Лосево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Церковь Покрова построена из кирпича и оштукатурена по фасадам. Это необычный по типу храм в стиле позднего классицизма. Центрическую основу композиции образует квадратный в плане объем с пятью глухими главами. Центральный восьмигранный металлический барабан (главка над ним утрачена) поднят на купольную кровлю. Боковые приземистые квадратные в плане барабаны несут купольную кровлю, на которую непосредственно опирается шаровидная главка с крестом. Продольная ось композиции выявлена более узкими и низкими, по сравнению с основным объемом, полукруглой апсидой и прямоугольным в плане притвором и еще более узкой папертью. Южный и северный фасады храма с высоким цоколем, выявленным ленточным рустом, имеют строго симметричную трехчастную композицию. Среднюю часть занимает тройное прямоугольное окно с ложным полукруглым трехчастным окном над ним. По боковым осям расположены крупные прямоугольные окна и квадратные ниши вверху. Состоящий из полочек венчающий карниз дополнен двухступенчатыми зубцами. Рустованный цоколь и венчающий карниз продолжены и на двух других фасадах. Гладкая стена апсиды прорезана тремя прямоугольными окнами. Перед западным фасадом выступает портик с четырьмя тосканскими колоннами и треугольным фронтоном. Позднее портик был превращен в притвор с тесовыми, оштукатуренными по дранке стенками. Паперть перед портиком образована двумя кирпичными столбами с аркой и деревянными боковыми стенками. Двускатная кровля с запада нависает в виде треугольного фронтона, опирающегося на два деревянных столба.Внутри храма четыре массивных пилона со срезанными внутренними углами несут при помощи парусов купольный свод. Коробовые своды с распалубками над боковыми компартиментами опираются на широкие подпружные арки, переброшенные от пилонов к стенам. Апсида перекрыта конхой. В притворе и паперти деревянное перекрытие имитирует коробовый свод. В храме находится первоначальный одноярусный деревянный резной иконостас в стиле классицизма, выкрашенный в темно-серый цвет, с позолоченными деталями. Средняя часть решена в виде триумфальной арки, а боковые (придельные) части имеют полукруглые выступы. Сочный растительный орнамент украшает антаблемент. В алтаре стоит надпрестольная сень с четырьмя витыми колоннами и волютами в завершении (корона утрачена); частично сохранились резные драпировки. Масляная настенная живопись относится к кон. 19 — нач. 20 вв. В куполе изображено Отечество, на парусах — Евангелисты. На своде южного компартимента помещена композиция «Благословление детей», на своде северного компартимента — «Сретение»(?). Подпружные арки и верхние части пилонов украшены богатым орнаментом с мотивами плетенки, бегущей волны, акантовых листьев и т.д. Грубовато выполненный гризайльный карниз включает розетки и модульоны.Ограда устроена по всему периметру территории. На основном своем протяжении она выстроена в виде глухой кирпичной стенки, над которой возвышаются столбы. Вдоль западной стороны и частично с юга и севера ограда представляет собой кирпичные столбы, прясла между которыми забраны решеткой из вертикальных копьевидных прутьев.Трехпролетные кирпичные Святые ворота выдержаны в русском стиле. Средний проем ворот и боковые калитки обладают схожей композицией с выразительными двойными арочками и килевидным завершением. Среднее звено немного больше боковых и увенчано луковичной главкой на граненом барабане. Пилоны ворот обработаны парами приземистых колонок с перехватами, пилоны калиток — лопатками с ширинками.

Полукаменный дом причта характерен для периода эклектики и сохраняет отдельные реминисценции позднего классицизма в фасадной композиции. Нижний этаж кирпичный и побеленный, второй рублен с остатком и обшит тесом. Прямоугольный в плане объем завершен вальмовой кровлей; с задней стороны к нему примыкает большая деревянная пристройка советского времени. Главный фасад имеет строго симметричную композицию в 7 осей окон. Средняя часть выделена выступами перерубов и широкими проемами — входным (ныне заложен) на первом этаже и трехчастным окном на втором. Окна второго этажа обрамлены фигурными наличниками. Выступы перерубов и угловых венцов решены в виде филенчатых пилястр. На первом этаже им отвечают гладкие лопатки.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863. С. 274; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 307-308; Белоруков Д. Деревни, села и города Костромского края: Материалы для истории. Кострома, 2000. С. 405; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 4: г. Солигалич и Солигаличский район. Кострома, 2002. С. 185-189. Архивные источники: ГАКО. Ф. 137. Оп. 2. Д. 2326. ИИМК РАН.
http://svodokn.ru/object/101526500

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?