После революции 1917 года в Москве начали как грибы после дождя появляться литературные кафе. Первое такое заведение в декабре 1917-го открыли футуристы в помещении бывшей прачечной Севастьянова, на углу Тверской улицы и Настасьинского переулка. Главным спонсором проекта выступил сын знаменитого булочника Филиппова, большой поклонник Василия Каменского. Художественным оформлением занимались Каменский, Давид Бурлюк, Георгий Якулов и племянница поэта Владислава Ходасевича Валентина Ходасевич. На фото — как раз это кафе.
Поэт Сергей Спасский описывал получившиеся интерьеры: «Земляной пол усыпан опилками… Столы покрыты серыми кустарными скатертями. Вместо стульев низкорослые табуретки. Стены вымазаны черной краской. Бесцеремонная кисть Бурлюка развела на них беспощадную живопись. Распухшие женские торсы, глаза, не принадлежащие никому. Многоногие лошадиные крупы. Зеленые, желтые, красные полосы. Изгибались бессмысленные надписи, осыпаясь с потолка вокруг заделанных ставнями окон. Строчки, выломанные из стихов, превращенные в грозные лозунги: „Доите изнуренных жаб“, „К черту вас, комолые и утюги“».
«Свадебным генералом» заведения стал Маяковский. Именно он задавал тон «Кафе поэтов». Тон был под стать интерьерам. Тот же Спасский писал: «Уже столики окружились людьми, когда резко вошел Маяковский. Перекинулся словами с кассиршей и быстро направился внутрь. Белая рубашка, серый пиджак, на затылок оттянута кепка. Короткими кивками он здоровался с присутствующими. Двигался решительно и упруго. Едва успел я окликнуть его, как он подхватил меня на руки. Донес меня до эстрады и швырнул на некрашеный пол. И тотчас объявил фамилию и что я прочитаю стихи».
Впрочем, уже в апреле 1918 года заведение закрыли.
Затем «Ассоциация вольнодумцев» под предводительством имажинистов Сергея Есенина и Анатолия Мариенгофа открыла «Стойло Пегаса». Помещение это описал Алексей Толстой в сатирическом романе «Похождения Невзорова, или Ибикус». Кроме того были: «Литературный особняк», кафе-кабаре «Питтереску», «Красный петух» и другие.
Особую славу завоевало кафе «Домино» на Тверской улице. Его организовал только что созданный тогда Союз поэтов (СОПО). Это заведение особенно нравилось молодежи:
«Можно славно развлекаться
В доме номер восемнадцать».
В кафе было два зала и отдельный «кабинет» для членов правления СОПО. Столики в кафе были покрыты яркой оранжевой бумагой под стеклом. Отдыхавшие здесь художники клали под стекло свои рисунки, шаржи, карикатуры, а поэты – новые стихи. Это были своеобразные импровизированные и постоянно обновляющиеся выставки.
Стены «Домино» художник Юрий Анненков расписал геометрическими фигурами, они пестрели цитатами из стихов. На одной из стен висела пустая птичья клетка и черные штаны председателя СОПО Василия Каменского. Во втором зале была устроена сцена, а на ней деревянная вышка, на которую забирались поэты, читавшие свои стихи.
Наркомпрос выдал СОПО специальную охранную грамоту для защиты от посягательств на помещение других бесчисленных литературных объединений, товариществ и союзов. В этой грамоте говорилось, что «Эстрада-столовая «Домино» преследует исключительно культурно-просветительные цели и является организацией, в которую входят все выдающиеся современные русские поэты».
В литературных же кругах кафе «Домино» называли просто «Сопелка» (по созвучию с СОПО). В «Сопелке» часто бывали: Велимир Хлебников, Сергей Есенин, Андрей Белый, Борис Пастернак, Всеволод Мейерхольд, Владимир Маяковский, Евгений Габрилович.
#МосковскиеЗаписки