ЛОКАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КРЕСТЬЯН ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ.

ЛОКАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КРЕСТЬЯН ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ.

Итогом успешной адаптации русского населения к новым природно-хозяйственным и этнокультурным условиям Западной Сибири явилось формирование на протяжении XVIII — первой половины XIX в. внутрирегиональных комплексов материальной культуры. Они в наибольшей степени соответствовали экологическим особенностям территорий, образу жизни поселившихся здесь людей.

В тундре и на севере таежной зоны (Березовский уезд) сложился специфический стиль одежды, вобравший в себя элементы костюма русских и аборигенов. Широкое использование здесь заимствованной меховой одежды и обуви было обусловлено суровым климатом. Занятие русских северян промыслами и торговлей определило преобладание в их гардеробе городских видов одежды. В этом районе в целом сохранялась обычная типология крестьянского жилища. Однако в зоне тундры при дефиците строительного материала срубы до половины засыпали землей, делали как можно меньше проемов. Крестьян, занимающихся охотой и рыбной ловлей, удовлетворял минимум хозяйственных построек. Усадьбы здесь не огораживали.

Для таежной и севера лесостепной зон, заселенных на первом этапе освоения западносибирской территории, было характерно преобладание добротных рубленых многочастных жилищ на высоком и среднем по высоте подклете, как на Русском Севере. Наиболее распространенной была замкнутая усадьба с крытым или полукрытым двором, В одежде жителей этого района также превалировали черты северно-русской традиции (бытование сарафанов — дубасов, душегреек, кичек). В ходе приспособления к новой экологической обстановке традиционный костюм крестьян был дополнен некоторыми заимствованными у коренных жителей элементами. Ведущая роль северно-русских традиций в материальной культуре обитателей этого района определяется миграцией сюда на ранних этапах главным образом населения из Поморья, близкого к Западной Сибири по природно-климатическим условиям.

Наибольшим разнообразием, сочетанием элементов, восходящих к различным этнографическим группам, отличалась материальная культура русских крестьян из лесостепных и степных районов, осваивавшихся позднее, чем таежный север. В области организации жилых и хозяйственных строений большой удельный вес имели средне- и южнорусские традиции, которые сложились на территориях России, испытывавших нехватку строительного леса. В качестве кровельных материалов здесь использовали хворост, бересту, дерн, иногда солому. Жилые постройки на низком подклете или наземные из тонких березовых бревен имели менее выразительный внешний вид. В лесостепной зоне бытовали все типы дворов: закрытые, полузакрытые и открытые с вариантами одно- и двухрядной застройки. В степной зоне преобладали открытые дворы, отсутствовало достаточное количество теплых помещений для скота.

На развитии материальной культуры в рассматриваемом районе отразилось создание Московско-Сибирского тракта. В притрактовой полосе развитие народного зодчества и традиционного костюма жителей испытывало на себе сильное городское влияние. Здесь, а также в селениях приписных крестьян сказывалась регламентирующая деятельность местной администрации — строительство для переселенцев однотипных домов, внедрение «образцовых фасадов», планов устройства усадеб. Для одежды крестьян характерно одновременное бытование северно-русских, южнорусских, западнорусских традиций. На юге Западной Сибири наряду с сарафанным комплексом получил распространение комплекс с юбкой — андараком, в качестве дополнений к костюму использовались запоны, а также полотенцеобразные (наметка), кичкообразные головные уборы. В результате интенсивного этнокультурного взаимодействия в женском и мужском костюме появляются инновации, заимствованные у местного тюркоязычного населения.

Формирование такого достаточно сложного образа материальной культуры в этом районе объясняется тем, что здесь, начиная с XVIII, в. встречались миграционные потоки из северных уездов Западной Сибири и областей Европейской России.

Ярким этнографическим пятном на карте Западной Сибири выделялся Алтай. «Здесь, — пишет французский исследователь Ф.-К. Кокен, — каждая деревня представляла в миниатюре все переселенческое движение в целом. Здесь селились вместе крестьяне центральных черноземных губерний: Курской, Тамбовской, Черниговской, Полтавской, Саратовской и Самарской. Пестрота особенно проявлялась при устройстве временных жилых помещений: появлялись мазанки или хаты малороссийцев под соломенными или тростниковыми крышами, избы с единственной комнатой, маленькие избенки, добротные дома». Эта картина была характерна для XIX в.

Особенности материальной культуры алтайского района были связаны и с поселением там в конце XVIII в. групп старообрядцев — «поляков», «кержаков», имевших своеобразные постройки, одежду, более приверженных традициям. Близость китайской границы обусловила широкое распространение в крестьянской старожильческой среде хлопчатобумажных и шелковых китайских тканей. Природно-климатические условия Алтая скорректировали традиционный костюм крестьянок. При передвижении на лошади в горной местности алтайские женщины надевали штаны-чсмбары. Подобное никогда не практиковалось в европейской части страны. От коренных народов русскими была воспринята меховая обувь. Лучше всего сохранилась традиционная народная культура именно на Алтае.

Таким образом, постепенное образование под влиянием социально-экономического, экологического, демографического и этнического факторов районов с характерными отличиями в архитектуре, одежде, предметах быта можно считать второй особенностью развития материальной культуры русских крестьян Западной Сибири в рассматриваемый период.

Источник:
Шелегина О.Н. Русские крестьяне Западной Сибири: особенности материальной культуры в XVIII –
первой половине XIX вв.

Алтайские старообрядцы. XIX в.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?