Наша серия публикаций о лаковой миниатюрной живописи продолжается! Сегодня мы расскажем вам о литературных сюжетах в этом искусстве. Образы художественной литературы стали той питательной средой, которая помогла бывшим иконописным центрам – Палеху, Мстёре и Холую – найти оригинальные сюжеты для искусства лаковой миниатюры. Мастера Федоскина предпочитали создавать портреты писателей, следуя сложившейся традиции со времен Лукутиных, однако и здесь встречаются живописные реминисценции литературных сочинений.
Творения художников охватывают огромный культурный пласт, начиная от памятников древнерусской литературы, таких как «Слово о полку Игореве» и «Хождение за три моря Афанасия Никитина», и заканчивая произведениями классиков русской и зарубежной литературы: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.А.Крылова, Франсуа Рабле, Сервантеса, Шекспира. Мастера, как правило, выбирают литературного персонажа или сюжет, выделяя его в самостоятельное художественное повествование.
Творчество А.С. Пушкина занимает центральное место в произведениях Палеха, охотно обращаются к нему в Мстёре и Холуе. Сказки Пушкина стали неисчерпаемым источником для вдохновения художников лаковой миниатюры.
Любимыми произведениями Н.В.Гоголя у мастеров стали «Сорочинская ярмарка», «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Ревизор». Замечательно передан испуг городничего в заключительной сцене из «Ревизора» художником В.Н. Самсоновым. Из творчества М.Ю.Лермонтова художники чаще выбирают для росписи поэму «Мцыри», «Бородино», «Песня про купца Калашникова».
До встречи в нашей следующей публикации в рамках проекта, поддержанного Российским фондом культуры «Энциклопедия русской лаковой миниатюры: история, наследие и современность»!
Шкатулка «Ревизор»
В.Н.Самсонов
Федоскино
1952 год
© Всероссийский музей декоративного искусства
#decorativeartmuseum
#damuseum
#коллекция_damuseum
#промыслы_damuseum
#лаки_damuseum
#российскийфондкультуры