Лопотово, урочище. Лопотов-Богородский Григориево-Пельшемский монастырь.

Протоиерей А. Мокиевский. История Лопотова Богородского Григорьева Пельшемского монастыря
Основатель обители прп. Григорий Пельшемский родился в 1315 году, происходил он из знатного рода бояр Лопотовых из г. Галича Костромского. Родителей своих он чтил, но очень тяготился своим высоким положением и предполагаемой женитьбой, оттого как с юных лет избегал мира и всех его удовольствий и думал единственно о спасении души. Не желая, однако, поступать поперек воли родительской, он, как мог, откладывал свадьбу, а сам молился о том, чтобы Господь помог ему сохранить чистоту девства. В ответ на молитвы юноши Господь призвал родителей Григория раньше, чем они успели оженить его.
С честью похоронив отца с матерью, молодой боярин скоро распорядился своим наследством, наделивши своих рабов и рабынь землей и имением, отпустил на волю, деньги раздал нищим, а сам, не оставив себе ничего, пошел в монастырь Богоматери, находившийся близ Галичского озера. Невзирая на юность, Григорий, став монахом, служил жизнью своей примером для братии.
Строгая жизнь подвижника обратила на себя внимание духовного начальства, и как только он достиг узаконенных лет, был возведен во священный сан, а затем поставлен был и игуменом обители. Когда его назначили настоятелем, его опять стали тяготить всеобщее внимание и почет. Сам владетельный князь Галичский Юрий Димитриевич, брат великого князя Василия, такое имел к нему уважение, что за честь считал для себя знакомство с ним и упросил его быть восприемником двух сыновей своих. Подобная честь и величание было чуждо смиренной душе подвижника и нарушало спокойствие его духа. Он стал вынашивать мысль об удалении в такое место, где бы он мог жить в совершенном безмолвии.
Первую попытку уйти от славы он предпринял в ростовскую землю. Там он поселился в монастыре прп. Авраамия. Но узнавши лично прп. Григория владыка Ростовский Дионисий предложил ему стать архимандритом Спасского монастыря на Песках. Принявши на себя управление монастырем только из послушания воле архипастыря и проведши в монастыре два года, прп. Григорий не оставил мысли своей о пустынножительстве. Однажды тайно он покинул обитель, которую к тому времени возродил от упадка и обустроил, и направился на Север.
Скитаясь по непроходимым дебрям и болотам, он дошел до монастыря прп. Дионисия Глушицкого. Уединенная обитель Глушицкая пришлась по сердцу прп. Григорию, здесь он, наконец, обрел то, чего жаждала душа его – полного смирения и безответного послушания. Между прп. Дионисием и прп. Григорием сложилось полное понимание, установились отношения старца и ученика. Когда святому было 104 года, и он созрел для полного безмолвия, прп. Дионисий благословил его удалиться на пустынничество. С крестом на плечах и молитвою на устах направился преподобный на восточную сторону от Глушицкого монастыря и прибыл на реку Сухону. Когда зарделась заря, святый услышал как бы звук колокола и пошел туда, откуда был слышен звон, через леса и болота. Так он добрался до реки Пельшмы и, обозрев окрестность, водружает крест. Там прп. Григорий соорудил себе келью, положив начало новой обители. Произошло это в 1426 году.
Через некоторое время к нему стала собираться братия. Была построена деревянная церковь во имя Собора Пресвятой Богородицы. Посетил святого и прп. Дионисий. Он принес книги, иконы и все необходимое для богослужения, освятил новый храм, благословил братию и дал им устав. Строгое послушание царило в новой обители. Вся жизнь св. Григория проходила в подвигах молитвы и доброделания. Свободные часы он посвящал переписыванию богослужебных книг.
Во время междоусобиц за московское княжение жители разоренных вологодских земель стекались в глухую лесную обитель, где находили теплый прием и посильную помощь. Житие старца повествует о его неоднократных подвигах умиротворения этих междоусобиц. Так, в апреле 1433 года князь Юрий Галичский овладел великокняжеским престолом, изгнав Вел. Кн. Василия. Прп. Григорий, узнав об этом, поспешил в Москву и решительно обличил честолюбца. Князь Юрий внял увещеваниям своего кума, который, подобно ветхозаветным пророкам, напрямую обличал его во властолюбии и неправде, и возвратился в Галич.
Но уже зимой 1434 г. сын его Дмитрий Шемяка стал опустошать вологодскую страну, принадлежавшую Москве. Воспламененный святою ревностию он снова берет в руки страннический посох и отправляется к Шемяке. За обличение князя в том, что тот «свою Русь воюет», и «воинство его горькой смерти предает христиан», тот приказал вышвырнуть его вон. Холопы княжеские сбросили преподобного с высоких сеней княжеского терема на лед. Сильно разбитый старец пролежал несколько часов без чувств, но потом поднялся и произнес грозное пророчество, а затем тихо побрел в свою обитель. На князя же Димитрия напал страх такой, что он не смог ночью сомкнуть глаз и наутро отступил от Вологды.
Чувствуя приближение кончины, он пошел со своей братией в монастырь, где жил его духовник старец Варсонофий, и скончался, напутствованный Святыми Христовыми Тайнами. Преподобному было 127 лет. Тело свое он завещал бросить в болото, но его привезли в обитель и похоронили в церкви с великой честью, причем при этом совершилось исцеление, и вся церковь наполнилась благоуханием.
Он был прославлен на соборе 1549 г. Житие его составил инок Глушицкой обители Иринарх со слов очевидцев еще в 1492 г. Память прп. Григорию отмечается 30 сентября/13 октября. Ему посвящено множество храмов, приделов, часовен. Гробовая доска преподобного еще в начале XX хранилась как реликвия в Григориевском храме Ростовского кремля.
Мощи святого почивают под спудом в каменной церкви его имени, близ северной стены. Над ней была устроена рака, обложенная медными чеканными посеребренными листами, на раке был положен образ преподобного в серебряной ризе, осененный балдахином. При раке хранились железные вериги, железная полумантия и железная кольчатая рубашка преподобного, в которых он совершал свои всенощные бдения.
Впоследствии вокруг обители возникло село Лопотово. Монастырь развивался благодаря пожертвованиям купцов, заезжающих в обитель на богомолье и благословение в путь. Проходивший неподалеку путь из Москвы в Архангельск, т. н. «из варяг в греки», был единственным сухопутным торговым трактом, связывающий столицу с единственным портом, а через него – с заморскими странами. Дорога торговых людей шла сквозь дремучие леса, где нередки были нападения разбойников. По той же причине в одной из деревень в 7 верстах от обители — Кадникове был размещен небольшой гарнизон для сопровождения купеческих обозов. Впоследствии эта деревня стала городом Кадников, центром обширного уезда, включавшим в себя территорию семи районов нынешней Вологодской области. Но молитвы преподобного были надежней военной стражи.
В 1612 году монастырь не избежал участи большинства северных обителей и был дотла сожжен бандами поляков и литовцев, о чем свидетельствует целый слой угля в археологических раскопках. До 1764 года настоятельство в нем было игуменское, крестьян под ним было 293 души, после екатеринских реформ монастырь стал заштатным и пришел в упадок.
История монастыря в XIX веке связана с именем прославленного в лике святых нашего соотечественника святителя Игнатия Брянчанинова. В 1831 году Вологодский епископ Стефан совершил монашеский постриг будущего святителя, после чего в течение месяца рукополагает его сначала в иеродьякона, а затем и в иеромонаха. Имея к тому времени уже достаточную духовную зрелость, иеромонах Игнатий становится вскоре настоятелем и строителем Пельшемского Лопотова монастыря, который к тому времени за оскудением братии и общей ветхости был уже предназначен к закрытию.
Сравнительно недолго (около двух лет) настоятельствовал здесь отец Игнатий, но за этот короткий срок благодаря своей мудрости, твердой воле и несокрушимой энергии возродил обитель в духовном и хозяйственном отношении. Был создан замечательный хор. За короткий срок число братии увеличилось до 30 человек. Были построены две каменные церкви — Богородичная с приделом св. Иоанна Предтечи, и церковь прп. Григория, звонница, братский корпус. Монастырь был обнесен невысоким каре с угловыми башенками и воротами. Был возведен арочный каменный мост через реку Пельшму. 28 января 1833 года за усердные труды по возрождению обители иеромонах Игнатий был возведен в сан игумена.
Хозяйственная деятельность, которую осуществлял монастырь прп. Григория, была типичной для вологодского края – это в основном сельское хозяйство и рыбная ловля. Но был в монастыре и свой особенный промысел – железоделательный. Еще с давних времен приметили монахи, что в лесных омутах вода коричневая, что говорило о большом содержании металла в почве. На лодках иноки пробирались по трясине, наполняя их болотной грязью. Потом из этой грязи выплавляли металл – так называемое кричное железо. Железо вследствие несовершенства технологии получалось не самого лучшего качества, но, однако, вполне обеспечивало обитель и всю округу предметами обихода – гвоздями, подковами, топорами, наконечниками плугов, косами, замками и пр. Также это железо употребляли при строительстве, из него ковали решетки, петли, стяжки для кладки и даже купольные кресты.
Действовала обитель вплоть до 30-х годов XX века. Советская власть ее закрыла, образовав на ее месте сельскохозяйственную коммуну. Церкви были разворованы и переделаны под жилье и зернохранилища. В дальнейшем на территории обители и прилегающих к ней землях существовал совхоз. Редкие иконы и утварь сохранились или в музеях, как например, икона XIX века Воскресение Христово из собрания Русского музея, или в домах верующих. Точку в истории монастыря поставила экологическая катастрофа. В 70-х годах промышленный гигант – Сокольский ЦБК начинает сброс в реку Пельшму своих технологических отходов. На сегодняшний день концентрация химии в воде реки такова, что Пельшма признана экологами самой загрязненной рекой (!) в России. В ней погибла вся рыба и те деревни и села, что издавна стояли близ этой реки, обезлюдили. Так и село Лопотово опустело. Дома кто перевез, кто распилил на дрова, а каменные монастырские сооружения превратились в руины. Дикий бурьян выше человеческого роста заполонил теперь место некогда славной обители, а о том, что здесь когда-то жили люди, напоминает лишь выдичавший яблоневый сад.
Одно из подворий монастыря располагалось в городе Кадников. При нем была выстроена замечательная часовня, которая несколько лет назад была возвращена верующим и освящена. Там регулярно проводятся богослужения священниками ближайшего Ильинского храма. Теперь, когда поклонение преподобному доступно лишь экстремальному паломнику, ему можно помолиться в этой часовне, единственном действующем храме в городе. Однако мощи св. Григория Пельшемского так и пребывают среди заброшенных руин и продолжают освящать своим присутствием наш благодатный край.
Источник: Мокиевский А. История Лопотова Богородского Григорьева Пельшемского монастыря / прот. А. Мокиевский // Ферапонтовские чтения, 2004-2006. – Ферапонтово, 2007. Вып. 1: История и культура монастырей Русского Севера. С. 168-171.

Основал монастырь в начале XV века уроженец Галича монах Григорий (Лопотов), пришедший в вологодские края в поисках молитвенного уединения. Пять лет прожил Григорий в обители преподобного Дионисия Глушицкого, а потом поселился на берегу Пельшмы. Вокруг его кельи вырос монастырь, в котором бывал и преподобный Дионисий. Связаны эти места с именем еще одного великого русского подвижника – святителя Игнатия Брянчанинова: вскоре после своего пострига в 1831 году он два года управлял Пельшемской обителью, привел в порядок и духовную жизнь насельников, и хозяйство монастыря.
Монастырь на Пельшме использовался советской властью по-разному, еще в 80-х годах тут был летний пионерский лагерь. Люди еще помнят, как весело тут жилось ребятам, как играли в футбол с мальчишками из соседних деревень… Давно и лагерь закрылся, и в округе никто не живет.
Прихожане Ильинской Засодимской церкви, что под Кадниковом (это ближайший храм к Пельшемскому монастырю), поставили Поклонный крест в память об обители. Шесть лет они совершают сюда из своего храма крестный ход в день памяти преподобного Григория – 13 октября. Протоиерей Георгий Осминин совершал на развалинах молебен, и до следующего дня памяти обитель вновь погружалась в запустение.
В прошлом году в разрушенном монастыре побывали прихожане возрождающегося вологодского храма Рождества Пресвятой Богородицы на Нижнем Долу, здесь в прежние времена был престол во имя преподобного Григория Пельшемского. Вот тогда Роман Сипин – староста Нижнедольского храма – и застревал в непроезжей грязи, когда приезжал с настоятелем протоиереем Александром Лебедевым подготовить место для молебна. Из всех луж выбрались, молебен совершили, все остались довольны. Но осталась мысль – неужели так и оставим святое место в запустении?
В начале июля вологжане и кадниковцы приехали в обитель на Пельшме посмотреть внимательно, что и как можно здесь сделать. Предварительно изучили исторические материалы, помогла известная исследовательница вологодских древностей Нина Македонская, автор «Церковно-исторического атласа Вологодской области», она о местных обителях знает, кажется, все.
В монастыре были два храма – Богородский и Григориево-Пельшемский. Исследовали оба и пришли к выводу, что браться целесообразнее за тот, что поставлен над мощами основателя обители. Оба они руинированы, как говорят специалисты, оба стоят без кровли, но у Григориево-Пельшемского стены сохранились лучше.
– Конечно, планов больших строить сейчас не будем, – говорит Роман Сипин. – Начнем работать, а там уж как получится. Видится реальная возможность в этом году хотя бы часть храма перекрыть, и железо есть – старое, конечно, но еще послужит. Хотя бы от снега и дождя прикроет… Заложим кирпичом отверстие в стене, навесим двери, потом можно будет придел небольшой оборудовать, богослужения начать. Обсуждение шло серьезно, неспешно. Решили – надо делать! – Надеемся поработать несколько дней, чтобы суметь не только убрать битые кирпичи и поваленные деревья из храма, но и подготовить основу для дальнейшей работы, – продолжает Роман Сипин. – Ждем, что к нам присоединятся все, кто может свой труд вложить в возрождение храма – это же счастье для каждого православного.
Источник: Сальников А. Восстановление заброшенной обители: начинаются работы по возрождению монастыря преподобного Григория Пельшемского // Красный Север. 2016. 13 июля. С. 31. По материалам: http://www.booksite.ru/civk/2_st-794.html

Историческое местоположение: Кадниковский уезд, Вологодская губерния.
Соборная Богородицкая церковь, XVlll века, каменная. Престолы в честь: Собора Пресвятой Богородицы — главный, усекновения главы Иоанна Предтечи. Церковь в честь преп. Григория Пельшемского, 1833 года, каменная. В церкви под спудом находились мощи преп. Григория Пельшемского.
Библиография: Церковно-исторический атлас Вологодской области. — Вологда: Древности Севера, 2007. Т. 1. С. 79, 130.
Лопотов монастырь. Извлеч. из описания Н. Суворова 1875 г. Вологод. Епарх. Вед. Лопотов Богородицкий, заштатный, общежительный мужеский монастырь находится в кадниковском уезде, на левом берегу реки Пельшмы, впадающей в Сухону, разстоянием от г. Вологды на северовосток по большой архангелогородской дороге (в сторону от этой дороги две версты) в 42 верстах; от уезднаго г. Кадникова, на югозапад, в 7 верстах. Лoпотовым называется по родовой фамилии своего основателя, преподобнаго Григория, Богородицким до главному храму обители во имя Собора Богоматери.
Преподобный Григорий родился около половины XIV столетия в городе Галиче из боярской фамилии Лопотовых. В 1426 году преподобный соорудил церковь во имя Пречистый Девы, честнаго Ея Собора. В 1430 году когда князь Димитрий Шемяка наступил ратию на город Вологду, вооружившись христианским мужеством, преподобный Григорий взял свой посох и пошел к нему с обличительным словом; разгневался князь за смелую речь отшельника и велел сбросить его с моста; преподобный разбившись почти до смерти, несколько часов, пролежал как мертвый, потом встал и окружавшим его предсказав, что Шемяка будет побежден, возвратился в пустыню свою. Преподобный предал чистую душу Богу сентября в 30 день 1442 г. После блаженной кончины преподобнаго Григория, основанная им обитель непрерывно сохраняла свое существование до настоящаго времени. До половины 18 столетия все строение в ней было деревянное.
К памятным событиям в истории Лопотова монастыря относятся: 1. Раззорение его в 1612 году поляко-литовцами и русскими ворами. 2. Большой пожар 1683 г. При этих двух бедственных случаях конечно много погибло монастырских древностей.
Со всех четырех сторон монастырь обнесен каменною оградою. Каменная ограда строена с 1855 по 1860 год. Внутри ограды находятся следующия здания:
1. Церковь соборная каменная, одноэтажная, теплая, во имя Собора Пресвятыя Богородицы, строенная около половины 18 столетия. К южной стене этой церкви примыкает придельный храм во имя Усекновения Главы Предтечи. Предалтарный иконостас в Бого-родицкой церкви столярный, пятиярусный, с золоченною резьбою. Из икон в этой церкви замечательны: а) Образ преподобнаго Григория Пельшемскаго, находящийся за правым клиросом, мерою 11/2 арш. вышины и 11/4 арш. ширины, весьма древний, но с признаками поновления. б) Складни деревянныя, состоящия из трех частей, имеющих верхи остроконечные, вышиною каждая часть 2 четверти аршина, шириною 11/4 четверти. На средней части писана икона Божией Матери Неопалимыя купины, на двух прочих помещены изображения, олицетворящия песнь: „Достойно есть»… Предание говорит, что эти складни пожертвованы в обитель преподобным Дионисием Глушицким и писаны его кистью; оне помещаются на одном из каменных столбов, отделяющих Богородицкую церковь от Предтеченскаго придела. В приделе Усекновения предалтарный иконостас столярный, двухъярусный. Иконы здесь письма не древняго.
2. Церковь холодная во имя Григория Пельшемскаго чудотворца. Предалтарный иконостас в этой церкви пятиярусный. Из местных икон этой церкви замечательны, — по правую сторону царских врат: а) икона Вседержителя с припадающими к нему многими российскими святыми, весьма древняя; б) икона храмовая преподобнаго Григория Пельшемскаго с житием, весьма древняя. По левую сторону царских врат: а) икона Божией Матери Одигитрии, очень древняя; б) икона Усекновения Главы Предтечи с житием весьма древняя; в этой церкви, близь северной стены, почивают под спудом мощи основателя обители преподобнаго Григория. Рака над ним обложена медными, чеканными посеребренными, по местам вызолоченными листами; на раке возложен образ препод. Григория. При раке хранятся железныя вериги, железная полумантия и железная-же колчатая рубашка преподобнаго Григория. В небольшой паперти при этой церкви, на право от входа, вделан в стену высеченный из белаго камня четвероконечный, почти равносторонний, крест, имеющий вышины 11/2 арш., ширины 1 аршин; на нем вглубь изсечены слова: Ис. Хс. Царь Славы, Ника. О происхождении и значении этого креста ничего неизвестно.
В ризнице хранится, как предмет древности, старинный надгробный покров на paку преподобнаго Григория, из голубаго атласа с изображением этого угодника, шитым разноцветными шелками. В библиотеке монастыря разных книг церковнослужебных и духовнонравственнаго содержания до 140 наименований.
Из древних письменных документов и актов в архиве обители ничего не сохранилось. Монастырю принадлежит в разных местах четыре часовни. Из деревянных часовен одна близь монастыря, за р. Пельшмою; местное предание относит начало этой часовни и при ней колодца ко времени самаго основания обители.
Степановский И.К. Лопотов монастырь / И.К. Степановский // Вологодская старина: ист.-археол. сб. – Вологда, 1890. С. 249-251.

Григориев Пельшемский Лопотов в честь Собора Пресвятой Богородицы мужской мрнстырь находился в Кадниковском у. Вологодской губ., на р. Пельшме, в 7 верстах к северо-востоку от г. Кадникова. Сведения о ранней истории Г. м. содержатся в Житии прп. Григория Пельшемского, к-рое известно в 3 редакциях — Первоначальной (Троицкий список, вероятно, наиболее достоверной), Минейной и Редакции сборников.
Г. м. основан прп. Григорием на р. Пельшме (по Минейной редакции и Редакции сборников, святой пришел на Пельшму из Глушицкого Сосновецкого монастыря в 1422 в поисках места для пустынножительства). Здесь прп. Григорий поставил деревянный крест и келью. Когда собралась братия, были построены др. деревянные кельи и храм в честь Собора Пресв. Богородицы. На устройство Г. м. прп. Григорию предоставили земли «тамо сущи житилие христолюбци… мужие блгонарочитии» (РГБ. Ф. 302/I. № 693. Л. 156 об.).
В менее достоверных Минейной редакции и Редакции сборников сообщается о приходе на Пельшму свящ. Алексия, принявшего постриг с именем Александр и ставшего впосл. 2-м игуменом Г. м. В Минейной редакции благотворителем обители назван «благонарочитый муж» Мартын. Согласно Минейной редакции и Редакции сборников, в 1426 г. прп. Григорий получил благословение на устройство общежительного мон-ря у Ростовского еп. Ефрема (вступил на кафедру 13 апр. 1427, как архиепископ упом. в дек. 1448). На пожертвования «христолюбцев» были возведены деревянные церковь, трапезная, кельи «по чину», службы. В новом мон-ре «съдружебника своего» посетил прп. Дионисий Глушицкий, к-рый освятил храм в честь Собора Пресв. Богородицы и подарил новой обители иконы праздников Господских и книги, в т. ч. Пролог (источником этого рассказа, отсутствующего в Первоначальной редакции Жития прп. Григория, является Житие прп. Дионисия Глушицкого). В Г. м. было заведено обширное хозяйство. Однажды ночью разбойники украли из мон-ря хозяйственные орудия. Прп. Григорий уверял братию, что все похищенное вернется в обитель. Вскоре грабители были пойманы окрестными жителями, а монастырский инвентарь возвращен.
Первоначальная редакция сообщает, что прп. Григорий скончался 30 сент., но не указывает год смерти. Минейная редакция и Редакция сборников приводят, вероятно, неверный год преставления святого — 1448 (6957) г. По-видимому, прп. Григорий скончался после зимы 1449/50 г. (т. е. после осады Вологды войсками кн. Димитрия Юрьевича Шемяки, когда преподобный обличал князя и по приказу последнего был сброшен с «помоста»). В Первоначальной и Минейной редакциях Жития указано место его кончины — находившийся близ Г. м. храм св. мучеников Бориса и Глеба, в к-ром служил духовник преподобного иером. Варсонофий. К нему прп. Григорий ушел, почувствовав приближение смерти и попрощавшись с братией. В Минейной редакции и Редакции сборников сообщается, что святой заповедал братии не хоронить его тело, а, «влекуще за нозе», кинуть в болото. Но насельники перенесли мощи основателя в мон-рь и похоронили в Богородицком храме, по правую сторону от алтаря. От мощей происходили исцеления. Вероятно, в 1549 г. состоялась канонизация преподобного (Голубинский. Канонизация святых. С. 104; Васильев В. История канонизации рус. святых. М., 1893. С. 186).
К 1450 г. в Г. м. проживало 13 насельников. По реформе 1764 г. Г. м. был оставлен заштатным со строителем и 6 монахами, в 1833 г. в Г. м. проживало 30, в 1910 г. — 31, в кон. 1918 г. — 29 насельников.
До 1764 г. настоятелями Г. м. были игумены, затем строители, в нач. XX в. — архимандриты. После прп. Григория Г. м. возглавлял его любимый ученик иером. Александр. Игум. Иларион (сер. XVI в.) находился в числе лиц, участвовавших по указу митр. Московского свт. Макария в 1560 г. в освидетельствовании мощей священномучеников Григория и Кассиана Авнежских. Игум. Серапион (упом. в 1628, 1630 и 1641) служил также казначеем вологодского архиерейского дома. К 1830 г. Г. м. пришел в запустение. По свидетельству схим. Михаила (Чихачёва), мон-рь «был настолько разорен и заброшен, что хотели его обратить в приходскую церковь» (цит. по: Соколов Л. Свт. Игнатий. М., 2003. Т. 1. С. 115). Немногочисленная братия отличалась «непристойностию в поведении… ходили в церковь к службе подпоясанные красными кушаками, во время службы нюхали на клиросе табак и т. п.» (Там же. С. 102-103). 6 янв. 1832 г. Вологодский еп. Стефан (Романовский) назначил строителем Г. м. св. иером. Игнатия (Брянчанинова), к-рый пытался «поднять на должную духовную высоту нравственную жизнь» братии, ввел обязательную общую трапезу, запретил насельникам выходить за ограду мон-ря без благословения. Друг св. Игнатия (Брянчанинова) послушник М. Чихачёв (впосл. схим. Михаил) организовал в Г. м. прекрасный церковный хор. В мон-рь были привлечены крупные благотворители, в т. ч. А. А. Орлова-Чесменская. 28 янв. 1833 г. иером. Игнатий был возведен в сан игумена, но 10 нояб. того же года по состоянию здоровья переведен в Угрешский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь. В 1888-1890 гг. строителем Г. м. был иером. Антоний (Быстров), впосл. архиеп. Архангельский, в 1931 г. замученный в тюрьме.
Постройки Г. м. до сер. XVIII в. были деревянными, в 1612 г. пострадали при нашествии польско-литов. интервентов. Согласно переписной книге 1667 г., в Г. м. находились шатровый храм в честь Собора Пресв. Богородицы, теплая ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с трапезой, храм во имя прп. Григория Пельшемского, 2 игуменские и 7 братских келий, «книгохранительная», ризница, «поваренная» и хлебная кельи, 2 амбара, погреб. За оградой размещались «поварня квасная», кузница, 3 хлебных амбара, мельница на р. Пельшме. В 1670 г. упомянута колокольня «брусяная о четырех углах, на ней два колокола благовестных, один в 273/4 пуда, другой в 15 пудов, да семь колоколов зазвонных». В пожаре 1683 г. сгорели все постройки Г. м., а также архив. В 1687 г. была возведена теплая ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, над захоронением прп. Григория Пельшемского устроена временная часовня. В 1706 г. со Знаменского погоста монастырской вотчины перевезли и поставили над мощами основателя мон-ря деревянный храм во имя прп. Григория Пельшемского. После прошения игум. Ферапонта в 1718 г. Вологодский еп. Павел благословил строительство в Г. м. каменного собора.
В сер. XVIII в. в Г. м. был возведен каменный одноглавый храм в честь Собора Пресв. Богородицы с теплым приделом Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Кубовидный объем храма был перекрыт 4-скатной кровлей, увенчан луковичной главой на барабане. Изначально Богородицкая ц. была холодной и отделялась от теплого придела св. Иоанна Предтечи глухой стеной. В 1862 г. в этой стене была пробита арка и оба храма, соединенные т. о., стали теплыми. В соборе стоял 5-ярусный, а в Иоанновском приделе — 2-ярусный иконостас. Над входом в церковь возвышалась столпообразная, 8-гранная, увенчанная луковичной главкой колокольня, на к-рой висело 10 колоколов. В 1879 г. храм и колокольня были отреставрированы. У алтаря была похоронена братия и строитель Иосиф († 1832).
В 1833 г. вместо обветшавшего деревянного храма во имя прп. Григория Пельшемского была возведена одноименная холодная каменная одноглавая церковь, повторяющая композицию Богородицкого собора. К 2-светному четверику, перекрытому 4-скатной кровлей, с луковичной главкой на барабане с востока примыкала пониженная апсида, с запада — крытый притвор. А. Н. Муравьёв, посетивший Г. м. в сер. XIX в., писал о Григориевской ц.: «Хотя и не великолепная, но благовидная по чистоте и порядку». 5-ярусный иконостас был «отчасти украшен серебряными ризами, но древних икон мало».
К нач. XX в. в Г. м. также были построены каменные корпус (с ризницей, братской трапезной, кухней, кладовой), примыкавший к собору, 2-этажный братский корпус (1859); деревянные корпус с мезонином близ въездных ворот, корпус с просфорной и хлебопекарней, 2 хлебных амбара, погреб. При игум. Виссарионе (1855 — 60-е гг. XIX в.) Г. м. был обнесен каменной оградой с 4 башнями по углам. С зап. стороны ограды имелись большие въездные ворота, с южной — малые. За оградой располагались 2 деревянных дома для богомольцев, конюшенный (к 1918 — 16 лошадей) и скотный (к 1918 — 16 коров, 2 бычка, 13 телят) дворы с домами, каретный двор, мельница с избой на р. Пельшме, погреб, баня и 2 овина с крытым гумном, прачечная. К нач. XX в. мон-рю принадлежали 3 каменные и 3 деревянные часовни, в т. ч. в г. Кадникове, на р. Сухоне близ дер. Коржи, за р. Пельшмой при дер. Дор.
В Григориевской ц., у сев. стены, над мощами прп. Григория Пельшемского стояла рака. Ее украшал шитый покров (сер. XVI в.; ВГИАХМЗ), на к-ром святой изображен в рост, с прижатой к груди десницей и свитком в левой руке. Преподобный облачен в схиму с куколем на голове и в мантию. В 1810 г. была поставлена новая рака, обложенная медными чеканными посеребренными листами. 25 июня 1844 г., при строителе иером. Анатолии, по благословению еп. Вологодского и Устюжского Иринарха (Попова) была установлена рака с деревянным балдахином, увенчанным короной и украшенным золоченой резьбой. На карнизе балдахина с 4 сторон находились 4 круглые иконы с изображением нек-рых событий из жизни святого. На раке хранился образ прп. Григория Пельшемского в серебряной ризе, а также железные вериги, полумантия и кольчатая рубашка основателя мон-ря. Григориевскую ц. украшали «древние» иконы Господа Вседержителя, прп. Григория Пельшемского с житием, Усекновения главы Иоанна Предтечи с житием, Божией Матери «Одигитрии», к-рая, по свидетельству Муравьёва, особо почиталась окрестными жителями.
В XIX в. в Богородицком храме «за правым клиросом» находился «весьма древний» образ прп. Григория Пельшемского. Святой был изображен в монашеской мантии с открытой главой и с благословляющей правой рукой. В левой он держал развернутый свиток со словами: «Молю вы, братия моя, елико в вас сила, подвизайтеся о своем спасении». С разрешения Святейшего Синода от 21 февр. 1866 г. эту икону в летнее время переносили крестным ходом в г. Кадников и окрестные селения. В том же храме хранился деревянный 3-частный складень (кон. XVI — нач. XVII в.; ВГИАХМЗ). На средней части изображена икона Божией Матери «Неопалимая Купина», на 2 других — изображения, передающие песнь «Достойно есть», со словами, написанными вязью. В XIX в. в мон-ре считалось, что складень пожертвовал прп. Дионисий Глушицкий.
Согласно описи, составленной в 1645 г., при игум. Герасиме I, в монастырской ризнице хранилось 9 Миней месячных и Устав, написанные Григорием Пельшемским. По описи 1664 г. игум. Арсениева Комельского мон-ря Иоасафа, в Г. м. находилось 12 икон с изображением Господских праздников, написанных прп. Дионисием Глушицким. К кон. XIX в. в ризнице Г. м. хранились богослужебные сосуды, напрестольные Евангелия, 3 серебряных ковчега, 3 кадила, плащаница, а также покров на раку прп. Григория Пельшемского на голубом атласе с изображением угодника. Б-ка насчитывала до 140 книг, в т. ч. 2 старопечатные — Минею Общую 1663 г. и Пентикостарион 1686 г.
С 1808 по 1813 г. Вологодский еп. Евгений (Болховитинов) занимался в Г. м. составлением истории Вологодской епархии. По свидетельству современников, для этой цели в мон-рь привозили «целые возы» архивных документов. В нач. 60-х гг. XIX в. при Г. м. было создано духовное уч-ще, в к-ром обучалось ок. 30 мальчиков.
По уровню экономического состояния Г. м. принадлежал к числу средних, наравне с Арсениевым Комельским, Рабангским Преображенским, Катромским Никольским и нек-рыми др. мон-рями Вологодской земли.
Согласно Житию прп. Григория, мн. «христолюбцы» передавали мон-рю свои имения и села. К нач. XVI в. Г. м. принадлежали земли в Пельшемской вол., рыбные ловли на реках Пельшме, Двинице, Сухоне. Согласно жалованной несудимой грамоте царя Иоанна IV Васильевича (40-е гг. XVI в., подтверждена грамотой 1551 г.), а также правой грамоте 1561/62 г., данной при описании земель Вологодского у., Г. м. владел селами Никольским и Покровским, деревнями и починками Пельшемской и Замошской волостей. В 20-х гг. XVII в. земли мон-ря (ок. 1 тыс. дес.) располагались в Пельшемской, Боровицкой, Замошской и Засодемской волостях. По переписной книге 1645-1647 гг., Г. м. владел с. Середний Погост, где жили церковнослужители, дер. Дор с 2 крестьянскими дворами (Пельшемская вол.), с. Покровским, деревнями Телячье, Кошкарово, пустошами Марышево (Мишаково?), Быково, Чурилово, Горка, Вотолино, Плетиково, Каликино, Пальцево (Замошская вол.), деревнями Коржа, Зыковка (Зиновка?) и Селища, расположенными на р. Сухоне, починком Гусевом на р. Корже (Боровицкая вол.). Всего в вотчине Г. м. находилось 72 крестьянских двора (РГАДА. Ф. 1209. Кн. 14732. Л. 1310 об.- 1312 об.). Г. м. принадлежала также пустынька на р. Кобеленке, между реками Корбангой и Двиницей, с ц. во имя Св. Троицы. Во владении пустыньки находилось 6 починков — Сторожев, Середний, Сельцо, Огарёв, Ивашков и Погорелое. На р. Пельшме Г. м. владел сенокосами («по реке Пельшме вниз по обе стороны до Холуя и до Пельшемского размежья и до реки Глушки 150 копен»), лесными угодьями «в длину на пять верст, а поперек на три версты» и мельницей.
По ревизии 1744 г., в Г. м. насчитывалось 292, в 1764 г. — 293 крестьянина. Во 2-й пол. XIX в. Г. м. владел более 47 дес. пахотной земли, ок. 120 дес. сенокосов, 21 дес. проч. угодий. В 1872 г. к этим владениям были примежеваны 150 дес. леса, рыбная ловля на р. Сухоне, огород. В 1908-1911 гг. капитал Г. м. составлял 14 530 р., к 1 янв. 1919 г. — 3918 р. 28 к.
Ок. 1920 г. Г. м. был обращен в сельхозартель, по документам 1923 г., храмы, колокольня и трапезная находились в пользовании «Григориево-Пельшемского христианского общества», в к-рое входили крестьяне неск. волостей. К 1924 г. в постройках мон-ря проживали 2 иеродиакона, 2 монаха, 2 послушника, трудник и 4 престарелые женщины. В февр. 1926 г. Г. м. был закрыт, община (51 чел.) ликвидирована. В годы советской власти храмы и др. постройки не охранялись, бо́льшая часть имущества вывезена уездными органами власти.
К 2006 г. церкви и 2-этажный келейный корпус находятся в руинированном состоянии. В 2002 г. в г. Кадникове была восстановлена каменная часовня Г. м. Сохранились икона Рождества Христова (1702, Вологда; возможно, работы иконописца И. Маркова; ГРМ); 3-частный складень с иконой Божией Матери «Неопалимая Купина», икона прп. Григория с житием (XVII в.; ВГИАХМЗ), Ирмологий (М., 1800; с записью: «Куплена строителем иеромонахом Доримедонтом»; ВГИАХМЗ).
http://www.pravenc.ru/text/166513.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?