Лучниково. Владимирская Заоникиева пустынь.

„Лета 7096 (1588), июня 23, в вологодском уезде, неподалеку от белозерской дороги явление было образа Пресвятыя Богородицы за Оникиевым (лесом), где построена церковь и пустыня, которыя и ныне состоят от г. Вологды в 13 верстах к северу»[Засецкий 1782 г.]. Владимирская Заоникиева заштатная пустыня наименование Заоникиевой получила от того, что в старину она отделялась от г. Вологды и окружных селений густым лесом называвшимся «Оникиевым». Об основании монастыря сохранилось предание. Сообщ. Н. Суворовым из рукописной книги,  принадлежащей Заоникиеву монастырю. Е. Е. В. 1865 г.
Более подробно http://www.booksite.ru/fulltext/ste/pan/ovs/kyv/olo/gda/55.htm

Заоникиевская Владимирская пустынь, общежительная, в 15 верстах от города Вологды. Основана пр. Иосифом в 1588 году (см. 21 сентября). Мощи его покоятся под спудом в Троицком храме, в приделе его имени; над гробницей преподобного — высеребрянная рака чеканной работы и образ его во весь рост; здесь же гробницы двух сподвижников его — Антония и Иоанникия. В монастыре находится явленная пр. Иосифу Владимирская икона Божией Матери, известная под именем Заоникиевской. Ежегодно 23 июня в монастыре совершается крестный ход из церкви святого Василия Великого, находящейся в 7 верстах от монастыря; 21 сентября бывает крестный ход из монастыря в часовню, находящуюся в деревне Обухове, где родился пр. Иосиф. При монастыре школа (с 1889 года) и богадельня.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Заоникиева пустынь находится в 14 верстах от губернского города Вологды. Она расположена в низменной лощине между деревнями Обуховым и Лусниковым Фетиньинской волости Вологодского уезда.
Время основания обители относится к концу XVI вка. В 1588 году, 23 июня на этомъ месте чудесно явилась икона Казанской Божией Матери и свв. безсребренников Космы и Дамиана одному крестьянину деревни Обухово, по имени Иллариону. Илларион водрузил здесь крест, устроил часовню, в которую поместил явленную икону, и поселился на жительство возле нее, предаваясь подвигам поста и молитвы. От новоявленной иконы стали совершаться чудеса. Тогда епископ вологодский Антоний благословил воздвигнуть здесь храм, а при нем устроить монастырь. Илларион принял пострижение с именем Иосифа и своими неусыпными трудами, иноческими подвигами и действенными пред Богом молитвами упрочил существование новооснованной обители. Впрочем, в течение XVII и XVIII вв. она не отличалась особенным благосостоянием, а в 1764 г. была оставлена за штатом. В материальном отношении монастырь стал быстро возрастать и развиваться только со второй половины XIX столетия, когда он украсился новыми каменными строениями и окружил себя даже красивой каменной оградой с башнями. Настоятель монастыря — иеромонах.
В монастыре имеется два красивых каменных храма. Главный храм во имя Св. Троицы с приделами во имя св. Алексея, человека Божия, и препод. Иосифа, основателя монастыря. Здесь почивают под спудом и его мощи; над ним устроена медная посеребренная рака с большим, во весь рост, изображением преподобного на верхней крышке. Кроме того, тут же покоятся мощи иноков Антония и Иоанникия. В этом храм находится и явившаяся препод. Иосифу икона Казанской Б. М., именуемая иначе Заоникиевскою, а также и местночтимая икона Владимирской Божией Матери. Второй храм, так называемый скитский, освящен во имя Александра Невского.
В главном храме обращают на себя внимание два напрестольных креста с частицами св. мощей, а также небольшой овальный камень, на котором утвержден перламутровый крест: этот камень есть часть от того камня, на котором преп. Серафим Саровский молился 1000 ночей. Дважды в году в обители устраиваются крестные ходы: 23 июня — в монастырь из церкви св. Василия Великого, находящейся в местечке Едке, в 7 верстах от монастыря, и 21 сентября — из монастыря в часовню, находящуюся в деревне Обухове, — месте рождения преп. Иосифа. Для паломников имеется большой каменный двухэтажный корпус; для странников—странноприимный дом с пищей и кипятком. Из гор. Вологды в пустынь ведет хорошая шоссейная дорога.
Источник: П. П. Сойкин (составитель). «Православные русские обители». — С.-Петербург: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1910. С. 76 — 78
Заоникиевская Владимирская пустынь — мужской монастырь, основанный в 1588 году преподобным Иосифом Заоникиевским на месте, где ему был явлен чудотворный образ Богородицы. Как рассказывали описания начала ХХ века, мощи основателя покоились «под спудом в Троицком храме, в приделе его имени; над гробницей преподобного — высеребренная рака чеканной работы и образ его во весь рост; здесь же гробницы двух сподвижников его — Антония и Иоанникия. В монастыре находится явленная пр. Иосифу Владимирская икона Божией Матери, известная под именем Заоникиевской… При монастыре школа (с 1889 года) и богадельня». «В монастыре имеется два красивых каменных храма. Главный храм во имя Св. Троицы с приделами во имя св. Алексея, человека Божия, и препод. Иосифа, основателя монастыря. Второй храм, так называемый скитский, освящен во имя Александра Невского. В главном храме обращает на себя внимание небольшой овальный камень, на котором утвержден перламутровый крест: этот камень есть часть от того камня, на котором преп. Серафим Саровский молился 1000 ночей… Для паломников имеется большой каменный двухэтажный корпус; для странников-странноприимный дом с пищей и кипятком. Из Вологды в пустынь ведет хорошая шоссейная дорога».
При монастырской реформе 1764 г. обитель была оставлена «за штатом», т.е. без государственного содержания. Однако во второй половине XIX века монастырь стал привлекать множество паломников, желавших поклониться чудотворной иконе Богоматери. Тогда и был создан ансамбль новых каменный зданий, окруженный изящной оградой с башнями. Он был дополнен на рубеже XIX-ХХ вв. при архимандрите Серафиме. На территории монастыря появился даже пруд с мостиком и беседкой над водой.
В 1920-е годы монастырь был закрыт. В 1930-е в нем было «спецпоселение» для сосланных крестьян, вероятно, из Западной Украины и Белоруссии, которых местное население называло «крестоватики». В начале Великой Отечественной войны на территории монастыря был размещен 740-й летный отряд: здесь ремонтировали, собирали и «обкатывали» самолеты перед отправкой на фронт. С 1964 года в Заоникиевской пустыни помещается «вспомогательная» школа. Трудами первых поколений ее учеников полуразрушенные здания были отремонтированы и приспособлены к новой жизни.
Большинство сохранившихся построек относятся ко 2 половине XIX в.
http://hraniteli-nasledia.com/articles/bedstviya/zaonikievskaya-vladimirskaya-pechal/

«Владимирская – Заоникиева или Богородицкая за Оникиева, также Аникиевская, мужская пустынь, заштатная (с 1764 года), Вологодской губернии и уезда, Фетиньинской волости, в 14 верстах к северу от Вологды, в низкой лощине между деревнями Лусниковым и Обуховым, при пруде. Основана на месте явления чудотворной иконы Божией Матери в 1588 году преподобному Иосифу, мощи коего, а также и двух его преемников Антония и Иоанникия, почивают здесь под спудом; память их чтится 23 июня, в день явления иконы, которая до настоящего времени находится в соборном храме, построенном в 1869-1881 годах. Издревле ежегодно 23 июня совершается крестный ход в монастырь из церкви святого Василия Великого, что на Едке, находящейся в 7 верстах, а 21 сентября из монастыря в часовню, находящуюся в деревне Обухово, родине преподобного Иосифа».
Располагалась между деревнями Лучниково и Обухово в Вологодском уезде Вологодской епархии, ныне Вологодский район Вологодской области. В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Заоникиевской пустыни показано на листе карты №94, шифр 88-8.
Основатель пустыни – преподобный Иосиф Заоникиевский (Вологодский) Христа ради юродивый, чудотворецРодился в деревне Обухово в крестьянской семье, мирское имя Илларион. Постриженик и первый насельник Заоникиевой пустыни. Для изнурения плоти юродивый Иосиф носил в пазухе камни, песок или землю. И зимой и летом ходил босиком. Под одеждой власяницу носил такую жесткую, что тело его кровоточило. Почувствовав смерть, просил похоронить его в часовне, им же и устроенной. Скончался на 84-ом году жизни 21 сентября 1612 года, день памяти 4 октября.
В 1588 году в Васильевской Едковской церкви слепой крестьянин Илларион молился о своем исцелении, ему явился святой Косма и привел незрячего на опушку Оникиева леса (в этом лесу было пристанище разбойника Аники). Святой угодник пообещал Иллариону, что здесь на следующий день Бог поможет страдальцу. На другой день на этом же месте явились слепцу оба бессребреника Косма и Дамиан и подвели его к парившей в воздухе иконе Божией Матери «Казанская». Прикоснувшись к иконе, Илларион прозрел. Произошло это 23 июня в день празднования иконы Божией Матери «Владимирская». Илларион поставил на месте явления иконы Животворящий Крест и устроил часовню, где поместил новоявленный образ. От иконы стали совершаться чудеса. И тогда епископ Вологодский и Великопермский Антоний повелел устроить в этом месте монастырь. Илларион постригся в монашество с именем Иосиф. Начальствовать в пустыни Иосиф отказался, первым игуменом был назначен Силуан.
При царе Михаиле Романове у монастыря появляется вотчина. Монастырский двор находился в отдаленной деревне Борилово (2 жилые избы, 2 сарая, конюшня и скотный двор). Крестьяне ближайших деревень были настроены недружелюбно к монахам («старцам здесь не жить!»). Первая деревянная Владимирская церковь с приделом великомученицы Параскевы Пятницы и часовня сгорели. По описи 1637 года на территории восстановленной после пожара пустыни находились новые строения: однопрестольная холодная Владимирская церковь с чудотворной иконой; теплая однопрестольная Параскевинская церковь; отдельно стоящая колокольня с 6 колоколами; две кельи.
Территорию монастыря окружала деревянная ограда. Часовни над гробом юродивого в 1637 году не было, она построена позже. При архиепископе Вологодском и Белозерском Симоне (1664-1685 годы) часовенка над мощами трижды разбиралась и трижды самовольно ставилась заново. Иосиф Заоникиевский в это время не был канонизирован, но народ чтил память чудотворца.
Новая холодная церковь, построенная при владыке Симоне, уже не называлась Владимирской. Главный престол в ней освящен во имя Святой Троицы, придельные — Положения ризы Пресвятой Богородицы и преподобного Алексия человека Божия. В описи 1679 года указаны холодная Троицкая и теплая Параскевинская церкви. До 1690 года пустыней управляли игумены, затем до 1764 года – строители.
С 1716 года епархией управлял епископ Вологодский и Белозерский Павел. Он установил местное празднование Иосифу Заоникиевскому. В 1717 году привели в порядок часовню и гробницу преподобного. В 1720 году построена каменная Троицкая церковь вместо деревянной, приделы освящены во имя преподобного Алексия человека Божия и преподобного Иосифа Заоникиевского. В 1732 году в пустыни проживали 5 монахов. В 1742 году за ней числилось 38 душ крестьян. Перед монастырской реформой в пустыни было 2 насельника: строитель иеромонах 58-и лет и монах 80-и лет.
С 1764 года Заоникиева пустынь — заштатная общежительная обитель с настоятельством строительским.
33 года (с 1867 до 1900 года) управлял пустыней игумен (затем архимандрит) Серафим. Мирское имя его — Иван Васильевич Заостровский. Он родился в 1824 году в семье дьякона Богоявленской Шевденицкой церкви, окончил Тотемское духовное училище и Вологодскую семинарию. Поступил в Григориево-Пельшемский монастырь в 1844 году, пострижен в монашество в 1854 году. Был казначеем Лопотова монастыря. В 1863 году переведён в Заоникиеву пустынь, в 1867 году утверждён в должности настоятеля.
При игумене Серафиме нищий монастырь превратился в процветающую обитель. Вместо каменной Троицкой церкви в 1869-1871 годах построена новая каменная в связи с колокольней одноэтажная пятиглавая четырехпрестольная Владимирская церковь. Престолы: иконы Божией Матери «Владимирская» — в холодной церкви, в теплой церкви преподобного Иосифа Заоникиевского – южный, Живоначальной Троицы – средний, преподобного Алексия человека Божия – северный. Мощи преподобного Иосифа находились под спудом во Владимирской церкви в Иосифовском приделе. К югу от соборной церкви в 1877 году построен новый братский корпус. На втором этаже братского корпуса в 1878 году освятили скитскую церковь Александра Невского, в ней непрерывно читалась псалтирь, как в древних скитах, почему и церковь – скитская. При этой церкви была особая малая деревянная колоколенка.
Западнее Владимирской церкви размещался двухэтажный настоятельско-братский корпус: вверху – настоятельские кельи, внизу – трапезная, кухня и братские кельи. Второй этаж этого корпуса был надстроен в 1878 году. Полуразрушенную деревянную ограду в 1871-1874 годах заменили каменной с четырьмя жилыми башнями по углам, с воротами на северной и южной стороне. На монастырской площади располагались пруд и садик. К северу от соборной церкви восточнее северных ворот построена в 1886 году каменная двухэтажная гостиница для богомольцев.
При игумене Серафиме открыты столярная, швейная и сапожная мастерские, в 1889 году — школа для крестьянских детей. За заслуги по благоустройству монастыря в 1889 году он возведен в сан архимандрита. Скончался архимандрит Серафим 12 апреля 1900 года и погребен в Алексеевском приделе Владимирской церкви. Кроме жилых и церковных зданий на территории пустыни находились каменные амбар, два погреба, конюшня, кузница, баня и деревянные каретник и дровяник. Недвижимость за пределами монастыря 1885 году в деревне Обухово на месте бывшего дома преподобного построена каменная часовня во имя преподобного Иосифа Заоникиевского. Вторая часовня (деревянная) во имя преподобного Иосифа Заоникиевского стояла при постоялом дворе монастыря в деревне Герасимцево на большой дороге на Архангельск. Земельные угодья монастыря располагались возле деревень Житково, Чечулино, Чанцово. В этих деревнях находились монастырские деревянные жилые дома и хозяйственные постройки.
В Вологде монастырю принадлежал полукаменный двухэтажный дом. Земли за монастырем числилось 810 десятин, лошадей – 11, крупного рогатого скота – 33 головы. Источниками материального обеспечения монастыря были: проценты с неприкосновенного капитала, пожертвования, церковные доходы (продажа свеч и просфор, кошельковые, кружечные, молебенные), выручка от хождения с чудотворными иконами, деньги за продажу сельхозпродукции, доход с постоялых дворов и гостиницы.
Все насельники добросовестно выполняли свои обязанности и соблюдали монастырский устав. Богадельни не было в монастыре, но каждый год пустынь давала кров и кормила странников, они оставались в монастыре на день-два. В 1916 году богомольцев прошло через пустынь 8900 человек. Благочестивые обычаи монастыря – два крестных хода: к Васильевской Едковской церкви и в деревню Обухово.
В 1916 году в Заоникиевой пустыни обитали 39 насельников: настоятель, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 4 манатейных монаха, 5 рясофорных послушников и 23 бельца. Все рясофорные послушники были из крестьян: Виктор Катаев из Вологодского уезда, Павел Павлов и Стефан Непомилуев из Вельского уезда, Николай Упадышев и Иван Пешков из Тотемского уезда. 20 бельцов были также из крестьян, 3 человека — из другого сословия: коллежский секретарь Алексей Поликарпович Богоявленский (письмоводитель в монастыре), сын священника Николай Васильевич Соколов и мещанин Николай Иванович Миролюбов. Паспортные обитатели монастыря трудились по обету или были послушниками на испытании. Они выполняли разные работы в монастыре: шили одежду и обувь, ухаживали за скотом, трудились в полеводстве, столярничали, плотничали и т.д.
В 1918 году церковь отделена от государства. Всё имущество и земли Заоникиевского монастыря были национализированы. В своём отчете игумен Марк писал в 1918 году: «В хозяйственном отношении обитель находится в самом жалком положении. Все земли, принадлежавшие ей, с живым и мертвым инвентарём, взяты коммуной. Нет ни лошади ни коровы. Обитатели обители постоянно терпят оскорбления от коммунистов, выражающихся в постоянных придирках к братии, доносах. Они ругаются самыми скверными словами и часто в горячке угрожают убить. Обители нет спокойствия от постоянных обысков, а равно и возводимых обвинений в агитации и чтении будто бы воззваний и т.п.».
В 1921 году настоятель пустыни игумен Марк умер от чахотки. Его заменил архимандрит Антоний.В монастыре в это время проживали 14 человек: настоятель, 4 иеромонаха, иеродиакон, 2 манатейных монаха, 3 рясофорных послушника и 3 послушника. Выбывшего иеромонаха Паисия заменил иеромонах Варсанофий 58-и лет (в миру Василий Михайлович Пантелеев). Вскоре последние насельники покинули закрытый монастырь.
В настоящее время на территории монастыря находится Заоникиевская специальная (коррекционная) школа-интернат. Сохранились полуразрушенные здания соборной церкви и братского корпуса, где была устроена скитская церковь.
По материалам: Македонская Н.М. Заоникиева Богородице-Владимирская мужская пустынь. Описание Зверинского В.В. №715 http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=343

4 мая 2018 года митрополит Игнатий издал указ об образовании в деревне Лучниково Вологодского района Архиерейского подворья «Заоникиева Богородице-Владимирская мужская пустынь». Глава Вологодского района Сергей Жестянников передал комплекс зданий, в которых располагалась Заоникиевская школа, Русской Православной Церкви. 10 мая владыка Игнатий и глава Вологодского района Сергей Геннадьевич Жестянников осмотрели бывшие храмы монастыря и сохранившиеся здания, в которых до последнего времени располагалась специальная коррекционная школа-интернат. Накануне праздника Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий впервые за сто лет совершил в возрождаемой Заоникиевой Богородице-Владимирской мужской пустыни всенощное бдение и монашеский постриг.
http://vologda-mitropolia.ru/msluzheniya/item/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?