Первоначальная одноимённая деревянная церковь построена в 1702 году, разобрана в 1766 году и поставлена на другом месте, сгорела. На её месте в 1843 году возведена новая каменная церковь в стиле классицизма с пристроенной трехъярусной колокольней. Устроены приделы Тихвинской иконы Божией Матери и Трёх Святителей. В 1875 году церкви присвоен статус собора.
С 1922 года собор принадлежал обновленцам. К 1930 году состоял на учете Главнауки как памятник истории и архитектуры. 5 июня 1929 года закрыта приписная деревянная часовня Георгия Победоносца. Собор закрыт 21 ноября 1932 года, передан под культурно-просветительское учреждение.
Разрушен в годы Великой Отечественной войны в результате артобстрелов. Руины разобраны во второй половине 1940-х гг., по другим даным — в 1960-х гг.
Большинство церквей Лодейнопольского уезда строились в XVII-XIX веках, часто на средства купцов и помещиков. Или же деньги собирали всем миром, как и был воздвигнут большой трехпрестольный Петропавловский собор в Лодейном Поле. Прежде на этом месте, недалеко от дворца, где жил Петр I, стояла церковь Петра и Павла (деревянные дворец и церковь были первыми постройками Олонецкой верфи). Строительство каменного собора в стиле русского классицизма по проекту А.П. Брюллова закончили в 1844 году. В деревянном иконостасе главного алтаря собора, украшенного сквозным кружевом, были помещены иконы, писанные в Италии. Левый придел освятили в честь Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Правый – во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В особом киоте стояла чудотворная местночтимая икона Богоматери Тихвинская.
В Лодейном Поле кроме собора Петра и Павла были еще храмы святого благоверного князя Александра Невского, св. Николая Чудотворца при тюремном отделении и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
http://novodev.narod.ru/lodeinoe/lodeinoe.html
От того, что раньше радовало глаз гармонией линий и форм, остались лишь развалины, часть стен. Да еще фундамент, такой надежный и крепкий.
Но нет такой твердыни, которую не могли бы взять большевики. Хотя, глядя на фотографию разрушенного войной собора, невольно задаешься вопросом: а зачем обязательно нужно было «брать»? Ещё не то реставрировали. Защитники же позорной акции уничтожение храма любят поговорить о «высших» хозяйственных и социальных ее мотивах, о трудностях времени…
Взрывали собор долго и упорно. Приглашенные минёры обложили фундамент взрывчаткой, запалили бикфордовы шнуры и выдали такой залп, что содрогнулась вся округа. Вся, только не храм: он как стоял, так и остался стоять. Попытку повторили раз, другой, третий – все без результата. Камень прошлого был не чета нашей сегодняшней кладке, а цементирующий раствор, говорят, в прошлом на куриных яйцах замешивали и тем самым обеспечивали ему невероятно высокие качества.
Может, конечно, дело в этом, а может, в чем-то еще… Но только не хотела земля отрывать от себя святыню; как мать в дитя, вцепилась она в творение рук человеческих. Один местный краевед и экскурсовод, очевидец события, в своих рассказах особо упирал на то, что после очередного взрыва вся махина фундамента с остатками стен якобы поднялась в воздух сантиметров на 70 и затем села на место как ни в чем не бывало. Эффект при этом был подобен малому землетрясению.
Дошло до того, что залпам в городе уже никто не удивлялся. «Опять церковь взрывают», — комментировали горожане, заслышав привычный грохот. В итоге, «объект» взорвали по частям. Обломки вывезли, место заровняли. Чуть поодаль возведена новая церковь – не смогли-таки лодейнопольцы обойтись без «опиума», по крупицам собирают утраченное. А уникального исторического и культового здания в городе больше нет. Урок истории незабываемый.
Источник: книга Ольги Бутановой «Расскажи мне, Свирь»