Успенский кафедральный собор в Южном Кенсингтоне приобретен в середине 1970-х годов митрополитом Сурожским Антонием (Блумом) у англикан. Храм построен в XIX веке в стиле неоренессанса. Помимо собора, в комплекс входит пять жилых зданий. По британским законам церковное имущество принадлежит попечителям, которые должны действовать в интересах общины.
Источник: pravoslavie.ru
Хотя русский приход в Лондоне — старейший в Европе после стокгольмского, его история изучена плохо. Будучи в 1716 в Голландии, Петр I обещал греческому митрополиту Арсению построить в Лондоне православный храм, но это обещание осуществлено не было. Только весной 1721 в документах упоминается Успенский храм в Лондоне, который размещался в «приватном доме», ибо английский закон запрещал строить неангликанские церкви.
Известно, что в храме с указанного года служил греческий архим. Геннадий, а после его смерти в 1737–1746 тоже грек — иером. Варфоломей (Кассано), помощник Геннадия. Затем в 1749–1765 место настоятеля занимал о. Стефан Ивановский, присланный из России, знавший греческий и английский, за что его все англичане, а «наипаче духовные имели в почтении и приятельстве». Кроме русских дипломатов и купцов в церкви молились и греки, но их общее число было невелико — всего 10 человек.
Церковь постоянно переезжала в разные дома. В 1749, например, она находилась в обветшалом доме на Йорк Билдингс, «в захудалом грязном переулке, в непристойном позорном месте». Российскому послу было в связи с этим поручено узнать: «могут ли англичане такое место (пристойное. — Авт.) … беспрекословно дозволить… и какой величины и манеры такая новопостроенная публичная греко-российская церковь быть имела». Ответ посла был отрицательным, хотя домовую церковь посещали уже около 150 верующих. Только в 1756 она переехала на более чистую улицу — Клиффорд стрит, но здесь, в 1769–1780 настоятелем храма служил известный ученый прот. Андрей Афанасьевич Самборский, женатый на англичанке и увлекавшийся агрономией. В наказе ему от Синода было сказано: «В прение о вере ни с кем, паче же с иного исповедания людьми, не вступать». Иконостас был окрашен в белый цвет, иконы написаны на холсте.
В 1813 церковь надолго обосновалась во дворе дома по Вельбекстрит 32, причем ее обустройство обошлось в 1340 фунтов. Иконостас остался прежним. Обустройством занимался прот. Иаков Иоаннович Смирнов (Линицкий, 1755–1840), более полувека проведший в Лондоне. В 1804 он за свои заслуги получил дворянство, а в 1820 — наперсный крест с драгоценными камнями. Когда настоятель состарился, ему в церкви помогал иером. Нифонт. До 1832 русская церковь была в Лондоне единственной православной. Число ее прихожан не превышало нескольких десятков, включая греков и сербов.
В сентябре 1862 храм решено было расширить пристройкой и придать ему церковный вид, что и было сделано в последующие годы на собранные пожертвования. На здании появился покрытый свинцом купол с 12 люкарнами; интерьер оформили в византийском стиле. 14 февраля 1866 новый настоятель о. Евгений Попов освятил обновленный храм. Длина церкви равнялась 17 м, средняя часть была украшена четырьмя пилястрами, над которыми шли арки с резными украшениями. Витраж в алтаре изображал Спасителя. Одноярусный иконостас был каменным, и его декорировали восемь колонок из цветного мрамора. В нем было только шесть образов.
Через два года после постройки нового храма было разрешено «по временам» служить литургию на английском языке.Через два года после смерти в 1875 прот. Евгения Попова его место занял прот. Евгений Константинович Смирнов, который более сорока лет оставался настоятелем и перевел на английский язык много богословских книг. В 1844 после посещения храма Николаем I батюшка был награжден бриллиантовым перстнем. В 1881 он ездил в Петербург с англиканским священником Джорджем Ньюменом, который там перешел в Православие.
Когда в 1870-е Император Александр II высказал пожелание иметь в Лондоне достойную русскую церковь, его, ссылаясь на малочисленность колонии (она не достигала и сотни человек), убедили помочь грекам, которые благодаря этому выстроили и в 1877 освятили свой большой отдельный храм. В скромной же русской церкви в 1888 был проведен лишь очередной ремонт. В 1890 журналист так описал свои впечатления от этой церкви и службы в ней: «маленькая улица, где за серыми, прокопченными стенами незавидно и неказисто ютится наша православная церковь… Был царский праздник… и все, что есть здесь русское, собралось помолиться… очень немного в сущности! Три-четыре представителя России из посольства; один моряк, один заезжий военный…, четыре-пять дам — вот и все!».
Дважды в этой церкви: 20 июня 1893 и 19 июня 1894 молился Государь Николай II.
С началом Первой мировой войны и ростом русской колонии возник замысел построить целый комплекс: отдельный собор вкупе в Русским домом, лицеем и Женским педагогическим институтом, которые «будут не только естественными, но и необходимыми центрами объединения всех русских православных людей на почве постоянной памяти о родной церкви и родном доме». Во главе английского строительного комитета встал бывший премьер-министр лорд Розбери, русского — епископ Анастасий, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии. При участии Н. Л. Остроумова началась деятельная подготовка к осуществлению этого замысла, разработанного архитектором В. А. Покровским. План должен был также способствовать сближению Православной и Англиканской Церквей, но революционные события в России помешали воспользоваться благоприятными местными условиями.
После смерти прот. Смирнова первым настоятелем для послереволюционной общины стал о. Иоанн Лелюхин, но он оставался им всего несколько лет. Эмиграция в Англии была немногочисленной (около 1,5 тысяч), и ее основу составили солдаты и офицеры Русского экспедиционного корпуса, воевавшие вместе с англичанами во Франции.
Поскольку дом на Велбекстрит задумали снести, то приход перебрался в большой англиканский храм в Сити, а в 1923 — в другой, носящий имя ап. Филиппа, который некогда выстроил герцог Веллингтон. Как и предыдущие русские храмы, эта церковь тоже именовалась Успенской. Старый каменный иконостас разобрали, сложили в подвале и использовали только царские врата.
Когда в 1927 приход разделился на сторонников и противников Западноевропейского митрополита Евлогия (Георгиевского), обе стороны стали поочередно пользоваться храмом в Сити. Община РПЦЗ во главе с архиепископом Серафимом (Лукьяновым), которую составили большая часть аристократии и богатых людей, перешла затем молиться в домовую Всесвятскую церкви при архиерейском подворье, не прекращая ходатайствовать перед властями о собственном здании.
Когда в 1956 церковь в Сити была закрыта, ее евлогианская община, подчинившаяся после войны Московской Патриархии, забрав иконостас, перебралась в англиканский храм Всех святых, выстроенный в 1849 архитектором Л. Фоллиани в неороманском стиле. Им она пользуется до сих пор. Образа в двухъярусном белом иконостасе написали в разное время ученики известного парижского иконописца Л. А. Успенского. Благодаря энергичной деятельности талантливого миссионера митрополита Антония (Блюма), который долгие годы возглавлял Сурожскую епархию Московской Патриархии, в этом соборе Успения и Всех святых ныне имеется довольно большой (200-300 человек) приход, состоящий главным образом из обращенных в Православие англичан. В 1979 он приобрел здание в собственность.
http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1805289624.html