В приходе: с. Ламиносово, д. Большая Кожуховка, д. Малая Кожуховка, д. Понарьино, д. Усть-Колпна, д. Щекино. Время образования прихода не установлено.
Каменная церковь построена в 1750 г. на средства помещицы Анны Васильевны Хрущевой. Два престола: главный — во имя вмч. Георгия Победоносца, в приделе — во имя прп. Алексия, человека Божия.Приходы и церкви Тульской епархии. Тула , с. 487ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 733, л. 303
Приходский храм во имя Святого великомученика Георгия Победоносца в селе Ломинцево построен в 1750 году на средства бывшей помещицы Анны Хрущовой. Среди местных старожилов бытует легенда, что эта помещица тяжело заболела и, чтобы выздороветь, дала обет построить новый храм, каменный вместо деревянного, но во время строительства умерла. Храм достроили без неё. Новый храм построен в стиле петровского барокко, с большим влиянием русского барокко 17 века, о чём говорит декор окон и световое отверстие в куполе. Ломинцевский церковный комплекс состоит из следующих архитектурных элементов: двусветный основной объём, к которому примыкает апсида, ориен¬тированная на восток, трапезная, колокольня и тёплая пристройка (ныне разрушенная). По-видимому, вначале был построен квадрат основного объёма с апсидой, которая потом надстраивалась (вид¬но по кладке). Здание трапезной сложено тем же кирпичом местного производства, но пристроено позже, о чём свидетельст¬вует большой ярусный проём в западной сфере основного объё¬ма и металлические стяжки, скрепляющие стены трапезной и глав¬ного храма. Завершение трапезной также потом было подвергнуто перестройке другим кирпичом. Украшением церковного ансамбля
Ломинцево является колокольня в три яруса, украшенная белокаменными карнизами и колонками. Построена она уже в 19 веке, а более точно указать время постройки пока не представляется возможным — для этого требуются дальнейшие исследования. Один тульский искусствовед высказал мнение, что колокольня выдержа¬на в стиле эклектики, то есть вторая половина 19-ого века, что очень сомнительно. Через колокольню осуществлялся вход в храм, но при постройке церкви входы были предусмотрены с севера и с юга, со стороны села. Так как колокольня построена позже, види¬мо, существовала звонница.
В 1811 году на средства помещицы Кнорринг в Георгиевском храме был устроен тёплый придел с престолом во имя Святого Алексия-Человека божьего — это помещение с добавочным алтарём для богослужения. Именно помещице Кнорринг, чей муж, генерал-лейтенант Карл Фёдорович Кнорринг был командующим Тульским губернским антинаполеоновским ополчением, принадлежит, по всей видимости, честь основной перестройки Ломинцевской святыни. Во второй половине 18 века на смену стиля барокко пришёл класси¬цизм, и провинциальные помещики, в меру своих достатков, пере¬страивали сельские приходские церкви — новый храм построить в господствующем стиле стоит дорого, легче подогнать под новые вкусы старый храм. Об этом же свидетельствует деятельность по реконструкции Введенского храма в селе Мясоедово местного помещика Евграфа Пименовича Мясоедова. В ломинцевской церкви со стен был счищен барроканский декор окон, о конные проёмы из арочных превратили в прямые, счистили пилястры в одну линию стены, а над входом и выходом главного церковного здания были сооружены входные портики, поддерживаемые четырьмя колон¬нами дорического ордера с каждой стороны (сейчас цела только одна внутри колонна со стороны села) и стяжки портика. В 1895 году сделан тёплым и основной престол во имя великомученика Георгия Победоносца. Церковные здания были побелены в белый цвет, внутри стены богато украшены фресками, в том числе над алтарём — монументальный всадник Святой Георгий, поражающий копьём Змея. В храме имелась древняя икона Нерукотворённого Спаса, пожертвованная сюда помещицей сельца Большая Кожуховка Степанидой Ивановной Владычиной. На иконе этой надпись «Сей образ Иисуса Слова Божия 7092 (1584) сентября 26 дня По прошению Великого Государя царя Иоанна Васильевича, от цезаря Рудольфа, сребропозлащён и украшен по обычаю греков, списан с сущего образа, который от Самого Творца нашего Иисуса, в Эдессе к Агарю посылан бяше».Образ этот отдан сыну Грозного царя Феодору Иоанновичу в чертоги царские, потом в келью патриарха Филарета Никитича, а по кончине его отдан в царскую иконохранительницу, а в 7187 году(1679) Великий Государь и Великий Князь Фёдор Алексеевич пожаловал сию святую икону Аптекарской палаты дьяку Андрею Виниусу.
По клировой ведомости 1914 года за Ломинцевским Георгиевским храмом числилось 38 десятин 765 квадратных саженей писцовой пахотной земли (по Малицкому П.И.-35 десятин) и три с четвертью десятины усадебной с церковным поместьем земли. Около всего храма шла кирпичная ограда с металлическим забором поверху из прутьев квадратного сечения. В этой церковной ограде хоронили местных помещиков, церковников и местных прихожан-ревнителей церковного благочестия. В частности, в церковной ограде был упокоен Ломинцевский уроженец Василий Иванович Ларичев по прозвищу «Колобай». Будучи фельдфебелем 2-й роты 12-ого Великолукского пехотного полка, он вышел в бессрочный отпуск по болезни и вернулся в своё родное село. Он купил для Ломинцевской церкви новый колокол и Евангелие с позолоченными обложками, а детвора про него песенку сложила: «Колобай, Колобай, старый колокол отдай!» В ограде же стояла кирпичная караулка, крытая железом, сторожем в которой был Абащев «Дубовый». В 18-м и 19-м веках причт Георгиевской церкви состоял из 4-ёх человек: в частности в 1777 году иерей Семион Данилов, дьякон Фёдор Фёдоров, дьячок Борис Фёдоров и пономарь Прохор Фёдоров; к 1917 году в церкви служит 2 человека — священник Алексей Васильевич Алитовский и исправляющий должность псаломщика пономарь Николай Иванович Ерёмин. Последний умер и похоронен в селе Ломинцево в 1926 году. Батюшка Алитовский со своей матушкой Александрой Петровной были лишены избирательных прав; Алитовский был раскулачен без выселения — у него был отобран дом, который потом использовался под общежитие для Ломинцевских школьников из других деревень, а сам священник жил в своём сарае. По одному из воспоминаний его забрал к себе кто-то из детей. Потомки Алитовских, отзовитесь! Возможно, у вас есть фотографии Ломинцевской церкви в период её деятельности.
Ломинцевский храм был закрыт в 1936 году. Иконы были сожжены на костре. Идущие с полевых работ женщины-колхозницы сумели похватать из огня кто что смогла. Обозы с церковной утварью ушли в сторону Щёкино. Крест с купола сдёрнули с помощью ручной тальки, стены одной из пристроек долго долбили ломами — они не поддавались — так и бросили. Некоторые из жителей в антирелигиоз¬ном угаре стреляли в каменное распятие над входом в церковь. Последний Ломинцевский поп Михаил Дмитриевич Ананский (родился в 1874 году, сын священника села Мясоедово Дмитрия Тихоновича Ананского) был арестован 15 августа 1937 года и расстрелян 2-ого сентября 1937 года (реабилитирован 18 декабря 1958 года), церковная служка Александра Филипповна Стекунова (тётя Шура «Бахилка») была осуждена и отсидела 8 лет. Оставшись без храма, Ломинцевцы устроили крещение детей в одном из домов на Выселках — там, в частности, был окрещён Виктор Михайлович Бондарев, родившийся в 1937 году, а Аксинья Ивановна Винокурова, с Горы — Услань, обладавшая мощным голосом, в нужных случаях служила и пела службы за дьякона.
Церковное здание до Великой Отечественной войны использовалось под молодёжный клуб и библиотеку. Позже в нём была оборудована зерносушилка и в70-х годах 20 века мельница, от которой до сих пор сохранились жернова. На колокольне был устроен водонапор¬ный бак. На месте церковного кладбища построили зерноток (начало семидесятых), при земляных работах был вскрыт склеп — захороне¬ние с прахом мужчины в военной форме. От этого кладбища уцелел всего лишь один памятник из песчаника подпоручику Владимиру Ивановичу Желябужскому (1792-4 мая 1837 года).Это помещик из Большой Кожуховки, брат СИ. Владычиной. Во время Великой Отечественной войны на колокольне была обору¬дована пулемётная точка; при отходе один боец, спускавшийся по колокольной цепи, упал и сломал ногу, его повели с собой товарищи. (воспоминания Виктора Николаева). После ВОВ в здании церкви некоторое время ночевали военнопленные немцы которых пригоняли в Ломинцево на уборку картошки (воспоминания Вячеслава Алексеевича Радина). А в период работы церкви, по праздникам, всякий желающий подни¬мался на колокольню и звонил в колокола сколько вздумается. На 2007 год церковь заброшена и разрушается. Она числится памят-ником истории и культуры 18 века, но никто о ней не заботится. Местные жители из Ломинцевской округи со страданием и болью смотрят на гибель своей святыни, но не имеют средств на её восста-новление. Многие готовы бесплатно работать над её восстановлением. Спасти и возродить погибающую Георгиевскую церковь как живой памятник 250-летней истории села Ломинцева и прошлых поколений жителей этого славного села — это крик души Ломинцевских патриотов. Это большое духовное дело Возрождения ждёт своих исполнителей!
Михаил Чалков
http://schekinohram.ru/index.php/2010-05-06-09-41-02/2010-05-06-09-53-19
Село Ламиносово находится при реке Упе, близ казённого леса. От г. Тулы отстоит в 25 верстах и в 35 вер. от г. Крапивны. О времени возникновения этого села и о происхождении названии его сведений нет. Приход состоит, кроме села, из деревень: Большой Кожуховки, Малой Кожуховки, Понарьиной, Щекина и Усть-Колины. Прихожан муж. пола 881 чел. и ж. пола 897 чел. Приходский храм, во имя Св. Великомученика Георгия, каменный, построен в 1750 г. иждивением бывшей помещицы Хрущовой и существует доселе в своем первоначальном виде. В 1811 году, на средства помещицы Кноринг, в сем храме был устроен придел во имя Св. Алексия, человека Божия. С течением времени храм этот внутри подвергался возобновлениям и украшениям. В храме есть древняя икона Нерукотвореннаго Спаса, на которой находится следующая надпись: „Сей образ Иисуса Слова Божия 7092 (1584) сентября 26 по прощению Великого Государя Царя Иоанна Васильевича, от цезаря Рудольфа, сребропозлащен и украшен по обычаю греков, списан с сущаго образа, который от Самого Творца нашего Иисуса, в Эдес к Агарю посылан бяше, и ныне свидетельствует о том грамота в посольском приказе, и по отшествии жизни сего Государя, сыну его Феодору Иоанновичу отдан в чертоги царские, потом в келлию святейшаго патриарха Филарета Никитича и по кончине его отдан в иконохранительницу чертогов царских свидетельствует о том опись патриаршаго казеннаго Приказа”. На задней же стороне по дереву написано следующее: „Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий и Сам в нем пребывай Святым Духом Богом. У кого прежде сия Св. Икона была и впредь у кого будет, помилуй ради имени своего, Иисусе Сыне Божий, не лиши тех и всех Своего Божия небеснаго царствия, идеже безконечно царствуеши со Отцом вечно и ныне кончаем. Златым украшением сей образ прислан и приложен. 7187 году (1679) Великий Государь царь и Великий князь Феодор Алексеевич, в иконохранительнице некогда в пришествие свое ли многую милость свою, сию св. икону пожаловал аптекарския палаты дьяку Андрею Виниусу, о сем свидетельствует книга тоя: сей третий список 1807 года января 25 дня.” Этот образ пожертвован помещицей Владычиной. Причт состоит из священника и псаломщика. Усадебной земли 3 десятины и полевой 35 десятин. В селе есть земская школа.П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». — Тула, 1895 г. Крапивенский уезд, стр. 487