Логойск. Церковь Николая Чудотворца.

К середине ХIX века все церкви Логойска одряхлели и было принято решение построить вместо всех деревянных церквей один каменный храм. Местом для храма была выбрана гора, на которой издавна стояла Пречистенская церковь. Новый храм был построен в 1862-66 годах на государственные средства и освящен во имя святого Николая. С самого начала храм был двухпричтовым, его первыми настоятелями были Иаким Хрутский и Иосиф Соловьёвич. 8 сентября 1907 года в храм была торжественно внесена древняя икона Логойской Божией Матери, которая до этого принадлежала униатскому монастырю, а с его упразднением попала в частную коллекцию. Памятник ретроспективно-русского стиля. Объёмно-просторная композиция храма складывается из прямоугольного в плане основного объёма, 5-гранной апсиды с низкими боковыми ризницами, 3-ярусной колокольни над притвором, невысокой трапезной. Фасады украшены крупными лопатками, опоясаны карнизами. Высокие арочные оконный проемы расположены в 2 яруса, декорированы профилированными рамами. В 80-е годы усилиями местного священника Владимира Зимницкого храм был рапсисан приглашёнными из Сергиева Посада художниками во главе с А.Г.Столяровым. Роспись алтаря сделана на тему Тайная Вечеря, а храма — на тему Апокалипсис.
Литература: Кулагін А, «Праваслаўныя храмы Беларусі» Татаринов Ю, «Города Беларуси. Минщина»

С 1531 года Логойск был во владении Тышкевичей. Ранее в Логойске существовало 2 монастыря, униатские и православные храмы. Сохранившаяся с тех времён церковь Святого Николая была построена в 1866 году. С приходом к власти большевиков, церковь закрыли. Во время Второй мировой войны службы были возобновлены. С тех пор церковь больше не закрывалась. Эта церковь считается единственной церковью в Беларуси, которая расписана сюжетами книги Иоанна Богослова «Апокалипсис». От храма течет чудодейственный родник-источник. В 2005 году его освятил Филарет. Вода лечебная, температура в этом источнике всегда одна и та же в любое время года.

Местечко Логойск, состоящее в первом благочинническом округе Борисовскаго уезда, расположено при реке Гайне и военно-коммуникационной дороге. От губернского города Минска находится в 42, от своего уездного города Докшицы в 56 верстах. Здесь существовал долгое время православный Иоанно-Предтеченский монастырь, основание которого относят (Нарбут) к 1387 году. Впоследствии монастырь сей был обращен в униатский базилианский, а затем в 1836 году совершенно упразднен. Как видно из письменных памятников, существовало в Логойске несколько православных приходов и церквей — между ними известны: Пречистенская, Никольская, Ильинская, Преображенская и Богоявленская (последние две упразднены в 1866 году). В настоящее время в Логойске существует только одна церковь, хотя при оной существуют самостоятельно два причта. Кроме сего, здесь имеется римско-католический костел и еврейская синагога.
Приходская Николаевская церковь, расположенная в самом местечке, построена в 1866 году на отпущенную правительством сумму, в количестве 14 500 рублей. Зданием каменная, устроена продолговатым прямоугольником с одним открытым куполом на средине здания и колокольней во фронтонной части. Окна расположены в два яруса, дверей трое. Внутренняя вместительность приспособлена на 700 человек, настланный досками и подштукатуренный потолок вместе с открытым куполом поддерживается четырьмя кирпичными столбами; к отоплению не приспособлена. Иконостас, устроенный с пилястрами, покрашенный в светло-голубой цвет, с золоченными карнизами и рамами, состоит из 20 икон, расположенных в два ряда. Кроме сего имеется местночтимая икона Божией Матери, величиною в полтора аршина, украшенная серебряным окладом.
В архиве церковном метрические книги хранятся с 1822 года, а исповедные росписи с 1851. В колокольне помещается пять колоколов. При постройке настоящей церкви был открыт гроб Епископа Бутримовича, проживавшего на покое в бывшем Логойском монастыре.
Кладбищ в приходе шесть и на четырех из них устроены кладбищенские церкви и имеется одна приписная. В состав прихода, кроме самого местечка Логойска, входят следущие селения: Гастиловичи, Рудня, Понизовье, Порхово, Нивки, Заозерье и Падонники, — самая отдаленная деревня находится в 10 верстах. Прихожан числится: мужского пола 608, а женского 658 душ, все они крестьнского сословия, занимаются хлебопашеством, а некоторые плотничьим ремеслом.
Причт при сей церкви положен одноклирный состоящий из настоятеля и псаломщика. Настоятелем состоит священник Иоаким Хруцкий (при настоящей церкви состоит с 1856 года). И.д. псаломщика Самуил Садковский, в должности с 1853 года.
Церковного дохода в год поступает до 150 рублей. Причт, кроме штатного жалованья и кружечного дохода, получает из казначейства 96 рублей за отшедшее в казну имение, а также пользуется церковной землею и помещением. Церковной земли считается: усадебной 8; пахатной 62, сенокосной 19, под лесом 81 и неудобной 120 десятин; усадьба причта расположена близ церкви, а остальная земля около деревни Селец.
При церкви учреждено церковно-приходское попечительство и существует штатное народное училище; процент грамотности между прихожанами простирается до 8 %.
Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям. Минск, 1879.

За упразднением по ветхости в 1866 г. Преображенской приходской церкви по настоящее время на место оной не возведено другой, и приход продолжает существовать под именем Преображенского, при совместном служении с другим Логойским причтом в Николаевской церкви.
К сему приходу приписано четыре кладбища, на которых в деревнях Чудиничах, Сельце и Хотыне устроены кладбищенские церкви. В состав прихода входят: часть местечка Логойска и 11 деревень, самая отдаленная деревня находится в 15 верстах. Прихожан числится муж. пола 548 душ, а жен. 658 душ; все они крестьянского сословия, занимаются только хлебопашеством и в религиозно-нравственном отношении удовлетворяют требованиям веры.
Причт Логойского Преображенского прихода состоит из помощника настоятеля и псаломщика. Причт, кроме штатного жалованья, пользуется церковною землею и помещением. Церковной земли считается 120 дес.: усадебной 3 дес., пахотной 45 дес., сенокосной 10 дес., под лесом 7 и неудобной 55 дес. Усадебная земля расположена в самом местечке Логойске, а остальная чересполосно с крестьянскими землями, в 18 отдельных участках, расположенных в разных отдалениях. Плана и межевой книги на землю не имеется, но владеет оною причт беспрепятственно. Строения для помещения причта хотя и имеются, но все они находятся в ветхом состоянии; впрочем, учрежденною комиссиею составлен проект о приведении оных в надлежащую исправность. Никаких особенных отдельных от Николаевской церкви учреждений в сем приходе не существует.
«Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть II, Борисовский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1879 г.

Храм каменный, освящен в 1866 г. – памятник архитектуры. В 30-х годах ХХ вв. закрыт под зернохранилище. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 г. открыт, с тех пор богослужения совершаются беспрерывно. Имеется церковная территория и причтовый дом, воскресная школа, просфорная, хозпостройки.
Храм — двухпрестольный. Придел во имя святителя Николая Чудотворца расписан на тему Апокалипсиса, его алтарь – на тему Тайной Вечери. Среди многочисленных отлично выполненных образов есть все белорусские святые. Второй придел (находится в северной, левой от главного придела стороне храма) освящен в честь прп. Симеона Нового Богослова. Храм расписан на темы Апокалипсиса в 80-х годах ХХ столетия.
На престольный праздник святителя Николая Чудотворца совершаются крестные ходы с освящением целебного источника, вытекающего из подножья холма, на котором стоит храм.
При храме действуют: сестричество в честь иконы Божьей Матери «Знамение — Логойская», молодежное братство в честь 3-х Виленских мучеников. Имеется библиотека, воскресная школа, окормляются молитвенные комнаты: в Доме престарелых и инвалидов — в честь Иконы Божьей Матери «Иверская», в районной больнице — в честь вмч. и цел. Пантелеимона.
Источник: http://www.logoisk-church.by/index.php?option=com_k2&view=item&id=6:о-храме&Itemid=8

В храме в честь святителя Николая Мир-Ликийских Чудотворца находится почитаемый список с чудотворной Логойской иконы Божией Матери. О Логойской иконе Пресвятой Богородицы сохранилось незначительное количество сведений. Священник Александр Зимницкий отмечает, что «данная икона находилась в древнем православном монастыре Иоанна Предтечи местечка Логойск». Об этой иконе также упоминает в своем сочинении «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю» П.М. Шпилевский. Описывая Богоявленскую церковь и бывший при ней монастырь, он отмечает следующее: «В церкви обращает внимание чудотворный образ Богоматери, на котором, как говорится в монастырском инвентаре, была серебряная и три снурка настоящего жемчуга».
В «Минских епархиальных ведомостях» за 1907 г., № 18, опубликована статья о торжественном перенесении чудотворной иконы Божией Матери из Минска. Автор, имя которого дано в сокращении Д. Скры…, отмечает, что в XVI – XVII вв. эта икона была захвачена униатами. Впоследствии она «хранилась в большой тайне у покойного минского археолога Г.Х. Татура, который, как сам говорил некоторым, приобрел ее вместе с музеем древностей от Тышкевичей из Логойска». После смерти Татура, Д. Скры… удалось побывать в древлехранилище покойного и увидеть знаменитую святыню. Об этом он доложил Преосвященному Михаилу, епископу Минскому и Туровскому, который сам лично, вместе с губернатором, ездил в древлехранилище и поручил священнику о. А. Ленскому вести переговоры со вдовой Генриха Татура о передаче иконы. Священник успешно выполнил поручение Владыки и икона была торжественным крестным ходом перенесена в Логойскую церковь.
Источник: https://www.palomnik.by/palomnik/sermons/art-80/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?