI в., занят столовой. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят ещё в 1975 году, однако его решение затянулось на много десятилетий.
В соответствии со ст. 54 устава местной православной религиозной организации прихода церкви Рождества Богородицы села Пустынь Дмитровского района Московской области (свидетельство о регистрации № 1216 от 15.09.2000 г.) настоящим вышеозначенный приход реорганизуется в форме преобразования в православную религиозную организацию подворья Николо-Пешношского монастыря — Богородицерождественскую церковь села Пустынь Дмитровского района Московской области. 19 августа 2007 года начались регулярные богослужения в Богоявленском храме. 21 августа на заседании Священного Синода было решено преобразовать приход Сергиевской церкви поселка Луговой в Николо-Пешношский мужской монастырь. Официальное открытие возрожденного Николо-Пешношского мужского монастыря, в соответствии с решением Священного Синода от 21 августа 2007 года, состоялось 2 сентября того же года. На торжественном открытии монастыря присутствовал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который провёл в Сергиевском храме первое за 80 лет богослужение.
Интересно, что список с чудотворной иконы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», хранящийся в монастыре, именно в первой декаде августа обильно замироточил. Чудо подтвердил и бывший настоятель Николо-Пешношского монастыря игумен Никон (Головко). Упомянутый список чудотворной иконы вместе с образом преподобного Мефодия Пешношского был передан в монастырь воспитанниками православной Свято-Алексиевской гимназии «Ольсово» для детей-сирот после возобновления монастырских богослужений в день празднования Преображения Господня в 2007 году. До этого времени образ, написанный мастерами Троице-Сергиевой Лавры, пребывал в гимназической общине, которая длительное время добивалась возвращения монастыря Русской Православной Церкви.
В 2008 году закончился ремонт и роспись Сергиевской церкви, где под спудом покоятся мощи основателя обители преподобного Мефодия. В 2009 году монастырю официально передаются два храма — церковь преподобного Сергия Радонежского и Сретенский храм, а также колокольня и гостиничный корпус. Переданная монастырю колокольня с Богоявленским храмом приобрела украшение — часы, которые управляются музыкальной часовой станцией ЕВ-ПИК – 2000. Цифры, фишки и стрелки изготовлены из дюралюминия и покрыты сусальным золотом. В подколокольном храме Богоявления Господня есть фреска с изображением пешношских новомучеников.
Освящение Мефодиевского храма произошло 10 июля 2010 года. В полутора километрах от посёлка Луговой находится источник.
По материалам: http://vera-istina-3.blogspot.com/2011/04/blog-post_27.html
28 июля 2009 г., в день памяти святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Святой Руси, вблизи бывшего монашеского скита подмосковного Николо-Пешношского мужского монастыря воздвигнут Покаянный Крест. На это место год назад был свален «строительный мусор»: камни, кирпич из церковных стен вместе с кладбищенской землей и честными останками монастырской братии.
Семиметровый Крест сделан из рубленой сосны по образу Чудотворного Дмитровского креста, необыкновенным образом явленного в этих местах в XIII веке. Материалом для Креста послужили сосновые бревна, напоминающие об одном из подвигов ближайшего ученика игумена земли русской Сергия Радонежского — преподобного Мефодия Пешношского, который, «пеш нося» на себе бревна, строил вторую Лавру — прославленную обитель благочестия и трудолюбия. Огромные сосны для Креста заготовил Сам Господь Бог.
Дело в том, что вскоре после осквернения монастырского погоста ураган невидимым мечом «вырубил» огромную просеку, завалил десятками стволов дорогу, утрамбованную землей с монастырского кладбища. Из этих деревьев, год ограждавших путь к бывшему монашескому скиту, святому источнику блаженного Ионы, и был вырублен Крест. Несмотря на то, что деревья были повалены давно, во время освящения Крест «заплакал»: весь покрылся обильно выступившей смолистой жидкостью.
Крестовоздвижение освящено детской молитвой и трудами сирот из православной Свято-Алексиевской гимназии, вместе со взрослыми работавшими во Славу Божию. При подготовке места для установки Креста было собрано около десяти новых костных фрагментов белого и воскового цветов, обретших упокоение в основании Креста и покрытых частью древней кладбищенской плиты, найденной здесь же.
На Кресте была установлена икона преподобного Мефодия Пешношского, духовного отца тех — известных лишь Господу — монахов, чьи честные останки по грехам нашим покинули обитель и призывают ныне к покаянию у вновь воздвигнутого Креста.
Автор: Максим Лесков http://mzareulov.viperson.ru/wind.php?ID=577471&soch=1
За несколько десятилетий до Куликовской битвы 1380 года, во многом решившей судьбу будущей России, в глухих лесах Северо-Восточной Руси один за другим стали возникать православные монастыри. Устроители тех обителей своими трудами и духовным подвижничеством заложили основы и сформировали характерные черты сильнейшего и ярчайшего национального явления — русского монашества. Именно с пустыньки прп. Сергия Радонежского, построенной им вместе с братом Стефаном неподалёку от Хотькова монастыря, начался долгий и трудный — избранный — путь монашества Северо-Восточной Руси. От Троицкой обители на Маковце словно птицы разлетались в разные стороны верные ученики прп. Сергия, чтобы подобно своему учителю сначала в глубоком уединении обрести и спасти себя, а потом спасать других — грешных и заблудших, но так стремящихся к вере, свету и правде.
Одним из наиболее близких по духу и последовательных по вере среди многих учеников прп. Сергия был будущий основатель Николо-Пешношского монастыря близ Дмитрова — прп. Мефодий. Мефодий пришёл в Сергиевскую обитель на Маковце одним из первых (в древнем списке учеников прп. Сергия он показан шестнадцатым, между прп. Саввой Звенигородским и прп. Романом Киржачским). Спустя некоторое время Мефодий стал просить благословение на особое пустынное жительство и, получив его, отправился в пределы города Дмитрова, где среди непроходимых лесов и болот, на небольшом возвышении на берегу реки Яхромы, посреди дубового леса срубил себе келью. Здесь в построенной им пустыньке прп. Мефодий прожил много лет «в посте, молитвах и слезах непрестанных, бдением и сухоядением изнуряя плоть свою». Со временем множество иноков собралось вокруг него, подражая ему в подвигах пустынных. Прп. Сергий, помня о своём ученике, неоднократно посещал, утешал и ободрял его. Когда же по умножении братии ревнителей богоугодной жизни Мефодия настала необходимость в сооружении для совместной молитвы общей церкви, тогда, по преданию, Сергий Радонежский посоветовал своему ученику оставить прежнее место, как неудобное, и переселиться на более обширное — за реку Яхрому, к устью реки Пешноши. Монах, приняв совет и благословение своего наставника, начал трудиться в сооружении храма и кельи на новом месте, «пеш нося» (пешком) брёвна через речку. Так, согласно преданию, маленькая речка, впадавшая в Яхрому, получила своё название — Пешноша. И монастырь по ней был назван Пешношским, а Николаевским его назвали по главному храму, сооружённому во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского.
Известно, что прп. Сергий несколько раз бывал в Твери, так как старая дорога из Троицы Сергия в Тверь пролегала через Дмитров и далее проходила неподалёку от Пешношской обители. Когда в августе 1382 года войска хана Тохтамыша захватили Переславль-Залесский и Москву, прп. Сергий Радонежский с несколькими иноками своей обители «бежа в Тверь» под защиту тверского князя Михаила Александровича. В хронике Пешношского монастыря одним из первых упоминаемых событий стоит 1382 г. — посещение Пешношской обители прп. Сергием вместе с митрополитом Киприаном при спасении от Тохтамыша. Сохранилось предание, согласно которому учитель и ученик для молитв и бесед удалялись в пустынное место в двух верстах от Пешношского монастыря. Впоследствии сюда, в Беседную пустынь, к Предтеченской часовне, ежегодно 24 июня (6 июля) из монастыря совершался крестный ход.
Временем основания Мефодиевской пустыни, в будущем — Николо-Пешношского монастыря — считается 1361 год. Эту дату отыскал на старом (1698) списке служб преподобному пешношский устроитель Игнатий (после 1781 г). Более тридцати лет прп. Мефодий был настоятелем основанной им обители, прошёл долгий путь подвигов и духовных свершений и скончался на другой год после кончины своего учителя — прп. Сергия — 4 июня 1393 года. Нетленное тело преподобного было погребено близ Николаевского храма, а над его гробом позже устроили часовню из прочного дубового бруса, простоявшую там более трёхсот лет. В 1549 году на Московском Соборе вместе с другими новыми чудотворцами был канонизирован и Мефодий Пешношский. По преданию, до 1611 года (до разорения обители поляками) св. мощи прп. Мефодия были открыты и прославлены чудесами, но под угрозой поругания их сокрыли в землю. В 1732 году зодчий Август Старков соорудил над святыми мощами прп. Мефодия небольшую каменную церковь во имя прп. Сергия, а Мефодиеву часовню перенёс на место первоначального устройства кельи монаха — в дубовую рощу. Сюда ежегодно (до разорения обители в 1927 г.) 14 (27) июня из монастыря проходил крестный ход. В 1859 году на средства благотворительницы Е. Дмитриевой-Мамоновой, по просьбе тогдашнего пешношского настоятеля Мефодия и по ходатайству митрополита Филарета, было получено разрешение на устройство придела к Сергиевскому храму в честь прп. Мефодия.
Благодаря трудолюбию братии Николо-Пешношского монастыря и дарам благотворителей в виде сёл, деревень и драгоценных предметов, необходимых для богослужения, в обители всё нужное «было с избытком». Среди первых вкладчиков обители были великие и удельные князья, цари, бояре. Первым документально подтверждённым вкладчиком и благотворителем Николо-Пешношского монастыря стал сын Дмитрия Донского, дмитровский князь (1389-1428) Пётр Дмитриевич. Среди самых значимых его даров обители — «в Каменском стане села Ивановское, Бестужево, Новоселки, Поповское, Рогачёво, Александровское, Нестеровское, Белавино, все с деревнями, с починками, лесом, с пустошами и с бортью, да в Повельском стане село Говейново с деревнями». Другой дмитровский князь (1462-1472) Юрий Васильевич (правнук Дмитрия Донского) по своей духовной грамоте (1472) передал Николо-Пешношскому монастырю своё земельное владение при дворцовом селе Ваганьково: «А что мое место Ваганьково (на Москве) и двор чем меня благословила баба моя Великая Княгиня (Софья Витовтовна, невестка Дмитрия Донского), а то место и двор Господину моему Князю Великому, опричь того места, что есть того ж Ваганькова дал великому Николе в дом на Песноши».
Сейчас территориально определить место расположения Николо-Пешношского подворья несложно — это близ бывшего Дома Пашкова и бывшей Ленинки (ныне комплекс Российской государственной библиотеки). Именно там впоследствии был обнаружен белокаменный подклет Никольского храма. До наших дней «дошёл» ещё один вклад Юрия Васильевича в Николо-Пешношский монастырь — серебряное вызолоченное, украшенное миниатюрными изображениями девяти святых в киотах, кадило (1469) с цепями и блюдцем, весом более килограмма (хранится в Оружейной палате). Ко второй половине ХV века Николо-Пешношский монастырь стал настолько богат, что на собственных судах вёл судоходную торговлю хлебом до самого Белозерска и мог самостоятельно покупать селения и земли. Эти монастырские «купли» (Базарово, Маклаково, Поздяково, Телешово, Горки и др) подтверждает царская грамота, выданная обители Иваном Грозным. Да и сам государь Иван Васильевич пожаловал монастырю село Суходол и 25 деревень из своих «дворцовых» владений в Кашинском уезде. Особое расположение Ивана Грозного к Мефодиевой обители и её игумену Гурию (Григорию Заболоцкому) было отмечено ещё в феврале 1539 года, когда самому царю исполнилось девять лет, и он определил монастырю ежегодное жалование в 25 рублей (на утешение братии в праздничные и храмовые дни и на молебны. Эта сумма выплачивалась вплоть до 1620 года), ну а уже в марте того же 1539 года игумен Гурий был хиротонисан во епископа Смоленского и Брянского. В 1555 году Гурий оставил епископство, а спустя некоторое время, попав в опалу, был сослан в Соловецкий монастырь. Похоронили бывшего епископа Смоленского Гурия в Николо-Пешношском монастыре у южной стены Никольского храма. В 1544 году по прямому указанию Ивана Грозного инок Андроникова монастыря Варсонофий был произведён митрополитом Макарием в игумены Николо-Пешношского монастыря. Варсонофий начальствовал 10 лет. Именно при нём прп. Мефодий на Московском соборе 1549 года был причислен к лику русских святых.
После взятия Казани русскими войсками, в 1553 году монастырь посетил царь Иван Грозный вместе с царицей Анастасией в процессе царского богомолья по самым значимым пустынным монастырям России, предпринятого Иваном Васильевичем по обету, данному в связи с его выздоровлением и рождением первенца Дмитрия (сын скончался по дороге из Кирилло-Белозёрского монастыря в Москву, сбылось предсказание Максима Грека). В 1555 году князь Владимир Андреевич пожаловал пешношскому игумену Варсонофию с братией в селе Кимры покупать 5000 пудов соли без пошлины.
Время «литовского разорения», пришедшее на начало ХVII века, стало для Николо-Пешношского монастыря, как и для большинства монастрей, городов и селений тогдашней России, одной из самых трагических страниц за всю его многовековую историю. В конце 1611 года войско литовского гетмана Яна Карла Ходкевича, чтобы пополнить запасы провианта оставил меньшую часть войска в лагере под Новодевичьим монастырём, а сам ушёл из под столицы на север к богатому торговому селу Рогачёво. В его огромных каменных подвалах и амбарах всегда были запасы хлеба и другого продовольствия, через него шли прямые дороги на Москву, Тверь, Дмитров. Заглянули оккупанты и в святую обитель прп. Мефодия Пешношского. Когда отряд литовского гетмана Ходкевича подошёл к Николо-Пешношскому монастырю, ему монахи не открыли Святые ворота. Сохранилось предание, что иноки пешношские вместе со своими вотчинными слугами защищались в стенах обители от врагов, но не смогли устоять неприятельской силе. Не многие из них спаслись бегством, а земля, орошаемая прежде слезами подвижников, обагрилась их кровью. Погибли 18 пешношских монахов, их имена внесены в Синодик для вечного поминовения. Войско Ходкевича вернулось в Москву 18 декабря 1611 года с провиантом и награбленным имуществом. Пешношским инокам удалось спасти некоторые драгоценные вещи и жалованные грамоты, которые в 1613 году были подтверждены царём Михаилом Фёдоровичем при игумене Ионе.
Внимание и благотворение к монастырю в царствование Михаила Фёдоровича, а затем и Алексея Михайловича, а также со стороны частных лиц было очевидным. Так в 1636 году на средства пешношского служки Тимолая Груздева был отлит пятнадцатипудовый колоколю В 1653 году царь Алексей Михайлович прислал в монастырь два Евангелия (напечатаны в Москве в 1644 и 1648 гг), напрестольные, печатные. В годы царствования Алексея Михайловича «обитель песнуская именовалась Царским Богомольем, посему и братия сей обители, чувствуя благодарность к царю, изъявили, кроме молитв, воссылаемых в церкви о благоденствии Его, еще питием чаши в братской трапезе за здравие царя и его царского дома».
Стоит сказать, что в конце ХVII века участились конфликты между монастырским начальством и монастырскими крестьянами, приведшие к тому, что в 1700 году Пётр I своим указом Николо-Пешношский монастырь передал в ведение Троице-Сергиевой лавры. В 1700 году, проезжая по рекам Яхрома, Дубна и Сестра для обозрения хода на судах, в монастырь, по пути решил заехать сам царь. Обитель, находясь между Яхромой и Пешношей, при разливе рек с трёх сторон был окружён водой, и путь к ней в это время был возможен только на лодках. Игумен Феофан пожаловался государю на непокорность крестьян и несправедливость гражданской власти в судебных делах. 11 апреля 1700 года Пётр I подписал именной указ о лишении Николо-Пешношского монастыря самостоятельности и о передаче его в ведение Троице-Сергиева монастыря. Вслед за указом наступил период запустения и уничижения обители, вплоть до обращения её при Екатерине II в приходскую церковь. И этот удар по Пешноше был настолько силён, что монастырь долго не мог вернуть себе былой славы. Монастырь был обращён в приходскую церковь, и для его прихода оставлены лишь деревни Василёво, Александрово, Копытово, Поздняково и Васнево. Часть имущества монастыря передали в Дмитровский Успенский собор, а драгоценные предметы переправили в Переславскую консисторию. И только спустя два года определением коллегии и указом на имя Дмитровского экономического казначея ротмистра Ипполита Степанова Пешношская обитель была восстановлена с оставлением её в ведомстве Переяславской духовной консистории. Решающую роль в этом сыграли настойчивое ходатайство генерал-майора Михаила Верёвкина и старания дмитровских купцов Ивана Сычёва и Ивана Толчёнова.
В конце ХVIII — начале ХIХ века при архимандрите Макарии (Брюшкове), до этого превративший Санаксарскую обитель близ Темникова из отсталой, одной из беднейшией в России, в процветающую и довольно известную среди монастырей, Свято Николо-Пешношская обитель не только восстала из развалин, но и возвеличилась и прославилась. Слава строго подвижнической жизни игумена Макария разнеслась по всей России; отовсюду стали приходить к нему ревнители пустынножительства; число богомольцев в обители с каждым годом умножалась, а вместе с ними явились и средства для её возобновления. Прежде всего он постарался возвратить взятые в Переславль в 1764 году некоторые церковные вещи и книги; потом приступил к исправлению полуразрушенных монастырских зданий. Главным помощником его в этом деле был находившийся в числе братства московский купец Алексей Григорьевич Мокеев. При содействии его и других благотворителей, в короткое время храмы монастыря были возобновлены; для мощей преподобного Мефодия устроена новая бронзовая с позолотою рака; кельи некоторые исправлены; перестроены: трапезная, поварня, хлебня, квасоварня и другие службы монастырские. Для странников и богомольцев вне монастыря построена деревянная гостинница, где «предлагаемо было им безмездно упокоение и пища».
Пешношская обитель в первые же годы правления Макария сделалась образцом для других пустынных обителей. Её называли училищем благочестия, примером жизни монашеской. Имя Макария сделалось известным и славным и вне России. Он находился в духовном общении и вёл переписку с старцем Паисием Величковским и получил от него в дар посох. В 1795 году обитель посетил преосвященный митрополит Платон, после нескольких дней пребывания отъезжая он произнёс следовавшему за ним архимандриту Ираклию: «Пешноша в моей епархии — вторая Лавра».
За свою историю обитель не раз вступала в период расцвета, когда о её красоте и благодествии заботились великие князья и российские государи. Не раз монастырь на Пешноше переживал время смут и гонений, время разорений, гибель старцев от рук иноземных захватчиков. Дважды монастырь был закрыт — при императрице Екатерине II и, на долгие десятилетия, в эпоху советской власти.
Из книги: «Православные святыни Подмосковья. Николо-Пешношский мужской монастырь»
Стены и башни Николо-Пешношского монастыря, возведенные в конце XVII — до начала XVIII века, отвечали всем правилам фортификационной науки того времени. Тогда монастырские укрепления еще не воспринимались как «украшение» или как просто «ограда». Они могли, при необходимости, выполнять оборонительную роль, за ними вполне можно было укрыться и дать достойный отпор неприятелю. На этот случай в Николо-Пешношском монастыре бы арсенал. Опись 1700 года свидетельствует, что в обители тогда хранилось «10 карабинов, 8 ружей, 4 гладкие пищали, 6 пар пистолетов, 2 сабля, 5 копий с древками, 2 лука роговые, 9 бердышей и 2 чугунные пушки в станках и на колесах».
В 1685—1700 годах построена мощная Спасская башня — как проездная в северном прясле монастырской стены. С XIX века она служила святыми вратами монастыря. Внешний фасад Спасской башни украшают оконные наличники, башню венчает восьмигранный кирпичный шатер со смотровой площадкой. Первоначально шатер был окружен террасой. При строительстве Северо-Западной и Западной башен учитывались все правила фортификационной науки того времени. Эти башни могли выдержать осаду и настоящий штурм. Другие башни постройки 1730—1734 годов уже явно не носили сколько-нибудь серьезного оборонительного значения. К таким башням относятся: Северо-восточная, Юго-восточная и Юго-западная. Угловая Юго-западная башня конца XVIII в., во время боевых действий в декабре 1941 г. разрушена артиллерийским обстрелом, воссоздана в 1960-х гг. в пределах нижнего яруса на первоначальном фундаменте.
Кирпичные стены Пешношской обители сооружались отдельными участками с начала XVII и в первую половину XVIII столетия. Наиболее древние западная и северная части крепостных стен с боевыми ходами, амбразурами и зубцами уже в XVII веке оказались включенными в массив примыкающих к ним жилых и служебных корпусов. Стены, построенные позднее, в 1730-1734 годах, уже не имели оборонительного значения и были возведены как декоративные, они служили только для ограждения монастыря от внешнего мира.
Николо-Пешношский монастырь был известен своим уникальным некрополем, который возник, очевидно, вскоре после основания обители. На этом кладбище вначале хоронили почивших настоятелей и братию, впоследствии здесь нашли упокоение представители почти всех знатных дворянских родов России. Монастырский некрополь делился на две части: братское кладбище, расположенное радом с колокольней и храмом преподобного Сергия Радонежского (за его алтарной частью), и мирское кладбище, которое находилось при соборном храме святителя Николая Чудотворца. Подробный план некрополя составил летописец Николо-Пешношской обители иеромонах Иероним (Суханов).
В монастыре почивают мощи преподобного Мефодия Пешношского и блаженного монаха Ионы, покоится прах видных архиереев XVI века: епископа Коломенского Вассиана (Топоркова) и епископа Тверского Гурия (Заболотского), а также братии – восемнадцати насельников, погибших во время нападения поляков на обитель в 1611 году.
В конце XIV века в Николо-Пешношский монастырь перенесли свои погребения «Дмитровские служилые дворские люди Топорковы, ранее имевшие склеп в Успенском Крутицком монастыре на берегу реки Яхромы в 12 верстах к югу от города Дмитрова». Так было положено начало дворянскому кладбищу на Пешноше. Интересно, что находившийся на покое в Николо-Пешношском монастыре и захороненный, очевидно, здесь же, епископ Коломенский Вассиан (Топорков), племянник преподобного Иосифа Волоцкого, бывший духовником великого князя Московского Василия III (отца Ивана Грозного), также принадлежал к древнему роду Топорковых. Впоследствии в монастыре знатных мирян стали хоронить все больше. В монастырских стенах были устроены усыпальницы многих дмитровских боярских родов. Известно, что в обители имелся семейный склеп служилых людей Елизаровых: «Дмитровский городовой дворянин Алексей Елизаров был погребен в 1582 году со сродники в фамильном склепе в Николо-Пешношском монастыре».
В 1676 году здесь нашел последнее упокоение благотворитель монастыря бывший енисейский воевода Никифор Логинович Веревкин, купивший для обители деревни Трехденево и Богданово, принявший в ней монашество, а перед смертью — схиму с именем Нифонт. Именно стараниями его потомка, местного помещика генерал-майора Михаила Ивановича Веревкина, монастырь был восстановлен в 1766 году, через год и три месяца после закрытия. На надгробии могилы Никифора Логиновича его потомок Михаил Иванович сделал следующую надпись: «Здесь почивают кости Никифора Логиновича Веревкина, во схимонасех Нифонта, в 14 день по преставлении блаженной памяти Его Пресветлого Величества Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, коего при дворе служил он степенным ключником, скончавшегося в лето от создания мира 7184, от воплощения же Христова 1676, генваря 10 числа, постриженного и посхимленного, умершего же и погребенного в святой обители сей того же года марта в 12 день». Так бывшее изначально монашеским некрополем кладбище у соборного храма свт. Николая Чудотворца превратилось в мирское, после чего насельников обители стали хоронить за Сергиевским храмом. Туда же перенесли прежние захоронения монахов.
В XVIII—XIX столетиях некрополь на Пешноше расширил свой «географический» статус, перестав быть исключительно «Дмитровским». В Николо-Пешношской обители были похоронены такие известные деятели, как генерал-адъютант князь Алексей Иванович Шаховской, герой Кавказской войны (в 1900 г.), генерал князь Михаил Петрович Волконский (1755—1805), подполковник князь Иван Петрович Оболенский (в 1800 г.), На кладбище Пешношского монастыря покоился прах князя Ивана Андреевича Вяземского (1722—1798), деда известного поэта, мемуариста Петра Андреевича Вяземского. Многих дворян, закончивших земной путь в Москве и других городах, хоронили в Пешношской обители. Так, например, произошло со скончавшимся в 1800 году надворным советником бароном Сергеем Семеновичем Тухачевским и с умершими в 1804 году дмитровскими помещиками — надворным советником Афанасием Павловичем Юшковым, городничим Иваном Макаровичем Квашниным, подпоручиком Николаем Михайловичем Бугайским.
В обители были родовые усыпальницы Дмитриевых-Мамоновых, Апраксиных, князей Засецких, Ржевских, Вельяминовых, Вельяминовых-Зерновых. Внутри Никольского собора и на монастырском кладбище хоронили представителей таких древних фамилий, как Оболенские, Волконские, Долгоруковы, Вяземские, Орловы, Ушаковы, Тургеневы, Майковы, Норовы, Тухачевские, Юшковы, Квашнины, Топорковы, Тугарины, Ермолаевы, Боровиковы, Фаминцыны и многие другие. В обители находились родовые склепы древних родов дмитровского края: Офросимовых, Поляниновых, Лужиных, Сукиных, Подчёртковых.
После закрытия Николо-Пешношского монастыря в 1928 году исторический некрополь был полностью уничтожен. До нашего времени сохранилось лишь несколько надгробий и могильных плит.
http://peshnosha.com/about/monastyrskie-steny-i-bashni/
4 июня 1893 года Николо-Пешношский монастырь торжественно отмечал пятисотлетие со дня блаженной кончины преподобного Мефодия. Не смотря на отдалённость обители от городов и железных дорог, неудобные пути сообщения, огромное количество богомольцев ещё накануне праздника наполнили обитель. Гостиница, странноприимный дом, а также вновь возведённые временные бараки и шатры были заняты народом. Кроме этого, тысячи богомольцев оставались под открытым небом. У северных ворот в устроенной столовой были накормлены 4000 человек. Храм для богомольцев был открыт всю ночь. А само празднование началось рано утром ещё до восхода солнца. Во время крестного хода из монастыря к Мефодиевой часовне впереди несли 56 хоругвей и 33 святые иконы, среди них образ прп. Сергия из лавры, большая художественно написанная инокинями Спасо-Влахернского монастыря икона прп. Мефодия, принесённая в дар основанной им обители и др. иконы. После торжественных событий обитель продолжала жить своей обычной монастырской жизнью.
В 1914 году число братии в Пешношской обители составляло 150 человек, настоятельствовал игумен Ювеналий, казначеем был иеромонах Ксенофонт. После Октябрьской революции 1917 года для Николо-Пешношского монастыря наступила самая трагическая часть его истории — он был закрыт, а монашеская братия предана гонениям и репрессиям. В декабре 1918 года в Николо-Пешношский монастырь были переведены монахи из Дмитровского Борисоглебского монастыря. Когда в апреле 1919 года о. Ювеналий скончался, то настоятелем Пешношской обители был назначен иеромонах Ксенофонт (Чернышов Карп Георгиевич). В 1920 году он был возведён в сан архимандрита епископом Дмитровским Серафимом (Звездинским), вскоре брошенный в Бутырку, а потом сосланный в Зырянский край. Оклеветанного нового игумена о. Варнаву (с 1922 года) посадят в тюрьму, подвергнут постыдному суду с оскорблением и унижением. Отец Варнава позже будет оправдан и вновь избран братией настоятелем монастыря. Правда, ненадолго — новая власть наступала на церковь и монастыри. Выселенная из монастыря братия переселилась на конный двор и организовала сельскохозяйственную артель — в то время это был единственный способ легального существования монашеского братства. Тогда из 400 бывших российских монастырей сохранившиеся 116 существовали именно в форме сельхозартелей. Но и это была лишь передышка перед тотальным уничтожением.
Монастырь был закрыт в 1927 году, но ещё до этого он лишился части своих помещений, отданных под размещение филиала дмитровского краеведческого музея. К апрелю 1928 года все церкви окажутся опечатанными, всё ценное из интерьеров храмов будет описано, упаковано и отправлено в Дмитров. Отец Варнава примет схиму с именем Мефодий. В 1928 году филиал музея, как и сам монастырь год назад, будет закрыт. В том же году монастырскую территорию займёт Дом инвалидов Мособлсобеса.
В 1941 году между монастырскими стенами и соседним селом Рогачёво развернулись бои, всю местность тогда заминировали. Монастырские здания сильно пострадали при артобстрелах и авиабомбардировках. Некоторое время в бывшей обители находилось подразделение немецкой разведки, которое, однако, большого ущерба постройкам не нанесло. Гораздо сильнее обитель пострадала после войны. С 1966 года в помещениях монастыря размещается Психоневрологический интернат №3 Департамета социальной защиты населения города Москвы. Древний Никольский собор стал служить пищеблоком. Другие храмы и строения постигла похожая судьба.
В 1963-1971-х годах под руководством выдающегося архитектора-реставратора Николая Ивановича Иванова были отреставрированы некоторые храмы и частично стены и башни бывшей обители. Но подлинное возрождение Николо-Пешношского монастыря началось с момента передачи части монастырских строений Русской Православной Церкви. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят ещё в 1975 году, однако его решение тянулось несколько десятилетий. К 2013 году вне монастырских стен были выстроены новые корпуса психоневрологического интерната на 600 мест. До февраля 2014 года часть территории обители была занята психоневрологическим интернатом и закрыта для свободного посещения. Интересный факт: 5 ноября 2008 года киностудия «Мосфильм» начала в Николо-Пешношском монастыре съёмки фильма «Палата №6» по одноимённой повести А. П. Чехова (режиссёр Карен Шахназаров). Само же начало возобновлению монашеской жизни в одной из древнейших обителей России было положено 21 августа 2007 года, когда на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о преобразовании прихода Сергиевской церкви посёлка Луговой Дмитровского района Московской области в Николо-Пешношский мужской монастырь. Настоятелем обители с возведением в сан игумена был назначен иеромонах Никон (Головко).
Официальное открытие Николо-Пешношского монастыря состоялось 2 сентября этого же года. Торжественное богослужение, посвящённое открытию древней обители, совершил митрополит Ювеналий в сослужении епископа Серпуховского Романа, благочинного монастырей Московской епархии. В Сергиевском храме в этот исторический день после 80-летнего перерыва состоялась Божественная литургия. Праздник преподобного Мефодия — 17 июня в 2008 году стал для обители днём особого торжества: совершено освящение монастырского храма во имя преподобного Сергия Радонежского. 6 октября 2008 года постановлением Священного Синода настоятелем Николо-Пешношского монастыря назначен иеромонах Григорий (Клименко), 15 октября возведённый в сан игумена с вручением ему игуменского посоха. 27 июня 2009 года в день, когда Церковь совершает второе годичное празднование памяти преподобного Мефодия Пешношского, в Николо-Пешношской обители состоялось освящение Сретенской церкви.
10 июля 2010 года состоялось событие, которое по праву можно считать ключевым в развитии духовной жизни Дмитровского района. В этот день митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий с пастырским визитом посетил монастырь и совершил великое освящение храма в честь основателя Николо-Пешношского монастыря — преподобного Мефодия. 19 декабря 2011 года, в день памяти святителя Николая в Николо-Пешношском мужском монастыре состоялось торжественное великое освящение Никольского собора — главного храма обители. В 2012 году праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» (22 декабря) для Пешношской обители стал особенно торжественным: состоялось великое освящение надвратного храма в честь Преображения Господня — уже пятого возрождённого храма. 8 декабря 2013 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение Богоявленского храма — шестого возрождённого храма обители. 8 августа 2014 года было совершено великое освящение храма свт. Димитрия Ростовского.
24 августа 2014 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил свой Первосвятительский визит на Дмитровскую землю Подмосковья, где совершил Божественную литургию. С этого памятного события уже прошло пять лет. Древняя святыня Подмосковной земли — Николо-Пешношский монастырь — продолжает возрождаться в своём былом величии и духовной красоте.
Из книги: «Православные святыни Подмосковья. Николо-Пешношский мужской монастырь»