Луцк. Часовня Иверской иконы Божией Матери.

В 1870-х годах группа православных лиц предприняла попытку восстановить древнее просветительское Луцкое братство, чтобы совместными усилиями упорядочить древние православные места в городе и делать новые проекты. Эта попытка оказалась успешной. Членами восстановленного братства становились влиятельные люди — чиновники, военные, историки. Среди них — чины различных полков армии Российской империи, базировавшихся в Луцке. Одной из них была 11-я пехотная дивизия. Ее начальником и, по совместительству, председателем братства был генерал-лейтенант Всеволод Панютин. Именно он инициировал изготовления для Луцка копии чудотворной Иверской иконы Богородицы.
В 1893 году он послал записку с предложением к Московскому коменданту генерал-лейтенанту Сергею Унковскому. Панютин и сам посетил Москву и осмотрел её святыни. Члены обществ хоругвеносцев различных храмов выразили поддержку и заявили о материальном содействии. Поддержал идею и иконописец Иосиф Чириков. К тому времени он уже был известен исполнением икон в Петербурге. Для снятия копии чудотворной Иверской иконы Богоматери для Луцка иконописец взял кипарисную доску. Это стандарт для икон на дереве, поскольку кипарис лучше всего для этого подходит. Краски для написания иконы были освящены митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Ляпидевским) в Иверской часовне в Москве. После этих действ Чириков взялся за дело: сначала вынул икону из рамы, далее с помощью специальных инструментов снял копию на бумагу, а уже потом перенес ее на кипарисную доску размером 100х140 сантиметров. Икона была готова только через 2 месяца.
Пока происходили приготовления в Москве, в Луцке сооружали специальную часовню для иконы. Место выбрали — край первого в городе публичного сада на улице Шоссейной у Окружного суда. Это была территория с театром и балаганом, основное место гуляний жителей города. Здесь также действовал буфет и частенько играли полковые оркестры.
Часовню спроектировал архитектор Григорий Артынов, выпускник Санкт-Петербургского государственного училища гражданских инженеров. По некоторой информации, он был членом Луцкого братства. Кстати, через несколько лет по его проекту построили церковь в Рованцах, а также луцкие казармы.
Для часовни братство выкупило кусок городской земли перед Окружным судом и там началось строительство часовни. Она имела размеры всего 4,75 х 4,7 метра, то есть почти квадратная. Ее возвели довольно быстро — за 3 недели и 2 дня. Часовня была построена в популярном тогда кирпичном стиле из красного и желтого кирпича. Его преимущество — высокая пластичность декорирования. Стены и архитектурные элементы были действительно красивыми. Окна небольшой часовни имели цветное стекло. Верхнюю шатровую часть часовни выполнили в псевдорусском стиле. Торжественное освящение новопостроенной часовни совершил 25 мая 1894 года архиепископ Волынский и Житомирский Модест (Стрельбицкий) с сонмом городского духовенства. В день освящения часовни все это прибыло поездом в почтовом вагоне в Брест. Там для дальнейшей отправки в Луцк выделили отдельный вагон, который торжественно украсили. Публика на новом луцком вокзале ждала с нетерпением еще с шести утра.
В следующем, 1895 году, позади часовни состоялось открытие первого официального памятника в Луцке. Во дворе Окружного суда поставили бронзовый на граните монумент императору Александру III. Он был типичным для городов Российской Империи — бюст царя и двуглавый орел на высокой стеле. В том же году в часовне достроили металлическое крыльцо с массивными дверями, украшенными цветными стеклами. Также поставили два столба с керосиновыми фонарями.
Существование часовни было довольно спокойным. Она пережила Первую Мировую войну невредимой. Сохранились фотографии австрийских воинов на фоне часовни. В межвоенный период также не особо-то менялось, за исключением благоустройства вокруг самой часовни. В конце 1930-х годов территорию очистили от заборов и от деревьев, разбили клумбы, ликвидировали кирпичный забор. Хотя сама часовня не слишком нравилась волынском консерватору Збигневу Ревск. Он называл ее непривлекательной.
Пережила часовня и Вторую Мировую войну. Началась советская эпоха. Памятника царю в то время уже не было. Зато у самой часовни на расстоянии нескольких метров соорудили бронзовый памятник Сталину. Таким он и застыл на фотографиях — в тени Иверской часовни. Простоял он до 1956 года, когда его демонтировали в рамках акции развенчания культа вождя.
Прошло еще несколько лет и пришла очередь на уничтожение самой часовни. Хотя это было, по историческим меркам, не так давно, но найти информацию об обстоятельствах уничтожения часовни трудно. Старожилы или не знают, или молчат. В архивах никаких сведений найти не удалось. Это, правда, не означает, что их там нет.
Историк архитектуры Богдан Колосок так описывает события: «В 1959 или 1960 году городским комитетом комсомола был организован поджог и осквернение часовни. После того, как она постояла с выбитыми стеклами и без присмотра, ее окончательно уничтожили. Стены не поддавались быстрой разборке, поэтому их в одну из ночей взорвали. Икону разрешили забрать в собор Святой Троицы, откуда в ночь на 20 июня 2002 г. её похитили».  Дополнительные сведения поведала фотограф-краевед Ирина Левчанивская: «Разрушена (подорвана пожарными) по приказу председателя горсовета Грушецкого». В 1969 году, по случаю 30-летия воссоединения западноукраинских земель в пределах УССР, здесь поставили памятник коммунисту Степану Бойко.
Оказывается, что существует аналог луцкой часовни Иверской Богоматери. На юге Волыни в селе Браны Гороховского района стоит и никак не используется почти идентичная часовня, построенная по инициативе графа Рафаила де Боссалини, который также построил большую церковь в Журавниках.
На месте Иверской часовни в Луцкедавно хотят построить другую. Строительство инициирует Волынская епархия УПЦ КП. На заседании городского архитектурного совета проект согласовали, однако пока никаких видимых движений в сторону строительства нет. Зато появилась инициатива демонтажа памятника Бойко, который также пока стоит. Вероятно, 2016 год даст ответ на вопрос, как будет выглядеть этот участок край пешеходной улице Леси Украинский.
Источник: http://www.hroniky.com/articles/view/139-yzbavy-ot-vrat-adovykh-istorychna-dolia-lutskoi-kaplytsi

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?