Храм Преображения Господнего в поселке Лотошино имеет довольно насыщенную историю. Еще до середины XVIII века он был деревянным, и его престолы были освящены, по всей вероятности в честь Спаса Нерукотворного и Успения Пресвятой Богородицы. Ко времени вступления в активное владение князьями Мещерскими, он был уже в дряхлом состоянии и поэтому князь Сергей Васильевич Мещерский (1737-1781) принял в наследство от своего отца Василия Ивановича Мещерского (умер 15 марта 1776г.) намерение построить новый каменный храм.
11 сентября 1776 года в Тверскую духовную консисторию было подано прошение о построении каменного храма Спаса Преображения. Еще до этого, в течении десяти лет велись переговоры с тверским епископами Платоном, Арсением, Гавриилом о том, в честь каких святых и святынь могут быть освящены престолы будущего храма. Грамота от 1769 года, хранящаяся в Тверском областном архиве свидетельствует о ходатайстве строения церкви с приделами — «в нижнем апартаменте, один — «Спаса Нерукотворного Его Образа», другой — «Богородица Донская», в верхнем — один «Преображения Господня», другой — «Зачатия Иоанна Предтечи», на угольный — свт. Василия Великого, в отрубе — святого мученика Мины, третье — Прокопия Устюжского и Николая Чудотворца. В 1791 году утвердились престолы Казанской иконы Божией Матери и св. Василия Великого.
Позже, когда строительство храма вошло в силу, были утверждены, кроме главного престола — Преображенского, еще три престола — Святой Животворящей Троицы, преподобного Сергия Радонежского, святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Итого — шесть престолов. Надо отметить, что большинство имен представителей рода князей Мещерских составляли именно Василии, Сергии, Борисы.
К началу XX века Борисов даже было сразу пять, о чем свидетельствует фотография из частной коллекции. Величественный храм, который к середине XIX века возвысился над всем поселением, был таким образом, двухэтажный, просторный, однокупольный. Высокая трехъярусная колокольня была построена отдельно. По воспоминанию старожилов, звон ее колоколов достигал даже Ивашково.
В храме были установлены строгие порядки. Большая икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Казанская» для, которой был устроен свой придел, располагалась, как и положено, с левой стороны, и на эту сторону становились женщины, на другой стороне — мужчины. За этим наблюдал специально поставленный человек. Большие витьеватые латунные и бронзовые подсвечники стояли по периметру зала и возле деревянного аналоя тонкой резьбы, на котором обычно лежала икона «Воскресения».
Широкие, обрамленные литыми фигурными решетками окна проливали свет на роскошную позолоченную лепнину Царских врат, отделку ярусов иконостаса и солеи. Старожилы говорили, что по праздникам здесь играл орган. Хор был большой — человек тридцать. Пели, как говорили, тихо, но раздавалось громко. То есть акустика была очень хорошей. Возле храма была длинная коновязь, то есть слега, за которую приезжающие на службу крестьяне, купцы и гости могли привязывать лошадей своих повозок.
В 1863 году Лотошино входило в Храневское благочиние, где тогда красовалась своей уникальной архитектурой Введенская церковь. Преображенская церковь имела обширные земли и даже отвоевывала их через судебные инстанции того времени у самих ее устроителей, о чем свидетельствует тяжба, длившаяся с 1861 по 1869 год между благочинием и князьями Василием Ивановичем и Борисом Васильевичем « …о порубе пяти ив… и неправильном завладении землей».
Послереволюционная история величественного Преображенского храма трагична, как и история многих других храмов на просторах нашего многострадального Отечества. В середине 30-х годов XX века часть его была взорвана. Эту операцию проводили изощренно, так как непросто было разрушить почти монолитные стены храма и колокольни. В стенах выбивали кирпичи, закладывали взрывчатку и только так обрушивали храм по частям…
В Великую Отечественную разрушительные действия продолжались к 1945-47 году на месте былого благолепия образовался безобразный заросший пустырь. Осквернялись, громились и находившиеся вокруг храма надгробные памятники на могилах прицерковного кладбища, куда хоронили умерших младенцев и достойных людей, в том числе и шестерых владельцев Лотошинской усадьбы — князей Мещерских. В пятидесятых годах, когда проводили строительные работы на территории сквера, разрывали могилы с остатками позолоченных риз, и был разрушен склеп, вероятно, родовое захоронение князей Мещерских.
В 1993 году в поселке была образована православная община, именованная в честь разрушенного храма «Преображенской». На месте, приближенном к зданию разрушенной колокольни, был установлен и освящен поминальный крест. В 1995 году общине для проведения служб было предоставлено часть помещения бывшего военкомата. Позже оно было передано полностью. Силами членов общины была произведена реконструкция внутреннего и внешнего вида. Службы ведутся на антиминсе, благословленном Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.
В 2004 году был выделен большой участок земли для строительства нового храма. В настоящее время на нем построен деревянный храм во имя преподобного Серафима Саровского. Заложен камень и Преображенского храма, который будет строиться позже.
По материалам официального сайта Лотошинского церковного округа Московской епархии Русской Православной церкви Лотошинское благочиние.