Лощемля. Церковь Михаила Архангела.

Село Лощемля, от Твери 130 верст, от Волочка 90 верст. Церковь Михаило-Архангельская, построена в 1829 году, каменная, престола два: в холодной Архистратига Михаила, в теплой Святителя Николая. Церковные документы: опись 1848 года, метрики с 1800 года, исповедальные с 1829 года.
В 1901 году служили: Священник Андрей Лебедев 63-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1861 года, священником с 1876 года, состоял законоучителем церковно-приходской школы и членом благочинного совета, награждён в 1897 году камилавкой. Диакон Пётр Михайлович Франтов 41-го года, диаконом с 1886 года, состоял учителем церковно-приходской школы. Псаломщик Владимир Поведский 23-х лет, окончил духовную семинарию, в должности с 1897 года.
Прихожан в селе Лощемле, в деревнях: Ермолине, Горшкове, Змиеве, Горке, Пятницком, Красниньком, Хребтове, Соснушке, Подусове, Афанасове, Павлове, Худых Горах — 338 дворов (1047 мужчин, 1023 женщин).
В 1915 году служили: Священник Василий Бутягин 37-ми лет, окончил семинарию, на службе 12 лет. Штатный диакон Аркадий Франтов 23-х лет, на службе 4 года. Псаломщик Петр Васильев 25-ти лет, на службе 5 лет, в Михайловском храме 3 года.
Прихожан в деревнях: Ермолино, Горшково, Змиево, Пятницкая, Соснушка, Горка, Красненькая, Подусово, Афанасово, Хребтово, Павлово, Худы-Горы — 1213 мужчин, 1181 женщина.
В приходе церкви находилось 4 часовни.
По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. — Тверь, 1914.
Небольшой и скромный храм в характерных для памятников бежецких окрестностей формах провинциального классицизма. Ценность здания в очень малой последующей перестроенности и сравнительной сохранности (храм действовал до 1961 года). Часть утвари затем перевезена в другие храмы, часть — расхищена. Здание находится в довольно плачевном состоянии, несмотря на то, что с 2010 года вокруг стоят реставрационные леса и частично заменена кровля.
Церковь построена по типовому проекту, воплощенному в еще нескольких подобных храмах (например, в селе Хонеево). Это традиционный трехчастный храм «восьмерик на четверике», украшенный упрощенным декором — нишками прямоугольной и полуциркульной формы, плоскими лопатками и карнизами. Ряд деталей — например, южное крыльцо — выполнены грубовато, лишь с условной оглядкой на первоначальный проект. В храме сохранился каркас подлинного иконостаса первой трети XIX века, и росписи, выполненные в два приема. От живописи середины — 3 четверти XIX века (созданной мастерской бежецкого круга, той, что выполнила первоначальную роспись в Княжеве и Поречье) остались небольшие фрагменты живописи в куполе (уцелели лазоревые фоны, сравнительно менее прописаны ангелы и Саваоф) и отдельные детали композиций на стенах, там, где старая живопись открылась под смытой или осыпавшейся записью. Остальная живопись прописана в самом конце XIX века местной мастерской, вероятно той, что создала живописные композиции в приделах в Княжеве. Запись не лишена художественных достоинств в отдельных частях, но в основном довольно грубоватая. По материалам сайта Тверские своды

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?