Ливны. Церковь Воскресения Христова.

Первое упоминание о Никольской церкви в Никольской казачьей слободе содержится в Приправочной книге Ливен 1615 г.: «Церковь Николы Чудотворца да другая церковь Св. Мучеников Флора и Лавра, деревяныя клетки; строенье тех церквей и в церквах образы и свечи, и книги, и колокола, и всякое церковное строенье поповское; а служит у тех церквей поп Антон, двор его у тех церквей на погосте…» В 1618 г. во время нашествия запорожского гетмана П. Конашевича Сагайдачного храмы были сожжены. Впоследствии из них была восстановлена только одна Никольская церковь. В 1659 г. во время большого татарского набега храм уцелел, но татары сумели утащить с собой церковный колокол благовестник. В 1770 г. вместо деревянной здесь построили кирпичную Никольскую церковь.
Строительство на этом месте крупнейшей в городе Воскресенской церкви на средства богатейшего ливенского купца Ф.И. Адамова началось в 1855 г. Возможно, основой для ее проекта послужил один из типовых проектов церквей в «русском» стиле из альбома архитектора К. Тона. 1, 4 и 6 июля 1878 г. храм был освящен епископом Ювеналием. Публикация того времени довольно подробно рассказывает об этом событии: «К освящению главного престола 1 июля строителем Фёдором Ивановичем Адамовым были приглашены орловский губернатор К.Н. Боборыкин и граф Толстой. В конце литургии прихожане освященного храма в знак признательности преподнесли довольно ценную икону, писанную местным художником, изображающую патрона покровителя и его двух братьев.
Ново-Никольский храм построен в «русском» стиле о пяти главах, довольно обширный и светлый, что резко выделяет его из остальных церквей города Ливен. Вся живопись – работа московского художника Колесова. Обращает внимание, как редкое явление, образ Спасителя в рост человека на богемском матовом стекле. Трагизм событий – снятие Спасителя с креста передан художником так натурально и трогательно, что образ этот невольно внушает к себе благоговение. В остальной живописи просвечивает итальянский жанр. По отзыву специалистов, стоимость этого шедевра более 2 тысяч рублей (около 700 рублей стоит лишь богемское стекло). Общего внимания заслуживает иконостас и церковная утварь. Заметно, что Адамов не жалел денег, приобретая такие редкостные вещи, как ковчег главного алтаря, потир и прочие напрестольные вещи. До 35 подсвечников, 2 массивные превосходной работы люстры с рожками в четыре яруса, свечей по 80 в каждой (все это золоченое через огонь), восполняют собой картину церковного благолепия.
Много лет создавалось это грандиозное здание, много оно поглотило собой трудов и капиталов. Давным давно спят могильным сном пионеры этого великого дела, завершить которое пришлось корифею местных капиталистов – купцу Ф.И. Адамову. Он реализовал свой собственный и покойных родителей своих идеалы и осуществил свою и их заветные мечты. К завещанным ему родными капиталам он присово купил немало своих трудов и денег. Большая часть капитала и весь труд всецело были посвящены им на это общеполезное и душеспасительное дело. Это редкий пример благотворительности, подражателей которому не найдешь на целые тысячи верст в окружности. Уста многих полны благодарности строителю храма, и благодарность эта выражалась ему в провозглашении многолетия как в церкви, так и на дому».
По своей ценности Воскресенская церковь являлась второй в городе и уступала по богатству только Казанской. Ее страховая оценка в 1910 г. составила 45 000 рублей. Внутри храма деревянная перегородка отделяла холодную церковь от теплой трапезной. В главном храме помещались три престола, а в трапезной – два. Колокольня Воскресенской церкви, возведенная после 1886 г., достигала в высоту 60 аршин (около 42,6 м) и наряду с колокольней Ново-Скорбященской (Ново-Георгиевской) церкви являлась самым высоким сооружением города. Церковь окружала каменная ограда с железной решеткой и двумя воротами протяженностью 59 сажен (ок. 120 м).
В 30-е годы XX в. Воскресенская церковь была закрыта, а в 1940 г. – снесена. В настоящее время на ее месте располагается сквер на углу улиц Горького (Никольской) и Дзержинской (Почтовой).
Источник: Неделин В.М. «Архитектурные древности Орловщины. Книга 2 (ушедшее)». — Издательство: «Вешние воды», 2009 г., стр. 123-124

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?